По призыву Алексея Навального в десятках городах России прошла массовая антикоррупционная акция.
О юных сторонниках Навального и о их противостоянии с силовиками и путинистами режиссер Андрей Лошак снял 5-серийный документальный фильм "Возраст несогласия".
====================================
Андрей Лошак на "Эхо Москвы" рассказал о том, как снимался фильм "Возраст несогласия".
Программа "Телехранитель" от 25 марта 2018 года.
https://echo.msk.ru/sounds/2169790.html
https://www.youtube.com/watch?v=_J7VcT5-zcI
“У них нет комплекса двоечников”. Андрей Лошак – о фильме "Возраст несогласия".
Репортер, кинорежиссер, лауреат телевизионной премии “ТЭФИ” Андрей Лошак снял документальный фильм о молодых сторонниках Алексея Навального. Накануне выборов президента России пять серий фильма “Возраст несогласия” разместил на своем сайте телеканал “Дождь”. За неделю документальный сериал собрал множество просмотров и комментариев.
“Какая же огромная гордость берет за всех молодых ребят, которые, несмотря на возможность арестов, жертвуют собой ради будущего страны и людей. Именно это поколение способно переломить ту безнадежную ситуацию, которая сейчас творится в России”, – пишет один комментатор.
“Я смотрю все серии, и меня охватывает какая-то дикая безнадега. Как? Почему? Почему страна, родившая Тарковского, Толстого, стала такой? Почему эти дети должны заниматься совсем не детскими делами? Сколько лет должно пройти и поколений смениться, чтобы в головах людей пропала помойка, которой все забито сейчас?” – спрашивают себя другой.
“Я до сих пор до конца не понимаю, зачем потратил полгода жизни на съемки этого фильма. Думаю, что ничего, кроме неприятностей, я на нем не заработаю. Тем не менее, ни секунды не жалею, что сделал это. В какой-то момент я отчетливо почувствовал: снять фильм об этих ребятах – мой профессиональный долг. Просто чтобы в следующие шесть лет не испытывать мучительного стыда за то, что я молча наблюдал, как прогрессирующий маразм поглощает все живое", – написал Андрей Лошак на своей странице в Facebook.
В интервью Радио Свобода Андрей Лошак рассказал о том, что он понял о новом поколении и как его не потерять.
https://www.svoboda.org/a/29120849.html
Алексей Навальный:
Возраст несогласия
13.03.2018, 19:33
Андрей Лошак пришёл к нам в штаб и сказал: хочу снять фильм. Не про кампанию, не про кандидата Навального, а про людей. Что за новое поколение такое, взявшееся неизвестно откуда, заинтересовавшееся политикой и заставившее всех вокруг говорить о нём.
От вас — сказал Лошак — ничего не надо, кроме контактов в регионах.
А мы и сами хотели в этом разобраться. Поэтому с удовольствием сказали: давай.
Сейчас смотрим фильм вместе со всеми — никаких предварительных материалов не видели и даже точно не знали, про кого там.
Посмотрите обязательно. Это просто очень классно, очень интересно. Ну и вообще — исторический документ о том, что такое Россия в 2017-2018 годах.
Это первая серия (всего их будет пять). Они выходят на «Дожде» (бесплатно, для всех) и на ютюбе.
Могу ещё только добавить: горжусь тем, что в нашей кампании такие люди, как герои этого фильма.
https://navalny.com/p/5801/
Евгения Альбац : Я не знаю, видели ли вы фильм Андрея Лошака «Возраст несогласия». Потрясающий совершенно!
Т.Фельгенгауэр― Нет, еще не посмотрела.
Е.Альбац: Это встреча кроликов с удавом. Там был один не кролик – Александр Архангельский – поэтому все его запомнили
Е.Альбац― Это, действительно, очень грустный и потрясающе сделанный фильм об этих молодых ребятах, об этой «школоте», которые абсолютно серьезно поверили в то, что им надо помогать Навальному, потому что они спасают Россию. Вот ровно в этих терминах: «надо спасать Россию». Там потрясающе один пацан говорит. И они совершенно серьезно… Причем, если вы смотрите на героев этого фильма, то, как правило, они все из неполных и довольно бедных семей, и, как правило, их мамы – говорят об этом – получают 7-8 тысяч зарплаты, они говорят: «Нет-нет, мы за Путина, потому что ну, а за кого еще?».
Вот это, конечно, поразительно, что выросло это молодое поколение, которое говорит в категориях «надо спасать Россию». Они поднялись, и они стали спасать Россию. И их прервали, и они не дошли до финиша. И я боюсь, что многие из них сейчас приложат максимум усилий, чтобы уехать из страны. Все, кто смогут, уедут. Во всяком случае, в этом фильме один, второй третий… говорят о том, что они уедут.
В этом смысле это очень грустная история.
...Вот когда я посмотрела эти пять серий Лошака, - они не в него [ Навального ] верят. Благодаря Навальному, они поверили в то, что они могут спасти Россию. Они в себя поверили. И их до слез жалко до слез, этих ребят. Просто жалко. Это такое чудесное поднялось поколение.
"Эхо Москы". Особое мнение. 20 марта 2018 года.
https://echo.msk.ru/programs/personalno/2168454-echo/
Согласие на несогласие
Катерина Гордеева о фильме Андрея Лошака «Возраст несогласия» и новом конфликте поколений
Если смотреть на вещи просто, «Возраст несогласия» — история противостояния прогрессивной части общества, которая поддерживает политика Алексея Навального, и всей остальной страны, которая так или иначе за Путина.
Поддерживающая Навального часть общества представлена молодыми, талантливыми и подающими надежды ребятами из разных уголков страны. Камера их любит. Автор тоже. Мало-мальски способный к эмпатии зритель героям немедленно начинает симпатизировать. Зритель 40+ при этом обычно со значительным вздохом произносит: «На них — вся надежда».
«Запутинская» часть общества — персонажи в диапазоне от отвратительных до жалких. Иногда это закомплексованный функционер из молодежного штаба с бегающими глазками и не сходящимся на животе пиджаком. Иногда — анекдотичный мент с бессмертной фразой: «Я запрещаю вам ложить мое видео в интернет». Но чаще всего — запутавшиеся в деменции и одиночестве старики, толком не знающие, как оказались в очередной нелепой ситуации, как попали в кадр и какого черта всем от них надо. Или им — от всех.
Если смотреть сериал Лошака именно так, прямолинейно, то, выходит, все старое, затхлое и обезумевшее — за Путина. А за Навального — молодость, свежее дыхание и, стало быть, будущее.
Но Лошак — гениальный социальный репортер. Пять его получасовых серий надо смотреть медленно, спокойно и вдумчиво. Ничего не пропуская. Тогда конфигурация конфликта окажется иной.
Итак, главные герои — молодые ребята с плакатами «За Навального», с цветными резиновыми браслетами с его именем на запястье, со значками и наклейками «АН» на смартфонах. Они серьезно называют его Алексеем Анатольевичем и стараются в своих высказываниях опираться на его политические тезисы. Но когда — довольно быстро — заканчивается политика, начинается жизнь. Выясняется, что почти все герои — из неполных семей, в которых при этом нет ни кризиса поколений, ни кризиса принятия, но есть кризис доверия к внешнему миру и общая заразная, как грипп, усталость — детей, отцов и даже бабушек — от жизни в говне, то есть выживания. И отцам, и детям, и даже бабушкам ужасно охота выразить протест против собственной беспомощности, подростковой, взрослой или старческой, и эту жизнь в говне победить. Можно ли ставить знак равенства между этой жизнью и Путиным? Является ли именно Путин врагом героев сериала? Или, может, враги — те, кто за него? Ни один из героев про это не говорит. Это как бы витает в воздухе.
Они не чокнутые, не святые. И совершенно не готовы бороться «за себя и за того парня». В какой-то момент один из героев не то чтобы огрызается — просто предупреждает: «Не надо на нас возлагать свои надежды».
«Сторона Путина» представлена неразнообразно, подробно не исследована. Немногие интервью с «запутинцами» или заставляют людей в кадре оправдываться, или оказываются обрывками ни к чему не ведущих препирательств на повышенных тонах. Внутренний мир этих людей не интересует ни автора, ни зрителей, ни главных героев «Возраста несогласия». Да и воюют юные «навальнисты» не с этими бабушками и дедушками, не с пьяными прохожими, не с глупыми молодогвардейцами с постными рожами.
Главный враг другой. И, кажется, он у обеих сторон общий. У него в кино, как и в жизни, нет лица. Даже Лошаку и его замечательным операторам не удается это лицо рассмотреть. В каждой серии есть пять-шесть моментов, когда журналист или кто-то из героев подходит к машине с затемненными окнами и просит сидящего в ней человека показать лицо. И тут эпизод обрывается. На каждом митинге всегда есть несколько человек с закрытыми лицами, которые бьют митингующих, кидают в толпу дымовые шашки, а потом безнаказанно исчезают. Рядом с каждым руководителем вуза, уговаривающим героев фильма «посидеть тихо» и «не идти против системы», всегда есть кто-то, вставляющий словцо-другое по делу, направляющий беседу, но не называющий своего имени. И мы не знаем, кто это. Серость. Телешум. Помехи. «Серые» стравливают людей, меняя оптику, сталкивая лбами, лишая самого маленького шанса на объединение.
В нескольких сериях повторяется один и тот же — довольно, впрочем, сомнительный — упрек сторон друг другу: вы не любите Россию, вы делаете все это за деньги. При этом ни те, ни другие не выглядят сильно обогатившимися. И страна не то чтобы хорошеет: фасад дома, на фоне которого в Мурманске проходит первый в кампании Навального митинг, могли бы привести в человеческий вид и те, кто слушает выступление Навального, и те, кто против него протестует. Но он так и зияет выбоиной на фоне свинцового неба.
Чтобы сдвинуться с места, нужен герой, который укажет, куда идти, и даст команду двигаться. Среднерусская тоска по руководящей и направляющей линии, по герою-за-которым-можно-пойти, разлита по всем пяти сериям. В третьей (пожалуй, самой интересной) есть короткие байопики героев «Возраста несогласия». Из них понятно: того, за кем можно пойти, каждый из них искал если не долго, то довольно настойчиво. И очень возможно — продолжит искать.
Эти поиски — со всеми понятными и ожидаемыми влюбленностями и разочарованиями, угнетением и освобождением — предсказуемы и повторяемы, как литургический календарь. Предыдущие поколения от будущих отличает только герой: он может быть из мира музыки, литературы, культуры, контркультуры, наконец, политики. Сейчас это Навальный. Но один за другим самые обаятельные из героев Лошака, Егор и Филипп, произносят: «Мог бы быть и не Навальный, но в данный момент — он».
Ищущие, как лучше и продуктивнее прожить свою жизнь, люди — движущая сила любого общества. Те, о ком рассказывает Лошак, ищут этой лучшей жизни и для страны, и для себя в равной степени. На общем фоне они выглядят немного фриками: слишком умные, слишком свободные, слишком толерантные, слишком легко отрывающиеся от своей среды и корней. Но они не чокнутые, не святые. И совершенно не готовы бороться «за себя и за того парня». В какой-то момент один из героев не то чтобы огрызается — просто предупреждает: «Не надо на нас возлагать свои надежды».
Интересно, что прежде старшее поколение, как правило, недолюбливало младшее, считая его представителей менее образованными, менее ответственными, менее сознательными и так далее. Нынешняя ситуация патологически противоположна. «Они лучше, чем мы!» — уверенно говорят ровесники Лошака и ждут, что это самое «поколение Навального» у них на глазах победит Путина.
Собственно, об этом говорит и автор сериала. Представляя «Возраст несогласия» в своем фейсбуке, Андрей Лошак пишет: «Это очень грустная история о том, как мы все про***ли и всем (ну или почти всем) на это по***». Проблеск надежды, по словам Лошака, он увидел в марте 2017-го, «когда по призыву Навального на улицы российских городов вышли толпы совсем молодых людей протестовать против коррупции».
Теперь, получается, исключительно у этого поколения есть шанс на будущее: ведь оно не голосует за Путина. То, которое голосует, стало быть, заслуживает прежней жизни в говне. Никаких перемен.
Но никто не заслуживает болезни, бедности, унижения. Голосование за кого бы то ни было не может быть поводом для проклятия. А поколение, считающее, что оно «просрало свой шанс» изменить ход истории, не может переложить эту миссию на собственных детей или младших братьев. Каким бы удобным ни казалось положение унтер-офицерской вдовы: никаких обязательств, никакой ответственности, сплошной посттравматический синдром и обязательное требование к нему сочувствия.
Странно призывать двигаться вперед, имея при этом в виду, что ноги за тебя будет переставлять кто-то другой. Даже если этот кто-то показался тебе симпатичным и годным на роль настоящего борца за перемены, по крайней мере, в силу возраста. Дело в том, что кивать на возраст примерно так же пошло, как на пол, вероисповедание и сексуальную ориентацию. А прожить свою жизнь иногда важнее, чем положить ее на алтарь победы. Он и так весь в крови.
http://www.colta.ru/articles/media/17620