ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Второе крещение Руси. 1988 год.

апреля 1988 года состоялась встреча Горбачева с постоянными членами Синода. На встрече были приглашены: патриарх Пимен; три постоянных члена Синода по кафедрам: Ленинградскую кафедру тогда занимал нынешний патриарх Алекси́й II, Крутицкую и Коломенскую Ювеналий, Киевскую кафедру занимал Филарет (Денисенко), ныне анафематствован; управделами РПЦ тогда был Владимир Сабодан, нынешний блаженнейший Киевский и всея Украины (автономной церкви Украины); председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) (тогда был Филарет Минский, который и сейчас на этой же кафедре).

Напрашивается некая параллель с “кремлёвской вечерей” товарища Сталина и трёх митрополитов РПЦ: встреча Сталина с Сергием Страгородским, Алексием Симанским и Николаем Ярушевичем.

С 1943 года по 1988 год, в течение 45 лет, никаких подобных судьбоносных встреч не было. Встреча Сталина была абсолютно судьбоносной – это было возвещение, что отныне Сталин берёт Церковь под свою защиту. Это событие для поместной церкви сравнимо по важности с Миланским эдиктом (313 год).

В 1943 году день встречи тоже был судьбоносный – в ночь на 5 сентября (н.ст.) – отдание Успения Богородицы, день памяти Иринея Лионского (св. отец II го века, автор трактата “Против ересей”), день церковной памяти Калинника Константинопольского, патриарха, замурованного заживо в Равенне в 711 году по приказу императора Юстиниана II Ринотмита (Рваные ноздри).

При встрече со Сталиным решались конкретные вопросы, которые определили главные приоритеты на десятилетия вперёд, и до конца 80 х (всё содержание беседы хранилось в архивах с грифом сов. секретно).

А 29 апреля при встрече с Горбачевым в день, по сути самый будний, и разговор был ни о чём. Михаил Сергеевич со свойственной манерой, со свойственным многословием сказал, что в год 1000 летия крещения Руси государство, со своей стороны, - и так далее.

Горбачев сообщил членам Синода, что разрабатывается новый закон “О свободе совести”. Этот закон и будет принят, но 1 октября 1990 года и Пимен до него уже не доживёт.

В 1943 году встреча глубокой ночью и маленькое коммюнике, которое будет опубликовано в газете “Правда” (автор Молотов), а здесь – публикация в “Правде”, в “Известиях”, спец. выпуск “Известий”. В 1943 году всё – полусекретно, а сейчас этот вопрос интересует всех – эйфория.

В 1988 году все понимали, что гонения кончились, но только спустя год стало ясно, что церковно общественная и церковно государственная ситуация в стране вышла из под контроля правительства Горбачева. Правительство Горбачева уже психологически не годились в гонители. Примерно как в “Преступлении и наказании” Достоевского Порфирий говорит про Раскольникова, что “он у меня психологически не убежит, хотя бы и было куда бежать”.

Горбачев и его присные могли говорить привычные слова, что у нас около 70 миллионов верующих, что с этим надо считаться, что лучше, если мы сами возьмём всю ситуацию под контроль. Горбачев говорит, что “подавляющее большинство верующих приняли перестройку, вносят немалый вклад в реализацию планового социально экономического ускорения страны, в развитие демократии и гласности. Именно в этих условиях стал возможен широкий общественный диалог, более активное участие религиозных деятелей в работе таких формирований, как фонд культуры, детский фонд имени Ленина, общество “Родина” и других”.

Таким образом, глава государства, у которого уже тогда стремительно падал рейтинг, произносит слова, которые не отвечали существу ситуации. Свершилось то, что было предсказано сразу после войны: “никнет дом 10 царей”. 10 царей, имевшие одни мысли (см. Апок. 17, 12-14) – это же апокалиптический образ и апокалиптический феномен (17 я гл. Апокалипсиса).

26 мая происходит немыслимая вещь – возвращение святынь из Московского Кремля. Всегда считалось, что всё, что находится в центральном музее страны – это уже навечно. А тут вернули святыни, которые Церковь копила у себя, начиная с XVII го века (после Смутного времени, при первых Романовых).

Вернули: часть Животворящего креста Господня, часть ризы Пресвятой Богородицы, десную руку Андрея Первозванного, головку Иоанна Златоуста и множество частиц мощей. Про то, что эти святыни (многие) находились у нас, вообще мало кто знал.

Все возвращенные святыни в больших серебряных сосудах были поставлены на помосте в Елоховском соборе; отслужен молебен, после чего по распоряжению патриарха святыни разошлись по разным церковным местам.

Можно сказать, что именно в этот день наступил конец советской власти и что этот день можно назвать гранью преодоления интеллигентской секуляризации, потому что именно на этот день пришлись похороны Лосева.

Вообще поздней весной 1988 года происходят странные вещи. Например, все известно, что такое был Совет по делам религий. Совет по делам религий была структура, на которой лежали обязанности контроля за всей жизнью Церкви. В союзном Совете по делам религий (а все религии при Брежневе были объявлены равноправными и равнозначными) был православный отдел. Этот отдел возглавлял тогда Генрих Александрович Михайлов1, к которому считали за счастье попасть и среднее духовенство и епископат; насельницы монастырей жаловались на своё монастырское начальство в Совет по делам религий.

В церковно государственных отношениях после возвращения святынь начинается новый период: были люди, которые десятилетиями практиковались в практике – “держать и не пущать”; были “присяжные” идеологи типа Клебанова, но на государственном верху их перестали слушать.

Государственные структуры восприняли празднование 1000 летия крещения Руси как средство для повышения стремительно падающего рейтинга государства и в этом отношении они не просчитались, но это уже не могло помочь.

В частности, на праздновании 1000 летия крещения Руси приехало 211 делегаций из 89 стран; были представлены все автокефальные церкви, кроме Константинополя и Православной Церкви Эллады. Константинополь и Православная Церковь Эллады не послали своих представителей чисто по церковно политическим соображениям. Например, у них было желание забрать русские монастыри на Афоне. На Афоне старых насельников не осталось, в 1947 году был бунт, после которого на Афон долго не пускали. Первая большая делегация поехала на Афон только в 1989 году. На праздновании 1000 летия крещения Руси прибыли 10 кардиналов, в числе которых был Виллебрандс.

На эти празднества было аккредитовано 1100 журналистов, из них 446 человек – иностранных. Никакие фестивали не имели такого международного резонанса. Когда по первой программе центрального телевидения показали весь концерт хора отца Матфея и этот хор выводил на разные голоса “Яко с нами Бог”, то люди старшего поколения, помнившие хрущёвщину, так и говорили – “бедный Хрущев, уж теперь в гробу переворачивается”. Все эти события были предсказаны преподобным Серафимом Вырицким (скончался в 1949 году), что так будет.

Предсоборная работа началась 24 июля 1981 года в день равноапостольной Ольги. В 1988 году – абсолютно другая государственная политика. В начале средства массовой информации замалчивали этот предстоящий юбилей; около 1984 года стали появляться брошюры, журнальные публикации, но в духе воинствующего атеизма; а в 1987 году слово “безбожник” стало ругательным. Но из за того, что средства массовой информации поздно включились в работу по подготовке празднования 1000 летия крещения Руси, то время было упущено и это признавали все идеологи и политологи. (Например, Бессонов Михаил Николаевич в книге, которая вышла в Политиздате 1990 года).

В результате инициативу в освещении исторических событий, конечно, с сугубо церковной точки зрения, перехватила Церковь. Осмысление роли и миссии Русской Церкви в русской истории и русской культуре - именно так ставился вопрос, который вполне успешно развивался, заполняя статьями, книгами образовавшийся идеологический вакуум.

Собор открылся в июле 1988 года, причём в период, начиная с 1985 и до 1988 года подготовлен новый устав Церкви. Автор этого устава – ныне здравствующий Кирилл Гундяев, 1946 года рождения. Этот устав устарел через полгода после того, как он был принят (протоколы собора 1988 года не опубликованы до сих пор).

Основные моменты устава. Прошло 26 лет после 1961 года, многие деятели 1961 года к 1988 году были ещё живы. Сам Господь ссудил патриарху Пимену дожить до того дня, когда ему доведётся исправить главные из тех (прежних) ошибок – всё, что было в уставе 1961 года нецерковного, в уставе 1988 года было успешно преодолено.

При выработке нового устава Кирилл (тогда – архиепископ) использовал некоторые моменты (наработки) собора 1917-1918 годов и был отвергнут устав 1945 года. Объяснялось это тем, что устав 1945 года готовился в срочном порядке во время войны и многие моменты были не определены – устав признан абсолютно устаревшим.

Устав 1988 года вырабатывался, исходя из реальной ситуации на тот момент; кое какие моменты были сделаны буквально “под Пимена”. В частности, органы управления были названы “Поместный собор”, “Архиерейский собор” и “Священный Синод” во главе с патриархом. Таким образом, патриарх оказывался в церковной иерархии на четвёртом месте.

Далее. В межсоборный период в положении 1917-1918 годов всей полнотой власти обладает патриарх, а соединённое присутствие Священного Синода (выборного) и Высшего Церковного Совета под председательством патриарха является Высшим Церковным управлением.

В уставе 1988 года:

7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси:

а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода;

б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период;

в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви;

г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями;

д) обращается с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Православной Церкви;

е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом;

ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией.

Патриарх Се́ргий в своё время писал, что “российский патриарх это – не Римский папа и даже - не патриарх в византийском смысле слова, а только председатель Синода”.

Уставом 1988 года патриарху не было предоставлено право вето ни по какому вопросу.

1. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: "Святейший Патриарх Московский и всея Руси".

2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.

4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем.

5. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34 м правилом свв. Апостолов и 9 м правилом Антиохийского Собора.

Патриарх избирается пожизненно, а вопрос об уходе патриарха на покой решает Поместный собор. Поместный собор собирается не реже, чем в 5 лет. Архиерейский собор - не реже, чем в 2 лет.

Епархиальное управление (взяты наработки собора 1917-1918 годов).

В епархиях, помимо епархиального совета, обязательно и епархиальное собрание из духовенства и мирян. Епархиальное собрание должно созываться не реже 1 раза в год.

Положение о Священном Синоде включает в себя новую формулировку: Священный Синод под председательством патриарха осуществляет центральную верховную власть в межсоборный период.

Епархиальный архиерей избирается и назначается Синодом, а указ подписывает патриарх. По достижении 75 летнего возраста архиерей подаёт прошение на покой (патриарх - нет).

Ключевым вопросом было положение о приходах. Церковь наконец то смогла преодолеть наследие хрущёвского периода. Было сказано, что приход находится под каноническим управлением епархиального архиерея и под руководством поставленного архиереем священника настоятеля.

По уставу 1961 года (и подтверждено в 1971 году на поместном соборе), священник всего лишь – наёмник приходского совета. Фактически по положению 1961 - 1971 годов приход был слабо связан с епархиальным центром.

В новом уставе осталось, что приходская община является субъектом договора с властями, то есть, храм, например, передаётся приходской общине. Приходская община заключает договор с местной гражданской властью на бессрочное, безвозмездное пользование храмом и церковной утварью, если утварь тоже передаётся общине (“двадцатке”).

Но одно дело – положение, утверждённое на соборе, и совсем другое дело – как они начинают работать на практике. Именно такая практика и является критерием не только жизненности, но и истинности соборных установлений.

В уставе сказано, что настоятель управляет причтом и приходом, что он созывает приходское собрание2 и настоятель в обязательном порядке действует в сотрудничестве с приходским советом.

В отдельных случаях (не как исключение, но и не как обязательство) настоятель может быть и старостой – председателем приходского совета, но на приходском собрании настоятель - всегда председатель. В ведение настоятеля передаётся архив и вся переписка осуществляется за подписью настоятеля.

Приход, таким образом, был определён как каноническая единица епархии.

Вопросу о монастырях в уставе был посвящён специальный раздел. Тенденция хрущевской администрации, начиная с 1957 года, была направлена на ликвидацию монастырей как таковых. А в уставе 1988 года говорится, что открытие нового монастыря благословляется патриархом совместно со Священным Синодом по представлению епархиального архиерея.

Монастырь имеет право открывать своё подворье уже без решения патриарха и Синода.

Состав Поместного собора 1988 года. Собор состоял из 272 человек; из них 74 архиерея (правящие все), 95 священников, 14 монахинь, 87 мирян (из них 6 женщин).

По сравнению со всем предшествующим периодом были формулированы два приоритетных направления в деятельности Церкви, которые абсолютно противоречили, не отменённому на тот момент, законодательству 1929 года. Церковь располагала только устным заверением Горбачева, что готовится новый закон, в котором все эти положения будут отменены.

Первое приоритетное направление собора - религиозное образование, распространение веры и катехизация верующих.

Таким образом, после многих лет, когда считалось, что Церковь в СССР находится чуть ли не в лепрозории, тут объявляется, что Церковь переходит в наступление и начинает проповедь веры и к преподаванию вероучения сколь возможно многочисленной аудитории.

Второе приоритетное направление собора – милосердие и благотворительность.

В 1988 году отделение Церкви от государства никто не оспаривал и никто не считал это худым делом – все считали благом, только надо было правильно понять.

Соборная канонизация Собора 1988 года 9 ти подвижников благочестия.

В послевоенный период были прославлены Герман Аляскинский, Иоанн Русский (1962 год), Иннокентий Московский (1970 год); но все прославления были сделаны уже после того, как эти подвижники были прославлены другими патриархатами.

В данном случае были канонизированы 9 человек и характерен состав подвижников, прославленных на юбилейном соборе 1988 года.

Первое. Канонизирован благоверный князь Димитрий Донской, местно-чтимый давно, во всяком случае на некоторых фресках XVI го века его писали в нимбе – собор утвердил то, что уже давно было церковной практикой.

Второе. Канонизирован преподобный Андрей Рублёв, также местно-чтимый уже в конце XV го века.

Третье. Канонизирован преподобный Максим Грек, скончался в начале царствования Ивана Грозного (1556 год), но местное почитание его началось с конца XVI го века, когда он явился царю Фёдору Ивановичу; в XVII м веке была разработана иконография иконы Максима Грека, был написан ему акафист - собор утвердил Максима Грека для всероссийского почитания и для сообщения другим автокефальным церквам.

Четвёртое. Канонизирован в лике святителей митрополит Макарий Московский; скончался при Иване Грозном (1563 год). Прославление Макария Московского отчасти было и поклоном в сторону старообрядчества. Макарий Московский – председатель и организатор, так называемых, “макарьевских” соборов: 1547 и 1549 годов и председатель Стоглавого собора 1551 года.

Стоглавый собор пытались отменить Московский собор 1656 года и Большой Московский собор 1667 года.

Пятое. Канонизирован преподобный Паисий Величковский. Здесь надо было подчеркнуть преемственность духовного делания – от Афона, где начинал Паисий Величковский, через Молдавию к Оптиной пустыни. Надо было разрушить миф или отменить неправильное мнение о некоторой провинциальности всей церковной жизни синодального периода.

Шестое. Канонизирован преподобный Амвросий Оптинский – как бы ипостась оптинского монашеского делания и, прежде всего, окормления мирян.

Седьмое. Блаженная Ксения Петербургская. В данном случае было взято во внимание великое народное почитание и в XIX м веке и в XX м веке; особенно во время II й мировой войны и после войны.

Восьмое. Канонизирован в лике святителей епископ Игнатий Брянчанинов – как бы мост от святых отцов к началу XX го века “над пропастью интеллигентского безвременья” (выражение А. Блока).

Это было и некое пророчество о предстоящем религиозном святоотеческом просвещении образованных мирян.

Девятое. Прославлен в лике святителей высокий богослов XIX го века епископ Феофан Затворник.

Ещё по мере подготовки к 1000 летию крещения Руси с 1981 года была образована историко канонизационная рабочая группа под председательством митрополита Ювеналия (Пояркова). Затем эта рабочая группа была преобразована в Синодальную канонизационную комиссию и на соборе 1988 года было закреплено: работы по изучению материалов о православных угодниках Божьих продолжить.

РПЦЗ и Западноевропейский экзархат Константинопольского Патриархата пытались, независимо от Московской Патриархии устроить какое то юбилейное празднование 1000 летия крещения Руси. Из этой затеи ничего не получилось; кроме всевозможных публикаций в “Вестнике РХД”, юбилейного празднования организовать не удалось.

Представители Западноевропейский экзархата и руководство и члены РПЦЗ, и сам Виталий Устинов, первоиерарх РПЦЗ в то время получили приглашение на празднование в Москву в качестве почётных гостей. Митрополит Виталий не поехал и запретил ехать своим клирикам; но миряне приехали. После возвращения появилось много восторженных откликов по поводу празднования 1000 летия крещения Руси в Москве. Например, Вера Робертовна фон Вирен Горчинская, которая подчёркивала, что никаких преследований Церкви в СССР нет3.

Теперь, 20 ть лет спустя, можно сказать, что во всём этом праздновании, посвящённом 1000 летию крещения Руси, была немалая доля эйфории. Радовались все, и люди малоцерковные и вообще нецерковные. Но именно в это время бывший советский народ обнаружил, что он – “наг”, как Адам после грехопадения. В результате внезапно свалившейся гласности, народ обнаружил, что он ограблен, разорён, всячески кругом обойдён. Но в то же время многие почувствовали, что все эти годы ждали, иногда и не осознавая, любимого и любящего Христа. И когда это люди осознали, то уже обратного хода не было.


В послании Иакова сказано, что муж с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих (Иак. 1,8). 1000 летие крещения Руси предваряет и развал СССР.


1 Мне довелось встретиться с Михайловым именно по вопросу Киево Печерской Лавры. При встрече, оказалось, что мы говорим на одном языке и пришла к выводу, что в Совете по делам религий сидят люди, которые хотят помочь, но не знают, с какой стороны подойти – В.Е.



2 Это – самое главное, то есть, без настоятеля “двадцатка” собраться не имеет права – В.Е.



3 Также и монахиня Мария (Гурко) из Парижа и некоторые другие.

http://slonam.ru/stati/1-vstrecha-gorbacheva-s-patriarhom-pimenom-i-postoyannimi-chle/main.html

Верующие — это советские люди, и они имеют полное право достойно выражать свои убеждения (из архива ЖМП)

23 июля 2013 г. 10:20

http://e-vestnik.ru/docs/vstrecha_genseka_gobacheva_s_patriarhom_pimenom_7144/

В 1987–1988 годах на страницах ЖМП был опубликован ряд материалов, посвященных празднованию 1000-летия Крещения Руси. Один из интереснейших документов эпохи — отчет о встрече Генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева с Патриархом Пименом и членами Священного Синода, опубликованный в № 7 ЖМП за 1988 год. Речь Горбачева содержит, наряду с привычной «миротворческой» риторикой, признание роли Русской Православной Церкви в истории страны. Генеральный секретарь ЦК КПСС говорит об ошибках советской политики в отношении верующих. Эти перемены живо свидетельствуют о начале нового этапа церковно-государственных отношений.

Некоторое время назад Патриарх Пимен обратился с письмом к М.С. Горбачеву, в котором он высказал просьбу о встрече в связи с 1000-летием введения христианства на Руси.
29 апреля 1988 года М.С. Горбачев принял в Кремле в Екатерининском зале Патриарха Московского и всея Руси Пимена и членов Священного Синода Русской Православной Церкви: митрополитов Киевского и Галицкого Филарета, Ленинградского и Новгородского Алексия, Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Ростовского и Новочеркасского Владимира, Минского и Белорусского Филарета.

В начале встречи М.С. Горбачев сказал:
Рад побеседовать с вами, готов послушать вас и ответить на ваши вопросы.
Наша встреча происходит в преддверии 1000-летия введения христианства на Руси, которое получило не только религиозное, но и общественно-политическое звучание, ибо это знаменательная веха на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности.
Путь большой и сложный, изобиловавший драматическими событиями, острейшими политическими коллизиями. Но я бы выделил на нем отрезок в семь десятилетий, ставший для Русской Церкви одним из важнейших этапов ее истории. Это семь десятилетий Советской власти, при которой Церковь живет и действует в социальных условиях, не имеющих исторических аналогов.

Провозглашенный молодой советской республикой Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви знаменовал собой крутой поворот в сложившихся в России церковно-государственных отношениях. Этот ленинский декрет, 70-летний юбилей которого недавно отмечался, открыл перед Церковью возможности осуществлять свою деятельность без какого бы то ни было вмешательства извне. Образно говоря, освободительный дух Великой Октябрьской социалистической революций коснулся и всех религиозных организаций нашего многонационального общества.
Не всё складывалось легко и просто в сфере государственно-церковных отношений. Не все иерархи сумели сразу разобраться в сущности декрета. Понадобилось время для осмысления заложенных в нем идей.
Религиозные организации также были затронуты трагическими событиями периода культа личности. Этому периоду дана однозначная оценка как отступлению от социалистических принципов, восстановленных ныне в своих правах.
Исправляются ошибки, допущенные в отношении Церкви и верующих в 30-е и последующие годы. Об этом сейчас откровенно и объективно пишут наши газеты, журналы. С их страниц мы слышим и голос Церкви, и вас, присутствующих здесь.

Конституция СССР гарантирует равноправие всех граж-дан. Во имя реального равноправия и реальной свободы верующие и неверующие трудящиеся совершили первую в истории социалистическую революцию, бок о бок трудились, возводя здание социализма, а в годы Великой Отечественной войны сражались на фронте, героически работали в тылу. Единые судьбы, тяжелейшие испытания сплотили всех советских людей, отстаивавших социализм в смертельной схватке с фашизмом.

Память хранит патриотические призывы духовенства в те суровые годы, массовые кампании по сбору средств в Фонд обороны. На средства, которые поступили от верующих, были построены боевые эскадрильи самолетов им. Александра Невского и танковая колонна им. Дмитрия Донского.
Призванная выполнять сугубо религиозные функции, Церковь не может устраниться от тех сложных проблем, которые волнуют человечество, от тех процессов, которые происходят в обществе. Достойны самой высокой оценки миротворческая деятельность религиозных организаций страны, их вклад в борьбу за ядерное разоружение. Столь же высокой оценки заслуживают выступления духовенства за гуманизм, справедливые отношения между народами, в поддержку внутренней и внешней политики Советского государства.

Всё это отвечает чаяниям верующих людей, для которых близок и понятен гуманистический идеал социализма. Такая позиция встречает понимание во всем нашем обществе.
Подавляющее большинство верующих приняли перестройку, вносят немалый вклад в реализацию планов социально-экономического ускорения страны, в развитие демократии и гласности. Именно в этих условиях стал возможным широкий общественный диалог, более активное участие религиозных деятелей в работе таких общественных формирований, как Фонд культуры, Детский фонд им. В.И. Ленина, общество «Родина» и др. Отвечая на просьбы верующих, Советское государство передало в ведение Церкви Свято-Данилов монастырь в Москве, исторический памятник «Оптина пустынь» в Калужской области, Толгский монастырь в Ярославской области. Государство обеспечило необходимые условия для проведения в стране празднования 1000-летия введения христианства на Руси.
Сейчас разрабатывается новый закон о свободе совести, где будут отражены и интересы религиозных организаций. Всё это реальные плоды новых подходов к государственно-церковным отношениям в условиях перестройки и демократизации советского общества.

Мы в полной мере восстанавливаем сейчас ленинские принципы отношения к религии, Церкви, верующим. Отношение к Церкви, к верующим должно определяться интересами укрепления единства всех трудящихся, всего нашего народа.
Мы ясно видим всю глубину наших мировоззренческих различий, но вместе с тем реалистически учитываем существующую ситуацию. Верующие — это советские люди, трудящиеся, патриоты, и они имеют полное право достойно выражать свои убеждения. Перестройка, демократизация, гласность касаются и их, причем сполна, без всяких ограничений. В особенности это относится к сфере нравственности, где общечеловеческие нормы и обычаи могут способствовать нашему общему делу.

Так что точек соприкосновения для заинтересованного и, надеюсь, плодотворного диалога у нас очень много. У нас общая история, одно настоящее и одно будущее. Так давайте и поразмышляем обо всем этом вместе.
Немногим более месяца остается до юбилейных торжеств.
В канун этого события хотелось бы высказать пожелание, чтобы оно прошло под знаком сплочения верующих нашей страны, всех трудящихся ради общего великого дела перестройки, обновления социализма, полного раскрытия его гуманистического нравственного потенциала. Это неотделимо сегодня также и от активного участия в борьбе против ядерной угрозы, за выживание человечества.

Пусть увидят приглашенные на юбилейные торжества гости, все верующие люди планеты миролюбивые стремления советского народа. Высшее благо для человечества — жить в мире, никогда не испытывать страха перед грядущей ядерной войной, быть спокойными за будущее своих детей.
Прилагаемые усилия к достижению этого блага, надеемся, найдут поддержку и у Церкви, от которой мы ждем новых позитивных шагов в отстаивании дела мира, в ее миротворческой деятельности.
В канун исторического для Русской Православной Церкви события желаю вам, членам Священного Синода, крепкого здоровья, новых успехов во всех делах, направленных на благо человека, на сохранение мира на земле!

Затем к М.С. Горбачеву обратился Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Он сказал:
Примите самую сердечную благодарность за то, что, несмотря на свою исключительную занятость, вы нашли возможным принять нас и в нашем лице оказать внимание Русской Православной Церкви.
В текущем году исполняется тысяча лет со времени Крещения Руси. С того времени наша Церковь духовно окормляет своих чад, утверждает их в евангельских принципах, воспитывает в них гражданские добродетели. Свое служение Церковь всегда соединяла с заботой о целостности нашего Отечества, о его защите от иноземных посягательств, об укреплении справедливости в обществе, о развитии духовной культуры.

В июне сего года будет проходить официальное празднование знаменательного юбилея. Мы завершаем сейчас его подготовку, дабы достойно отметить это великое событие в истории человечества и в истории нашей Родины.
Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич, от имени епископата, клира, монашествующих и мирян нашей Церкви — граждан нашей социалистической Родины выражаю вам — архитектору перестройки и провозвестнику нового политического мышления — всецелую поддержку этому благотворному процессу. Мы, церковные люди, горячо молимся об успехе этого процесса и стремимся сделать всё возможное для его развития. Церковь посвящает свои усилия нравственному воспитанию верующих, утверждению в них достоинства человеческой личности, укреплению святости семейного очага, добросовестному отношению к труду на благо ближних и всего нашего общества.
Процесс перестройки оказывает благотворное влияние на рост международного авторитета нашей Родины. Его с энтузиазмом воспринимают в Церквах мира, и мы способствуем этому, разъясняя религиозным людям значение и цель обновления жизни нашего общества.
Успех перестройки мы видим в том, что провозглашенные нашей страной идеалы безъядерного и ненасильственного мира начали получать свое претворение в жизнь. Мы горячо приветствуем советско-американский Договор о ликвидации ракет двух классов.

Свои усердные молитвы ныне мы посвящаем вашей предстоящей встрече в Москве с Президентом Соединенных Штатов Америки и желаем благословенного успеха. Со своей стороны мы всячески стремимся способствовать созданию благоприятной для нее атмосферы в религиозных и общественных кругах мира.

Положительные результаты процесса перестройки и обновления получают свое отражение в жизни Русской Православной Церкви, других Церквей и религиозных объединений нашей страны. Мы видим это во всесторонней помощи в ходе подготовки к нашему юбилею, в открытии нескольких монастырей, регистрации общин, строительстве новых храмов, в облегчении решения других насущных вопросов церковной жизни. В связи с этим мы с признательностью отмечаем большую помощь, оказываемую нам Советом по делам религий при Совете министров СССР. За всё это мы выражаем искреннюю благодарность вам, глубокоуважаемый Михаил Сергеевич, и всем руководителям нашей страны.Однако еще не все проблемы жизни Церкви получают свое разрешение. Мы надеемся, что в обстановке развития демократических начал жизни нашего общества они найдут свое благоприятное для Церкви и полезное для нашего государства решение.Да благословит Господь вас и труды ваши во благо нашего Отечества, для торжества справедливости во всем мире.

В состоявшейся затем беседе члены Синода Русской Православной Церкви высказали свою полную поддержку проводимым в нашей стране мероприятиям по перестройке, нравственному обновлению в обществе. Они поставили ряд конкретных вопросов, связанных с обеспечением нормальной деятельности Православной Церкви.
М.С. Горбачев сказал, что передаст эти просьбы и соображения в правительство, которое внимательно рассмотрит их и примет необходимые решения.
На встрече присутствовали: помощник Генерального секретаря ЦК КПСС И.Т. Фролов и председатель Совета по делам религий при Совете министров СССР К.М. Харчев.

Встреча М.С.Горбачева со Святейшим Патриархом Пименом и членами Священного Синода. Кремль. 7 мая 1988

http://e-vestnik.ru/history/vstrecha_genseka_gobacheva_s_patriarhom_pimenom_7144/?m=print

=================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===================
Tags: 1988
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments