Category: политика

Category was added automatically. Read all entries about "политика".

Перестройка

Литва - первый шаг к суверенитету.

32 года назад - с 17 по 18 ноября 1988 года в Вильнюсе прошла 10 сессия одиннадцатого созыва Верховного совета Литовской ССР.

Депутаты приняли Указы о присвоении литовскому языку статуса государственного, о национальном (желто-зелено-красном) флаге и гимне. Но большинство депутатов ВС отказалось принять поправку к 70 статье Конституции Литовской ССР, которая объявляла верховенство республиканских законов над союзными.

Солидарного голосования прибалтийских республик за суверенитет не получилось. Свой суверенитет за день до этого - 16 ноября 1988 года провозгласила только Эстонская ССР.

Этот момент стал отправной точкой открытого конфликта "Саюдиса" и литовской компартии.

=====================

Союз можно было сохранить
Анатолий Черняев
https://document.wikireading.ru/80785

====================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

====================



Перестройка

Как Бориса Ельцина сняли с поста московского градоначальника.

33 года назад - 11 ноября 1987 года - пленум МГК КПСС удовлетворил прошение Бориса Ельцина об уходе с поста руководителя московской парторганизации.

Отрывок из моей статьи "Бунт, которого не было":

Может быть, Горбачев надеялся на более снисходительное отношение мос­ковских коммунистов к своему патрону, который хоть и забежал немного вперёд, но все же по пути, намеченному архитектором перестройки. Однако на состоявшемся 11 ноября Пленуме МГК повторилось словесное избиение поверженного кумира. Несмотря на робкие призывы "говорить вовремя" о недостатках руководителей, а не " становиться смелыми задним числом", в целом обвинения в адрес опального шефа были более агрессивными, чем на общесоюзном партийном форуме. Но в то же время они обрисовывали и те характерные черты в поведении Ельцина, кото­рые сполна проявились и в его деятельности на посту президента России.

Ю.А.Прокофьев (секретарь исполкома Моссовета): Для вас характерно все время состояние борьбы. Вы все время купаетесь в борьбе, напоре и натиске, все время кого-то разоблачаете, и тогда вы на коне перед обывателями...
Я был свидетелем его встречи с обществом " Память". Что из себя представля­ет это общество, вы знаете. Их пригласили в Моссовет и перед ними выступал товарищ Ельцин. И одну позицию за другую сдавал. Это кому? Кликушам и черносотенцами!

Ф.Ф. Козарев-Даль (председатель Московского агропрома): Усиливался админи­стративно-бюрократический стиль руководства. Товарищем Ельциным узурпировалось руководство городской партийной организации, начали проявляться элементы бонапар­тизма, полностью деформировалась кадровая политика.

В.А. Жаров (заместитель председателя исполкома Моссовета): завтра мы навер­няка услышим политические спекуляции из-за рубежа и от собственных обывателей о кризисе перестройки и увидим людей, кто попытается сделать из Бориса Николаевича Иисуса Христа, который за свою страшно революционную приверженность социально­му обновлению и демократии пострадал.
(Прямо как в воду смотрел. Небольшое отступление из личных воспоминаний. В 1989 году на одном из демократических митингов, после пламенного выступления Бори­са Ельцина, когда он покидал собравшихся, среди общего оживления раздался крик сожаления "Куда же ты, Иисус"? Над толпой повисла гробовая тишина.)

Последнее слово самого "виновника торжества" напоминало покаяние в духе Каменева и Зиновьева.
Ельцин: "Я честное партийное слово даю, конечно, никаких умыслов я не имел, и политической направленности в моем выступлении не было...
Начиная примерно с начала этого года, я стал замечать, что у меня получается плохо. Легче было давать обещания и разрабатывать комплексные программы, чем за­тем их реализовывать. Это, во-первых. И, во-вторых, именно в этот период, то есть в последнее время, сработало одно из главных моих личных качеств - это амбиция, о чём сегодня говорили. Я пытался с ней бороться, но, к сожалению безуспешно...
Мне было сегодня особенно тяжело слушать тех товарищей по партии, с которыми я работал два года, очень конкретную критику, и я бы сказал, что ничего опровергнуть из этого не могу...
Я потерял как коммунист политическое лицо руководителя. Я очень виновен перед Мос­ковской партийной организацией, очень виновен перед горкомом партии, перед вами, конечно, перед бюро и, конечно, я очень виновен лично перед Михаилом Сергеевичем Горбачевым, авторитет которого так высок в нашей организации, в нашей стране и во всём мире".

Полный текст стенограммы тут:
Часть 1: https://ed-glezin.livejournal.com/871241.html
Часть 2: https://ed-glezin.livejournal.com/871447.html

=============

Из моего исторического расследования (основанного на недавно рассекреченных архивных документах) вы узнаете, что:

1) Отставка Ельцина была сугубо добровольной.

2) Сама отставка явилась следствием его банальной неспособности сработаться с Егором Лигачевым, а не бунтарского заступничества за беды народные.

3) Никаких кадровых решений в отношении Ельцина на октябрьском Пленуме принято не было.

4) Речь Ельцина, распространявшаяся в виде листовок, не имеет ничего общего с его реальным выступлением на Пленуме.

5) После октябрьского Пленума Ельцин оставался членом ЦК КПСС, занимал номенклатурные должности министра (без портфеля) и заместителя председателя Госстроя СССР. При этом за Ельциным оставались все причитающееся его высоким постам привилегии.

Эдуард Глезин,
кандидат исторических наук.

Бунт, которого не было

Исторический миф — вещь исключительно живучая, хотя он и является продуктом элементарного незнания или искажения фактов. Один из таких мифов — о пострадавшем за правду Ельцине. Те, кто хоть немного знаком с биографией Бориса Ельцина, или просто пережил 1987 год в сознательном возрасте, конечно же помнят Октябрьский пленум ЦК КПСС. Большинство до сих пор думает, что на этом партийном форуме Ельцин выступил с поистине бунтарской речью, в которой в пух и прах разнес политику Горбачева и предложил свою программу реформ. За это его на этом же пленуме якобы лишили всех постов и привилегий, превратив в изгоя. На самом же деле все было не совсем так. Точнее, совсем не так.
Но обо всем по порядку…

Глава 1 : "Взаимодействие противоположностей".
https://ed-glezin.livejournal.com/867539.html

Глава 2 : "Разрыв".
https://ed-glezin.livejournal.com/867620.html

Глава 3 : "И видел я, как становится взлётом паденье".
https://ed-glezin.livejournal.com/867911.html

====================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

======================




Перестройка

Как Грузия перестала быть советской и социалистической.

Ровно 30 лет назад - 14 ноября 1990 года - во Дворце съездов Верховного Совета Грузии приступила к работе первая Сессия Верховного Совета республики первого созыва. Тайным голосованием председателем Верховного Совета Грузии был избран бывший диссидент Звиад Гамсахурдиа. В тот же день был принят закон «Об объявлении переходного периода в республике Грузия».

Были утверждены также законы республики Грузия об изменении наименования Грузинской республики, о государственном гербе республики, а также о государственном знамени и государственном гимне республики Грузия, началась разработка новой конституции.

Путь Грузии к реальной независимости начался по итогам состоявшихся 28 октября 1990 года выборов депутатов Верховного Совета Грузии. Большинство избирателей проголосовало за блок «Круглый стол – Свободная Грузия». Впервые в истории семидесятилетнего коммунистического правления к власти пришло законное, избранное демократическим путем правительство.

======================

Закон Республики Грузия от 14.11.1990
Об объявлении переходного периода в Республике Грузия


Верховный Совет Республики Грузия, объявляя переходный период в Республике Грузия, в течение которого должны быть подготовлены основы восстановления государственной независимости Грузии, постановляет:

Внести в Конституцию (Основной Закон) Грузинской ССР следующие изменения:

I. 1. Сформулировать преамбулу в следующей редакции: Государственность Грузии, берущая свое начало из глубины веков, была утрачена ею в начале XIX века вследствие вмешательства посторонней силы.

Грузинский народ никогда не мирился с утратой государственности.

В 1917 году была свергнута Российская империя, что дало грузинскому народу возможность провозглашением 26 мая 1918 года Акта о независимости восстановить государственность, упраздненную российским самодержавием более века назад.

Грузинская нация осуществила свою волю 12 марта 1919 года, когда на первом заседании учредительного собрания признала и подтвердила перед страной и историей акт полученной ранее независимости, а затем, 21 февраля 1921 года, приняла Конституцию Грузии.

В феврале-марте 1921 года Советская Россия, грубо нарушив Мирный договор от 7 мая 1920 года, путем вооруженной агрессии оккупировала Грузию, что в дальнейшем привело к фактической ее аннексии.

Весь период принудительного нахождения Грузии в составе Советского. Союза отмечен кровавым террором и репрессиями (особенно в 1924, 1936-1938, 1949-1951, 1956 годах), последним проявлением чего была трагедия 9 апреля 1989 года. Это событие подняло на качественно новый уровень национально-освободительное движение в Грузии.

Один из важнейших этапов национально-освободительного движения завершился 28 октября 1990 года, когда в многопартийных, демократических выборах Верховного Совета Грузии победили национальные силы. Тем самым начался переломный период, который должен увенчаться восстановлением полной государственной независимости Грузии.

До выработки новой Конституции существующая Конституция Грузии с соответствующими изменениями и дополнениями будет действовать в соответствии с требованиями переходного периода как временный Основной Закон Республики Грузия.

Переходный период - важнейший этап национально-освободительного движения, за это время должны быть подготовлены реальные основы восстановления полной государственной независимости Грузил.

2. Слова "Грузинская Советская Социалистическая Республика", "Грузинская ССР" в наименовании и тексте Конституции заменить

соответственно словами "Республика Грузия".

3. Исключить из наименования главы 4, из статей 1, 4, 60, 64 слово "социалистический", а в статьях 37, 43 и 59 - заменить его словом "государственный".

4. Исключить из статей 4, 35, 37 и 60 слово "советские".

5. Исключить из статей 4, 35, 37 и 57 слова "Конституция СССР".

6. а) исключить из статьи 6 слова "...Коммунистическая партия, другие...",

б) из статьи 25 - "...служит коммунистическому воспитанию молодежи...",

в) из статьи 36 - "...революционной и...",

г) из статьи 45 - "...в соответствии с целями коммунистического строительства",

д) из статьи 57 - "...уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина",

е) из статьи 62 - "...Советского многонационального государства...".

7. а) наименование главы 7 Конституции изложить в следующей редакции: "Положение Республики Грузия в составе СССР";

б) статью 68 изложить в следующей редакции: "Республика Грузия - наследница суверенной Демократической Республики Грузии. Она насильственно введена в состав Союза ССР. Исходя из этой реальности, Республика Грузия вынуждена в течение переходного периода обеспечивать за Союзом ССР в лице его высших органов государственной власти и управления права,

определенные статьей 73 Конституции СССР, за исключением компетенции, определенной пунктами 3, 4 и 11 настоящей статьи.

За вышеуказанными пределами Республика Грузия самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории";

в) статью 77 изложить в следующей редакции:

"На территории Республики Грузия действуют законы Республики Грузия и законы Союза ССР, Верховный Совет Республики Грузия приостанавливает действие законов и подзаконных актов Союза ССР на территории Республики Грузия, если они противоречат законам и интересам Республики Грузия. В случае расхождений между Законом Республики Грузия и Законом Союза ССР на территории Республики Грузия действует Закон Республики Грузия".

г) статью 180 изложить в следующей редакции: "Государственный герб Республики Грузия представляет собой национальную орнаментированную семиконечную звезду; золотистый орнамент звезды окружен черной каймой. Пространство между краями -кизилового цвета.

В центре звезды помещается круглый грузинский щит с полем кизилового цвета, на котором изображен Тетри Гиорги на белом коне с золотыми копытами. В правой руке он держит изготовленное к бою золотое копье с серебряным наконечником, а в левой - щит с золотой полоской.

На Тетри Гиорги надеты алые шаровары и обувь золотистого цвета. На нем броня голубого цвета в серебристую клетку и белая накидка. Из-под брони видна рубаха коричневого цвета.

Под седлом коня Тетри Гиорги - тигровая шкура, седло - золотое, уздечка - серебряная.

Над головой Тетри Гиорги сияет восьмиконечная серебристая звезда; справа от звезды - серебристая луна, а с левой - золотистое солнце. Вдоль луны и солнца расположены по две восьмиконечные звезды.

Под конем изображение горной вершины";"

д) статью 181 изложить в следующей редакции: "Государственный и национальный флаг Грузии представляет собой ткань кизилового цвета прямоугольной формы, на которой со стороны древка, в верхнем углу, - черная (сверху) и белая (снизу) полоски.

Соотношение ширины флага с его длиной -3:5, ширина каждой полоски (черной и белой) равна 1/5 флага, а длина - 2/5 длины флага";

е) статью 182 изложить в следующей редакции: "Государственный гимн Республики Грузия утверждает Верховный Совет Грузии".

8. Исключить из Конституции статьи 3, 9, 14, 15, 16, 20, 23, 29, 30 и 61 целиком, а также части вторые статей 8 и 34 и второе предложение статьи 58.

9. Статью 28 Конституции Республики Грузия изложить в следующей редакции:

Статья 28.

"Во внешнеполитической деятельности Республика Грузия руководствуется принципами международного права и законодательством Республики Грузия.

В Республике Грузия пропаганда войны запрещена".

II. Настоящий Закон вступает в силу с момента принятия.

Председатель Верховного Совета Республики Грузия З. Гамсахурдиа
Тбилиси. 14 ноября 1990 г.


Распад СССР - Как ушла Грузия
https://ed-glezin.livejournal.com/414729.html

"СССР. Хроника распада".
http://www.gorby.ru/cccp/

=================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=================



























Перестройка

Ельцин в 1988 году: « Я никогда не был в оппозиции к Горбачеву».

12 ноября 1988 года Борис Ельцин выступил в Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ.

Будущий лидер оппозиции фактически рассказал краткий курс своей будущей политической биографии: "Конечно, нельзя так сказать только по одним выступлениям о человеке су­дить. Послушаем на трибуне кого-то: "Ох, как это здорово! Давай его двинем. Двинули, а работать он не может". [РГАНИ Ф.89, оп.20, д.11, л.7]

Там же Ельцин признался: "Я никогда не был в оппозиции к Горбачеву. Мало того, я его, конечно, поддерживаю, его инициативу и начинания. Я скажу, что это лидер партии и единомышленник". [РГАНИ Ф.89, оп.20, д.11, л.4]

https://yeltsin.ru/news/boris-elcin-segodnya-vse-voprosy-dolzhny-byt-pryamye/

стенограмма встречи тут: https://yeltsin.ru/uploads/upload/2015/03/04/f6_o1_d004_005.pdf

Виктор Мироненко:

Мимо этого поста мне трудно пройти. С ним у меня связаны обстоятельства полного прозрения в отношении этого человека. А дело было так. Мне, тогда первому секретарю ЦК ВЛКСМ, позвонил ректор Высшей комсомольской школы и явно волнуясь сообщил о том, что вчера в ВКШ состоялась встреча с Борисом Ельциным.

Я сказал ему, что они правильно сделали, пригласив его, как и любого другого из политиков, пусть студенты знакомятся со всеми и сами делают выводы. Ректор, тогда им был, если я не ошибаюсь, покойный Геннадий Головачев, умный и светлый во всех отношениях человек, сказал, что он знает мою позицию, но переживает потому, что Ельцин очень нехорошо отозвался обо мне. И рассказал, как было дело.

Организация ответов на вопросы была хорошо продумана. В зале было несколько человек, которых в лицо знал ведущий, им, по-моему, был Полторанин, у каждого был заранее заготовленный вопрос, а у Ельцина на каждый вопрос заготовленный ответ.

Один из вопросов, который задал, как мне сказал ректор, человек не из ВКШ, которого он не знал, прочитал вопрос: "Как вы относитель к первому секретарю ЦК ВЛКСМ?" Ельцин нашел соответствующую бумажку и прочитал: "Учитывая то, что, не зная меня, он выступил на октябрьском пленуме ЦК КПСС и изрядно облил меня грязью, я его никак характеризовать не буду".

Я успокоил ректора и попросил не придавать этому особого значения. Но, на самом деле, я был удивлен и неприятно поражен такой характеристикой и вот почему. После моего, действительно, критичного по отношению к нему и тому, что он тогда наговорил, выступления мы с Ельциным пересеклись в кулуарах президиума торжественного заседания по случаю 70-летия революции в Кремле. Он остановил меня и долго благодарил за то, что я не стал его травить, а выступил объективно и он мне за это очень благодарен.

Спустя какое-то время после разговора с ректором, мне довелось участвовать на заседании правительства в Кремле вместе с тогда уже председателем Госстроя Ельциным. Наши пути пересеклись в коридоре возле туалета, из которого я вышел. Коридор там был узкий, не разойтись. Ельцин, увидев меня, расплылся в улыбке: "Здравствуй, Виктор. Рад тебя видеть" и протянул мне руку. Я ему руки не протянул, он это заметил и спросил в чём дело. Я сказал: "Борис Николаевич, прежде, чем дать вам руку, я хотел бы узнать, когда вы говорили правду о моем выступлении на пленуме ЦК: тогда сразу на торжественном собрании или потом в ВКШ". По выражению его лица, я понял, что он не помнит ни того, ни другого. "А что я сказал в ВКШ?", - спросил он меня. Я процитировал ему его ответ дословно. Он смутился, но сказал: "Ну, ты придаешь значение таким мелочам!". Я ответил: "Возможно, для вас это и мелочи, а для меня, принимая во внимание где вы это сказали, это очень серьезно. Так что, пока вы также публично, как вы это сделали там, не извинитесь, я вам руки не подам". Он не извинился. Так закончилось наше с ним общение. Тогда он для меня умер.

=====

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

======










Перестройка

Горбачев: С победой Джо Байдена появилась возможность продления Договора об СНВ

С победой на выборах президента США Джо Байдена появилась возможность продления на пять лет Договора об СНВ. Об этом Интерфаксу заявил экс-президент СССР Михаил Горбачев. По его мнению, Байден по вопросам этого договора пойдет по разумному пути. Горбачев назвал Байдена «стоящим человеком», пояснив, что сделал такой вывод на основе личных впечатлений от встреч с американским политиком.

Михаил Горбачев рассказал, что в марте 2009 года присутствовал на встрече с вице-президентом Байденом. Он и президент Барак Обама на тот момент только приступили к своим обязанностям.

— Наш разговор с ним был серьезным и широким по охвату тем. Прежде всего, конечно, обсуждали российско-американские отношения. Затем к разговору присоединился президент. Надо сказать, что кое-что тогда удалось сделать. В частности, подписать договор СНВ-3. Сейчас другая ситуация, — уточнил политик.

«Надо восстанавливать доверие между нашими странами. И я надеюсь, что избранный президент понимает важность этого, и думаю, что российское руководство готово к серьезному диалогу», - заявил Горбачев, говоря о перспективах российско-американских отношений при новом президенте США.

==============

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===========



М.С. Горбачев, Барак Обама, Дж. Байден. Встреча в Белом доме. Вашингтон, США. 23 марта 2009 г.

Джо Байден в Кремле. 1988 год.

https://youtu.be/B4XElh8JwXQ

========


Перестройка

Встреча Михаила Горбачева с представителями «Комитета солдатских матерей».

Всю советскую историю была засекречена статистика потерь в невоюющей армии, проблема дедовщины замалчивалась. И вот 30 лет назад - 1 ноября 1990 года - состоялась неслыханная доселе встреча президента СССР Михаила Горбачева с представителями «Комитета солдатских матерей».

Вот как об этом писали «Известия»:

1 ноября президент СССР Михаил Горбачев пригласил в Кремль группу солдатских матерей и отцов, потерявших своих сыновей в мирное время. В зал, где проходила эта встреча, пришли женщины с фотографиями своих детей. Под траурными рамками - краткая биография детей: школа, ПТУ, техникум, институт, армия…

Перед открытием заседания Михаил Горбачев предложил почтить минутой молчания память погибших. "Это трудное время для всех нас, - сказал М. С. Горбачев. - Ушли ребята, для которых всё только начиналось в этой жизни. Мне непросто вести этот разговор. Я понимаю ваше горе. Но ничто не восполнит ваши утраты. Этим потерям не может быть никакого оправдания: ни по человеческим, ни по правовым законам».

На встрече прозвучало много речей солдатских матерей и отцов, в каждой из них - трагическая история сына, просьбы к президенту, пожелания.

В зале присутствовали руководители ГлавПУРа Вооруженных Сил СССР, Председатель Совета Союза И. Д. Лаптев, члены президентского Совета Е. М. Примаков, В. А. Ярин, секретарь ЦК КПСС О. Д. Бакланов. Там также были представители Прокуратуры СССР и военной прокуратуры. Общее мнение присутствующих сводилось к тому, что реформа в Вооруженных силах призвана повысить дисциплину в армии. Обстановку нужно взять в руки.

Ни один несчастный случай, а тем более гибель молодого военнослужащего, не должен остаться без самого тщательного расследования. И ни один из виновных не должен уйти от ответственности.

Президент СССР поручил создать специальную президентскую комиссию по расследованию фактов гибели военнослужащих в мирное время.

М.С. Горбачев заявил, что в ближайшее время будет принят Указ Президента СССР, который предусматривает срочные меры по всем вопросам, поднятым на совещании. Поручения будут даны Совету Министров СССР, Министерству обороны, Министерству юстиции и Прокуратуре СССР.

«Известия» 2 ноября 1990 года.


Уже 15 ноября 1990 года Горбачёв издал Указ "О реализации предложений Комитета солдатских матерей". Была организована специальная комиссия по расследованию гибели и травматизма в армии.

=================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===============
















Приняв делегацию солдатских мате­ рей и отцов, Президент СССР сказал, что ему «непросто вести этот разго­ вор»...
В начале сентября в Москве прохо­ дил Всесоюзный съезд родителей сол­ дат и матросов. Этот съезд, которому предшествовал, если не ошибаюсь, год напряженной работы по расследованию армейских преступлений против жизни и достоинства военнослужащих, предал гласности то, о чем мы знали или дога­ дывались давно: в непобедимой армии творятся ужасные вещи. Фактически там идет перманентная война... жесто­ кая «стрельба по живым мишеням», смысл которой не может быть ясен, а задачи подобных учений поддаются анализу только в том случае, если предположить, что наша армия не только кузница отличников боевой и политической подготовки.
Одна из солдатских матерей вырази­ лась на этот счет предельно просто и предельно жестко:
— Они уничтожают в нашей стране мужчин!
Документы, предъявленные на съез­ де, просто вопиют. Это избиения, наси­ лие, садизм, доведение до самоубий­ ства и психического расстройства; это вынужденные бесчеловечным обраще­ нием побеги и факты исчезновения без вести... Сейчас мы готовы сказать: мы все это знали.
Мы знали, о чем матери страны за­ являют в своих обращениях Верховно­ му Совету, Президенту. Знали, что в ар­ мии бьют. Что плохо кормят. Что не лечат заболевших, не оберегают сла­ бых, не щадят ранимых, не останавли­ вают агрессивных.
Для полноты картины нам, то есть обществу, не хватало пустяка — ощу­ щения, что это происходит с твоим сы­ ном.
Матери не слепы.
В общем, история открытия армей­ ской темы неоригинальна. Это история многолетнего странного оцепенения, именно напоминающего заклятие злых духов: то, о чем, кажется, все знают, не коснется лично тебя, твоего ребенка, твоей семьи. Я не думаю, что воспева­ ние армии как «кузницы кадров» на­ стоящих советских парней влияло на сонное бездействие народа. Хотя есть смысл проследить, как действует пара­ литический яд пропаганды, над которой посмеиваются, как постепенно люди привыкают недовидеть, недопони­ мать... Армия — это. может быть, самый простой пример.
Оцепенение перед тем, что происхо­ дит в армии, было того же характера, что и оцепенение перед социализмом вообще. Мы знали: это наша родина. Кроме того, мы очень любили парады. «Когда подразделение строем проходит перед трибуной, душа наполняется чув­ ством монолитности нашей непобеди­ мой великой армии». Это не школьное сочинение. Это позднее признание мо­ лодого человека, воспитанного армией, ею посланного воевать, по ее вине сде­ лавшегося убийцей, военным преступ­ ником.
Слишком долго человеку внушали, что он и есть государство, постепенно и прочно отнимая у него право, умение, волю и потребность противостоять го­ сударству, когда оно не право и не справедливо.
Президент СССР поручил создать специальную президентскую комиссию по расследованию фактов гибели воен­ нослужащих в мирное время.














Перестройка

Визит М. С. Горбачева во Францию, 28-29 октября 1990 г.

30 лет назад - с 28 по 29 октября 1990 года - состоялся рабочий визит президента СССР М.С.Горбачева во Францию.

В ходе переговоров были рассмотрены отношения между двумя странами в контексте главных международных проблем современности. Переговоры закончились подписанием Договора о согласии и сотрудничестве между СССР и Французской Республикой, который представляет собой документ нового типа, отвечающий критериям новой эпохи в мировом развитии. Позиции двух президентов были изложены ими на совместной пресс-конференции. «Господин Франсуа Миттеран назвал темы, которым мы посвятили наши беседы, - сказал М.С.Горбачев. Я бы сказал, подтверждая его информацию: да, на первом месте у нас - вопрос или проблема нынешнего времени, глобальных перемен, которые предъявили очень высокие требования к мировой политике и к политикам. Какой это вопрос? Благодаря нынешнему поколению политиков, которые смогли выразить настроения народов, мы выходим из эпохи» «холодной войны», вступаем в новую фазу. Как мы надеемся, это будет фаза эффективного мирного сотрудничества. Но на этих же политиков ложится ответственность, особенно на начальном этапе, удержать новые процессы, которые сразу, как вы видите, подверглись очень серьезным испытаниям. Об этом у нас и шел разговор».

Отвечая на вопрос в связи с ситуацией в Персидском заливе, М.С.Горбачев сказал: «Мы не можем допустить, не должны дать никакого повода Ираку, режиму президента Хусейна думать и надеяться на какой-то разлад между теми, кто принимал эти резолюции.(Совета Безопасности ООН), на ослабление позиций. Нет. Мы уверены, что все эти решения были правильны, продиктованы высокой ответственностью и заботой о мире». Далее М.С.Горбачев резко осудил захват Ираком за-ложников и потребовал их освобождения. Отвечая на следующий вопрос о том, насколько можно надеяться на политическое решение конфликта в Заливе, М.С.Горбачев сказал: «Думаю, что хотя американские войска, войска других стран находятся в районе Персидского залива и в Саудовской Аравии, речь тем не менее идет о политическом решении. По-моему, для всех нас неприемлем вариант военного решения проблемы. Но пусть президент Хусейн не спекулирует этим... Вы спрашиваете, что показала миссия Примакова? Прежде всего это - не какая-то самостоятельная ветвь процесса. Больше того - не противоположная, а органичная часть наших общих усилий... Беседы Примакова показывают, что позиция президента Ирака уже не та, что некоторое время назад. В Багдаде, похоже, начали размышлять. Мне думается, чем быстрее президент Ирака поймет и пойдет навстречу обращениям прежде всего со стороны арабских стран и Совета Безопасности ООН, тем быстрее и именно на политических подходах будет развязан этот опасный узел».

Отвечая на вопрос о том, что он думает о появляющихся в западной печати теме о «непопулярности» поездок Президента СССР за рубеж, М.С.Горбачев сказал: «Мне известны подобные суждения представителей некоторых политических кругов в Советском Союзе. Считаю, что это спекулятивная постановка. Хотя она отражает политическую борьбу, и политические процессы, которые происходят сейчас у нас. Но в народе нашем, как и в мировом сообществе, воздается должное всему, что уже сделано за последние годы в рамках реализации курса на перестройку, нового мышления, оздоровления международных отношений... Словом, я убежден: мы проводим тот курс, который отвечает коренным, самым главным интересам нашего народа и народов других стран. И всякие спекуляции, откуда бы они ни исходили, для меня не имеют значения. Я твердо стою на тех позициях, на которые встал, и никому не удастся меня с них сбить». (Вестник МИД СССР, 1990, № 22, стр. 24-31).

В ходе визита был заключен Договор о согласии и сотрудничестве между СССР и Французской Республикой, подписанный М.С.Горбачевым, Э.А.Шеварднадзе, Ф.Миттераном, М.Рокаром и Р.Дюма.

В договоре отмечается, что два государства, «убежденные в необходимости сближения между государствами на основе общечеловеческих ценностей, свободы, демократии, справедливости и солидарности; стремясь путем их взаимодействия и в сотрудничестве с другими государствами обеспечить человечеству период мира и процветания; сознавая свою особую ответственность как постоянных членов Совета Безопасности ООН. в деле поддержания международного мира и безопасности; верные Уставу ООН и подтверждая обязательства, взятые ими в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе; принимая во внимание полномочия европейских сообществ и перспективы трансформации этих сообществ в политический союз, равно как и преобразования, происходящие в Советском Союзе, решили придать проводимой ими политике новое качество и в этих целях договорились о нижеследующем... Далее следует статья Первая, гласящая: «СССР и Французская республика рассматривают друг друга как дружественные государства и основывают свои отношения на доверии, солидарности и сотрудничества». Первый раздел Договора озаглавлен «Европа», второй - «Международная безопасность и сотрудничество», третий - «Разоружение», четвертый - «Двустороннее сотрудничество», пятый - «Культурное сотрудничество», шестой - «Другие области сотрудничества». (Вестник МИД СССР, 1990, № 22, стр. 31-36).

=====

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

========




























Перестройка

Как Туркмения провозгласила независимость.

27 октября 1991 — по итогам референдума Верховный Совет Туркменской ССР принял Декларацию о независимости, утвердил новое название республики: Туркменистан.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
ТУРКМЕНИСТАНА
О НЕЗАВИСИМОСТИ И ОСНОВАХ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
ТУРКМЕНИСТАНА

Верховный Совет Туркменистана, реализуя волю народа, выраженную им в ходе референдума 26 октября 1991 года, Декларацию о государственном суверенитете Туркменской Советской Социалистической Республики, постановляет:

1. Провозгласить в границах территории Туркменской ССР независимое демократическое государство – Туркменистан.
Независимость Туркменистана провозглашается во имя высших целей – обретения туркменским народом подлинной национальной государственности, обеспечения каждому человеку независимо от различий в национальном, расовом, социальном происхождении и вероисповедания прав и свобод, предусмотренных Конституцией Туркменистана, Всеобщей декларацией прав человека и другими нормами международного права, построения гуманного демократического общества, в котором верховенствует закон.
2. Форма государственного устройства Туркменистана – республика, в которой носителем государственной власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через народное голосование (референдум) и через систему представительных органов.
3. На всей территории Туркменистана устанавливается верховенство Конституции и законов Туркменистана.
Впредь до урегулирования межгосударственных отношений и завершения законодательной реформы в правоотношениях, не регламентированных Конституцией и законами Туркменистана, сохраняют действия Конституция и законы СССР.
4. Территория Туркменистана в сложившихся границах неприкосновенна и неделима.
5. Государственная власть в Туркменистане осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
6. Верховный Совет Туркменистана в соответствии с Конституцией Туркменистана осуществляет законодательную власть.
7. Высшим должностным лицом Туркменистана является Президент Туркменистана – глава государства. Президент Туркменистана возглавляет исполнительную власть.
8. Суды Туркменистана независимы и подчиняются только закону.
9. На территории Туркменистана устанавливается гражданство Туркменистана. Условия и порядок приобретения и утраты гражданства Туркменистана, взаимоотношения по вопросам гражданства с другими государствами регулируются Конституцией и законами Туркменистана. Граждане Туркменистана за его пределами находятся под защитой и покровительством Туркменистана.
Гражданам иностранных государств, лицам без гражданства на территории Туркменистана гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией и законами Туркменистана, межгосударственными соглашениями, нормами международного права.
10. Земля, ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Туркменистана и морской экономической зоны, являются национальным достоянием и собственностью народа и служат материальной основой независимости Туркменистана.
Туркменистан имеет свою долю в общесоюзной собственности, алмазном, валютном фондах и золотом запасе СССР.
11. Туркменистан осуществляет переход к рыночным отношениям в экономике. Право собственности в любых его формах признается и в одинаковой мере защищается государством.
12. Туркменистан самостоятельно определяет свою финансовую политику и денежную систему, организует государственные банковские органы.
13. Туркменистан признает независимость республик, входивших в Союз ССР, неизменность сложившихся границ между ними, неприкосновенность и неделимость их территорий.
14. Туркменистан в качестве независимого государства – равноправного члена мирового сообщества самостоятельно формирует и реализует свою внешнюю политику, непосредственно входит в Организацию Объединенных Наций и другие международные организации, осуществляет дипломатические, консульские, торговые и иные связи, обменивается полномочными представительствами, заключает международные договоры.
15. Туркменистан самостоятельно определяет свою военную политику, обеспечивает территориальную целостность и защиту независимости, создает вооруженные формирования.
Туркменистан объявляет свою территорию свободной от ядерного, химического, бактериологического и других видов оружия массового поражения.
16. Туркменистан проявляет заботу о национально-культурном возрождении туркменского народа, национального самосознания, народных традиций, обеспечивает функционирование туркменского языка как государственного.
Туркменистан гарантирует представителям всех наций и народностей, проживающим на территории республики, право их свободного национально-культурного развития.
17. Туркменистан имеет свои государственные символы: флаг, герб, гимн.
18. Установить, что Конституция и законы Туркменской ССР действуют до принятия новой Конституции и законов Туркменистана в части, не противоречащей настоящему Конституционному закону.
19. Объявить всенародный праздник – День независимости Туркменистана, который отмечать ежегодно 27 октября, установив этот день нерабочим.
20. Настоящий Конституционный закон вступает в силу с момента его принятия.

г. Ашхабад, 27 октября 1991 г.

Распад СССР - Как ушла Туркмения
https://ed-glezin.livejournal.com/420364.html

СССР - ХРОНИКА РАСПАДА. (СПЕЦПРОЕКТ ГОРБАЧЕВ - ФОНДА )
http://www.gorby.ru/cccp/

============

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==============












Перестройка

Визит Михаила Горбачёва в Болгарию, 24-25 октября 1985 года.

35 лет назад - 24-25 октября 1985 года - состоялся визит Михаила Горбачёва в Болгарию.

Из книги Михаила Горбачёва «Жизнь и реформы»:

К тому времени, когда меня избрали генсеком, я уже не раз бывал в Болгарии. Меня, как и большинство граждан России, связывало с этой страной многое, но, пожалуй, главное — историческая память. Мои особые отношения с болгарами в немалой степени сложились и под воздействием личных дружеских связей с Димитром Жулевым, первым секретарем Пазарджикского обкома и затем послом Болгарии в СССР.
Мой первый визит в Болгарию, состоявшийся осенью (октябрь) 1985 года, сразу после заседания ПКК, имел целью публично подтвердить преемственность в двусторонних отношениях. Стороны подтвердили свою приверженность братскому сотрудничеству. Но в жизни оказалось все не так просто.

Интриги «самого большого друга»

По мере того как курс советского руководства на перестройку воплощался в гласность, демократизацию государственной и общественной жизни, росла настороженность по отношению к нему со стороны Тодора Живкова. Более тридцати лет бессменно возглавляя собственное государство, он как никто другой копировал советский опыт, приспосабливая его по своему разумению к условиям Болгарии. Это обеспечивало небезуспешное функционирование и укрепление личной власти Живкова. Но вот ему пришлось столкнуться с дилеммой. Либо продолжить привычную линию на «воспроизводство» того, что делается в Советском Союзе, и, значит, подорвать режим автократии. Либо искать какой-то другой, нетрадиционный путь и образ действий...

Новый курс в отношении соцстран сформировался не сразу. Он складывался постепенно — как составной компонент нового политического мышления и в его общем контексте.
... Нужны были согласованные усилия, чтобы переломить тенденцию нагнетания конфронтации, и на очередном совещании Политического консультативного комитета (ПКК) ОВД в Софии (октябрь 1985-го) мы «сверили часы» накануне советско-американской встречи в Женеве. Пожалуй, это был первый за многие годы случай, когда советское руководство не просто поставило союзников перед фактом и потребовало формального одобрения своим инициативам, а сочло необходимым сообща обсудить их, прежде чем «запускать» в дело. Это было по достоинству оценено, да и, по существу, наша попытка договориться с США о прекращении изнурительной гонки вооружений и реальных мерах по разоружению была поддержана с энтузиазмом всеми участниками софийского совещания.
Стремясь установить доверительный контакт с моими партнерами, я предложил за рамками совещания ПКК провести неформальную рабочую встречу. За круглым столом нас собралось семеро, а за отдельными столиками — по одному помощнику. Для советской делегации было сделано исключение — кроме моего помощника Шарапова присутствовал Медведев, которого я предполагал назначить заведующим отделом.
По общему желанию встреча началась моим выступлением. Я откровенно рассказал коллегам о наших проблемах, объяснил, почему нам в Советском Союзе необходимо обновление, что мы понимаем под ускорением социально-экономического развития.
Помню содержательное и эмоциональное выступление Ярузельского, весь тон высказываний которого свидетельствовал о приверженности переменам. Он сетовал на чрезмерную заидеологизированность, что тормозит реформы, мешает выходу из положения «осажденной крепости». Да и другие благожелательно отозвались о наших тогдашних новациях. Разговор пошел вполне свободный, говорили и о том, у кого что болит. В чем сходились все, так это в критике Совета Экономической Взаимопомощи. Ругали его за бюрократизм, за недостаточную эффективность, подчеркивали необходимость основательного обновления деятельности механизма сотрудничества. Сетовали на то, что в экономической сфере, особенно в том, что касается технического прогресса, передовых технологий, интеграции, соцстраны явно проигрывают Западу. В итоге договорились посвятить специальную встречу высших руководителей проблемам перестройки экономических отношений и сотрудничества стран СЭВ.
Софийское совещание помогло мне глубже вникнуть в дела соцсодружества, которые были одной из важнейших прерогатив и одновременно забот генсека, лучше присмотреться к своим партнерам. Но у меня еще не было ни полной картины ситуации, сложившейся на этом участке, ни тем более продуманной системы мер, которые мы могли бы предложить своим союзникам. В докладе XXVII съезду КПСС был достаточно традиционно, разве что с некоторыми «новинками» изложен общий наш подход к отношениям с ними. А сразу же после съезда была развернута с моим непосредственным участием работа по оценке ситуации и подготовке конкретных предложений. Тогда же во главе отдела ЦК вместо ушедшего на пенсию Русакова был поставлен Медведев, а его первым заместителем вместо О.Б.Рахманина, известного своими консервативными взглядами, стал Шахназаров.

https://www.gorby.ru/gorbachev/zhizn_i_reformy2/page_17/

https://www.gorby.ru/gorbachev/zhizn_i_reformy2/page_13/

Из Книги Вадима Медведева «Распад»:

https://profilib.org/chtenie/81386/vadim-medvedev-raspad-kak-on-nazreval-v-mirovoy-sisteme-sotsializma-10.php

======

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/15…

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

========


























Перестройка

Как Казахстан заявил о своём суверенитете.

30 лет назад - 25 октября 1990 года - Верховный Совет Казахской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР.

Декларация содержала статьи о «сохранении Союза» и другие половинчатые положения. В пункте 11 указывалось, что «На территории Республики запрещаются испытание ядерного оружия, строительство и функционирование испытательных полигонов для иных видов оружия массового уничтожения...».

Основываясь на этом положении Декларации, Президент Н.Назарбаев 29 августа 1991 года - несмотря на сохраняющуюся подчиненность Казахстана союзному Центру, - своим Указом закрыл крупнейший в мире Семипалатинский ядерный испытательный полигон.

==============

ДЕКЛАРАЦИЯ
о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики.

Принята Верховным Советом Казахской ССР 25 октября 1990 года.

Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики, выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики, считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в Республике, признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение, осознавая ответственность за судьбу казахской нации, исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства, провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.
1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в союз суверенных республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.
Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.
2. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.
Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.
3. Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия.
Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организация, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону.
4. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР..
Право выступать от имени всего народа Республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР.
5. Казахская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.
Гражданам, проживающим на территории Республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР, безотносительно к их национальной и партийкой принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, полу и вероисповеданию, роду занятий, месту жительства. Посягательство на гражданское и национальное равноправие карается по закону.
Казахская ССР гарантирует общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции Казахской ССР, равные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни.
Казахская ССР регулирует миграционные процессы внутри Республики, между Республикой и другими республиками.
6. Государственная власть Казахской ССР обладает верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях в рамках, определенных Союзным договором.
Казахская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством в Республике, ее административно-территориальным устройством, определяет структуру и компетенцию органов государственной власти и управления, а также символы Республики.
7. Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Казахской ССР.
Президент является главой Республики и обладает высшей распорядительно-исполнительной властью.
Высшая судебная власть принадлежит Верховному суду Казахской ССР.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов Казахской ССР на ее территории осуществляется ее Генеральным прокурором. Кандидатура Генерального прокурора Казахской ССР вносится Президентом Республики по согласованию с Генеральным прокурором СССР и утверждается Верховным Советом Казахской ССР.
8. На территории Казахской ССР за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу, устанавливается верховенство Конституции и законов Казахской ССР, которые подлежат соблюдению и исполнению всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами и лицами без гражданства.
Казахская ССР вправе приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию Республики.
9. В исключительной собственности Республики, составляя основу ее суверенитета, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал - все национальное богатство, имеющееся на ее территории.
В Казахской ССР обеспечивается многообразие и равенство форм собственности и гарантируется их защита.
Казахская ССР гарантирует охрану имущественных прав Союза, других .союзных республик, иностранных государств, их граждан и организаций.
10. Казахская ССР вправе образозать Государственный национальный банк, подчиненный Верховному Совету Республики, свою финансово-кредитную систему, самостоятельно формирует государственный бюджет, организует налоговую и союзно-республиканскую таможенную системы:
Казахская ССР имеет право на.свою.долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу Республики, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе.
11. Казахская ССР самостоятельно устанавливает порядок, организацию охраны экологической среды Республики, использования природных ресурсов, обеспечивает народу экологическую безопасность и имеет право запретить строительство и прекратить функционирование на своей территории любых предприятий, учреждений, организаций, других объектов, являющихся источником экологической опасности.
На территории Республики запрещаются: испытание ядерного оружия, строительство и функционирование испытательных полигонов для иных видов оружия массового уничтожения (химического, бактериологического, биологического и других).
Казахская ССР имеет право на возмещение ущерба, причиненного здоровью населения, природной среде и экономике Республики действиями союзных органов, союзных республик и иных государств, а также деятельностью на ее территории ядерных и других полигонов, объектов военно-промышленного комплекса.
12. Представителям наций и народностей, проживающим в Казахской ССР за пределами своих национально-государственных и автономных образований или не имеющим их на территории Союза, гарантируются правовое равенство и разные возможности во всех сферах общественной жизни.
Казахская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за пределами Республики.
13. Казахская ССР обладает правом на собственные внутренние -войска, органы государственной безопасности и внутренних дел, подчиненные и подконтрольные Верховному Совету Казахской ССР и Президенту Казахской ССР.
Республика имеет право по соглашению с правительством Союза определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решать вопросы размещения войск и вооружений на своей территории.
14. Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций, в том числе ООН и ее специализированных учреждений.
Республика строит экономические и торговые связи с зарубежными государствами на основе взаимовыгодных договоров с соблюдением принципов добровольности и равноправия, самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.
15. Охрана суверенных прав Республики осуществляется.Казахской ССР и Союзом. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Республики, .расценивается как нарушение ее суверенитета.
16. Символы государственного суверенитета Казахской ССР -герб, флаг, гимн - являются священными, и всякое надругательство над ними наказуемо законом.
17. Декларация является основой для заключения Союзного договора, разработки новой Конституции Казахской ССР, законодательных актов, реализующих статус Республики как суверенного государства.

Постановление Веpховного Совета Казахской ССР от 25 октябpя 1990 г. № 307-XII.

Распад СССР - Как ушел Казахстан.
https://ed-glezin.livejournal.com/417213.html

СССР - ХРОНИКА РАСПАДА. (СПЕЦПРОЕКТ ГОРБАЧЕВ - ФОНДА )
http://www.gorby.ru/cccp/

==============

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

================