ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Андрей Лошак, Алексей Навальный, Евгения Альбац и Екатерина Гордеева о фильме "Возраст несогласия".

Ровно год назад - 26 марта 2017 года - началось "восстание школоты".
По призыву Алексея Навального в десятках городах России прошла массовая антикоррупционная акция.

О юных сторонниках Навального и о их противостоянии с силовиками и путинистами режиссер Андрей Лошак снял 5-серийный документальный фильм "Возраст несогласия".

====================================

Андрей Лошак на "Эхо Москвы" рассказал о том, как снимался фильм "Возраст несогласия".

Программа "Телехранитель" от 25 марта 2018 года.

https://echo.msk.ru/sounds/2169790.html

https://www.youtube.com/watch?v=_J7VcT5-zcI



“У них нет комплекса двоечников”. Андрей Лошак – о фильме "Возраст несогласия".

Репортер, кинорежиссер, лауреат телевизионной премии “ТЭФИ” Андрей Лошак снял документальный фильм о молодых сторонниках Алексея Навального. Накануне выборов президента России пять серий фильма “Возраст несогласия” разместил на своем сайте телеканал “Дождь”. За неделю документальный сериал собрал множество просмотров и комментариев.

“Какая же огромная гордость берет за всех молодых ребят, которые, несмотря на возможность арестов, жертвуют собой ради будущего страны и людей. Именно это поколение способно переломить ту безнадежную ситуацию, которая сейчас творится в России”, – пишет один комментатор.

“Я смотрю все серии, и меня охватывает какая-то дикая безнадега. Как? Почему? Почему страна, родившая Тарковского, Толстого, стала такой? Почему эти дети должны заниматься совсем не детскими делами? Сколько лет должно пройти и поколений смениться, чтобы в головах людей пропала помойка, которой все забито сейчас?” – спрашивают себя другой.

“Я до сих пор до конца не понимаю, зачем потратил полгода жизни на съемки этого фильма. Думаю, что ничего, кроме неприятностей, я на нем не заработаю. Тем не менее, ни секунды не жалею, что сделал это. В какой-то момент я отчетливо почувствовал: снять фильм об этих ребятах – мой профессиональный долг. Просто чтобы в следующие шесть лет не испытывать мучительного стыда за то, что я молча наблюдал, как прогрессирующий маразм поглощает все живое", – написал Андрей Лошак на своей странице в Facebook.

В интервью Радио Свобода Андрей Лошак рассказал о том, что он понял о новом поколении и как его не потерять.

https://www.svoboda.org/a/29120849.html






Алексей Навальный:

Возраст несогласия
13.03.2018, 19:33


Андрей Лошак пришёл к нам в штаб и сказал: хочу снять фильм. Не про кампанию, не про кандидата Навального, а про людей. Что за новое поколение такое, взявшееся неизвестно откуда, заинтересовавшееся политикой и заставившее всех вокруг говорить о нём.

От вас — сказал Лошак — ничего не надо, кроме контактов в регионах.

А мы и сами хотели в этом разобраться. Поэтому с удовольствием сказали: давай.

Сейчас смотрим фильм вместе со всеми — никаких предварительных материалов не видели и даже точно не знали, про кого там.

Посмотрите обязательно. Это просто очень классно, очень интересно. Ну и вообще — исторический документ о том, что такое Россия в 2017-2018 годах.

Это первая серия (всего их будет пять). Они выходят на «Дожде» (бесплатно, для всех) и на ютюбе.

Могу ещё только добавить: горжусь тем, что в нашей кампании такие люди, как герои этого фильма.

https://navalny.com/p/5801/






Евгения Альбац : Я не знаю, видели ли вы фильм Андрея Лошака «Возраст несогласия». Потрясающий совершенно!

Т.Фельгенгауэр― Нет, еще не посмотрела.

Е.Альбац: Это встреча кроликов с удавом. Там был один не кролик – Александр Архангельский – поэтому все его запомнили

Е.Альбац― Это, действительно, очень грустный и потрясающе сделанный фильм об этих молодых ребятах, об этой «школоте», которые абсолютно серьезно поверили в то, что им надо помогать Навальному, потому что они спасают Россию. Вот ровно в этих терминах: «надо спасать Россию». Там потрясающе один пацан говорит. И они совершенно серьезно… Причем, если вы смотрите на героев этого фильма, то, как правило, они все из неполных и довольно бедных семей, и, как правило, их мамы – говорят об этом – получают 7-8 тысяч зарплаты, они говорят: «Нет-нет, мы за Путина, потому что ну, а за кого еще?».

Вот это, конечно, поразительно, что выросло это молодое поколение, которое говорит в категориях «надо спасать Россию». Они поднялись, и они стали спасать Россию. И их прервали, и они не дошли до финиша. И я боюсь, что многие из них сейчас приложат максимум усилий, чтобы уехать из страны. Все, кто смогут, уедут. Во всяком случае, в этом фильме один, второй третий… говорят о том, что они уедут.

В этом смысле это очень грустная история.

...Вот когда я посмотрела эти пять серий Лошака, - они не в него [ Навального ] верят. Благодаря Навальному, они поверили в то, что они могут спасти Россию. Они в себя поверили. И их до слез жалко до слез, этих ребят. Просто жалко. Это такое чудесное поднялось поколение.

"Эхо Москы". Особое мнение. 20 марта 2018 года.

https://echo.msk.ru/programs/personalno/2168454-echo/



Согласие на несогласие
Катерина Гордеева о фильме Андрея Лошака «Возраст несогласия» и новом конфликте поколений


Если смотреть на вещи просто, «Возраст несогласия» — история противостояния прогрессивной части общества, которая поддерживает политика Алексея Навального, и всей остальной страны, которая так или иначе за Путина.

Поддерживающая Навального часть общества представлена молодыми, талантливыми и подающими надежды ребятами из разных уголков страны. Камера их любит. Автор тоже. Мало-мальски способный к эмпатии зритель героям немедленно начинает симпатизировать. Зритель 40+ при этом обычно со значительным вздохом произносит: «На них — вся надежда».

«Запутинская» часть общества — персонажи в диапазоне от отвратительных до жалких. Иногда это закомплексованный функционер из молодежного штаба с бегающими глазками и не сходящимся на животе пиджаком. Иногда — анекдотичный мент с бессмертной фразой: «Я запрещаю вам ложить мое видео в интернет». Но чаще всего — запутавшиеся в деменции и одиночестве старики, толком не знающие, как оказались в очередной нелепой ситуации, как попали в кадр и какого черта всем от них надо. Или им — от всех.

Если смотреть сериал Лошака именно так, прямолинейно, то, выходит, все старое, затхлое и обезумевшее — за Путина. А за Навального — молодость, свежее дыхание и, стало быть, будущее.

Но Лошак — гениальный социальный репортер. Пять его получасовых серий надо смотреть медленно, спокойно и вдумчиво. Ничего не пропуская. Тогда конфигурация конфликта окажется иной.

Итак, главные герои — молодые ребята с плакатами «За Навального», с цветными резиновыми браслетами с его именем на запястье, со значками и наклейками «АН» на смартфонах. Они серьезно называют его Алексеем Анатольевичем и стараются в своих высказываниях опираться на его политические тезисы. Но когда — довольно быстро — заканчивается политика, начинается жизнь. Выясняется, что почти все герои — из неполных семей, в которых при этом нет ни кризиса поколений, ни кризиса принятия, но есть кризис доверия к внешнему миру и общая заразная, как грипп, усталость — детей, отцов и даже бабушек — от жизни в говне, то есть выживания. И отцам, и детям, и даже бабушкам ужасно охота выразить протест против собственной беспомощности, подростковой, взрослой или старческой, и эту жизнь в говне победить. Можно ли ставить знак равенства между этой жизнью и Путиным? Является ли именно Путин врагом героев сериала? Или, может, враги — те, кто за него? Ни один из героев про это не говорит. Это как бы витает в воздухе.

Они не чокнутые, не святые. И совершенно не готовы бороться «за себя и за того парня». В какой-то момент один из героев не то чтобы огрызается — просто предупреждает: «Не надо на нас возлагать свои надежды».

«Сторона Путина» представлена неразнообразно, подробно не исследована. Немногие интервью с «запутинцами» или заставляют людей в кадре оправдываться, или оказываются обрывками ни к чему не ведущих препирательств на повышенных тонах. Внутренний мир этих людей не интересует ни автора, ни зрителей, ни главных героев «Возраста несогласия». Да и воюют юные «навальнисты» не с этими бабушками и дедушками, не с пьяными прохожими, не с глупыми молодогвардейцами с постными рожами.

Главный враг другой. И, кажется, он у обеих сторон общий. У него в кино, как и в жизни, нет лица. Даже Лошаку и его замечательным операторам не удается это лицо рассмотреть. В каждой серии есть пять-шесть моментов, когда журналист или кто-то из героев подходит к машине с затемненными окнами и просит сидящего в ней человека показать лицо. И тут эпизод обрывается. На каждом митинге всегда есть несколько человек с закрытыми лицами, которые бьют митингующих, кидают в толпу дымовые шашки, а потом безнаказанно исчезают. Рядом с каждым руководителем вуза, уговаривающим героев фильма «посидеть тихо» и «не идти против системы», всегда есть кто-то, вставляющий словцо-другое по делу, направляющий беседу, но не называющий своего имени. И мы не знаем, кто это. Серость. Телешум. Помехи. «Серые» стравливают людей, меняя оптику, сталкивая лбами, лишая самого маленького шанса на объединение.

В нескольких сериях повторяется один и тот же — довольно, впрочем, сомнительный — упрек сторон друг другу: вы не любите Россию, вы делаете все это за деньги. При этом ни те, ни другие не выглядят сильно обогатившимися. И страна не то чтобы хорошеет: фасад дома, на фоне которого в Мурманске проходит первый в кампании Навального митинг, могли бы привести в человеческий вид и те, кто слушает выступление Навального, и те, кто против него протестует. Но он так и зияет выбоиной на фоне свинцового неба.

Чтобы сдвинуться с места, нужен герой, который укажет, куда идти, и даст команду двигаться. Среднерусская тоска по руководящей и направляющей линии, по герою-за-которым-можно-пойти, разлита по всем пяти сериям. В третьей (пожалуй, самой интересной) есть короткие байопики героев «Возраста несогласия». Из них понятно: того, за кем можно пойти, каждый из них искал если не долго, то довольно настойчиво. И очень возможно — продолжит искать.

Эти поиски — со всеми понятными и ожидаемыми влюбленностями и разочарованиями, угнетением и освобождением — предсказуемы и повторяемы, как литургический календарь. Предыдущие поколения от будущих отличает только герой: он может быть из мира музыки, литературы, культуры, контркультуры, наконец, политики. Сейчас это Навальный. Но один за другим самые обаятельные из героев Лошака, Егор и Филипп, произносят: «Мог бы быть и не Навальный, но в данный момент — он».

Ищущие, как лучше и продуктивнее прожить свою жизнь, люди — движущая сила любого общества. Те, о ком рассказывает Лошак, ищут этой лучшей жизни и для страны, и для себя в равной степени. На общем фоне они выглядят немного фриками: слишком умные, слишком свободные, слишком толерантные, слишком легко отрывающиеся от своей среды и корней. Но они не чокнутые, не святые. И совершенно не готовы бороться «за себя и за того парня». В какой-то момент один из героев не то чтобы огрызается — просто предупреждает: «Не надо на нас возлагать свои надежды».

Интересно, что прежде старшее поколение, как правило, недолюбливало младшее, считая его представителей менее образованными, менее ответственными, менее сознательными и так далее. Нынешняя ситуация патологически противоположна. «Они лучше, чем мы!» — уверенно говорят ровесники Лошака и ждут, что это самое «поколение Навального» у них на глазах победит Путина.

Собственно, об этом говорит и автор сериала. Представляя «Возраст несогласия» в своем фейсбуке, Андрей Лошак пишет: «Это очень грустная история о том, как мы все про***ли и всем (ну или почти всем) на это по***». Проблеск надежды, по словам Лошака, он увидел в марте 2017-го, «когда по призыву Навального на улицы российских городов вышли толпы совсем молодых людей протестовать против коррупции».

Теперь, получается, исключительно у этого поколения есть шанс на будущее: ведь оно не голосует за Путина. То, которое голосует, стало быть, заслуживает прежней жизни в говне. Никаких перемен.

Но никто не заслуживает болезни, бедности, унижения. Голосование за кого бы то ни было не может быть поводом для проклятия. А поколение, считающее, что оно «просрало свой шанс» изменить ход истории, не может переложить эту миссию на собственных детей или младших братьев. Каким бы удобным ни казалось положение унтер-офицерской вдовы: никаких обязательств, никакой ответственности, сплошной посттравматический синдром и обязательное требование к нему сочувствия.

Странно призывать двигаться вперед, имея при этом в виду, что ноги за тебя будет переставлять кто-то другой. Даже если этот кто-то показался тебе симпатичным и годным на роль настоящего борца за перемены, по крайней мере, в силу возраста. Дело в том, что кивать на возраст примерно так же пошло, как на пол, вероисповедание и сексуальную ориентацию. А прожить свою жизнь иногда важнее, чем положить ее на алтарь победы. Он и так весь в крови.

http://www.colta.ru/articles/media/17620



Tags: 2017, 2018, Альбац, Гор, Гордеева, Лошак, Навальный, документальный фильм, путинщина
Subscribe

Posts from This Journal “Лошак” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments