Э. ПЕСОВ – После назначения Михаила Сергеевича членом Политбюро и секретарём ЦК по сельскому хозяйству он практически был хозяином страны за счёт того, что подъём сельского хозяйства и всего остального. И в этот момент буквально через месяц или два было приглашение в королевство Великобритании. И тогда, будучи членом Политбюро и секретарём ЦК по сельскому хозяйству, он поехал в Лондон. Я в составе пресс-группы, а до этого я уже фотографировал и Раису Максимовну, и Михаила Сергеевича, постольку поскольку я работаю в ТАСС, обслуживал верхние эшелоны власти, так сказать. И я полетел вместе. Поездка была совершенно необычная и непривычная, потому что это впервые члены Политбюро со своими жёнами вылетали за рубеж. Даже если они вылетали когда-то и были такие моменты в период Подгорного и ранее, то они прилетали обычно гораздо раньше своих мужей, но в одном самолёте, в одном салоне это было впервые.
Достаточно трогательная пара. Потому что впервые я вдвоём их увидел вместе. И мне удалось сделать фотографию. Интерьер старого салона Ту-104 с гербом на задней стене салона, уютная очень атмосфера.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Домашняя, я бы сказал.
Э. ПЕСОВ – Домашняя атмосфера, свет из окон, из иллюминаторов. На столе апельсиновый сок, который виден на фотографии, жёлтого цвета яркого. Уютная атмосфера. Была сделана фотография. Отработали мы прекрасно, помимо этой фотографии, совершенно необычная для того периода встреча с Тэтчер, удивительная даже есть фотография Тэтчер, беседует с Горбачёвым.
После возвращения в Москву я выпустил, естественно, тогда я работал в ТАССе, и настолько была хороша фотография…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Это он в самолёте с Раисой Максимовной.
Э. ПЕСОВ – Ну и была изготовлена 50х60 фотография. Для того периода это размер цветная. Дело в том, что я занимался цветом. Цветная фотография. И она настолько понравилась, что они повесили её на даче у себя. И все забыли. Проходит какое-то время, я не могу сказать, несколько лет. И ко мне с претензией обращается, даже не с претензией, а по указанию генерала, я могу назвать фамилию…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Начальника охраны.
Э. ПЕСОВ – По указанию начальника охраны Горбачёва.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Уже генсека.
Э. ПЕСОВ – Уже генсека, давно генсека. Обратился с просьбой сдать негатив. Покажите негатив. — Для чего? – Мы должны изъять его у вас. Я говорю – он заперт в сейфе. И я без главного своего редактора не имею никакого права вам отдавать его. – Ну, поедем к главному редактору. Поехали к главному редактору. А эта фотография висела в комнате моей с Мусаеляном, у нас комнатка такая была, где висела фотография.
Короче говоря, выяснилось, что какой-то журналист был у нас в комнате без меня, иностранец, и увидел эту фотографию. Всё. Это потом стало известно. Каким-то образом она дошла до Раисы Максимовны. И по указанию Раисы Максимовны попросили изъять. Это я предполагаю, мне затыкали рот, Володя Медведев говорил – слушай, старик, не связывайся. Был у него зам, круглый такой, небольшого роста, хороший мужик, он говорит – слушай, отдай, зачем тебе это надо? Короче говоря, к Лёве Портеру я захожу и говорю – вот такое дело, но без тебя я не отдаю.
А. ВЕНЕДИКТОВ – А он возглавлял фотохронику, да?
Э. ПЕСОВ – Фотохронику. — Если ты скажешь, я им дам. – Отдай, не связывайся. Я пошёл. Он говорит – покажите негатив, потому что его нету у вас. Я говорю – а где он может быть? – А его продали вы. Я говорю – и за сколько, интересно? – За 10 тысяч долларов. Я говорю – в хороший ясный солнечный день за стольник его даже нельзя продать. И пошёл с этими словами в комнату нашу. Открывай сейф и думаю – а если нету там? Это был знаешь, какой год?
А. ВЕНЕДИКТОВ – Какой-нибудь 1988.
Э. ПЕСОВ – Да, где-то… может быть, раньше чуть-чуть. Я достаю негатив, вот он.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Хорошо. На месте.
Э. ПЕСОВ – На месте. – Отдайте. И вот на этой ноте закончилась эпопея с этим кадром.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Но они отняли?
Э. ПЕСОВ – Отняли. Конфисковали. На уме осталась эта фотография. И сейчас на выставках она появляется уже сканированная. У меня были дубли негативов ещё и тому подобное.
Но дело этим не кончилось. Через недели две после этого появляется в иностранной газете эта фотография.
А. ВЕНЕДИКТОВ – После конфискации.
Э. ПЕСОВ – Да. Без фамилии автора, без всего. Всё.
https://echo.msk.ru/programs/beseda/1089830-echo/

Там же была сделана и фотография с Александром Яковлевым.
==========================================================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
==========================================================