АНТИФА

Новый фильм Спайка Ли «Пятеро одной крови» (2020)

12 июня на Netflix состоялась премьера нового фильма Спайка Ли «Пятеро одной крови» (Da 5 Bloods) — военного боевика/драмы, где компания темнокожих солдат возвращается на поле былых сражений, дабы найти закопанное когда-то золото (и останки своего коммандира). Издание Vulture подробно разобрало историю создания картины, а мы перевели из статьи основные моменты.

В одной из первых сцен «Пятеро одной крови» (в России название иногда переводят как «Пять корешей») пять темнокожих американских солдат слушают радио, настроенное на вещание вражеской пропаганды. И в ней поднимается неплохой вопрос: почему во Вьетнаме служат так много афроамериканцев? «Черные солдаты — обращается к ним радио — разве честно, что вы служите больше, чем белые американцы, которые вас сюда послали?» И пока персонажи обсуждают вечный вопрос о гражданском долге перед страной, которая отказывает им в базовых правах, Спайк Ли призывает зрителей подумать еще вот о чем: почему из всех фильмов, снятых о Вьетнамской войне, так мало картин от лица темнокожих солдат? (Были две неплохие попытки: «Мертвые президенты» братьев Хьюз и канувшие в неизвестность «Ходячие мертвецы», оба были выпущены в 1995 году).

За свои 63 года Ли не раз рассуждал на тему вайтвошинга войны Голливудом. Будучи ребенком, он и его брат Крис проводили весь день у телевизора и смотрели фильмы про Вторую мировую войну. Его любимыми были «Горит ли Париж?» и лента Джона Франкенхаймера «Поезд» с Бертом Ланкастером в главной роли. Но отец Ли постоянно напоминал: «мы тоже сражались».
И в 2008 году Ли снял свой собственный фильм про Вторую мировую, «Чудо святой Анны», о четырех солдатах-буффало (военнослужащие 10-го кавалерийского полка в армии США, целиком состоявшего из солдат-афроамериканцев), захваченных в Италии. Ли сам спродюсировал эту ленту и собрал большую часть бюджета в Европе, получив отказ от большинства американских студий. Начальная сцена картины была вдохновлена его отцом: темнокожий ветеран смотрит по телевизору «Самый длинный день» с Джоном Уэйном и ворчит на экран: «мы тоже сражались за эту страну». И теперь, в период ренессанса своей карьеры (после оскароносного хита «Черный клановец»), он снял свой второй военный фильм.

«Пятеро одной крови» рассказывает историю четырех темнокожих ветеранов — Пола (Делрой Линдо), Отиса (Кларк Питерс), Мелвина (Исайя Уитлок мл.) и Эдди (Норм Льюис). Они вновь встречаются во Вьетнаме спустя много лет, чтобы отыскать останки своего коммандира, Нормана (Чедвик Боузман), а также сундук с золотыми слитками, который они закопали во время сражений. События разворачиваются паралелльно в настоящем и прошлом, показывая не только прямые последствия войны, но и то, как она повлияла на жизнь главных персонажей (а также на сына Пола Дэвида, который присоединяется к их команде, его роль исполняет Джонатан Мэйджерс). Ведь героям теперь приходится бороться еще и с зависимостью, болезнью и банкротством.

«Пятеро одной крови» — самый амбициозный проект Спайка Ли за долгое время. Вдохновленный «Сокровищами Сьерра Мадре», он разворачивает сюжет о расизме и империализме Соединенных Штатов, охватывая всю историю патриотизма афроамериканцев вплоть до Black Lives Matter.

В одном из своих интервью режиссер так комментирует ситуацию:

В 1968 году до темнокожих солдат во Вьетнаме дошла новость об убийстве Мартина Лютера Кинга и о том, что делали их братья и сестры в Соединенных Штатах, где горели сотни городов. Чаша терпения была переполнена, и их гнев был направлен далеко не на Вьетконг. Но это был не первый случай. Тоже самое было и в «Сокровищах Сьерра Мадре», и в «Доблести». Именно поэтому в этом фильме упоминается Криспус Аттакс — первый американец (независимо от расы), погибший в Войне за независимость. Что тут сказать? В этом году мой брат Ахмад Арбери был безжалостно застрелен во время пробежки. Мы верим в те обещания, что дала нам эта страна, но все еще ждем их исполнения.
(Спустя неделю после этого интервью Джордж Флойд был убит офицерами полиции Миннеаполиса.)

Читать полностью:
https://cinemaholics.ru/da-5-bloods-history/

Трейлер на русском языке:
https://youtu.be/7kfbUiL1U7k














АНТИФА

Роза Паркс. Маленькая женщина, изменившая большую страну.

Роза Паркс - легендарная личность - инициатор Движения за гражданские права чернокожего населения страны.

1 декабря 1955 года в городе Монтгомери чернокожая швея отказалась уступить место в автобусе белому человеку. За это ее арестовали и приговорили к штрафу, и тогда местные афроамериканцы, возмущенные решением властей, начали бойкотировать транспорт. Кампанию протеста возглавил чернокожий священник, имя которого через несколько лет стало известно всему миру - Мартин Лютер Кинг.

Пламя неповиновения, вспыхнувшее в одном городе, вскоре перекинулось на все штаты. В итоге Верховный суд США, столкнувшись с невиданным доселе общественным возмущением, сначала отменил расовую дискриминацию в общественном транспорте, а вскоре позорная система сегрегации была упразднена по всей стране.

Незыблемая доселе стена государственного расизма дала трещину, а вскоре и пала совсем. И все - благодаря одной маленькой женщине.

======================

Роза Луиза Паркс родилась 4 февраля 1913 году в городе Таскиги, США. Принадлежала к методистской церкви. До одиннадцати лет училась в сельской школе. Уже тогда столкнулась с дискриминацией по расовому признаку, когда белые дети могли пользоваться школьным автобусом, а черные вынуждены были ходить в школу пешком.
Это было лишь одно из проявлений законов о сегрегации. Они распространялись на все "цветное" население. Цветными признавались те, в ком была как минимум 1/32 часть крови небелого человека.

По этим законам запрещались межрасовые браки, вводилось раздельное обучение и проживание, сегрегация при найме на работу, и до того воспринимавшаяся как норма, получила официальное признание. Без фанфар и барабанов разделение по расовому признаку вошло буквально во все сферы жизни - от отдельных фонтанчиков с питьевой водой и туалетов до пользования общественным транспортом и свободного времяпрепровождения.

В 1896 году Верховный Суд США постановил, что принцип separate but equal ("разделенные, но равные"), конституции не противоречит. Полвека спустя на другом конце света, в ЮАР, такое положение назовут апартеидом, но в конце XIX столетия в США для подавляющего большинства граждан это казалось нормальным. Разделение не мешало США посылать чернокожих атлетов на Олимпийские игры, чтобы они там получали медали во славу "страны свободных и земли героев", формировать из черных отдельные войсковые части и посылать их на фронт, чтобы они с оружием в руках защищали демократию, но о том, чтобы черный и белый могли сесть в автобусе на одно сидение, речи не было.

Окончив начальную школу, Роза перешла в Школу для девочек Мисс Уайт штата Алабама. Здесь научилась шить, чем впоследствии зарабатывала на жизнь много лет. В школе была строгая дисциплина, ученицам прививалось следование христианским принципам. После закрытия школы поступила в Педагогический колледж для чернокожих. Являлась старательной студенткой, но не смогла окончить колледж, поскольку в одиннадцатом классе вынуждена была бросить учебу, чтобы ухаживать за больными бабушкой и матерью.

Во время Великой депрессии также подрабатывала домработницей в белых семьях.

В возрасте девятнадцати лет, 18 декабря 1932 года Роза вышла замуж за Реймонда Паркса активного правозащитника. Ее муж состоял в Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения и в тот момент собирал деньги на помощь по делу «парней из Скоттсборо».

В 1933 году по совету мужа окончила университет.

В конце 1943 года Паркс начала сотрудничать с отделением NAACP (Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения) в городе Монтгомери. Его руководитель Эдгар Никсон назначил ее секретарем. Работа в NAACP являлась волонтерством и не оплачивалась. Как секретарь, Роза задокументировала множество случаев насилия и дискриминации в отношении чернокожих.

В этот период Паркс два раза неудачно пыталась зарегистрироваться как избиратель и наконец, в 1945 году получила право участвовать в выборах, что являлось большой редкостью среди чернокожих в то время.

В 1948 году Роза Паркс выступила с пламенной речью перед NAACP, раскритиковав инициативы президента Гарри Трумэна в области гражданских прав. Работала над проектом закона против суда Линча и разъезжала по стране, документируя случаи насилия против чернокожих и готовя репортажи для местных негритянских газет. Фраза «Роза поговорит с тобой» даже стала кодовой в афроамериканской среде. Тем не менее, в большинстве случаев белые преступники не получали никакого наказания за изнасилования и убийства чернокожих.

Роза Паркс прославилась как активный борец против расовой сегрегации в США, когда 1 декабря 1955 года отказалась уступить сидячее место в автобусе белому пассажиру. В то время закон отводил чернокожим пассажирам места в последних рядах автобуса, при этом, если в салоне белым не хватало сиденья, водитель имел право потребовать у чернокожего уступить место белому и в этой секции. В таком случае водитель переносил табличку «места для цветных» на ряд дальше, вплоть до того, что чернокожим могло вообще не остаться сидячих мест.

Около шести часов вечера Паркс, возвращаясь домой с работы, села в автобус. Спустя некоторое время в салон зашел белый мужчина. Ему не хватило места, и водитель Джеймс Блейк потребовал, чтобы темнокожие уступили ему место. Сам пассажир не настаивал на этом. Трое чернокожих мужчин послушались водителя и перешли в конец автобуса, однако Роза продолжила сидеть.

За этот поступок Паркс арестовали и приговорили к уплате штрафа в десять долларов и к оплате судебных издержек в размере четырех долларов «за нарушение общественного порядка». После этого Роза подала на апелляцию. Решимость женщины удивляла даже ее темнокожих соотечественников. С этих пор Паркс стала символом сопротивления сегрегации.

Ее поступок вдохновил баптистского проповедника Мартина Лютера Кинга к организации массового бойкота общественного транспорта чернокожим населением.

Через три дня 4 декабря 1955 года на первой странице городской газеты для чернокожих The Montgomery Advertiser был опубликован призыв прекратить поездки на автобусах. Кроме того, Женский политический совет распространил в городе 35000 листовок соответствующего содержания.

Афроамериканцы в Монтгомери поддержали протест и перестали пользоваться услугами городского транспорта. Темнокожие таксисты поддерживали соотечественников, подвозя их за символическую плату в размере десяти центов. Тем не менее, большинство вынуждены были ходить на работу пешком. Бойкот длился триста восемьдесят один день.

Чернокожие составляли более 75% пассажиров городского общественного транспорта, и их отказ ездить в автобусах нанес серьезный урон бюджету. В период бойкота многие афроамериканцы подвергались нападениям и беспричинным арестам, дома некоторых активистов были взорваны белыми расистами.

Роза Паркс 7 января 1956 года была уволена из ателье, где долгое время работала швеей. Афроамериканское сообщество в ответ объявило этому ателье неофициальный бойкот. Спустя неделю ее муж Реймонд оставил работу в парикмахерской, потому как работодатель запретил ему говорить о бойкоте транспорта на работе. Семья Парксов осталась без дохода.

Между тем борьба этой мужественной семьи наконец увенчалась успехом. 13 ноября 1956 года Верховный суд США вынес постановление, согласно которому расовая сегрегация при оказании услуг в автобусном транспорте была признана нарушением Конституции.
Роза Паркс победила! А вместе с ней - и миллионы чернокожих американцев. Кроме этого, протесты принесли Кингу мировую известность как лидеру борьбы за гражданские права.

После завершения бойкота Паркс с мужем и матерью переехали в Хамптон, так как не могли найти работу. Кроме того, семье постоянно угрожали убийством. В 1957 году Паркс с семьей переехала в Детройт к младшему брату Сильвестеру. Там им тоже сложно было найти работу, и долгое время они жили в крайней нищете.

Последующие сорок лет Роза Паркс оставалась активной в политике, хотя ее противостояние расизму на севере гораздо менее задокументировано - традиционно воспринимается как борец против закостенелых порядков расистского юга. После принятия Биля о гражданских правах в 1967 году, запрещавшего дискриминацию по расовому признаку Роза стала диакониссой в Африканской методистской епископальной церкви.

В апреле 1977 года Паркс овдовела - ее супруг Реймонд скончался от рака гортани. В ноябре того же года от рака умер и ее единственный брат Сильвестер. Женщина переехала жить к матери Леоне, также страдавшей от рака, и ухаживала за ней. После ее смерти в 1979 году вернулась к общественным делам, учредив несколько организаций и фондов.

В 1987 году в Детройте Роза Паркс приняла участие в создании Института развития личности Розы и Реймонда Парксов в память о своем муже. Задачей организации стало развитие лидерства среди молодежи Детройта и поощрение борьбы за гражданские права. Принимала активное участие в деятельности института.

В 1992 и 1995 годах Роза Паркс издала книги воспоминаний «Rosa Parks: My Story» и «Quiet Strength». В последние годы своей жизни Роза продолжала ездить по стране. Часто присутствовала на открытии школ и больниц ее имени.

В 1996 году президент Билл Клинтон наградил ее Президентской медалью Свободы, высшей гражданской наградой США.

Кроме того, Паркс была включена в Национальный зал славы женщин и награждена Золотой медалью Конгресса.

В 1999 году Роза сыграла саму себя в серии Black like Monica сериала «Прикосновение ангела». За эту работу награждена премией NAACP Image Award за лучшую женскую роль второго плана в телесериале. Тогда же удостоена Золотой медали Конгресса США и посетила ежегодное обращение президента «О положении страны», на котором удостоилась бурных оваций публики. После этого не появлялась на мероприятиях, так как у нее начались проблемы со здоровьем. Несколько лет страдала от прогрессирующей деменции.

Роза Паркс скончалась 24 октября 2005 года в возрасте девяноста двух лет. Гроб с ее телом установлен в Ротонде Капитолия США. Стала первым американцем и вторым человеком после француза Пьера Шарля Ланфана, не являвшимся государственным служащим США, прощание с которым прошло в Ротонде. Также стала первой женщиной и вторым афроамериканцем, который удостоен подобной чести. Простится с Розой Паркс пришло примерно пятьдесят тысяч человек.

Перед смертью она признавалась: “Я бы хотела, чтобы меня запомнили как свободного человека, который помог другим тоже стать свободными”. Ее желание сбылось. В день ее смерти почти все главные американские газеты поместили ее портреты на первую полосу, а представители властей Монтгомери и Детройта распорядились огородить траурными лентами первые ряды сидений всех городских автобусов – в память о той, что когда-то отказалась их покидать…

Источники:

https://www.cosmo.ru/stars/krupnim-planom/8-sovetov-dzhastina-timberleyka/

https://m.lenta.ru/articles/2005/10/25/parks/
































АНТИФА

Фильм «Станция «Фрутвейл» (2013)

В 2009 году в калифорнийском городе Окленде сотрудник транспортной полиции придавил голову 22-летнего Оскара Гранта к асфальту, а потом выстрелил в него. На следующий день Грант скончался.

Происходящее было снято очевидцами, и видео разлетелось по сети, спровоцировав волну протестов задолго до появления движения Black Lives Matter. Трагическую историю молодого афроамериканца экранизировал в своем режиссерском дебюте Райан Куглер, а главную роль сыграл звезда «Черной пантеры» Майкл Б. Джордан.

Один из самых поощряемых в Америке фильмов 2013-го, получивший приз зрительских симпатий и Гран-при жюри на внутриштатовском фестивале № 1 «Санденс».

Дебютант в большом кино Райан Куглер, сделал социальную драму о реальном афроамериканце Оскаре Гранте, хорошем молодом сыне, муже и отце, который после расистской стычки, спровоцированной белыми псевдопатриотами, был застрелен белыми же полицейскими.










Перестройка

Павел Палажченко «Осенний марафон» IV

Через несколько дней после возвращения из Нью-Йорка нам снова пришлось собираться в путь – собственно говоря, чемодан можно было не распаковывать. После принятия резолюции 678 можно было заняться не только иракским досье. И не просто можно, а необходимо – проблем по другим пунктам накопилось множество. На этот раз Бейкер предложил встретиться у себя на родине в Хьюстоне.

Наша делегация, летевшая в спецрейсом в Хьюстон, была большая и представительная. Преобладали военные. Некоторых я знал еще по женевским переговорам начала 80-х годов. Они принадлежали к той небольшой категории экспертов, которые досконально знают историю переговоров, тексты договоров и военно-техническую сторону дела. Правда, их роль в принятии решений, как правило, невелика, и это нередко сказывалось – переговоры упирались в глухую стену. В Хьюстоне они разбились на две рабочие группы – по обычным вооружениям и по СНВ – и начали вместе с американцами распутывать узлы. Бейкер считал, что если удастся договориться, то можно будет назначить дату советско-американской встречи на высшем уровне. В декабре 1990 года еще казалось возможным, что президенты встретятся в феврале 1991-го.

По дороге из аэропорта в отель Бейкер и Шеварднадзе начали обсуждение кризиса в Заливе. Бейкер сразу после принятия резолюции заявил о готовности встретиться с иракским министром иностранных дел Тариком Азизом, «чтобы обсудить мирный уход Ирака из Кувейта». Это умный ход, сказал госсекретарю Шеварднадзе, он производит хорошее впечатление и дает иракцам реальный шанс. Бейкер, правда, высказывался не очень оптимистично. Иракцы, сказал он, быстрыми темпами ведут демонтаж кувейтской государственности, и вскоре требование резолюции ООН о «восстановлении суверенитета Кувейта» просто невозможно будет выполнить – там нечего будет восстанавливать. От встречи с Азизом он не ждал прорыва. Шеварднадзе советовал действовать терпеливо и предложил написать иракскому министру письмо. «Он все-таки человек трезвый, профессионал», - сказал он. «Посмотрим», - ответил Бейкер.
**
Самым трудным в Хьюстоне оказалось обсуждение проблем, связанных с договором о сокращении обычных вооруженных сил и вооружений в Европе. Он был подписан в Париже меньше месяца назад – не подписывать было уже нельзя, это понимали все. Варшавский Договор был на последнем издыхании, ждать еще пару месяцев – и соглашение устареет, не будучи подписанным. Поэтому подписали, но оставалось несколько вопросов, от решения которых зависела ратификация. Среди них были очень «крепкие орешки».

Один вопрос со скрипом удалось снять после Хьюстона: что из сокращаемых танков, артиллерии и прочих вооружений должно уничтожаться, а что можно оставить. Наши военные, разумеется, хотели сохранить как можно больше. Поэтому сотни, а может быть тысячи (я уже забыл сколько) единиц срочно вывезли за Урал (азиатская часть СССР договором не охватывалась). Американцы увидели в этом нарушение если не буквы, то духа договора. Но в Хьюстоне, выслушав наши объяснения и цифры, согласились снять этот вопрос.

Гораздо сложнее были вопросы о включении в зачет дивизий морской пехоты и береговой обороны и бронетранспортеров частей охраны ядерных сил. По последнему вопросу мы «стояли насмерть»: эти машины никому не угрожают, вообще не предназначены для ведения боевых действий, «и в ваших же интересах, чтобы наши ракеты надежно охранялись». Но с дивизиями морской пехоты и береговой обороны этот аргумент не работал. В конце концов компромисс был найден уже после отставки Шеварднадзе, но эта история попортила ему много крови, как и перетягивание каната по бесконечным техническим деталям СНВ.

Незадолго до этого на заседании Верховного Совета два никому прежде не известных полковника набросились на министерство иностранных дел с резкой критикой. Впервые по имени был назван Шеварднадзе. Он понимал, что без команды сверху полковники не стали бы высовываться. А повестку дня и список ораторов контролировал председатель Верховного Совета А.И. Лукьянов, отношения с которым у министра были уже некоторое время натянутыми.
**
Осенний марафон подходил к концу. Из Хьюстона мы полетели в самолете Бейкера в Вашингтон, где была назначена встреча с президентом Бушем. В первом салоне за большим столом сидели Бейкер, Шеварднадзе, Тарасенко и я. Разговор был максимально откровенный.

Бейкер сказал, что резолюция Совета Безопасности пока не оказала воздействия на поведение иракцев, и приходится думать о военном решении, потому что после окончания «паузы доброй воли» нельзя допустить периода неопределенности. Вот, по записи, что он сказал дальше:

- У наших военных есть тщательно разработанные планы, и они в них уверены. Но я знаю, что войны никогда не идут по плану. Всегда возникают неожиданности.

Шеварднадзе не стал реагировать на эти слова. И Бейкер, и он были измотаны, но он – больше, из-за недавних перелетов и разницы во времени. На полпути в Вашингтон он задремал. Мы с госсекретарем вполголоса продолжали разговор.

Бейкер – человек очень широких знаний, был министром финансов, руководителем аппарата президента, крупным корпоративным юристом. Он рассказал, что его беспокоит надвигающаяся рецессия в экономике и ее последствия для президентства Джорджа Буша. Но разговор все равно вернулся к ситуации в Заливе.

- Мы не очень уверены вот в чем, - сказал он. – Каков моральный дух иракских солдат? Будут они драться или побегут?

Мы с Сергеем не сговариваясь сказали, что, вероятно, побегут. Но, как положено, сразу добавили, что еще должна быть надежда на «мирную эвакуацию».
**
Вашингтон уже жил ожиданием рождественских праздников. Буш был, как всегда, любезен и гостеприимен, но тоже выглядел усталым. После короткой беседы Буш, Бейкер и Шеварднадзе вышли к собравшимся корреспондентам. Буш зачитал совместное заявление о предстоящем «в недалеком будущем» саммите. Что-то мешало мне до конца в это поверить. Но копаться в своих сомнениях и опасениях я не стал, сосредоточившись на переводе.

Президент устроил нам небольшую экскурсию по Белому Дому, а потом пригласил всех членов делегации сфотографироваться на фоне роскошно украшенной рождественской елки, установленной рядом с Овальным кабинетом. Моя фотография с ним оказалась удачной, но получил я ее через американское посольство в Москве уже после Нового года – и после отставки Шеварднадзе.


Перестройка

Декларацию о суверенитете Советской Социалистической Республики Молдова.

30 лет назад - 23 июня 1990 года - молдавский парламент принял Декларацию о суверенитете Советской Социалистической Республики Молдова.

ДЕКЛАРАЦИЯ
О СУВЕРЕНИТЕТЕ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Принята Верховным Советом ССР Молдова 23 июня 1990 года

Верховный Совет ССР Молдова двенадцатого созыва на своей первой сессии,
признавая истину, что все люди равны и имеют неотъемлемое право на жизнь, свободу и благополучие,
сознавая свою историческую ответственность за судьбу Молдовы, имеющей свою историю, культуру, традиции, которые исчисляются тысячелетиями,
уважая право на суверенность всех народов,
в целях установления права, защиты законности и социальной стабильности,
выражая волю народа, торжественно заявляет:
1. Советская Социалистическая Республика Молдова есть суверенное государство. Суверенитет ССР Молдова - естественное и необходимое условие существования государственности Молдовы.
2. Носителем и источником суверенитета язляется народ. Суверенитет реализуется в интересах всего народа высшим представительным органом государственной власти республики. Ни одна часть народа, никакая группа граждан, ни одна политическая партия или общественная организация, никакое другое формирование, ни одно частное лицо не может присвоить себе право осуществлять суверенитет.
3. Советская Социалистическая Республика Молдова есть единое и неделимое государство. Границы ССР Молдова могут быть изменены лишь по обоюдному согласию между ССР Молдова и другими суверенными государствами в соответствии с волеизъявлением народов, с учетом исторической правды и общепризнанных норм международного права.
4. Земля, ее недра, воды, леса и другие природные ресурсы, находящиеся на территории ССР Молдова, а такие весь экономический, научно-технический, финансовый потенциал, иные ценности национального достояния являются исключительной собственностью ССР Молдова и используются в целях обеспечения материальных и духовных потребностей народа республики.
Предприятия, организации, учреждения, другие объекты, принадлежащие сообществу суверенных государств, иностранным государствам и их гражданам, международным организациям, могут быть расположены на территории ССР Молдова, использовать ее природные ресурсы лишь с согласия соответствующих органов государственной власти ССР Молдова в порядке, установленном законодательством республики.
5. В целях обеспечения социально-экономических, политических и юридических гарантий суверенитета республики Верховный Совет ССР Молдова устанавливает:
полноту власти Советской Социалистической Республики Молдова при решении всех вопросов государственной и общественной жизни,
верховенство Конституции и законов ССР Молдова на всей территории ССР Молдова. Законы и другие нормативные акты Союза ССР действуют в Молдове лишь после их ратификации (утверждения) Верховным Советом республики. Действие ранее принятых актов, которые противоречат суверенитету Молдовы, - приостанавливается.
6. Советская Социалистическая Республика Молдова признает суверенные права всех государств. Как суверенное государство ССР Молдова имеет право входить в союзы государств, добровольно делегируя им некоторые полномочия, а также лишать их этих полномочий или выйти из этих союзов в порядке, установленном соответствующим договором.
7. Советская Социалистическая Республика Молдова участвует в осуществлении полномочий, переданных сообществу суверенных государств, а также имеет полномочное представительство в других суверенных государствах. Разногласия уезду СО? Молдова и сообществом суверенных государств разрешаются в порядке, установленном соответствующим договором.
8. На территории Советской Социалистической Республики Молдова устанавливается республиканское гражданство. Всем гражданам республики, иностранным гражданам, липам без гражданства, проживающим на территории ССР Молдова, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией и другими законодательными актами ССР Молдова, общепризнанными принципами и нормами международного права, и они подчиняются законам республики.
Граждане Молдовы за пределами республики находятся под защитой ССР Молдова.
9. Советская Социалистическая Республика Молдова гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в соответствии с положениями Конституции ССР Молдова, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.
10. Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти - основной принцип функционирования ССР Молдова как демократического правового государства.
11. Советская Социалистическая Республика Молдова соблюдает Устав Организации Объединенных Наций и заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам и нормам международного права, о готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии. Принимать все меры к недопущении конфронтации в международных, межгосударственных и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народа ССР Молдова.
12. Советская Социалистическая Республика Молдова в качестве равноправного субъекта международных отношений объявляет себя демилитаризованной зоной, активно способствует укреплению мира
и безопасности, непосредственно участвует в европейском процессе сотрудничества и безопасности и в европейских стркутурах.
13. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции ССР Молдова, совершенствования республиканского законодательства, позицией ССР Молдова при подготовке и заключении Союзного Договора в рамках сообщества суверенных государств.

Верховный Совет
Советской Социалистической
Республики Молдова
г. Кишинев, 23 июня 1990 г.,
N 148-XII.











«Известия» 23 июня 1990 года.




«Известия» 25 июня 1990 года

АНТИФА

Погром чернокожих в Талсе. 1921 год.

В 1921 толпа белых жителей Талсы напала на район преуспевающих чернокожих, известный в то время как Черный Уолл Стрит. Разрушили 35 улиц. Бомбили в том числе с частного самолета.

35 человек погибло, 800 попали в больницы, 10,000 чернокожих остались бездомными.
Уничтоженная собственность (на $30 млн по сегодняшним деньгам) никогда не была восстановлена. Компенсаций чернокожие тоже никогда не получили.





АНТИФА

Кислотный расизм.

Это было 18 июня 1964 года, когда в США вовсю шла борьба за права чернокожих граждан. В этот день постояльцы мотеля Monson Motor Lodge в городе Сант-Августин (штат Флорида) пригласили своих чернокожих друзей в бассейн, который был обозначен как "White only" - то есть - "Только для белых".

В попытке выгнать их, менеджер мотеля Джеймс Брок вылил соляную кислоту в бассейн со словами: «Я очищу этот бассейн».

В итоге арестовали не того, кто покушался на здоровье и жизнь людей, а тех, кто плавал в бассейне...

























АНТИФА

Дороти Каунтс: одна против стаи мракобесов.

Я уже говорил о 6-летней Руби Бридж, которая в 1960-м году «посмела» пойти учится в школу вместе с белыми.
https://ed-glezin.livejournal.com/1237227.html

Сегодня рассказ о её предшественнице.
4 сентября 1957 года 15-летняя девочка Дороти Каунтс вышла из дома и пошла в школу. Дороти была первой чернокожей ученицей в старшей школе имени Гарри Хардинга города Шарлотт, Северная Каролина. В школе только что объявили совместное обучение белых и цветных детей.

Но объявить — это одно, а принять — совсем другое.

По дороге вокруг новой ученицы собралась толпа агрессивной молодежи с лицами персонажей Босха. Они кричали ей убираться, плевали и бросали в девочку камни.

Когда процессия прибыла к школе, то застала перед крыльцом импровизированный митинг. В школьном дворе кипели нешуточные страсти. Посреди площади выступали Джон З. Варлик и его жена, оба лидеры «Совета Белых Граждан». Активистка миссис Варлик кричала школьникам: «Это только вы в силах выкинуть ее отсюда» и поощряла девушек плевать в новенькую.

Но девушка нашла в себе силы, поднялась по лестнице и вошла в здание. Так начались, полагаю, самые длинные четыре дня ее жизни, когда ученики травили и унижали ее, а взрослые делали вид, что ничего не происходит. Несколько девушек, которым Дороти помогла на занятиях, под нажимом толпы тоже отступились от нее. Родителям Дороти звонили «граждане, которым не безразлична судьба их детей» и с угрозами требовали забрать дочь из «приличного заведения».

Через четыре дня мистер и миссис Каунтс не выдержали, они больше не отпускали дочь на учебу, боясь, что одноклассники могут навредить ей. Через некоторое время семья переехала в Пенсильванию, и Дороти снова пошла в школу с совместным обучением.

Несколько лет спустя Дороти Каунтс благополучно отучится в университете и получит возможность посвятить свою жизнь защите детей. «То, что случилось в тот день, указало мне на мой путь — я всегда хотела помогать детям и делать всё, чтобы с ними никогда не происходило чего-либо плохого». Спустя 51 год та самая школа (Harding High School) наградит уже знаменитую Дороти Каунтс почётным дипломом, а один из бывших учеников в 2010 году наконец принесёт ей извинения.

Когда Дороти пошла в школу, сегрегация в школах была уже отменена, но люди так цеплялись за свои привычные представления о жизни, что им казалось — одна пятнадцатилетняя девочка с серьезным взглядом и недетской верой в себя может все переиначить. И они были правы. История получила такой резонанс, который можно сравнить только с камнем, брошенным в застоявшуюся воду.

Дороти Каунтс не сделала ничего героического, ни к чему не призывала, не была борцом за свободу, она просто хотела учиться там, где хотела. И жить так, как хотела она, а не как требовали те, кто попрекал ее «неправильным» цветом кожи. Иногда подвиг — это самая малость. Не отвести взгляда, не уйти с дороги, не испугаться.


























Перестройка

Первая постановка спектакля «Завтра была война».

В 1985 году, когда в Театре им. Владимира Маяковского вышла постановка Андрея Гончарова по повести Бориса Васильева «Завтра была война», никакой шумихи не было, но зритель пошел на спектакль. На спектакль, созданный во многом совсем молодыми ребятами — выпускниками гончаровского курса.

Эта история, рассказанная юношами и девушками эпохи «перестройки» про своих почти ровесников далекого 1940 года, прозвучала не только честно и сурово, но еще и пронзительно. Сегодня, когда фактами о бессмысленных жесточайших репрессиях никого не удивишь, остается пронзительность и боль за тех, кого не пощадил ни високосный сороковой, ни следующий, обещавший быть таким счастливым...

Герои спектакля не знают, что завтра будет война, что очень многим осталось жить считанные дни. Они упоенно воюют с учительницей, влюбляются, плачут и смеются, веселятся, дерутся, озорничают и дерзят, но кажутся совсем еще детьми, хотя — парадокс того времени — души их мужают и развиваются куда быстрее, чем тело. И когда по навету или ошибке арестовывают отца их подруги, они оказываются готовыми к первым испытаниям, к начальным урокам несправедливости и горя, взаимопомощи и взаимопонимания. Трагедия, случившаяся в классе, явилась своего рода проверкой готовности к завтрашним жертвам и завтрашним подвигам.

...Одинокий рояль — за ним пожилой человек и молодой парень. Сегодня. Они смотрят на старую фотографию, где запечатлен улыбающийся девятый класс — мальчишки и девчонки — такие разные и такие похожие. Одно за другим из темноты сцены проступают эти веселые лица, а время откатывается назад. В те далекие дни, когда было сделано это фото.

Андрей Гончаров со своими выпускниками рассказали очень простую и очень страшную историю. Историю взросления целого поколения, которому не дали побыть детьми. Молодые актеры, чьи крупные планы выхватывает беспристрастная камера, правдивы в каждом жесте, в каждом взгляде. Их герои юны, а потому еще способны мгновенно переходить от безысходного горя к минутам счастья. Максималистами были все — не только Искра Полякова. В них всех была неубиваемая вера в свою страну и то, с чем эта страна ассоциировалась.

В спектакле есть очень характерная сцена. Только-только похоронили, оплакали Вику Люберецкую, которая предпочла смерть необходимости предать своего отца, объявленного «врагом народа». Вику, загубленную, по сути, бездушной системой. И тут же — в дни ноябрьских праздников — с искренним воодушевлением юности несли транспаранты с портретами вождей и радостно кричали революционные песни на демонстрации...

При аскетизме сценического оформления (возможно, только оно и могло вобрать в себя всю глубину этой трагической истории) не удивительно, что вся смысловая нагрузка спектакля легла на актеров. Запоминается каждое лицо, каждый характер. Понятно, что в силу чисто сюжетных причин кто-то выходил на первый план, но почти все актерские работы были безупречными.

И рядом с совсем молодыми и неопытными актерами, подобно своим героям очень быстро повзрослевшими и уже на этом — первом своем спектакле — ставшими профессионалами, рядом с ними признанные мэтры — Александр Лазарев, Татьяна Васильева и Андрей Болтнев. Более мудрые, более знающие, они очень тонко оттеняют юность и порывистость своих молодых коллег, твердо выдерживая рамки этого сценического произведения.

Но об одной актерской работе хочется сказать особо — нелюбимая учительница Валентина Андроновна (Ольга Прокофьева). Валендра, как ее называют ребята. Героиня из поколения старших — тех, кого играли Лазарев, Васильева, Болтнев, — но вылепила этот образ ровесница других — тех, что взрослели на наших глазах, учеников. Ольга Прокофьева в этом спектакле оказалась отделена от собственного поколения и, казалось бы, искусственно «прилеплена» к страшим. Но в том-то и дело, что не было искусственности. Было мастерство, позволяющее забывать, не замечать разницу в возрасте. А в профессионализме разницы и не было. Был образ, сотканный актрисой из столь противоречивых составляющих, что при всей общей негативной подаче этого персонажа, Валендра оставалась живым человеком с обнаженными до предела нервами. Не только человеческую слепоту и глухоту, но и безысходное одиночество смогла сыграть начинающая актриса Ольга Прокофьева. И сделала это так, что в финале спектакля весь зал понимал, что и у Валентины Андроновны завтра была война...

Источник: https://www.culture.ru/movies/892/zavtra-byla-voina







«Известия» 23 июня 1985 года.





Репортаж о премьере спектакля с интервью Бориса Васильева и Андрея Дементьева:

https://youtu.be/PM6d1uNlyxM

================

Спектакль в записи 1990 года можно посмотреть тут:

Часть 1
https://youtu.be/R8wgSgDSmp0

Часть 2
https://youtu.be/oo3EfLTPZbw




АНТИФА

"12 лет рабства" (2013)

«Оскар» за лучший фильм по мемуарам Соломона Нортапа 1853 года. Его история — проникновенная и печальная, положенная Мак-Куином в основу своего драматического фильма, заставляет зрителя пережить всю горечь и несправедливость системы, законно признающей угнетение одними людьми других. Действия представленной вашему вниманию биографической ленты переносятся в Соединенные Штаты, где в первой половине 19 века процветают рабовладельческие отношения. Именно здесь молодой темнокожий мужчина, виртуоз-скрипач из Нью-Йорка, соглашаясь на престижную работу, попадает в плен к преступникам, торгующими людьми, и становится рабом — человеком без каких-либо прав и требований.

Вы станите свидетелями ужасающих событий, происходящих с Соломоном за все долгие годы его несвободного существования — переходя от хозяина к хозяину, главный герой сталкивается с жестокостью, несправедливостью и насилием. Но он до последнего продолжает верить, что однажды сможет вернуться домой, к жене и детям; что однажды сможет вдохнуть воздух свободы...

Эта легендарная история стала взрывоопасной бомбой американского мира кино, она пронеслась практически по всем уголкам планеты, собирая на своем пути не только бесконечные зрительские симпатии, но и многочисленные награды. Так, помимо Оскара, лента была отмечена премиями Золотой Глобус, Сезар, Сатурн, Жорж, а также призами Британской академии.

Фильм можно посмотреть тут: https://ok.ru/video/301941523956