Согласно ей Чечено-Ингушская республика (ЧИР) объявлялась суверенным государством. Устанавливалось "верховенство Конституции и законов Чечено-Ингушской Республики на всей ее территории". Признавая за ЧИР все атрибуты независимого государства, декларация аккуратно обходила упоминания РСФСР и СССР (за исключением статьи 10, где говорится об осуждении "геноцида в отношении чеченцев и ингушей и других народов СССР" и праве на возмещение морального и материального ущерба, причиненного республике и ее народу в 1944-1957 годах). Более того, по настоянию ингушских депутатов ВС выдвинул в качестве обязательного условия, при котором ЧИР подпишет договоры с союзным и федеративным центрами, возвращение республике ингушских земель Пригородного района Северной Осетии.
==========
Из комментариев в Фейсбуке:
Сергей Станкевич
Тогда все начиналось. Я летал в ноябре 1990 г. в Грозный по поручению Б.Н. Ельцина.
Встречался с Завгаевым, выступал на первом съезде ОЧКН. Был разговор и с Д.Дудаевым.
В тот момент показалось, что нараставший конфликт улажен.
Но он вскоре продолжился.
==========
ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
Верховный Совет Чечено-Ингушской Республики, выражая волю народа Чечено-Ингушетии, сознавая историческую ответственность за судьбу чеченского и ингушского народов и их национальной государственности, уважая права и интересы представителей всех национальностей, проживающих в Чечено-Ингушетии, в целях создания условий для полноценного политического, экономического, социального и культурного развития народа, торжественно провозглашает государственный суверенитет Чечено-Ингушской Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство.
Статья 1.
Чечено-Ингушская Республика есть суверенное государство, созданное в результате самоопределения чеченского и ингушского народов. Суверенитет Чечено-Ингушской Республики естественное и необходимое существование государственности Чечено-Ингушетии.
Статья 2.
Государственный суверенитет Чечено-Ингушской Республики провозглашается во имя высших целей обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь и свободное развитие.
Статья 3.
Носителем суверенитета и источником государственной власти в Чечено-Ингушской Республике является ее многонациональный народ, который осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции Чечено-Ингушской Республики.
Статья 4.
Все граждане республики независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, религиозных убеждений, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, политических взглядов, рода и характера занятий равны перед Законом Чечено-Ингушской Республики.
Статья 5.
Гражданам Чечено-Ингушской Республики и лицам без гражданства, проживающим на территории Чечено-Ингушетии, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией Чечено-Ингушской Республики и общепризнанными нормами международного права.
Представителям всех народов, проживающим в Чечено-Ингушской Республике за пределами своих национально-государственных образований, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.
Чечено-Ингушская Республика проявляет заботу и принимает меры по охране и защите законных интересов граждан Чечено-Ингушской Республики, представителей чеченского и ингушского народов, находящихся за пределами республики.
Статья 6.
Чечено-Ингушская Республика гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции Чечено-Ингушской Республики, равные права.
Статья 7.
Ни одна политическая партия, общественная организация, а также группы или отдельные лица не могут выступать от имени народа Чечено-Ингушской Республики.
Исключительное право выступать от имени народа Чечено-Ингушетии имеет только Верховный Совет высший орган власти Чечено-Ингушской Республики.
Верховный Совет может принять к своему рассмотрению любой вопрос государственной и общественной жизни республики.
Статья 8.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом существования Чечено-Ингушской Республики как правового государства.
Статья 9.
Чечено-Ингушская Республика заявляет о своей приверженности общепризнанными принципами международного права и готовности жить в мире и согласии со всеми народами, принимать меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народа Чечено-Ингушетии.
Статья 10.
Чечено-Ингушская Республика считает недопустимым проявление в какой бы то ни было форме дискриминации личности и актов геноцида по отношению к любому народу.
Осуждая проявленный в прошлом акт геноцида в отношении чеченцев и ингушей и других народов СССР, Чечено-Ингушская Республика оставляет за собой право на возмещение морального и материального ущерба, причиненного республике и ее народу в 1944-1957 годах.
Статья 11.
Земля, ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы на территории Чечено-Ингушской Республики являются исключительной собственностью народа Чечено-Ингушетии, который обладает неотъемлемым и безраздельным правом на владение, пользование и распоряжение ими. Весь экономический и научно-технический потенциал, созданный на территории республики, является национальным достоянием и составляет экономическую основу ее государственного суверенитета.
Статья 12.
Чечено-Ингушская Республика решает вопросы охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экономической безопасности и оставляет за собой право на возмещение ущерба, нанесенного республике добычей и переработкой нефти.
Предприятия, учреждения, организации, независимо от их ведомственной принадлежности, а также лица, независимо от их гражданства, за нарушения установленного порядка природопользования несут ответственность в соответствии с законом.
Статья 13.
На территории Чечено-Ингушской Республики допускаются свободное предпринимательство, различные формы хозяйствования на земле, иная деятельность, не запрещенная законом, приносящие пользу народу Чечено-Ингушетии, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности.
Статья 14.
В целях строительства демократического общества, успешного функционирования народнохозяйственного комплекса, обеспечения безопасности, обороны, проявляя уважение к суверенным правам всех народов, придерживаясь принципов самоопределения наций, добровольности и равноправия. Чечено-Ингушская Республика, вступая в договорные отношения с другими республиками, государствами и союзом государств, сохраняет всю полному власти на своей территории.
Вопросы, отнесенные к современному ведению субъектами договоров, решаются на основе равноправия.
Договоры о содружестве, сотрудничестве с суверенными республиками, государствами, союзом государств Чечено-Ингушская Республика будет заключать только на основе интересов народа Чечено-Ингушетии.
Статья 15.
Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета Чечено-Ингушской Республики устанавливается верховенство Конституции и законов Чечено-Ингушской Республики на всей ее территории.
Статья 16.
Любые попытки неконституционным путем изменить государственный строй в Чечено-Ингушской Республике являются тягчайшим преступлением против ее народа.
Статья 17.
Территория Чечено-Ингушской Республики не может быт изменена и использована без ее согласия.
Чечено-Ингушская Республика подтверждает справедливое требование ингушского народа о восстановлении национальной государственности и необходимость решения вопроса возврата территорий, принадлежащих ему и отторгнутых в результате сталинских репрессий Пригородного района и части территории Малгобекского района в пределах их бывших границ, а также правобережной части г. Орджоникидзе (Владикавказа).
Союзный договор будет подписан Чечено-Ингушской Республикой после решения вопроса возврата отторгнутых территорий Ингушетии.
Территориальные споры Чечено-Ингушской Республики с другими республиками решаются только путем переговоров.
Чечено-Ингушская Республика самостоятельно определяет свое административно-территориальные и национально-территориальное деление.
Статья 18.
Чечено-Ингушская Республика имеет атрибуты суверенного государства: гражданство, герб, флаг, гимн и столицу.
Статья 19.
Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции Чечено-Ингушской Республики и вступает в силу с момента ее принятия.
Декларация принята на внеочередной четвертой сессии Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики 27 ноября 1990 года.
==============
Выступление Джохара Дудаева на первом съезде ОЧКН
https://youtu.be/Haerzu11cZo
==============
Принятие декларации о суверенитете ЧИР
https://youtu.be/04q9XpcbqYU?si=x4Hk3ci6K9vQStd1
===============
11 марта 1991г.- Верховный Совет ЧИР принял постановление об отказе от проведения российского референдума о введении поста президента РСФСР. ВС ЧИР опирался здесь на Декларацию о государственном суверенитете ЧИР от 27 ноября 1990 года, согласно которой республика являлась суверенным и независимым государством.
27 октября 1991г. -прошли выборы президента и парламента Чеченской Республики, президентом был избран Д.Дудаев.
1 ноября 1991г. -Президент ЧР Д.Дудаев издал свой первый Указ «Об объявлении суверенитета Чеченской Республики».
27 ноября 1991г. -Президент ЧР Д.Дудаев издал Указ о национализации вооружения и техники воинских частей, находящихся на территории республики.
12 марта 1992 года была принята демократическая Конституция Чеченской республики.
К 8 июня 1992г. российские войска, после переговоров Джохара Дудаева и Павла Грачева в Грозном, покинули территорию Чеченской республики.
==================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
=================