ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

8 февраля 1988 года М.С. Горбачев выступил с заявлением по Афганистану.

31 год назад - 8 февраля 1988 года - М.С. Горбачев выступил с заявлением по Афганистану. В канун начала очередного раунда женевских переговоров между Афганистаном и Пакистаном через посредство личного представителя Генерального секретаря ООН, Горбачев сообщил, что правительства СССР и Афганистана договорились установить дату начала вывода советских войск - 15 мая 1988 года и завершить их вывод в течение 10 месяцев.

Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС
М.С. Горбачевапо Афганистану
(8 февраля 1988 года)

Уже длительное время продолжается военный конфликт в Афгани
стане. Это один из самых тяжелых и болезненных региональных
конфликтов. Сейчас, судя по всему, создались определенные пред
посылки для его политического урегулирования. В связи с этим со
ветское руководство считает необходимым высказать свои сообра
жения, до конца прояснить свою позицию.
В ближайшее время в Женеве состоится очередной раунд перего
воров между Афганистаном и Пакистаном через личного предста
вителя Генерального секретаря ООН. Предстоящий раунд имеет
значительные шансы стать заключительным.
К настоящему времени на переговорах в Женеве почти завершена
разработка документов, охватывающих все стороны урегулирова
ния. В число этих документов входят афганопакистанские соглаше
ния о невмешательстве во внутренние дела друг друга и о возвраще
нии афганских беженцев из Пакистана; международные гарантии
невмешательства во внутренние дела Республики Афганистан; доку
мент о взаимосвязи всех элементов политического урегулирования.
Имеется договоренность и о создании механизма контроля.
Что же остается сделать? Установить приемлемые для всех сроки
вывода советских войск из Афганистана. Именно сроки, поскольку
принципиальное политическое решение о выводе советских войск
было принято нами по договоренности с афганским руководством
еще некоторое время назад, о чем тогда же было объявлено.

У вопроса о сроках есть техническая и политическая стороны.
Что касается технической, то, очевидно, для фактического вывода
войск требуется определенное время. Вряд ли здесь надо входить
в детали.
Политическая же сторона дела состоит в том, что вывод совет
ских войск, естественно, увязан с недопущением вмешательства во
внутренние дела Афганистана. Теперь предпосылки для решения
этого вопроса созданы.
Стремясь содействовать быстрому и успешному завершению
афганопакистанских переговоров в Женеве, правительства СССР
и Республики Афганистан договорились установить конкретную
дату начала вывода советских войск — 15 мая 1988 года — и завер
шить их вывод в течение 10 месяцев. Дата эта установлена исходя из
того, что подписание соглашений об урегулировании состоится не
позже 15 марта 1988 года и соответственно все они вступят в силу
одновременно через два месяца. Если подписание соглашений про
изойдет раньше 15 марта, соответственно раньше начнется и вывод
войск.
В последнее время ставился еще и такой вопрос: нельзя ли было
бы так распределить вывод советских войск по этапам, чтобы уже
на первом из них вывести сравнительно более крупную часть совет
ского контингента. Что ж, и на это можно было бы пойти. Афган
ское руководство и мы согласны с этим.
Все это создает необходимые условия для того, чтобы соглаше
ния об урегулировании были подписаны в самое близкое время.
Это не означает, конечно, что теперь никто уже не может забло
кировать урегулирование, отбросить переговоры назад. Но не хоте
лось бы думать, что найдутся государства или политические деяте
ли, которые взяли бы на себя ответственность перед народом Афга
нистана и другими народами за срыв урегулирования. Верим, что
здравый смысл возьмет верх.
Вопрос о выводе наших войск из Афганистана был поставлен
еще на XXVII съезде КПСС.
В этом нашло свое выражение наше нынешнее политическое мы
шление, наше новое, современное ви
дение мира. Этим мы хотели
подтвердить свою верность традиции добрососедства и доброжела
тельства, взаимного уважения,
которые ведут свое начало от
В.И. Ленина, от первого советскоафганского договора 1921 года.
Передовые силы афганского общества поняли и приняли наше ис
креннее стремление к миру и спокойствию между нашими соседни
ми государствами, которые на протяжении десятилетий показыва
ли пример мирного сосуществования и взаимовыгодного равно
правного сотрудничества.
Всякий вооруженный конфликт, в том числе и внутренний, спо
собен отравить атмосферу в целом районе, создать обстановку не
спокойствия и тревоги для соседей, не говоря уже о страданиях
и потерях народа самой этой страны. Вот почему мы выступаем
против всяких вооруженных конфликтов. Мы знаем, что на таких
позициях стоит и афганское руководство.
Все это, как известно, привело афганское руководство во главе
с президентом Наджибуллой к глубокому переосмыслению полити
ческого курса, который оформился в патриотическую и реалистичес
кую политику национального примирения. Речь идет об очень смелой
и мужественной акции: не просто о призыве прекратить вооружен
ные столкновения, но о предложении создать коалиционное прави
тельство, разделить власть с оппозицией, в том числе с теми, кто ведет
вооруженную борьбу против правительства и даже с теми, кто, нахо
дясь за границей, руководит действиями мятежников, снабжает их
оружием и боевой техникой, получаемой от иностранных государств.
И это предложило правительство, облеченное конституционными
полномочиями и обладающее реальной властью в стране.
Политика национального примирения — это выражение нового
политического мышления с афганской стороны. В ней проявляется
не слабость, а сила духа, мудрость, достоинство свободных, честных
и ответственных политических руководителей, озабоченных насто
ящим и будущим своей страны.
Успехи политики национального примирения уже позволили на
чать уход советских войск с части афганской территории. Сейчас
в 13 афганских провинциях нет советских войск, потому что там
прекратились военные столкновения. Вполне можно сказать так:
чем быстрее темп установления мира на афганской земле, тем про
ще будет уйти советским войскам.
Политика национального примирения дала политическую плат
форму для всех, кто хочет мира в Афганистане. Какого мира? Тако
го, какого пожелает афганский народ. Гордый, свободолюбивый,
храбрый, прошедший многовековую историю борьбы за свою сво
боду и независимость, афганский народ был, есть и будет хозяином
своей страны, основывающейся, как сказал президент Наджибулла,
на многопартийности в политической области и многоукладнос
ти — в экономической.
Сами афганцы определят и окончательный статус своей страны
среди других государств. Чаще всего говорят о том, что будущий
мирный Афганистан будет независимым, неприсоединившимся,
нейтральным государством. Что ж, мы будем только рады иметь та
кого соседа на наших южных границах.
В связи с вопросом о начале вывода советских войск есть необхо
димость разъяснить нашу позицию еще по одному аспекту: связан
ли вывод с завершением усилий по созданию в Афганистане ново
го, коалиционного правительства, то есть с доведением политики
национального примирения до конца. По нашему убеждению,
не связан.
Одно дело — вывод советских войск в сочетании с другими сто
ронами урегулирования, включая гарантии невмешательства.
В этом участвуют различные государства, кстати, как нам представ
ляется, не должен бы находиться в стороне от политического урегу
лирования и соседний Иран.
Другое дело — национальное примирение и создание коалицион
ного правительства. Это чисто внутренний афганский вопрос. Его
могут решать только сами афганцы, пусть и принадлежащие к раз
личным, даже противостоящим друг другу лагерям. Когда же нам на
мекают, что Советский Союз, мол, должен принять участие в соответ
ствующих переговорах, да еще и с третьими государствами, мы отве
чаем твердо и ясно: от этого увольте, это не наше дело. Да и не ваше.
А не разгорятся ли еще больше военные столкновения после ухо
да советских войск? Пророчествами заниматься едва ли следует,
но думаю, что такое развитие событий можно предотвратить, если
те, кто сейчас воюет против своих собратьев, займут ответственную
позицию и попробуют на деле включаться в мирное строительство.
Если же они будут руководствоваться не доводами разума, а эмоци
ями, помноженными на фанатизм, им придется столкнуться со зна
чительно возросшей волей афганского народа к умиротворению
страны и с обязательствами государств не вмешиваться больше в ее
внутренние дела. Женевские обязательства закроют пути для оказа
ния извне помощи тем, кто рассчитывает вооруженной силой навя
зать свою волю всему народу.
Если же возникнет необходимость, можно будет на этом этапе
подумать о том, чтобы задействовать возможности Организации
Объединенных Наций, Совета Безопасности.
Теперь о наших ребятах, о наших воинах в Афганистане. Они че
стно выполняли и выполняют свой долг, проявляя при этом самоот
верженность и героизм.
Наш народ глубоко уважает тех, кому довелось нести воинскую
службу в Афганистане. Государство обеспечивает им первоочеред
ную возможность получить хорошее образование, интересную, до
стойную работу.
Память о тех, кто погиб в Афганистане смертью храбрых,
для нас священна. Партийные, советские органы обязаны заботить
ся о том, чтобы семьи погибших, их родные и близкие были окруже
ны заботой, вниманием, доброжелательством.
И последнее. Когда будет развязан афганский узел, это окажет
самое глубокое влияние и на другие региональные конфликты.
Если гонка вооружений, которую мы так настойчиво стремимся
остановить и коечего уже добились, — это безумный бег человече
ства к пропасти, то региональные конфликты — это кровоточащие
раны, способные породить очаги гангрены на теле человечества.
Земля буквально изъязвлена такими опасными очагами. Каждый
из них — это боль не только народов, непосредственно в него вовле
ченных, это боль всех, будь то в Афганистане, на Ближнем Востоке,
в связи с войной Ирака и Ирана, в Южной Африке, в Кампучии,
Центральной Америке.
Кто выигрывает от этих конфликтов? Никто, кроме торговцев ору
жием, разного рода реакционных, экспансионистских кругов, при
выкших греть руки и наживаться на несчастьях и бедах народных.
Доведение до конца дела политического урегулирования в Афга
нистане будет важным прорывом в цепи региональных конфликтов.
Как за договоренностью о ликвидации РСД и РМД выстраивает
ся череда дальнейших крупных шагов в области разоружения, о ко
торых идут или намечаются переговоры, так и за политическим
урегулированием в Афганистане уже маячит вопрос: а какой кон
фликт будет преодолен следующим? И следующие шаги обязатель
но будут.
У государств и народов достаточный потенциал ответственности,
политической воли и решимости для того, чтобы покончить со все
ми региональными конфликтами за несколько лет. Ради этого стоит
работать. Советский Союз своих усилий в этом важнейшем деле не
пожалеет.

Печатается по тексту издания:
Горбачев М.С. Избранные речи и статьи. Т. 6. С. 53–57.

М.С. Горбачев. Собр. соч. М., Весь мир. 2009. т.9. С.291-295

Источник:
http://www.gorby.ru/userfiles/file/tom_09_1987_11_1988_03.pdf






















====================

Приглашаю всех в созданные мной группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==========


Tags: ! - Вывод войск из Афганистана, ! - История Перестройки, 1988, Михаил Сергеевич Горбачев
Subscribe

Posts from This Journal “! - Вывод войск из Афганистана” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments