ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Сатирическая комедия Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты".

1 октября 1987 года состоялась премьера фильма Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты".

Эта сатирическая комедия была снята по сценарию Эмиля Брагинского. Фильм показывает различие между жизнью советских чиновников и простых людей на закате советской власти, и рассказывает о том, что бывает, когда между представителями этих классов возникает любовь.



Рязанов давно планировал снять фильм по пьесе «Аморальная история», которую он написал в соавторстве с Э. Брагинским ещё в 1976 году. Им были даже написаны слова к песне «Мы не пашем, не сеем, не строим», которую впоследствии исполнят в фильме Татьяна и Сергей Никитины. Первый вариант сценария не был принят на киностудии, так как его посчитали слишком острым, но когда в 1986 году был написан второй вариант, начавшаяся Перестройка сделала своё дело, и сценарий был принят.

В январе 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС, положивший начало эпохе Гласности, и последние преграды для создания фильма исчезли. Теперь злободневную тему фильма можно было раскрывать во всей полноте, без необходимости сглаживания «острых углов».

=============

Из статьи Валерия Кичина «Упоение в бою».

«Московские новости» #46, 15 ноября 1987 года.

«Забытая мелодия для флей­ты» стала первой кинокомедией эпохи перестройки. Ее смех разру­шает устои прошлого в сознании лю­дей: монументальные фигуры, вос­седающие в начальственных крес­лах, оказываются надувными мопса­ми, едва попытаешься критически осмыслить, чем же они, в сущности, заняты.

Герои картины «трудятся» в Главном управлении свободного времени. Придумано название, но не суть некоторых и посейчас благоденствующих учреждений. «Мы не пашем, не сеем, не строим, мы гордимся общественным строем...»,— открывающая фильм песня исчерпывающе формулирует жизненное кредо целой породы людей, не только не способных к какому бы то ни было созиданию, но и относящихся с подозрением к любой созидательной идее, если она не утверждена свыше. Породы, которая выведена проникшим во все поры общества бюрократизмом.

Не хочется приписывать комедии излишне серьезные функции. Но отсмеявшись, понимаешь, что перед тобой анализ целого явления. Не интригующая фабула и не харак­теры персонажей были тут отправ­ной точкой. (В противном случае оказались бы правы критики фильма, требующие большего единства стиля и логики поступков).

Замысел чисто публицистичен по природе. Картина не об этом конкретном чиновнике — она о чиновничестве как образе мыслей и жизни. О том, как чиновническое умертвляет все живое. И какая это для чиновника катастрофа, если вдруг пробудится в нем человек, если в жизнь вторгнется, допустим, любовь не по расчету или взыграет чувство достоинства. Все тогда рушится, все кувырком, все не­ постижимо для его собратьев, жи­вущих в перевернутом мире.

Леонид Филатов изобразил чи­новника от искусства. Совершенно современного чиновника: евро­пейского качества костюм и ма­неры, интеллект, юмор — все при нем. И его коллеги, в общем, отнюдь не монстры. Но именно перевернутые жизненные ценности делают их мир гротескным, а их кипучую деятельность — зловеще бессмысленной. Все, ими сотворен­ное, нелепо, хоть и реально, и узна­ваемо. Взгляд сатириков полон боли и ярости.

Драма в том еще, что перед нами не просто бюрократическая опухоль, тормозящая производство гаек или позарез нужных народ­ному хозяйству умных компьюте­ров. Это опухоль как бы мозговая — закабаляющая, делающая рабским самосознание людей. В каждом вольном движении духа бюрократ проницательно видит себе угрозу.

Играть, петь, говорить и думать люди должны исключительно по разработанным планам, в отведен­ном месте и в положенное время. Не иначе.

И это представление о всеобщей регламентации как единственно возможной и разумной форме жизни бюрократия сумела внедрить в кровь целых поколений людей, которых ни к бюрократам, ни к чиновникам уже не отнесешь.

Подозрительность, а то и агрессив­ная нетерпимость к любым идеям и движениям, возникающим спон­танно и «снизу», - стали бичом нашим, гирей на ногах. На каждого новатора развелась бездна консер­ваторов, и это беда, которую не скоро одолеем.

Здесь — конструктивная программа фильма. Он не «бичует». Он возвращает людям в кинозале вольнодумную способность смеяться над тем, что казалось стеной непробиваемой, от века. Возвращает навыки критического мышления. И мир уже не делится на начальников и подчиненных.

Мне этот фильм кажется прек­расным, потому что он последова­тельно, ясно ощущаемым волевым усилием авторов, капля за каплей выдавливает из нас раба.

Поэтому так радостно откликается зал. Поэ­тому нескончаемая очередь к кино­ кассе в отличие от всех бесчис­ленных наших очередей вселяет надежду.

А сокрушаться по поводу эсте­тически нелогично состыкованных «пластов» и «линий» фильма я не буду. Они ложатся в стройную и логичную, на мой вкус, цепь аргументов у людей, задавшихся целью до основания раздеть нена­видимое явление.

Вдруг станет об­ жигающе ясно: ведь ничего другого герои картины попросту не умеют. Они вывелись, как гомункулусы, вдали от реальности и, расплодив­шись, стали реальность приспосаб­ливать к себе, к своим требованиям, своему уровню. И присосались, и преуспели. И так просто своего не отдадут.

Фильм поэтому сделан наотмашь. И актеры играют — наотмашь. «Упоение в бою». Это не роман, не повесть, не поэма — это сегодняшняя газета. Мы отвыкли от подобного. По-моему, пока никто в кино не передал так точно и полно драматизм и своеобразный азарт переживаемого нами момента исто­рии.







Забытая мелодия для флейты. Серия 1
https://www.youtube.com/watch?v=zCIb0R_8Ww4

Забытая мелодия для флейты. Серия 2
https://www.youtube.com/watch?v=lvyRzWWS07w



Татьяна и Сергей Никитины - "Мы не пашем, не сеем, не строим"
из к/ф "Забытая мелодия для флейты"
На стихи Эльдара Рязанова

Мы не пашем, не сеем, не строим,
Мы гордимся общественным строем.
Мы бумажные важные люди,
Мы и были, и есть, мы и будем.

Наша служба трудна изначально,
Надо знать, что желает начальник.
Угадать, согласиться, не спорить,
И карьеры своей не испортить.

Чтобы сдвинулась с места бумага
Тут и гибкость нужна и отвага,
Свою подпись поставить иль визу
Всё равно что пройти по карнизу.

Нас не бьют за отказы, запреты,
Мы как в танках в своих кабинетах,
И сгораем, когда разрешаем,
И поэтому всё запрещаем.

Нет прочнее бумажной постройки,
Не страшны нам ветра ускоренья.
Мы бойцы, мы службисты, солдаты
Колоссальнейшего аппарата.

Мы бумажные важные люди,
Мы и были, и есть, мы и будем.
Мы не пашем, не сеем, не строим,
Мы гордимся общественным строем. 

https://www.youtube.com/watch?v=c_IaN_xWq3A








Песня бюрократа
"Забытая мелодия для флейты"

https://youtu.be/QRWLsTLsq_s



Цитаты из фильма " Забытая мелодия для флейты":

***

— Наш Хлестаков работает санитаром в морге.
— Где?
— В морге.
— Очень живой

***

Когда поёт хор, слов всё равно не разобрать. А музыка хорошая...

***

— Развлечься захотелось!
— Нет, не думаю.
— Да? А что вы думаете?
— Ничего не думаю.
— Вам идёт — ничего не думать.
— Вы думаете?
— Я думаю.

***

— Ветчины у меня, извините, нет. Чем вы меня ещё обольщали?
— Икрой.
— Ой, икра есть как раз! Кабачковая!

***

Нас в колхоз нельзя — мы делать ничего не умеем. Мы им окончательно всё развалим. Они и так на ладан дышат. Жалко колхозы..

***

Здесь стояли не только часы! Здесь стояло время!

***

Как можно заниматься идиотизмом без руководителя?






===========================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=======================

Tags: ! - Кино Перестройки, "Перестройка-фильм", 1987, Горбачев, ИсторияПерестройки, Перестройка, Рязанов, комедии
Subscribe

Posts from This Journal “! - Кино Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments