ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Александр Сокуров: "Если бы не Михаил Горбачев, я бы сидел в колонии."

Александр Сокуров: "Если бы не Михаил Горбачев, я бы сидел в колонии."

https://echo.msk.ru/programs/kulshok/2114440-echo/

71 год назад - 14 июня 1951 года - родился режиссёр Александр Николаевич Сокуров.

Александр Сокуров: «Диплом я решил делать по рассказу Андрея Платонова «Река Потудань». Назвал фильм «Одинокий голос человека».

Деньги мне были отпу- щены на двухчастевую картину, но я понимал, что в короткий метраж не влезу, и организовал произ- водство таким образом, что на эти деньги снял де- вять частей. Часть фильма снимал на учебной сту- дии, но в основном -- на горьковском телевидении. Я поехал в Горьковскую область - знал там места. где снимать. Организовал все на чистом энтузиазме, потому что студенческая работа - это нищая работа, нет практически никакой финансовой поддержки.

Когда я привез картину в институт, начался круп- ный конфликт. Сначала ее вообще отказывались смотреть, мотивируя это тем, что она вышла из мет- ража. Затем все-таки посмотрели и выразили общее мнение, к которому не присоединился лишь Згуриди: это формализм, нечто снятое в духе русской дорево- люционной философии, и вообще картину нельзя рассматривать как учебную работу. Скандал разра- стался, картину решили смыть, так бы и случилось, если бы ночью мне не удалось подменить негатив позитивом.

Не сделай я этого, девятичастевого пла- тоновского фильма не было бы. Но они думали, что смыли ее, и позже, когда Сергей Соловьев хотел обо всем этом написать в «Литературную газету», ему объяснили, что проверяющий редактор позвонил во вгик, и там сказали, что ни такого студента, ни такой картины у них нет. А я, ища выход, сдал экзамены экстерном и защитился картинами, сделан- ными еще до ВГИКа. В результате окончил его за четыре года, проучившись на год меньше.

Как складывалась моя жизнь на «Лен- фильме»? Первая же картина, сделанная через «Дебют» - «Разжалованный», экранизация прозы Г. Бакланова - на совещании молодых кинематогра- фистов приводилась как пример формализма, разру- шения традиций. После этого я одну за другой предлагал заявки на сценарии, но все они отвер- гались, как «непроходимые». Тогда Семен Ара- нович предложил мне вместе с ним снять картину o Шостаковиче «Альтовая соната» на Ленинград- ской студии документальных фильмов, где ко мне отнеслись очень хорошо. Как я уже говорил, мне одинаково интересно работать и с конкретными документальными реалиями, и с вымыслом. Я уверен, что существуют вещи, которые можно сделать только в документальной форме, а есть замыслы, осущест- вляемые только в форме игровой. Но определяющим критерием и того, и другого является принцип худо- жественности. Главное для меня - художественное начало, не образное в прямом смысле, а духовное. Духовное наполнение картины. Поэтому я не могу представить себе жизни без документального кино. Игровое кино возникает для меня только тогда, ко- гда я не нахожу аналогов в жизни,- есть вещи, ко- торые надо разытрывать. Критерием для меня все-гда является жизненная ситуация. она всегда выше собственных конструкций. …А картина о Шостаковиче тоже не была принята. Мы пытались сделать фильм, где миру явился бы ве- ликий человек необычной и трагической судьбы, о сложностях и противоречиях субъективных и объек- тивных. Но реакция на картину была такой же яро- стной, как на мой диплом. Опять фильм хотели уни- чтожить. И почти сделали это - нет негатива и фо- нограммы, есть только позитивная копия, которую с большим трудом удалось сохранить. Потом на «Ленфильме» мне разрешили делать картину по пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбива- ются сердца», сценарий написал Юрий Арабов. К этой работе я шел давно, с детства. Еще со школы я помнил потрясение, связанное с Шоу. Однажды по радио передавали его небольшой рассказ, который читал Ростислав Плятт. Герой его наблюдал за кре- мацией своей матери - ничего более противоестест- венного моей натуре быть не могло. Но именно поэто- му спустя много лет я погрузился в мир Шоу - по- пытался осознать этот совершенно противоположный мне мир. Эта картина - не версия пьесы, а мое вос- приятие мира Шоу, исторических реалий времени я привлекаю и хронику. Обращение к Шоу для ме- ня - своего рода культурная акция. Мне интересен Флобер как классический представитель европейской культуры, интересен Шоу, как ее парадокс. Мы разные культуры - должны понять и познать друг друга. Посмотрев материал, руководство студии останови- ло производство картины. И опять меня позвали на документальную студию, дали возможность снять несколько фильмов - «Элегию» (о Шаляпине), «Тер- пение, труд» (о спорте), «Союзники» (о странах анти- гитлеровской коалиции), «Салют» (о молодежи). Но и они до недавнего времени лежали «на полке». И до сих пор я режиссер третьей, самой низкой ка- тегории, теоретически меня могут в любой момент пе- ревести в ассистенты.

Бокшицкая. Новый состав секретариата Союза кинематографистов с первых же дней работы в 1986 году органи- зовал конфликтную комиссию, куда могут обратить- ся с просьбой посмотреть их «полочные» работы все работники кино. Попали на эту комиссию и работы Сокурова. Ее председатель Андрей Плахов, по его собственным словам, был поражен, что такое неор- динарное кино не было доступно грителю.

И вскоре Сокуров получил знаменательное письмо:

«Уважаемый Александр Николаевич!

Секретариат пранления Союза кинематографистов СССР просмотрел Ваши фильмы «Одинокий голос че- ловека», «Салют», «Союзники», «Элегия», «Терпение, труд».

Мы обменялись впечатлениями и пришли к выводу, что это серьезные творческие работы, откры- вающие перспективные пути поиска в кинематографе.

Мы предприняли первые шаги и будем добиваться того, чтобы Ваши документальные фильмы были вы- пущены на экран, показаны по телевидению, пред- ставлены на международные кинофестивали. Будем ходатайствовать о предоставлении Вам возможности довести до прокатного варианта фильм «Одинокий голос человека» и тиражировать его для клубного кинопроката.

Мы также намерены содействовать включению Вашей новой заявки в план производства •Ленфильма» 1987 года, сразу после завершения Ва- шей работы над экранизацией Бернарда Шоу. Жела- тельно, чтобы эта заявка была на современную тему.

Уважаемый Александр Николаевич, рады сообщить Вам, что секретариат проголосовал за прием Вас в Союз кинематографистов СССР! Желаем творческих успехов. Благодарим Вас за му- жество, бескомпромиссность и принципиальность.

Э. Г. КЛИМОВ, первый секретарь правления Союза кинематографистов СССР».

Журнал «Юность», февраль 1987 года.

==================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

========================











Tags: ! - Знаменитости о Михаиле Горбачеве, Сокуров
Subscribe

Posts from This Journal “! - Знаменитости о Михаиле Горбачеве” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments