До этого картина, снятая в 1984 году, три года пролежала на полке.
Майскую демонстрация в Ленинграде как изнанка советского официоза. Повторяющиеся команды и залпы, в которых чувствуется совсем не праздничная рутинная работа военных. Парад единства как уставшая массовка, что разваливается при малейшем ослаблении руководящей руки и громких лозунгов. «Советское богослужение» во всей его фальши и пустоте.
Вспышки немотивированного веселья, как и случайные знаки тревоги даны в беглых зарисовках толпы, угрожающе неприкаянной и щемяще жалкой.
Часть вместо целого, индивидуальные черты всеобщего лица, из деталей вырастающий символ — эти постулаты монтажного советского кино, разработанные Эйзенштейном в изображении человеческой массы, хора и протагониста советской эпохи, Сокуров пересматривает в аспекте нового времени и нового — собственного стиля. Хор как социальная категория уже несостоятелен, а протагонист отсутствует. Здесь лица отдельны и одиноки даже в законодательном общем ликовании. Впрочем, и хор и солист в картину массового праздника вплетены рукою автора–режиссера: в фонограмму финальных кадров Сокуров включил запись церковного песнопения — покаянную молитву «Жертва вечерняя». Но эти голоса уже не от мира сего. Это, скорее, звуки потустороннего сочувствия, это салют из мира Творца и Творчества. Первоначальное название картины — «Салют».
Фильм — участник кинофорума «Молодое кино» в рамках ХХХVIII Международного кинофестиваля в западном Берлине (1988).
Награды и номинации:
XV Московский международный кинофестиваль: Приз ФИПРЕССИ.
Специальный приз памяти Андрея Тарковского.
Фильм можно посмотреть тут: https://m.youtube.com/watch?v=2vmZ4Jt7c-I
======================
Приглашаю всех в созданные мной группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
=========================