Category: политика

Category was added automatically. Read all entries about "политика".

Перестройка

(((((((((((((( Г Л А В Н О Е ))))))))))))))))))

Приглашаю всех в созданную мной "В контакте" группу
«ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
http://vkontakte.ru/club3433647
==========================================================
МОИ ОСНОВНЫЕ ПОСТЫ:
Про самое свободное путинское телевидение:

«Народ хочет знать»: когда нам перестанут врать?
http://ed-glezin.livejournal.com/94626.html
Collapse )
Перестройка

Заявление президента СССР Михаила Горбачева о ситуации в Прибалтике от 23 января 1991 года.

30 лет назад - 23 января 1991 года - президент СССР Михаил Горбачев обнародовал своё заявление о ситуации в Прибалтике.

Товарищи!

Кризис, морально-политическая напряженность в обществе, события, привед­шие к жертвам, требуют пря­мого и откровенного разговора.

В некоторой части общества проявляется непонимание и да­же нежелание понимать поли­тику Президента. Трагический оборот, в кото­рый вылилось противостояние в Литве, а в последние дни в Риге, я, как и все, глубоко пе­реживаю. Выражаю самые иск­ренние соболезнования семьям, кого затронула эта беда.

Об­стоятельства, связанные с при­менением оружия, должны быть тщательно расследованы и оценены по закону.

Первое и главное, что я хочу сказать, сводится к следующе­му. События, которые произо­шли в Вильнюсе и Риге, ни в коем случае не являются выра­жением линии президентской власти, ради которой она была создана. И поэтому решительно отвожу всякие спекуляции, все подозрения и наветы по этому поводу.

Ни внутренняя, ни внешняя политика не претерпела изме­нений. Все остается, как сфор­мулировано в документах и официальных заявлениях руко­водства.

События в Прибалтике воз­никли в обстановке жесточай­шего кризиса. Противозаконные акты, попрание самой Консти­туции, пренебрежение указами Президента, грубое нарушение гражданских прав, дискримина­ция людей иной национально­сти, безответственное поведе­ние по отношению к армии, военнослужащим и их семьям соз­дали ту среду, ту атмосферу, где такого рода стычки и по­боища очень легко могут воз­никать по самым неожиданным поводам. Вот где источник случившей­ся трагедии, а не в каких-то мифических приказах сверху.

Именно так произошло и в пер­вом, и во втором случае. Как Президент вижу главную задачу в том, чтобы не допу­стить эскалации противоборст­ва, нормализовать обстановку, добиться согласия и сотруд­ничества.

В этой связи необходимо сле­дующее:

— Должны быть отменены антиконституционные законы Верховных Советов и постано­вления правительств республик, и прежде всего те, которые на­рушают права человека.

— Любые общественные ор­ганизации, комитеты и фронты, с какими бы программами они ни выступали, могут претендо­вать на приход к власти лишь конституционным путем, без применения насилия. Всякие по­пытки апеллировать к воору­женным силам в политической борьбе недопустимы.

— Должно быть абсолютно покончено с дискриминационны­ми мерами по отношению к во­инским частям, дислоцирован­ным на территории республик, с просто позорным отношением к семьям и детям военнослужа­щих. В соответствии с сущест­вующими на сегодняшний день союзными законами войска на­ходятся там, где это диктуется требованиями обороны и безо­пасности страны.

— Отношения гражданских властей с военными должны строиться только на основе за­конов Союза ССР. Вместе с тем недопустимы никакие самовольные действия со стороны войск. Долг и честь командиров всех степеней — действовать только по приказу, проявлять выдержку, не подда­ваться на провокации, укреп­лять дисциплину среди подчи­ненных.

— Подтверждая конституци­онное право республики выйти из Союза, мы не можем позво­лить ни стихии в этом деле, ни произвола — даже со стороны избранных органов. Выход мо­жет произойти только на основе волеизъявления всего населения — референдума, и в результате процесса, предусмотренного законом.

В связи со сказанным есть не­обходимость вернуться к об­суждению ситуации в Прибалти­ке на Совете Федерации. События последних дней были использованы определенными кругами для нагнетания обста­новки под предлогом якобы происходящего правого поворота и опасности диктатуры.

Я решительно отвожу эти до­мыслы. Завоевания перестрой­ки, демократизации, гласности были и остаются непреходящи­ми ценностями, на страже кото­рых будет стоять президент­ская власть. Это, конечно, не означает, что мы можем проходить мимо, оставлять без внимания, когда средства пропаганды, да, имен­но пропаганды — давайте назы­вать вещи своими именами — преднамеренно используются для провоцирования хаоса, паники, национальной розни, для противопоставления народа армии, для призывов не счи­таться с законом.

События в Прибалтике спеку­лятивно используются как повод для постановки вопроса о рас­членении наших вооруженных сил, создания армий республик. Такие безответственные заяв­ления чреваты серьезными опас­ностями, особенно если они ис­ходят от руководства РСФСР.

Думаю, каждый разумный че­ловек понимает, чем это могло бы обернуться для нашей стра­ны и всего мира. Мягко говоря, странными и нелепыми выглядят поклоны к загранице, к Организации Объе­диненных Наций с приглашением решать за нас дела, которые мы сами можем и должны решать.

Мы открыли свое общество для сотрудничества и взаимо­действия со всем миром, будем и впредь верны взятому внеш­неполитическому курсу.

Однако внутренние проблемы страны должны решаться только совет­ским народом и никем другим. Не могу не сказать, что и зарубежом нередко односторонне толкуются происходящие собы­тия, причем — в ряде случаев в манере, напоминающей идеологи­ческую войну прежних времен. Многие там, как и у нас, вос­приняли их неадекватно, увиде­ли в них поворот в политике советского руководства. Прискорбно и опасно, если в результате такой неправильной интерпретации будет поставлено под угрозу достигнутое в международных отношениях за пос­ледние годы.

В ходе развернувшейся в стра­не острой полемики в последние дни здравые голоса напоминают, что главное сегодня — это поли­тическая стабильность, твердый правовой порядок и дисциплина, нормализация в экономике, ре­шительное продвижение к рын­ку, демократическое преобразо­вание нашего многонационально­го государства. Я разделяю та­кую позицию. В обществе все больше осо­знается, что не демонстрации, митинги, забастовки, не разжи­гание политических страстей и конфронтации выведут страну из кризиса, а добросовестный труд и гражданское согласие. К этому я призываю всех граж­дан своей страны.

============

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==========













Перестройка

Андрей Архангельский: « Человек без начальника».

Мемуары дипломата и переводчика Павла Палажченко вышли в лидеры продаж.

21 декабря 2020
Андрей Архангельский
член экспертного совета «Слово года»

Мемуары дипломата и переводчика Павла Палажченко «Профессия и время» (М.: изд-во «Новая газета») посвящены событиям 30-летней давности — годам мировой разрядки и перестройки, но читаются — словно про нас, сегодняшних. Словно бы время обратилось вспять, и мы опять оказались в вечном, не проходящем 1984-м.

«У меня такая профессия, что начальников в жизни почти не было», — пишет Павел Палажченко. Профессия переводчика по-своему уникальна в советском микрокосме. С одной стороны, он — часть государственной машины (Палажченко несколько лет проработал в ООН, а потом в аппарате МИДа СССР). С другой, перевод — это то, что сказано, не больше и не меньше: «партийные органы», как говорится, никак повлиять на это не могут. Обычно мемуары для дипломата — это попытка свести счеты с недругами и запечатлеть свое имя в истории. Этого вы в книге не найдете; мало того, временами — что довольно неожиданно — автор словно бы спрашивает себя между строк: «кто я?» Свое мироощущение Палажченко описывает без сантиментов. Вот, например, о советском вторжении в Чехословакию в 1968 году: «…пропагандистские выдумки раздражали меня, а бессилие что‐либо изменить создавало гнетущее настроение». А вот уже — во время работы в ООН: «С годами я на многое стал смотреть осторожнее и консервативнее. А с другой стороны — чувствовал, что страна, в которой я родился и с судьбой которой ощущал неразрывную связь, оказалась в тупике».

Наконец, про горбачевскую эпоху: «мы сами были частью эксперимента».

Палажченко начинал дипломатическую карьеру в эпоху разрядки. Сейчас это забытое и ничего не значащее слово (автор напоминает о лозунгах того времени: «разрядке нет альтернативы», «сделать разрядку необратимой», «дополнить политическую разрядку военной»). Во внешней политике 1970-е для СССР были топтанием на месте. С другой стороны, «разрядка» — волею судеб — оказалась предшественницей «нового мышления». Описывая те времена, Палажченко не становится ни на позицию явного антисоветсизма, ни — просоветизма. Словно не хочет навязывать свои нынешние представления — себе, тогдашнему. Благодаря этому нам легче представить эмоциональное состояние советского интеллектуала 1970-х — и целой социальной группы, прослойки, на которую сделал ставку Горбачев, начиная свои реформы.

«Сейчас Горбачеву 89 лет, и все последние 34 года я остаюсь с ним». Сегодня все знают Палажченко как ближайшего помощника Горбачева, руководителя отдела международных связей Горбачев-фонда. Их первая встреча произошла, когда Палажченко пригласили переводить беседу генсека с Радживом Ганди. «В политике он был реалистом, но для него существовала и мораль, — описывает Палажченко свои первые впечатления. — Горбачев, я думаю, уже тогда думал об общечеловеческих ценностях. Внедрить в политику мораль — задача до сих пор не решенная, но мне кажется, что прежнее поколение политиков понимало или догадывалось, что такая задача есть». Так в сугубо практические материи вторгается мораль. Ты понимаешь, что для таких, как Палажченко, Горбачев стал в своем роде поводырем, ориентиром. Это звучат сегодня, может быть, странно — мы привыкли к тому, что дипломатам присущ, скорее, здоровый цинизм; тем более что и сам автор с юности был, что называется, себе на уме. Однако каждому из нас присуще желание хоть раз в жизни сделать что-то «по-настоящему»; принести реальную пользу обществу, стране, если угодно. Тем более что на словах советская власть декларировала известный идеализм (причастность к «большому делу» и т.д.). Именно трещина, прореха между тем, что говорилось, и тем, что происходило в реальности, порождала у всякого думающего и чувствующего человека в 1970-е ощущение моральной пустоты, экзистенциальной дыры. И ты понимаешь вдруг, что перестройка была проектом, рассчитанным на идеалистов, на социальное меньшинство; и тем не менее в историческом смысле она победила — именно благодаря все перевешивающему тогда желанию миллионов советских людей «жить, а не существовать».

Новое мышление невозможно без языка. Автор уделяет особое внимание разговорной манере Горбачева. Интересно услышать эти оценки от человека, который находился к этой «речи» ближе всего. «Горбачев <…> избегал готовых формулировок, говорил в стиле «мысли вслух». Эта его манера многих тогда и особенно потом раздражала, людям гораздо больше нравится четкость и определенность <…>». Однако многословие Горбачева, дает понять автор, было не чем иным, как попыткой советского человека добраться до универсальной этики «на ощупь», опытным путем. Туманность речи Горбачева означала не что иное, как большую человеческую составляющую в его политическом дискурсе (и наоборот: часто «практичность», рациональность и точность формулировок означает у нас на практике бесчеловечность). Горбачев пытался вернуть людям «сдавленную», десятилетиями загоняемую в бессознательное самость — с помощью той самой речи, по сути — выговаривания самого себя. Этот процесс «самоосвобождения» стилистически выглядел поначалу коряво — но содержание было важнее формы, важнее гладкописи и гладкоговорения. Западные партнеры, пишет Палажченко, как ни странно, понимали это лучше, чем соотечественники.

Участие в работе над сокращением ядерных арсеналов в 1980-е (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности) Палажченко считает главным делом жизни и главной победой — как дипломата и переводчика.
Он описывает подробности переговоров, о которых ранее не упоминалось. Однако переводчик — не машина. В те же примерно годы он поехал с семьей отдыхать в Чехословакию — в это время там как раз началась «бархатная весна». Палажченко описывает типичный местный бар, застольные разговоры — и вдруг: «Я подумал, что мы украли у этих людей двадцать с лишним лет жизни». Заметим: он пишет «мы» — тем самым принимая и на себя часть ответственности за ошибки, допущенные страной. Сегодня, конечно, подобная моральная щепетильность для дипломата кажется чем-то сверхъестественным.

«Если бы история была рациональным процессом, то, наверное, такие переговоры начались бы. Но пути истории — кривые, с разбитой колеёй, как наши российские дороги». «Германское объединение обсуждалось сначала по накатанной колее. А события уже обогнали тщательно «прописанные» в (…) кабинетах аргументы». Мы ощущаем, что на каком-то этапе перестройки (а ей и посвящена большая часть книги) колесо истории завертелось само. И ее прорабам оставалось лишь констатировать это. Да и как могло быть иначе — если в основе перестройки была энергия освобождения человеческого духа — самый мощный движитель. Всех захватило этим ветром перемен — не только Горбачева, но и Тэтчер, и Буша-старшего (про растерянность западных лидеров перед лицом перемен в конце 1980-х будет полезно почитать тем, кто уверен, что перестройка была продуманным планом Запада по «развалу СССР»).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Секреты дипломатии Кремля. Переводчик Горбачева Павел Палажченко написал о закулисье мировой политики
И здесь — главный парадокс книги. С одной стороны, Палажченко утверждает первичность понятия «политическая воля» (применительно к Горбачеву: чем бы мы все были, если бы не он); но одновременно он ставит под сомнение способность политиков в полной мере влиять на мировые общественные процессы. Эта двойственность придает книге философский и экзистенциальный характер. На вопрос «что же такое была перестройка», а заодно, заочно — на популярный теперь в иных сферах упрек «вы развалили страну» — Павел Палажченко, несмотря на всю сдержанность и даже сухость манеры изложения, отвечает вполне по-толстовски. На каком-то этапе перемен вмешалась сама история; точнее, вот так: История. Которая повелевает даже теми, кто считает, что выше их никого нет. И даже они вынуждены в иные периоды считаться с этим неумолимым роком. Это очень поучительно будет узнать и вождям нынешним; тем более что сама эта тема — ветер истории — кажется, опять становится актуальной.

https://novayagazeta.ru/articles/2020/12/21/88469-chelovek-bez-nachalnika?fbclid=IwAR3-Go4Ytvt5OShU9ozqY4VFWMv32I5jwK3HjNHw-k-OgUBDVLr5BJUo0hE




Перестройка

Коммунистический сепаратизм

31 год назад - 20 декабря 1989 года - ХХ съезд Компартии Литвы принял
«Декларацию о самостоятельности Коммунистической партии Литвы» и
постановление «О статусе Компартии Литвы». Приняты были также программа и
статут (устав) КПЛ. Фактически бОльшая часть литовских коммунистов заявила о выходе из состава КПСС. За отделение от общесоюзной компартии проголосовало почти 83% делегатов ХХ съезда.

Часть компартии во главе с тогдашним первым секретарем Альгирдасом Бразаускасом провозгласила создание КПЛ (самостоятельной) (около 86 тыс. членов). Не согласные с этим коммунисты создали свою КПЛ (КПСС) во главе с профессором Миколасом Бурокявичусом (около 40 тысяч членов). КПЛ(с) довольно быстро эволюционировала в сторону традиционной европейской социал-демократии и в декабре 1990 была переименована в Демократическую партию труда. КПЛ (КПСС) продолжала выступать против выхода Литвы из состава СССР.

================

Из хронологии событий до и после ХХ съезда литовской компартии:

3 декабря. Опубликовано письмо М.С. Горбачёва литовским коммунистам
(«Правда», 3 декабря 1989 года) :

Товарищи!

До съезда Компартии Литвы осталось всего две недели. Срок небольшой, но достаточный, чтобы ещё и ещё раз продумать программу действий, учитывающую реальную ситуацию в республике, выверить ориентиры на будущее. Спокойно и мудро взвесить политические шаги, действительно вытекающие из требований времени, то есть из жизни.
…Будем откровенны, особую озабоченность вызывает нарастание обособленческих, сепаратистских тенденций, проявляющихся в общественно-политической жизни республики, попытки противопоставить процессы, происходящие в Литве, общему ходу нашей перестройки.
…Каковы сегодняшние заботы населения республики, с какими требованиями выступают коммунисты Литвы?
Скорейшее преодоление наследия административно-бюрократической системы. Обеспечение простора для развития производительных сил. Полное использование творческого и трудового потенциала республики и её тружеников. Самостоятельное, нестеснённое национальное развитие, возможность самим разрабатывать и определять его направленность, формы и темпы, сохранять свою самобытность, защищать национальный язык и культуру, свободно развивать связи со всеми народами СССР и внешним миром.
…С чем не согласны, не хотят мириться, против чего протестуют в общественных кругах Литвы?
Против наследия сталинизма, в том числе и тех преступлений, которые совершены сталинским руководством по отношению к литовскому народу. Против проявлений изжившего себя централизма, против фактов ограничения самостоятельности республики, её суверенитета. Против бюрократического засилья, уравнительного отношения к специфическим особенностям республики, национальным чаяниям её населения.
Но именно на преодоление всего этого нацелены сегодня курс партии, одобренные сентябрьским Пленумом ЦК КПСС программа решения национального вопроса, практические шаги по совершенствованию федерального союза, предпринимаемые в Верховном Совете СССР.
Получается, что кто-то уже отвергает истинную и демократическую федерацию, ещё не успев пожить в ней, проверить её жизнеспособность.
…Союзные республики как суверенные социалистические государства федерации обретают самые широкие реальные права. …Это открывает народу Литвы широкие возможности для демократизации управления экономикой, укрепления материальной базы республиканского хозяйства, выбора разнообразных форм собственности, эффективных методов и систем хозяйствования, развития товарно-денежных отношений, всестороннего использования выгод общественного рынка.
…От обновления союза выиграют все. Поэтому так важно идти по пути повышения самостоятельности не врозь, а вместе, опираясь на ценности самообновляющегося социализма.
…Политбюро ЦК КПСС считает необходимым сказать сейчас со всей ответственностью и убеждённостью: восстановление самостоятельного государства вне рамок СССР, создание на этой перспективе независимой от КПСС компартии республики перечеркнули бы результаты действительного развития Литвы, её экономики и культуры за годы Советской власти.
…Как видите, я искренне поделился с вами соображениями, которые возникли из анализа обстановки в компартии республики. В этой политически накалённой атмосфере особенно высока цена ответственности перед историей и народом. Желаю всем коммунистам Литвы успехов, надеюсь ХХ съезд Компартии Литвы внесёт весомый вклад в разработку концепции 28 съезда КПСС.
Идти порознь — путь в никуда! Только вместе и только вперёд к гуманному, демократическому, процветающему обществу!

С коммунистическим приветом
М. Горбачёв

===========

7 декабря Верховный Совет Литвы отменил статью 6 Конституции республики.


19-20 декабря состоялся
ХХ съезд КП Литвы. Съезд объявил независимость Компартии Литвы от КПСС.

============

22 декабря
«Советская Россия» опубликовала письмо М.С. Горбачёва делегатам ХХ
съезда Коммунистической партии Литвы:
Политбюро ЦК КПСС,
ознакомившись с информацией о решении вашего съезда… приняло решение о
безотлагательном созыве Пленума ЦК КПСС.

=============

25 декабря. Доклад М.С. Горбачёва на Пленуме ЦК КПСС:
…Политбюро ЦК КПСС
созвало нынешний Пленум ЦК КПСС, чтобы обсудить ситуацию необычную для нашей
партии. Как вы знаете, недавно состоявшийся ХХ съезд Компартии Литвы принял
«Декларацию о самостоятельности Коммунистической партии Литвы» и
постановление «О статусе Компартии Литвы». Приняты также программа и
статут (устав) КПЛ.
…Осудить и заклеймить — тут много мудрости не надо. Но согласиться с литовскими товарищами — значит усугубить раскол, оттолкнуть тех коммунистов, которые искренне привержены социалистическим идеалам, целям перестройки, которые, даже проголосовав за решения ХХ съезда, продолжают мучительно размышлять о правильности сделанного шага.
…Хотел бы высказаться
по поводу политической борьбы, которая разворачивалась в республике на протяжении
последних двух лет. …На первоначальном этапе перестройки всё оппозиционное
«воинство» в республике составляло несколько десятков человек. Их
политические амбиции тогда не простирались дальше легализации, стремления
завоевать популярность на пути подогревания националистических настроений.
…Наиболее сильно заявил
о себе «Саюдис», образованный при активном участии известных
творческих, научных работников, членов партии. Скованность в партийной работе,
действия по старым шаблонам и меркам не дали возможности коммунистам стать в
«Саюдисе» движущей силой. Смена руководства Компартии Литвы в октябре
1988 года давала реальные шансы извлечь уроки из допущенных ошибок, начать процесс
выхода из глубокого кризиса, опираясь на здоровые силы в партии и в обществе.
Этого, однако, не произошло. На деле товарищ Бразаускас и руководимый им
аппарат впали в другую крайность. Была избрана линия на умиротворение,
бесконечные уступки всё более жёстким требованиям «Саюдиса».
…Тяжёлым уроном стала потеря влияния партии на средства массовой информации.
…Руководители ЦК
Компартии Литвы, и прежде всего товарищи Бразаускас и Берёзов, пошли ещё дальше
в сдаче принципиальных позиций. При фактической поддержке ЦК в республике
принят ряд законодательных актов и постановлений правительства, противоречащих
Конституции СССР, направленных на разрыв федеративных связей с Союзом ССР.
…Одновременно создаются
политические формирования буржуазного толка. Провозглашено создание
социал-демократической партии, партии христианских демократов, а также ещё семи
политических организаций. Реанимируется партия «Таутининкай»,
которая, по признанию самих литовских товарищей, совершила в 1926 году
государственный переворот и установила авторитарный режим. …Политизируется
католическая церковь, которую пытаются использовать антисоциалистические силы.
…Предпринимаются
активные попытки интернационализировать так называемый «прибалтийский
вопрос», организуется провокационное обращение в организацию Объединённых
Наций, Европарламент с просьбой оказать давление на советское руководство.
Стучатся в американское посольство в Москве, в Белый дом. …Эмиссары «Саюдиса»,
различных политических группировок систематически выезжают с этой целью за
рубеж, пытаются даже вести официальные политические и экономические переговоры
от имени своих народов, нередко действуя подстрекательски. …Чтобы обеспечить
себе необходимые условия «парламентского» захвата власти, часть
народных депутатов от «Саюдиса» использует в этих целях пропаганду
лозунгов перестройки.
…Сейчас ставится
вопрос: почему не было приостановлено опасное развитие событий? Знало ли
руководство КПСС о положении в Литве? Конечно, знало, товарищи… Для оказания
практической помощи в нормализации обстановки в республику выезжали секретари
ЦК КПСС, ответственные работники аппарата ЦК, руководители союзных ведомств,
организаций, учёные, принимались постановления, высказывались устные
рекомендации. Однако предпринимаемые центром шаги не были заинтересованно
восприняты в республике.
…Каковы пути выхода из
сложившийся ситуации?
…Решения ХХ съезда
Компартии Литвы с организационно-уставных позиций неправомочны.
…Ряд товарищей считает,
что решения ХХ съезда надо признать свершившимся фактом, предоставить событиям
в республике идти своим чередом, ограничив нашу реакцию политической оценкой…
Другие товарищи, напротив, занимают жёсткие позиции: на карту поставлена
целостность партии и государства. Их сохранение, считают они, оправдывает любые
средства.
…Каждое из этих
предложений имеет свою логику, но каждое — и свою слабость. Думаю, что надо
проявить максимальную выдержку, взвешенность и осмотрительность, дать
возможность остудить эмоции и вернуться к здравомыслию. …Давайте коллективно
обменяемся мнениями по этому вопросу…
Мы признали, что советская
социалистическая федерация нуждается в кардинальном обновлении и оздоровлении.
…Нан национальное
самосознание литовского народа во многом давит трудная история его
взаимоотношений с союзным государством. мы не можем, не имеем права уйти от
признания той бесспорной истины, что десятилетия сталинского произвола, грубое
искажение самого смысла и облика социализма в нашей стране, насаждение под
видом федерации жестко централизованного государства тяжелейшим образом
сказались на характере взаимоотношений наций и народностей Советского Союза, на
их настроениях. В результате этого была серьёзно скомпрометирована сама идея
федерации.
…Хотел бы остановиться
ещё на одном факторе, который сегодня предопределяет поведение некоторых сил в
Литве, да и не только в ней. За последнее время мы не раз сталкивались с
обстоятельствами, которые по традиционной логике подталкивали центр к
осуществлению чрезвычайных мер… В ряде случаев нам действительно пришлось
прибегать к чрезвычайным мерам, пресечению противозаконного поведения, когда не
было иного пути обеспечить безопасность граждан, остановить действия
хулиганствующих элементов.
Однако во многих случаях,
когда мы имеем дело с выступлениями широких слоёв населения, мы стремились и
стремимся использовать политические средства.
…Сильная власть не
боится собственных граждан, не насаждает атмосферу всеобщей подозрительности и
доносов, не устраняет путём тотального террора любое свободное изъявление
мысли.
…Идеал сильной политики
— не ожесточение и конфронтация, а согласие и солидарность. Сегодня они в ряду
главных задач дня.
…Такой подход, я думаю,
мы должны проявить и в рассмотрении сложившейся ситуации в Литве. нам следует
избегать каких-либо двусмысленностей и недомолвок. Нынешнее партийное,
государственное руководство не допустит распада союзного государства. Это я
хочу заявить на Пленуме Центрального Комитета партии. Об этом я говорю прямо…
(Аплодисменты.)
(М.С. Горбачёв. «В единстве партии — судьба перестройки. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 25 декабря 1989 года.» М., Политиздат, 1990)
25 декабря. Выступление М.С. Горбачёва по итогам первого дня Пленума ЦК КПСС:
…От того, какие примем
решения, зависит будущее перестройки. Огромная наша ответственность. …Без
глубокого анализа ситуации и нашей работы не обойтись. Прав Михаил Ульянов: не
забывайте, какой год на улице! Вы не под стеклянным колпаком.
…И я призываю товарища
Бразаускаса и других всё должным образом ещё раз обдумать. может быт, литовские
коммунисты одобрят нашу позицию? Отметят, что мы очень серьёзно подходим к их
проблемам, что им тоже надо извлекать уроки.
…Что же делать?
Отменять сейчас будем решение ХХ съезда КП Литвы? Или сделаем перерыв в этом
нашем Пленуме и поручим Генсеку и членам ЦК выехать в Литву, провести там
дискуссии? Со всем уважением к литовскому народу, к Компартии Литвы, ко всем
партийным организациям…
…Обращаюсь к вашему
пониманию значения того, что вы затеяли. это затрагивает судьбу всей страны.
…200 лет Литва была в составе России. это всё прямо надо народу говорить.
товарищи литовские уедут, будут думать, как дальше идти вместе вперёд. У нас
большие планы: в настоящей Федерации мы ещё не жили. а уже начинаем рушить, что
есть…
…Несерьёзно сейчас,
прямо вот здесь, требовать от Бразаускаса за ночь изменить позицию.
…Предлагаю, одобрив
доклад, отложить принятие окончательных решений. Но после Пленума группе членов
Политбюро и членов ЦК, включая Генерального секретаря, выехать в Литву для
встреч с коммунистами и трудящимися республики. А по возвращении вновь обсудить
этот вопрос и принять необходимые решения.
(Предложение принимается.)

===================

Документальный фильм «Увертюра» (1990)

о 20 съезде компартии Литвы.

Часть 1
https://d1a.net-film.ru/web-tc-mp4/fs57154.mp4

Часть 2

https://d1a.net-film.ru/web-tc-mp4/fs57154.mp4



===================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==================










































Перестройка

Последнее послание президента СССР.

29 лет назад - 18 декабря 1991 года — Михаил Горбачёв направил официальное послание участникам будущей встречи в Алма-Ате по созданию СНГ.

Послание Президента СССР М.С.Горбачева участникам встречи в Алма-Ате по созданию Содружества независимых государств.

«Уважаемые товарищи!
Перед встречей, которая определит, каковы будут отношения между
новыми суверенными государствами и какое место они вместе и раздельно займут в мировом сообществе, хочу поделиться с вами некоторыми соображениями.
Полагаю, у меня есть на это право – и моральное, и политическое.
Ратификация соглашения о создании содружества независимых государств Верховными Советами РСФСР, Украины, Беларуси и готовность Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана войти в состав учредителей содружества коренным образом изменили ситуацию. Государственная форма жизни многочисленных народов великой страны начинает свою новую историю. На её территории образуются несколько независимых государств. На смену длительному и трудному историческому процессу формирования единой страны приходит процесс её разъединения, расчленения. И он также не будет легким. Тут не должно быть никаких иллюзий. Очевидно, что общество еще не осознало, что это – поворот колоссального масштаба, затрагивающий основы жизни народов и граждан.
С самого начала перестройки мы шаг за шагом шли к тому, чтобы все республики обрели подлинную независимость. Но я все время настаивал на том, что нельзя допустить распада страны...
Пишу вам не для того, чтобы возвращаться к дискуссии на эту тему. Сейчас реальностью становится идея содружества независимых государств. И важно, жизненно важно, чтобы этот сложнейший процесс не усилил разрушительные тенденции, наметившиеся в обществе. Ведь для всех очевидно, что переход будет происходить в обстановке глубочайшего экономического, политического и межнационального кризиса, значительного снижения жизненного уровня.

Со всей серьезностью я отнесся к тому, что содержится в документах, принятых в Бресте и Ашхабаде, в ратификационных постановлениях Верховных Советов трех республик. Обдумывая свои соображения, я учитывал и общественную реакцию внутри и вне страны, вопросы, которые остались открытыми. Смысл соображений в том, чтобы очертить минимум положений, без которых содружество в современных условиях, как мне представляется, не сможет стать жизнеспособным.
Среди них, оговорюсь сразу, есть вещи очевидные, которые все вы признаете. Но я тоже не могу их не зафиксировать в своем послании.
Первое. Должно быть четко зафиксировано понимание содружества как многонационального образования при абсолютном равенстве не только самих государств, но и живущих в них национальностей, всех религий, традиций, обычаев, геополитического местонахождения.
Наиболее подходящим названием поэтому для содружества мне представляется: “Содружество европейских и азиатских государств” (СЕАГ).
Второе. Мало просто официально признать Декларацию прав человека и демократических свобод. При уникальной расселенности людей на огромных пространствах, где на протяжении веков перемешивались и пересекались судьбы миллионов семей, где десятки миллионов смешанных браков, проблема открытости границ и гражданства должна быть проработана особенно тщательно. Уверен, что у всех, кто не заражен национализмом и сепаратизмом, а это сотни миллионов, неизбежно возникнет чувство утраты “большой Родины”. А когда практически начнется процесс государственного, административного и прочего размежевания, определения условий гражданства, это затронет очень многих самым непосредственным образом – в быту, на производстве, в человеческих связях. Поэтому, возможно, на какой-то довольно длительный период придется согласиться с нормой – “гражданин содружества” наряду с гражданством в соответствующем государстве. Боюсь, что, если это все не будет обдумано,

решено и надежно гарантировано, концепция содружества будет отвергнута на народном уровне.
Третье. Для стабильности содружества решающее значение имеет создание социально ориентированной рыночной экономики, беспрепятственное развитие и защита всех форм собственности. Я разделяю мнение тех, кто считает необходимым подтвердить решимость участников содружества соблюдать Договор об экономическом сообществе и завершить работу над комплексом приложений, предусматривающих необходимые условия создания общего “евразийского рынка”. В том числе – согласованные меры по таким важным вопросам, как валютно-финансовая и банковская система, методика ценообразования и налогообложения, таможенные сборы, бюджетные ассигнования на оборону и другие общие цели.
Я убежден: потребуются соответствующие структуры экономического взаимодействия в рамках содружества. Убежден и в другом: все это станет возможным, заработает на благо людей и народов только в условиях действительных гарантий экономических прав и свобод личности, их безусловной защиты в законе и на практике.
Четвертое. С полной ответственностью и знанием дела относительно целостной системы военно-стратегической безопасности страны могу сказать, что малейшие попытки дезинтегрировать эту систему чреваты бедой международного масштаба.
С точки зрения утверждения реального суверенитета членов содружества делить эту сложнейшую и крайне дорогостоящую систему нет никакой необходимости. Договаривающиеся стороны могли бы определить безотлагательно структуры единого контроля и главнокомандования стратегическими силами, включая все основные военно-технические и научно-оборонные компоненты. Коллективное командование – это абсурд. Коллективным может быть контроль за состоянием и содержанием вооруженных сил и за проведением согласованной военной политики.

Совместного решения требует и проблема реформирования и сокращения армии. Это теперь – крупнейшая социальная проблема. Одновременно это проблема политической безопасности на территории всей страны, которой пока принадлежат испокон века единые вооруженные силы.
Пятое. Самостоятельная, суверенная деятельность каждого члена содружества на мировой арене правомерна. Но если есть содружество, а это политическое образование, то должно быть и его политическое представительство в мировом сообществе. По типу, скажем, Европейского сообщества, которое является субъектом международного права. Отказывать в таком статусе содружеству нельзя еще и потому, что от СССР оно унаследует статус ядерной сверхдержавы. От такого наследства так просто не избавиться. Иначе произойдет срыв международного доверия, будет нарушен Договор о нераспространении ядерного оружия, который все суверенные члены содружества вроде бы обязались подтвердить.
Я не представляю себе, как можно сохранить общую стратегическую оборону без минимума общей внешней политики.
Самое разумное было бы иметь структуру по делам внешних сношений, приспособив её к нуждам и принципам содружества, включая и вопрос о членстве в Совете Безопасности ООН. Подписи Союза стоят под важнейшими документами эпохи – декларациями и договорами. Остаются действующими 15.000 внешнеэкономических соглашений. Просто это все перечеркнуть – значило бы с первых шагов нанести ущерб международному престижу содружества и его реальным интересам.
Так же как все члены содружества, очевидно, подтвердят свою приверженность принципам современной демократии (свободные выборы, разделение властей, политический, идейный, религиозный плюрализм, правовое государство, гражданское общество, права человека), они должны воспринять и внешнеполитический курс, построенный на новом мышлении. Он получил признание во всем цивилизованном мире.

Шестое. Будет нанесен невосполнимый урон духовному развитию всех народов, если уже сейчас члены содружества не договорятся о координации (и о ее органах) в области науки и культуры, языка межнационального общения, охраны памятников, об источниках содержания музеев, мирового класса театров, библиотек, архивов, крупнейших институтов, лабораторий, обсерваторий и т.п.
Седьмое. О процедуре правопреемства. Начинать новую эпоху в истории страны надо с достоинством, с соблюдением норм легитимности. Одной из причин исторических несчастий наших народов являются как раз грубые разрывы, разрушительные перевороты, захватные методы в ходе общественного развития. И есть предпосылки, есть и опыт, чтобы действовать в рамках демократических правил. Поэтому я предложил бы после ратификации документа о содружестве и обмена ратификационными грамотами провести заключительное заседание Верховного Совета СССР, который принял бы свое постановление о прекращении существования Советского Союза и передаче всех его законных прав и обязательств содружеству европейских и азиатских государств.
Таковы мои самые общие соображения. Они продиктованы ответственностью за конечный успех великого дела, начатого в 1985 году.
М.Горбачев 18 декабря 1991 года».

«Правда», 1991, 20 декабря.

==================

18 декабря М.С.Горбачев принял участие в организованной советским телевидением и американской телекомпанией Эй-би-си беседе под названием «Уход».
«Горбачев. ...Если соглашение о Содружестве – реальность и процесс выходит уже на алма-атинскую стадию, то задача всех, и в том числе моя как Президента, насколько возможно помочь формулированию такого соглашения, которое будет содействовать жизнеспособности нового образования – Содружества Независимых Государств. Для меня как политика и Президента нет выше приоритета, чем условия жизни и сама жизнь людей. И если сегодня они связывают надежды с Содружеством, считают, что соглашение о Содружестве будет укреплять согласие, взаимодействие, то надо помочь, чтобы эти ожидания, насколько возможно, оправдались. Ведь процесс пошел. Верховные Советы высказываются “за”. Надо с этим считаться, таковы законы политики».

Горбачев М.С. Декабрь-91.., с.89.

=================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==================









Перестройка

IV Съезд народных депутатов СССР.

30 лет назад - с 17 по 27 декабря 1990 года - состоялся IV съезд народных депутатов СССР.


Решением съезда было объявлено о проведении референдума о сохранении самого государства, как «обновлённой федерации равноправных суверенных республик». С этой целью был принят закон о всенародном голосовании (референдуме) СССР. Съезд также утвердил пост вице-президента, на который был избран Г. И. Янаев, избран председатель Высшего арбитражного суда, утвержден Генеральный прокурор.

Также на IV Съезде народных депутатов было издано постановление «ОБ ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ СОЮЗНОГО ДОГОВОРА И ПОРЯДКЕ ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ» (декабрь 1990) —предусматривавшее сохранение СССР в обновленной форме как демократического федеративного государства — Содружества Суверенных Государств (ССГ). Основой объединения должны были стать принципы, изложенные в декларациях союзных республик, принятых в процессе «парада суверенитетов» 1988—1990 гг.: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность.

Кроме того 20 декабря 1990 года именно с трибуны IV Съезда народных депутатов СССР Эдуард Шеварднадзе заявил о своей отставке с поста министра иностранных дел «в знак протеста против надвигающейся диктатуры». В том же году он вышел из рядов КПСС.

Ещё многим этот съезд запомнился скандальным выступлением Сажи Умалатовой которая с консервативных позиций открыто выступила против политики, проводимой М. С. Горбачевым, и призвала к его отставке.

=================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

====================
































































































Перестройка

Как Киргизия свой суверенитет провозгласила.

30 лет назад - 15 декабря 1990 года - была принята Декларация Верховного Совета Киргизской ССР "О государственном суверенитете Республики Кыргызстан". Согласно Декларации, государственный суверенитет означал верховенство государственной власти республики на всей территории и независимость во внешних сношениях.

============================

ДЕКЛАРАЦИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

Верховный Совет Республики Кыргызстан:
выражая волю народа Кыргызстана,
для всестороннего обеспечения прав и свобод человека,
заботясь о свободном, политическом, экономическом, социальном и духовном развитии народа Кыргызстана,
стремясь построить демократическое правовое государство, выступая за создание нового Союза суверенных республик,
ТОРЖЕСТВЕННО ПРОВОЗГЛАШАЕТ
государственный суверенитет Республики Кыргызстан, означающий верховенство государственной власти Республики на всей территории и независимость во внешних сношениях.

Статья 1. Республика Кыргызстан - суверенное государство, утвердившееся и развивающееся на основе осуществления кыргызской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение, свободного выбора всеми народами Кыргызстана общественного и государственного строя, выражающее и защищающее интересы граждан Республики всех национальностей.
Статья 2. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Республики Кыргызстан, который является единственным источником государственной власти в Республике. Вся власть исходит от народа, существует для народа.
Статья 3. Кыргызская нация, давшая название Республике, имеющая древнюю историю, самобытную культуру, свой язык, обычаи, традиции, заботится о сохранении целостности своего генофонда, этноса, ее национальной государственности, культурного и языкового наследия на основе государственной политики интернационализма, сотрудничества и взаимоуважения граждан всех национальностей.
Республика Кыргызстан проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей кыргызов, проживающих за пределами Республики.
Республика Кыргызстан заботится о сохранении и развитии национальных культур, родного языка, народных обычаев и традиций всех национальностей населяющих Республику.
Статья 4. Народ Кыргызстана осуществляет Верховную власть непосредственно и через представительные органы, на основе Конституции Республики Кыргызстан и законов Республики.
От имени народа могут выступить исключительно Верховный Совет Республики и Президент Республики.
Статья 5. Государственный суверенитет Республики Кыргызстан обеспечивается:
полнотой государственной власти Республики во всех сферах общественной жизни,
наличием своего гражданства,
исключительным правом народа владеть, пользоваться и распоряжаться всеми объектами достояния и собственности Республики,
верховенством Конституции Республики Кыргызстан и законов Республики на своей территории,
ратификацией законов Союза суверенных республик, в который входит Республика,
исключительным правом изменения существующей территории Республики,
правом представлять и защищать свои интересы в отношениях с другими республиками, входящими в Союз суверенных республик, иностранными государствами и международными организациями,
правом добровольного вхождения в Союз суверенных республик на основе договора,
правом свободного выхода из Союза суверенных республик,
наличием своего государственного языка, герба, флага, гимна и столицы.
Статья б. Государственная власть в Республике осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Президент является главой Республики и обладает высшей исполнительной и распорядительной властью.
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики осуществляется Прокурором Республики, который представляется Президентом и назначается Верховным Советом Республики Кыргызстан, ответственен перед ним и подотчетен только ему.
Статья 7. Республика Кыргызстан имеет свое гражданство. Основания приобретения или утраты гражданства Республики определяются законодательством Республики.
Гражданам Республики за ее пределами гарантируется защита и покровительство Республики Кыргызстан.
Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Республики, гарантируются права и свободы, предусмотренные Всеобщей Декларацией прав человека и законами Республики. Они не могут подвергаться дискриминации в политическом, экономическом, социальном отношениях по мотивам происхождения, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, цвета кожи, пола, образования, языка, рода и характера занятий, места жительства, отношения к религии, политических и иных убеждений, принадлежности к партиям или иным, действующим в соответствии с Конституцией общественно-политическим организациям.
Статья 8. Политическая жизнь в Республике осуществляется на основе принципа плюрализма.
Все политические партии, общественно-политические организации, народно-демократические и другие массовые движения работают в рамках Конституции Республики Кыргызстан. Создание новых организаций осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Республики. Политические и другие общественно-политические движения, имеющие антиконституционные и антиобщественные цели, запрещаются.
В Республике военнослужащие, а также лица, занимающие должности в правоохранительных органах, в служебной деятельности руководствуются требованиями законов.
Статья 9. Территория Республики Кыргызстан в существующих границах является неприкосновенной и не может быть изменена и использована без ее согласия.
Республика Кыргызстан самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство.
Статья 10. Республика Кыргызстан самостоятельно организует свою экономическую жизнь.
В Республике функционируют разнообразные формы собственности, обладающие равным правовым статусом, которые являются основой формирования и развития рыночных отношений и направлены на удовлетворение прежде всего интересов граждан Республики, в рамках не запрещенной Законом трудовой деятельности доходы граждан не ограничиваются, и наряду с этим осуществляется система социальной защищенности населения.
В Республике Кыргызстан Земля, ее недра, воздушное пространство, леса, воды, растительный и животный мир - все природные ресурсы, культурные и исторические ценности, а также весь экономический и научно-технический потенциал, созданный народом Республики, являются его национальным достоянием, исключительной собственностью. Никто не вправе: изымать, владеть, пользоваться и распоряжаться национальным достоянием без согласия самой Республики.
Решение вопросов союзной собственности (общей собственности всех республик) осуществляется на договорной основе между республиками - субъектами этой собственности.
Предприятия, учреждения, организации и объекты других государств и их граждан, международных организаций могут размещаться на территории Республики и использовать природные ресурсы Кыргызстана согласно ее законам.
Республика Кыргызстан имеет право на свою долю в общесоюзном богатстве соответственно вкладу народа Республики, в том числе в алмазном, золотом и валютном фондах.
Республика Кыргызстан самостоятельно создает банковскую, ценовую, финансовую, налоговую систему, формирует государственный бюджет, при необходимости вводит свою денежную единицу.
Высшим кредитным учреждением Республики является Национальный банк Кыргызстана.
Статья II. Республика Кыргызстан обеспечивает на своей территории охрану природы, рациональное использование природных ресурсов, экологическую безопасность народа, сохранение и обогащение генофонда фауны и флоры. При необходимости участвует в союзных и международных экологических программах.
Статья 12. Республика Кыргызстан охраняет и защищает свои государственные интересы, имеет органа внутренних дел и государственной безопасности, вправе создавать внутренние войска.
Республика Кыргызстан определяет порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решает вопросы размещений войск и вооружения на своей территории в рамках Союзного договора.
Производство и испытание на ее территории ядерного, химического или иного вида оружия массового уничтожения, а также хранение отходов ядерной энергетики не допускается.
Статья 13. Республика Кыргызстан является равноправным участником международного общения, активно способствует укреплению мира и международной безопасности.
Как субъект международного права Республика осуществляет непосредственные сношения с другими государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипломатическими консульскими, торговыми представительствами, принимает участие в деятельности международных организаций.
Статья 14. Кыргызстан заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам дружбы и сотрудничества между народами, неуклонно соблюдать принятые на себя обязательства, не допускать конфронтацию в международных межреспубликанских, межнациональных отношениях.
Участие Республики в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза, обеспечивается путем представительства Республики в союзных органах государственной власти и управления на равных основаниях с другими союзным республиками.
Республика обладает правом устанавливать полномочные представительства Республики в других союзных республиках.
Статья 15. Настоящая Декларация является основой для разработки и принятия новой Конституции Республики Кыргызстан, законов Республики и определяет позиции Республики при заключении нового Союзного договора и международных соглашений.

Принята Верховным Советом Республики Кыргызстан

г. Фрунзе, 1990, 15 декабря

===========

Распад СССР - Как ушла Киргизия

https://ed-glezin.livejournal.com/420766.html

=======

СССР - ХРОНИКА РАСПАДА. (СПЕЦПРОЕКТ ГОРБАЧЕВ - ФОНДА )
http://www.gorby.ru/cccp/

==================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

====================









Перестройка

Как Казахстан провозгласил свою независимость.

29 лет назад - 16 декабря 1991 года Верховный Совет Казахской ССР принял закон «О государственной независимости Республики Казахстан". Так Казахстан стал последней из союзных республик, заявившей о своём выходе из СССР. Закон был принят в пятую годовщину национального восстания 1986 года.

Название республики было изменено незадолго до этого Законом «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики», подписанным Н.Назарбаевым 10 декабря. А еще раньше, 1 декабря состоялись первые всенародные выборы Президента Казахстана - ранее Н.Назарбаев был избран на пост Президента Верховным Советом Казахской ССР.

16 декабря отмечается День независимости Казахстана - главный национальный праздник Республики Казахстан.

А ещё именно 16 декабря 2011 года в городе Жанаозене режимом того же Назарбаева было подавлено восстание рабочих нефтяников. Погибло 15 человек, сотни были ранены и арестованны.

======================

О государственной независимости Республики Казахстан

Верховный Совет Республики Казахстан,
выражая волю народа Казахстана,
признавая приоритет прав и свобод личности,
закреплённых во Всеобщей декларации прав человека,
иных общепризнанных нормах международного права,
подтверждая право казахской нации на самоопределение,
исходя из решимости создания гражданского общества
и правового государства,
осуществляя миролюбивую внешнюю политику,
заявляя о своей приверженности принципу
нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения,
торжественно провозглашает государственную
независимость Республики Казахстан.

Глава 1 РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО
Статья 1. Республика Казахстан независимое, демократическое и правовое государство. Она обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику.
Статья 2. Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права.
Статья 3. Республика Казахстан открыта для признания её государственной независимости другими государствами.
Статья 4. На всей территории Республики Казахстан действуют Конституция Республики Казахстан, а также признанные ею нормы международного права.
Статья 5. Территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной.

Глава 2 НАРОД И ГРАЖДАНИН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Статья 6. Граждане Республики всех национальностей, объединённые общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета государственной власти в Республике Казахстан, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через избираемые им государственные органы на основе Конституции и законов Республики Казахстан.
Граждане Республики независимо от их национальностей, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и имущественного положения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и обязанностями.
Лица, находящиеся на территории Республики Казахстан и не являющиеся её гражданам, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и межгосударственными договорами Республики Казахстан, за исключением изъятий, установленных законами и межгосударственными договорами Республики.
Посягательство на гражданское равноправие преследуется по закону.
Статья 7. Республика Казахстан имеет своё гражданство. За всеми казахами, вынуждено покинувшими территорию Республики и проживающими в других государствах, признаётся право иметь гражданство Республики Казахстан наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.
Республика Казахстан регулирует миграционные процессы. Республика Казахстан создаёт условия для возвращения на её территорию лиц, вынуждено покинувших территорию Республики в периоды массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов, проживающих на территории бывших союзных республик.
Статья 8. Возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших обязанностей государства.
Республика Казахстан проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за её пределами, защищает их интересы на основе договоров, заключаемых с теми государствами, гражданами которых они являются.

Глава 3 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Статья 9. Государственная власть в Республике Казахстан строится и осуществляется исходя из принципа её разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Право выступать от имени народа Республики принадлежит Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан.
Статья 10. Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Республики Казахстан.
Главой Республики Казахстан и её исполнительной власти является Президент.
Судебная власть принадлежит Верховному Суду и Высшему арбитражному Суду Республики Казахстан.
Высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный Суд Республики Казахстан.

Глава 4 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Статья 11. В исключительной собственности Республики Казахстан, оставляя основу её государственной независимости, находятся земля и её недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал.
Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства и основывающийся на многообразии и равенстве всех форм собственности.
Республика Казахстан обеспечивает охрану имущественных прав других государств, их граждан и организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Республики в соответствии с законодательством Республики.
Статья 12. Республика Казахстан имеет Государственный национальный банк, вправе создать свою финансово-кредитную, денежную системы, организует республиканские налоговую и таможенную системы.
Республика Казахстан формирует свои золотой запас, алмазный и валютный фонды.

Глава 5 РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН ЧЛЕН МИРОВОГО СООБЩЕСТВА
Статья 13.. Республика Казахстан является субъектом международного права, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, может входить в международные организации, системы коллективной безопасности и участвовать в их деятельности.
Статья 14. Республика Казахстан самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

Глава 6 ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Статья 15. Республика Казахстан принимает меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности.
Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Республики, расценивается как посягательство на её государственную независимость.
Статья 16. Республика Казахстан в целях охраны своей независимости и территориальной целостности имеет право на создание собственных вооружённых сил.
Республика самостоятельно определяет порядок и условия прохождения её гражданами воинской службы, решает вопросы размещения войск, вооружённой техники на своей территории.

Глава 7 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. Республика Казахстан имеет свои государственные символы герб, флаг, гимн.
Столица Республики Казахстан город Алма-Ата.
Статья 18. Настоящий Закон наряду с Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР служит основой для разработки новой Конституции Республики.
Нормы Конституции и иных законодательных актов Республики Казахстан действуют, поскольку они не противоречат настоящему Закону.

Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев
Алма-Ата, 16 декабря 1991 г.

==============================

Запоздалая независимость Казахстана, или Как Назарбаев оглядывался еще восемь дней
https://rus.azattyq.org/a/1360389.html

"Если не сумеем сберечь мир, то грош нам цена". О чем писали СМИ 16 декабря 1991 года.
https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/esli-sumeem-sberech-mir-grosh-tsena-chem-pisali-smi-16-386384/

ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ: КАК ЭТО БЫЛО
https://voxpopuli.kz/den-nezavisimosti-kak-eto-bylo-13374/

===============================

Распад СССР - Как ушел Казахстан.
https://ed-glezin.livejournal.com/417213.html

СССР - ХРОНИКА РАСПАДА. (СПЕЦПРОЕКТ ГОРБАЧЕВ - ФОНДА )
http://www.gorby.ru/cccp/

==============

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

================























Перестройка

Первый визит президента Южной Кореи в СССР.

30 лет назад - 13 декабря 1990 года - в СССР впервые за долгие десятилетия конфронтации и вражды - начался официальный визит Президента Юж­ной Кореи Ро Дэ У.

Из Книги Михаила Горбачёва «Жизнь и реформы»:

«30 сентября 1990 года с Южной Кореей были установлены дипломатические отношения. До этого корейцы проявляли большую настойчивость в сближении с нами, мы же (особенно наш МИД) продолжали еще осторожничать, оглядываясь на Пхеньян. Однако по мере ухудшения экономической ситуации в СССР наш интерес к одному из восточноазиатских "драконов", совершивших у себя экономическое чудо, быстро нарастал.

Повысился уровень взаимных поездок различных экономических и политических делегаций. Я дважды встречался с послом Южной Кореи в Москве. В декабре 1990 года президент Ро Дэ У совершил официальный визит в СССР.
Переговоры выявили близость позиций по многим вопросам, желание корейской стороны к широкому экономическому сотрудничеству, поддержанию политического диалога.

Мы договорились об ответном визите, но быстро накалявшаяся обстановка в стране мешала выбрать время. Узнав о намеченном на апрель 1991 года моем визите в Японию, Ро Дэ У предложил побывать у него в гостях на обратном пути. Я согласился.

Поворот в советской политике на Корейском полуострове:
https://www.gorby.ru/activity/conference/show_70/view_13119/

====

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

======