ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Представление проекта закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" в Верховном совете СССР.

Гладкий И. И. (Курский избирательный округ, РСФСР), Председатель Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам.

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА СССР
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доклад на шестой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва. Москва, Кремль, 19 ноября 1986 года

Уважаемые товарищи депутаты! На ваше рассмотрение вносится проект Закона об индивидуальной трудовой деятельности, предварительно обсуждённый в Комиссиях законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР и получивший их одобрение. Необходимость принятия нового Закона вытекает из положений и установок XXVII съезда партии о всемерном развитии производства товаров народного потребления и сферы услуг.

Только что закончившееся обсуждение Государственного плана экономического и социального развития СССР и Государственного бюджета СССР на 1987 год ещё раз продемонстрировало огромное внимание, которое уделяется последовательному решению этой задачи.

В июле нынешнего года, выступая перед активом Хабаровской краевой партийной организации, М. С. Горбачёв сказал: «В решении проблем дефицита товаров и услуг требуются инициатива, настойчивость, нужен поиск новых форм помощи населению в индивидуальной трудовой деятельности». Успех в расширении производства товаров и развитии всех видов услуг, как и во всех делах, во многом будет зависеть от нашего умения мыслить и действовать творчески, искать и находить новые нестандартные решения и подходы, которые помогут вскрыть и полнее использовать огромный потенциал, заложенный в социалистическом общественном строе. Именно на это и нацелен новый Закон.

В практической деятельности государственные и кооперативные предприятия и организации ещё не в полной мере удовлетворяют спрос населения на товары и услуги. Это объясняется, с одной стороны, определёнными недостатками в развитии их материальной базы, на устранение которых потребуются время и ресурсы, а также отсутствием во многих случаях должной гибкости в работе государственных и кооперативных предприятий. Не секрет, что, когда имеем дело с удовлетворением потребностей человека, на первый план зачастую выступают индивидуальные вкусы, повышенные требования к качеству товаров и услуг. Эти задачи могут в ряде случаев успешно решаться на основе развития индивидуальной трудовой деятельности.

Существует и другая сторона проблемы. В нашей стране давно и навсегда ликвидирована безработица. Советским людям реально обеспечено право на труд, на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством, право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учётом общественных потребностей. Главной формой деятельности является участие в общественно полезном труде в государственном и колхозно-кооперативном секторах народного хозяйства. Наряду с этим одной из форм приобщения граждан к труду в соответствии с Конституцией СССР не исключена и индивидуальная трудовая деятельность. Статья 17 Конституции допускает такую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные на личном труде граждан и членов их семей.

В современных условиях по ряду причин возникла необходимость разработки и принятия Закона об индивидуальной трудовой деятельности. Так, индивидуальная трудовая деятельность регулируется отдельными нормативными актами, которые, однако, не охватывают многие её виды. Более или менее чётко вопрос решён лишь для кустарно-ремесленных промыслов, где порядок индивидуальной трудовой деятельности определён положением, утверждённым правительством в 1976 году. Что же касается других видов индивидуальной трудовой деятельности, то часть из них регулируется различными ведомственными положениями и правилами, нередко устаревшими. Отдельные виды указанной деятельности, в том числе получившие общественное признание и широко распространённые в практической жизни, вообще нигде не упоминаются. Это служит определённым психологическим барьером для граждан, желающих дополнительно заработать честным трудом. Вместе с тем создаются условия для извлечения частью населения нетрудовых доходов, проявления чуждых нашему строю частнособственнических устремлений.

Нет чёткого определения прав и обязанностей граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Многие фактически занимающиеся указанной деятельностью, например репетиторством, оказанием различного рода услуг в сфере быта, работают без разрешения, регистрации и уплаты налогов. Некоторые делают это по незнанию действующих правил, другие же умышленно их нарушают. В настоящее время численность учтённых лиц, занимающихся всеми видами индивидуальной трудовой деятельности (кроме сельского хозяйства), составляет немногим более 100 тыс. человек. Между тем, по данным различного рода выборочных обследований, их намного больше.

Как известно, ЦК КПСС и правительством приняты важные решения по усилению борьбы с нетрудовыми доходами. В этих условиях серьёзные недостатки в регулировании индивидуальной трудовой деятельности нередко приводят к тому, что граждане, честным трудом получающие дополнительный заработок, необоснованно подвергаются общественному порицанию. Более того, из-за разнобоя в решении этих вопросов на местах встречаются случаи, когда законные права людей ущемляются. Становится всё более очевидным, что отсутствие единого союзного законодательного акта, в котором в комплексе, с учётом современных условий были бы решены все основные вопросы индивидуальной трудовой деятельности, мешает развитию этой важной формы удовлетворения спроса населения на товары и услуги, затрудняет использование трудового и творческого потенциала части населения. Возникла настоятельная потребность в упорядочении и совершенствовании всего этого дела.

Представленный на ваше рассмотрение проект Закона разработан исходя из положений и установок XXVII съезда партии о целесообразности развития индивидуальной трудовой деятельности, о необходимости полного совмещения этого вида труда с принципами социалистического хозяйствования. При его подготовке использован опыт братских социалистических стран, тщательно изучены и учтены пожелания и предложения, высказанные в печати и письмах трудящихся. Проект был широко обсуждён более чем в ста шестидесяти трудовых коллективах различных республик, краёв и областей страны, получил поддержку Президиумов Верховных Советов и Советов Министров всех союзных республик. Высказано общее мнение о необходимости и актуальности упорядочения индивидуальной трудовой деятельности, большой экономической и социальной важности решения этого вопроса в законодательном порядке.

В проекте (Закона определены цели указанной формы трудовой деятельности, порядок занятия ею, права и обязанности граждан в осуществлении этого вида деятельности. Существенно расширена компетенция союзных республик в регулировании индивидуальной трудовой деятельности. В основу проекта заложены следующие основные принципы.

Во-первых, предусмотрено, что государство при регулировании индивидуальной трудовой деятельности обеспечивает её использование в интересах общества. Развитие этой деятельности не должно приводить к оттоку трудовых ресурсов из общественного производства, но в то же время призвано способствовать повышению занятости населения полезным для общества трудом.

Во-вторых, предусматривается снятие всех необоснованных ограничений на занятие теми видами индивидуальной трудовой деятельности, которые являются полезными для общества, способствуют более полному удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах.

В-третьих, развитие индивидуальной трудовой деятельности регулируется таким образом, чтобы доходы от этой деятельности соответствовали затратам личного труда граждан и принципу социальной справедливости.

Широкие права в выдаче разрешений на занятие индивидуальной трудовой деятельностью и в её регулировании предоставляются местным Советам народных депутатов.

Товарищи депутаты! Поскольку проект Закона у вас имеется, видимо, нет необходимости подробно освещать все содержащиеся в нём положения. Разрешите остановиться лишь на главном.

Прежде всего: кому разрешается заниматься индивидуальной трудовой деятельностью? Имеется в виду, что это право будет предоставлено участвующим в общественном производстве совершеннолетним гражданам в свободное от основной работы время, домашним хозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся. С учётом общественных потребностей в случаях, предусмотренных законодательством, индивидуальной трудовой деятельностью смогут заниматься также и другие граждане, не участвующие в общественном производстве. Наряду с этим лицам, владеющим высоким мастерством изготовления редких художественных изделий, может быть разрешено обучение в порядке ученичества других граждан, имеющих к этому склонность и призвание.

Государство поощряет вступление граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в договорные отношения с государственными, кооперативными, общественными предприятиями, учреждениями и организациями. Более того, поощряется и объединение этих граждан в кооперативы, добровольные общества и товарищества. Естественно, в этих случаях будут применяться положения и правила, установленные для членов соответствующих кооперативов, обществ и товариществ.

Кем будут выдаваться разрешения на занятие индивидуальной трудовой деятельностью? Предусмотрено, что такие разрешения граждане смогут получать по месту постоянного жительства в исполкомах Советов народных депутатов, в том числе и в исполкомах поселковых и сельских Советов.

Исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов, Советам Министров автономных республик, а также Советам Министров союзных республик, не имеющих областного деления, предоставлено право с учётом местных и национальных особенностей и исходя из потребностей развития производства тех или иных товаров и услуг определять виды индивидуальной трудовой деятельности, получение разрешения на занятие которыми не требуется. Одновременно предусмотрено, что решения об этом должны доводиться до сведения населения.

В проекте Закона предусмотрена специальная статья об оказании содействия гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью. Исполкомы местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения и организации оказывают этим гражданам содействие в приобретении сырья, материалов и иного имущества для занятий индивидуальной трудовой деятельностью, а также в сбыте произведённой ими продукции. Они также могут сдавать им в аренду нежилые помещения, предоставлять необходимую информацию. В первую очередь такое содействие должно оказываться гражданам, вступившим в договорные отношения с предприятиями, а также лицам с пониженной трудоспособностью и в некоторых других случаях.

Госснабу СССР и его территориальным органам, Советам Министров союзных республик поручено обеспечивать необходимыми материально-техническими ресурсами граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Для приобретения сырья, материалов и другого имущества гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, в установленном порядке может предоставляться кредит.

Проект определяет налоговую политику государства в отношении граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Размеры налога устанавливаются в зависимости от суммы получаемых доходов и с учётом общественных интересов. Это позволит дать определённые преимущества при налогообложении гражданам, занимающимся производством наиболее нужных для населения товаров и оказанием бытовых услуг. В то же время создаются предпосылки для укрепления принципа социальной справедливости, предупреждения получения гражданами чрезмерно высоких, не соответствующих трудовому вкладу доходов от занятия отдельными видами такой деятельности.

Наряду с традиционными формами, предполагающими получение в финансовых органах регистрационных удостоверений, имеется в виду разрешить гражданам приобретать патенты на ряд видов индивидуальной деятельности. Речь идёт прежде всего о таких видах деятельности, которые связаны с разъездами или осуществлением занятий не по месту постоянного жительства, и ряде других. Конкретные виды указанной деятельности и размеры платы за патенты будут определяться Советами Министров союзных республик. Естественно, граждане, получившие патент, освобождаются от получения регистрационных удостоверений и от уплаты подоходного налога.

Учитывая, что системы патентов на занятие индивидуальной трудовой деятельностью сейчас не существует, признано целесообразным предусмотреть в Законе общие принципы платы за патент. Установлено, что размеры этой платы определяются Советами Министров союзных республик исходя из среднегодового дохода лиц, занимающихся аналогичной деятельностью в общественном секторе или выполняющих такую же работу в порядке индивидуальной трудовой деятельности без патентов, с учётом ставок подоходного налога с населения.

В разделах проекта, которые посвящены различным сферам индивидуальной трудовой деятельности, основное внимание уделено расширению допускаемых видов этой деятельности. При этом наряду с сохранением в числе разрешённых таких традиционных видов деятельности, как пошив одежды, обуви, вязание, вышивание, ковроткачество, изготовление мебели, гончарных и керамических изделий, игрушек и сувениров, народные художественные промыслы, машинописные работы и некоторые другие, имеется в виду с учётом имеющейся практики существенно дополнить перечни различных видов индивидуальной трудовой деятельности для более полного обеспечения населения в товарах и услугах.

В сфере кустарно-ремесленных промыслов, например, с учётом растущего спроса населения и широкого распространения садоводческих товариществ разрешено изготовление предметов садово-огородного инвентаря. В сфере бытового обслуживания населения в перечень допускаемых видов услуг включено: строительство, ремонт, оборудование и благоустройство жилья, садовых домиков и других построек; обслуживание одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан; парикмахерские, косметические услуги, фотографирование.

По предложениям многих трудящихся имеется в виду разрешить гражданам производить в порядке индивидуальной трудовой деятельности ремонт и техническое обслуживание личных автомобилей и других транспортных средств. С учётом предложений, высказанных депутатами Верховного Совета СССР, в число разрешённых видов услуг включено обслуживание на пансионных началах туристов, экскурсантов и других граждан по договорам с предприятиями, учреждениями и организациями.

В социально-культурной сфере разрешено проведение занятий в порядке репетиторства, перевод текстов с иностранных языков и языков народов СССР. Это позволит привлечь к активной и полезной для общества трудовой деятельности многих квалифицированных преподавателей и специалистов, обладающих большим опытом и знаниями, в том числе и находящихся на пенсии, и одновременно будет способствовать улучшению их материального положения.

В число допускаемых в порядке индивидуальной трудовой деятельности услуг включено транспортное обслуживание граждан владельцами личных автомобилей. Вопрос этот не новый, его обсуждению посвящено немало статей в газетах и журналах. В некоторых городах, например в г. Грозном, такая практика уже имела место, но из-за отсутствия необходимой правовой основы она не получила распространения. Теперь этот вопрос предлагается решить положительно.

В проекте Закона в числе допускаемых прямо поименовано свыше 30 наиболее распространённых видов промыслов и услуг, занятие которыми может осуществляться в порядке индивидуальной трудовой деятельности. Однако надо отметить, что перечни разрешённых видов промыслов и услуг не являются исчерпывающими и предусматривают возможность их дополнения на местах, если соответствующие виды не противоречат законодательству Союза ССР или союзных республик. Поэтому в союзных и автономных республиках, краях и областях с учётом потребностей населения, местных традиций, национальных особенностей и некоторых других конкретных условий перечень допускаемых видов промыслов и услуг может быть расширен.

Например, трудящимися и в печати неоднократно ставился вопрос о целесообразности разрешения заниматься в порядке индивидуальной трудовой деятельности выпечкой лепёшек и некоторых других хлебопекарных изделий, квашением капусты, изготовлением солений и т. п. Проект Закона не запрещает союзным республикам и исполкомам местных Советов народных депутатов решать эти и другие подобные вопросы в отношении различных видов индивидуальной трудовой деятельности, принимая во внимание местные условия, национальные традиции и главное — более полное удовлетворение потребностей населения. Очевидно, что при этом граждане, занимающиеся соответствующими видами индивидуальной трудовой деятельности, обязаны соблюдать права и законные интересы покупателей, санитарные и другие правила и нормы.

С учётом высказанных при обсуждении проекта предложений уточнён ряд положений, регламентирующих индивидуальную трудовую деятельность в отдельных сферах. Так, предусматривается разрешить продажу изделий кустарно-ремесленных промыслов в соответствии с установленным порядком как по месту их изготовления, так и в других городах и районах с соблюдением норм гражданского законодательства. Практика показала, что ограничение продажи указанных изделий территорией области или республики, где они произведены, не всегда вызывается необходимостью и во многих случаях экономически нецелесообразно, а в других регионах таких изделий нет и они пользуются спросом.

В разделе, посвящённом социально-культурной сфере, предусмотрено, что занятие индивидуальной трудовой деятельностью, требующей медицинских, педагогических и других специальных знаний, а также связанной с обучением отдельным профессиям и навыкам, разрешается гражданам, имеющим специальную подготовку, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, и соответствующее образование.

В проекте Закона запрещается занятие такими видами деятельности, которые противоречат интересам общества. Это относится, например, к изготовлению и ремонту любых видов оружия, изготовлению ядовитых и наркотических веществ, содержанию игорных заведений, организации азартных игр. Запрещается по вполне понятным причинам также, занятие отдельными видами медицинской практики в соответствии с законодательством о здравоохранении, проведение занятий по предметам и курсам, не входящим в учебные планы учебных заведений, и отдельные другие виды деятельности.

Что касается индивидуальной трудовой деятельности в сфере сельского хозяйства, то полностью сохраняется действующий порядок её регулирования.

Наряду с существенным расширением возможностей для занятия индивидуальной трудовой деятельностью повышается ответственность граждан за нарушения соответствующего законодательства. Определено, в частности, что лицам, нарушившим установленный порядок, может быть запрещено заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Не допускается индивидуальная трудовая деятельность с использованием наёмного труда и с целью извлечения нетрудовых доходов.

Предусматривается чёткий порядок ответственности граждан, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, перед государством в их налоговых обязательствах. Имеется в виду, что граждане должны своевременно зарегистрировать свою деятельность в финансовых органах, учитывать все получаемые за счёт указанной деятельности доходы и представлять декларации об их размерах. Установлено, что все доходы, полученные от занятия запрещённой индивидуальной трудовой деятельностью, а также от занятия такой деятельностью без надлежащего разрешения, подлежат взысканию в доход государства.

Безусловно, реализация положений нового Закона предполагает большую организаторскую и разъяснительную работу со стороны Советов Министров союзных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов, министерств и ведомств, средств массовой информации. Должны быть обеспечены гарантии прав гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, и одновременно установлен строгий и действенный контроль за её правильным осуществлением. Нужно, чтобы вся эта работа проводилась в обстановке широкой гласности. Многое предстоит сделать для того, чтобы товары и услуги, предоставляемые населению на основе индивидуальной трудовой деятельности, были надлежащего качества, способствовали бы развитию хорошего вкуса.

Проведение всей этой подготовительной работы потребует известного времени. Поэтому вносится предложение новый Закон ввести в действие с мая 1987 года.

При обсуждении проекта Закона в Комиссиях законодательных предположений палат Верховного Совета СССР депутатами внесён ряд предложений, которые в основном учтены в представленном на рассмотрение сессии проекте. Некоторые предложения, направленные на детализацию отдельных положений Закона, целесообразно реализовать в практической работе союзных республик и местных Советов народных депутатов, а также в порядке применения нового Закона.

Товарищи депутаты! Можно с уверенностью сказать, что содержащиеся в новом Законе положения должны положительно сказаться на обеспечении населения рядом важных видов товаров, улучшить культурно-бытовое обслуживание населения. Вместе с тем будут созданы благоприятные условия для повышения занятости граждан полезным для общества трудом.

Положения нового Закона полностью согласуются с принципами социалистического хозяйствования. Поэтому совершенно очевидно, что принимаемые меры не означают возврата в какой бы то ни было форме к частной предпринимательской деятельности, а высказывания и измышления на этот счёт некоторых буржуазных деятелей абсолютно беспочвенны.

Необходимо отметить, что, во-первых, главным, основным источником удовлетворения постоянно растущих материальных и бытовых потребностей советских людей было и остаёмся общественное производство. Именно на государственных предприятиях и в колхозно-кооперативном секторе как в настоящее время, так и в будущем будет производиться абсолютно преобладающая часть национального дохода и общественного продукта в целом. Здесь и основа удовлетворения потребностей трудящихся и членов их семей в товарах и услугах. Во-вторых, индивидуальную трудовую деятельность имеется в виду развивать, основываясь только на личном труде граждан, без найма извне рабочей силы. Таким образом исключаются какие-либо виды частной предпринимательской деятельности и эксплуатация человека человеком. Наконец, как и предусмотрено Конституцией СССР, государство будет по-прежнему регулировать индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая её использование в интересах общества. Об этом свидетельствует и внесённый на ваше рассмотрение Закон.

Товарищи депутаты! Принятие представленного на ваше рассмотрение Закона, несомненно, явится одним из важных факторов в общем комплексе мер, проводимых в соответствии с решениями XXVII съезда КПСС по увеличению производства нужных для народа товаров, улучшению Культурно-бытового обслуживания населения и в конечном счёте повышению уровня жизни трудящихся. (Аплодисменты).





Tags: ! - Законы Перестройки, ! - История Перестройки, 1986, Горбачев, Закон СССР «Об индивидуальной трудовой д, Перестройка, законы, кооперативы
Subscribe

Posts from This Journal “! - Законы Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments