ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Курс - на Перестройку!

7 апреля 1986 года - с посещения Куйбышева ( с января 1991 года - Самара) Михаил Горбачев начал свой визит в Поволжье.

В программе его визита в областной центр были поездки на завод «Прогресс» и металлургический завод, на станкостроительное производственное объединение, на шоколадную фабрику «Россия» и на швейную фабрику «Красная звезда».

В тот день на площади Революции и площади Славы в областном центре образовались невероятных размеров скопления горожан, желающих хотя бы одним глазком взглянуть на молодого лидера страны.

Несмотря на громадное число милиционеров, сотрудников КГБ в штатском и солдат из дивизии внутренних войск, выведенных на куйбышевские улицы для поддержания порядка, к Горбачёву невесть каким образом все же пробились несколько куйбышевских женщин. Они сумели передать Генсеку письменные жалобы о перебоях с продуктами в городе и о самоуправстве местных чиновников в квартирном вопросе. Горбачёв публично пообещал жалобщицам во всем разобраться и даже положил их письма в свой карман.

=========

8 апреля 1986 года - Михаил Горбачев в ходе своего визита в Поволжье посетил город автостроителей - Тольятти.

Именно тогда, на встрече с трудящимися Волжского автозавода и города генеральный секретарь КПСС впервые широко озвучил идеи перестройки. В речи, произнесенной в Тольятти 8 апреля 1986 г., М. С. Горбачев говорит, что страна уже пошла «по пути коренной перестройки всех сфер жизни общества», что необходима «глубокая, всесторонняя перестройка». «Перестройка, – продолжает оратор, – должна происходить на каждом рабочем месте, в каждом трудовом коллективе, в органах управления, в партийных и государственных органах, включая Политбюро и правительство».

Историки считают, что именно с момента тольяттинского выступления М.С. Горбачёва рядом с понятием «ускорение», которое в политический обиход было введено еще в середине 1985 года, целенаправленно встало также и слово «перестройка». Вскоре сюда же добавилось и понятие «гласность», и эти три слова стали определяющим лозунгом для всей эпохи М.С. Горбачёва.

Сопровождали генсека по Волжскому автозаводу Виктор Поляков в ранге главы Минавтопрома СССР и тогдашний генеральный директор АВТОВАЗа Валентин Исаков. Горбачеву показали главный конвейер, заводской трек, УГК (которое представлял главный конструктор Георгий Мирзоев) и другие подразделения.

Результатом этого визита было решение о создании на базе флагмана отечественного машиностроения отраслевого научно-технического центра (НТЦ) по легковому автомобилестроению, что явилось значимым событием советского автопрома.

Тольятти для провозглашения новой политики был выбран неслучайно. Молодой промышленный центр с современными предприятиями, значительным в то время научным потенциалом, с многочисленным и молодым рабочим классом, он проектировался и развивался как «образцовый» социалистический город. Тольяттинские заводы, прежде всего, Волжский автомобильный завод, относились к числу крупнейших в своих отраслях. Они часто выступали инициаторами различных экономических и технологических экспериментов, получавших развитие и на других промышленных площадках. Перестройка предполагала масштабные экономические эксперименты, связанные с полным или частичным переводом предприятий на самоокупаемость и самофинансирование, в рамках пока что еще государственного заказа. Волжский автозавод уже участвовал в эксперименте по переходу на хозяйственный расчет и показывал неплохие результаты. Его опыт предполагалось распространить и на другие предприятия.

То, что в сфере экономики произойдут изменения из выступления М.С. Горбачева следовало несомненно. Большое значение новый генеральный секретарь придавал наращиванию выпуска социально значимых товаров, и это не случайно. Традиционно в СССР приоритетной поддержкой государства пользовалась тяжелая промышленность, особенно ее оборонные отрасли. Результатом такой политики стало существенное отставание гражданских отраслей экономики не только от лучших мировых производителей, но даже от увеличивающихся требований внутренних потребителей. Середина 1980-х гг. была отмечена острым дефицитом продовольствия и товаров народного потребления, особенно в провинции. Граждане СССР содержали самую крупную в мире сухопутную армию, но не всегда могли "достать" мясо или колбасу. Наблюдались перебои в снабжении молоком и маслом. О непродовольственных товарах не приходилось и говорить. Качество потребительских товаров оставалось низким, что неоднократно подчеркивалось на самом высоком уровне.

М.С. Горбачев в своем выступлении перед трудящимися не обошел эти проблемы стороной. По его мнению, перестройка и ускорение развития экономики должны были в первую очередь сопровождаться повышением качества производимых товаров. Это должно было стать неотъемлемой частью политики ускорения. Он подверг критике действующую систему контроля качества производимых товаров через отделы технического контроля на предприятиях. Вскоре она будет дополнена независимой системой государственной приемки продукции. Начавшаяся кампания борьбы за улучшение качества продукции имела для Волжского автозавода позитивные последствия. М.С. Горбачев призвал заводчан, в рамках программы ускорения, улучшить качество выпускаемых автомобилей, выйдя на уровень лучших мировых производителей и превзойдя их. «Почему бы АвтоВАЗу не стать законодателем автомобильной моды в мире? Ориентация на превышение мировых достижений - вот что должно стать принципом советской экономики!», - призвал Горбачев. Несмотря на очевидную несбыточность пожелания, оно оказалось подкреплено рядом важных решений, итогом которых стала поставка автозаводу современного лабораторного оборудования и создание передового научно-технического центра. Так, даже в позднем советском обществе критические замечания и пожелания превращались в конкретные инициативы и проекты.

Другим объектом критики в речи стала неповоротливость действовавшей плановой модели управления государством, ее нетерпимость к экономическим новациям, что очень хорошо понимали на автозаводе. На нескольких примерах неудавшихся экономических инициатив М.С. Горбачев постарался показать глубину противоречий между стремлением трудовых коллективов улучшить показатели работы и ведомственным подходом управляющих органов, часто приводившим к удушению любой, даже перспективной инициативы. Эта проблема была не нова и хорошо известна гражданам СССР. Со времен хрущевской «оттепели» чиновники-ретрограды, не дававшие хода ценным производственным или экономическим инициативам, стали излюбленным объектом критики у литераторов и журналистов. Однако в большинстве случаев критика не приводила к существенным переменам, что было связано с самой моделью экономики, основанной на сверхцентрализации управления. Даже инициативы, исходившие из самого политбюро коммунистической партии, далеко не всегда претворялись в жизнь, а часто и просто спускались на тормозах, лучшим примером чему стал итог экономической реформы Косыгина, начавшейся в 1965 году.

Горбачев прекрасно понимал, что и его реформы может ожидать та же судьба. Возможно поэтому главный «архитектор перестройки» не думал ограничиваться отдельными нововведениями. Поэтому в качестве гарантии успеха и необратимости перемен он и силы, поддерживавшие его, планировали масштабные изменения всей социально-экономической системы. «Мы должны придать больше динамизма развития всем сферам жизни советского общества. Имеется в виду и наша экономика, социальная и духовная сфера, и политическая система» – отметил в своей речи генсек. Эти слова, также как и честная критика недостатков советской системы, пробудили у многих надежду на обновление советского общества, на построение справедливого динамично развивающегося общества. Речь Горбачева перед трудящимся Волжского автозавода стала речью надежды на перемены к лучшему.

Вскоре речь Горбачева в виде брошюры "Быстрее перестраиваться, действовать по-новому" была выпущена издательством "Политиздат" тиражом в 1 миллион (!) экземпляров.

В целом тальяттинцами генсек был принят хорошо. Люди буквально теряли дар речи от прямого общения с Генсеком прямо на улице. А на АвтоВАЗе, в прессовом цехе, пожилая женщина подала Горбачёву записку, в которой карандашом было написано: «Посмотрите, как мы живем. Некуда сходить с детьми, нет театра, один кинотеатр - вот и всё». И уже вскоре в Тольятти появился драматический театр «Колесо», ныне носящий имя его основателя Г.Б. Дроздова.

Общее впечатление от своей поездки по Куйбышевской области в апреле 1986 года лидер государства выразил так: «Народ поверил в перестройку, общество пришло в движение. Удручающее положение в капстроительстве, в оснащении предприятий легкой промышленности. Напряженность в социальной сфере (нехватка жилья, продовольствие по талонам). Кадры подзаелись, нет боли за народ".

===================

Из книги М.С. Горбачева "Жизнь и реформы".

"В начале апреля я отправился в Куйбышев, ныне Самару. Выбор был связан с тем, что в этом регионе сосредоточена крупная промышленность: авиационная, химическая, металлургическая. Область располагает крупным сельским хозяйством и пищевой промышленностью. Куда же еще ехать! И, конечно, в Тольятти, на знаменитый ВАЗ, флагман советского машиностроения.

Три дня заняла поездка. Первое ощущение — будто машина времени вернула меня ровно на год назад. Секретари обкома, горкомов все так же зыркали на подчиненных, определяя «допустимую» меру общения генсека с народом. Жестом останавливали людей, рвавшихся к откровенной беседе, или пресекали ненужные, на их взгляд, разговоры. Мое желание выяснить истинное положение дел явно не устраивало местных начальников. Беседы напрямую с людьми настолько выводили некоторых из равновесия, что они пытались бестактно вмешиваться. Приходилось публично осаживать, говоря, что в данный момент меня интересует беседа не с ними. И я видел, как начальственные шеи и лица багровели, наливаясь кровью от обиды и негодования.

Порадовали меня автозаводцы своим стремлением освоить новые методы хозяйствования — им, кажется, это удается лучше других. В то время успешно осуществлялась программа модернизации местным металлургическим заводом. Опыт этих предприятий показывал, что пришло время для расторопных и предприимчивых людей.

Но таких было раз, два и обчелся. В остальном — все по-старому. Типичная для того времени картина: огромное желание перемен у людей и равнодушие руководящих кадров. Настоящая обломовщина. Я задавал себе вопрос: в чем причина, не приемлют перемен или не способны на них? Конечно, многое зависит от союзных и республиканских верхов, но ведь и то, что можно сделать на месте, не делается.

Ничего утешительного не услышал я и от своих коллег, побывавших в других районах страны. Все идет по инерции, «сцепления» политики перестройки с жизнью городов и предприятий пока не видно — таков был общий приговор. Идет поток писем в ЦК, и большая их часть наполнена тревогой по поводу бездействия местных властей. Мой земляк со Ставрополья с горечью сообщал: на днях пошел к директору совхоза с планами улучшения производства, а тот его выставил из кабинета: не суйся не в свое дело. «Вот так, оказывается, и после съезда — это не мое дело». Тогда же пришло письмо из Горького от бывшего соученика по МГУ Василия Мишина — теперь доктора философских наук, заведующего кафедрой: «Имей в виду, Михаил, в Горьком ничего не происходит, ни — че — го!»

На заседании Политбюро 24 апреля вели разговор о причинах пробуксовки перестройки. Констатировали — дело упирается в гигантский партийно-государственный аппарат, который, подобно плотине, лег на пути реформ. В мае 1985-го я говорил, что мы даем всем шанс перестроиться и честно занять позицию, прошедшее время убедило в необходимости более жесткого подхода к кадрам, ибо речь уже шла не только о недопонимании или неумении, а о прямом саботаже. Внимание коллег я обратил на одну из публикаций, содержание которой перекликалось с темой нашего разговора: «Хрущеву шею сломал аппарат, и сейчас будет то же самое».

http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%93/gorbachev-mihail-sergeevich/zhiznj-i-reformi/4

Документальный фильм о визите "Время обновления". (1986)

http://фильмофонд.рф/%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82-9237/

http://xn--d1ahjeffa7be1f.xn--p1ai/%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82-9237/











Больше фото тут:
https://vk.com/album-3433647_250480207

Источники:


http://фильмофонд.рф/кинодокумент-9237/

https://www.net-film.ru/film-53665/

http://www.tgl.ru/photogallery/item/k-30-letiyu-vizit..

http://историческая-самара.рф/каталог/самарская-персо..

https://andry-astashkin.livejournal.com/325361.html

http://drugoigorod.ru/tag/intervyu/

=================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===================
Tags: ! - Визиты М.С. Горбачева, 1986, Куйбышев, Михаил Сергеевич Горбачев, Самара, Тольятти
Subscribe

Posts from This Journal “! - Визиты М.С. Горбачева” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments