ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Опубликована биография М.С.Горбачева, написанная Уильямом Таубманом. "Горбачев. Его жизнь и эпоха".

В нью-йоркском издательстве W.W.Norton & Company вышла книга американского историка Уильяма Таубмана "Горбачев. Его жизнь и эпоха" (William Taubman. His Life and Times).

Уильям Таубман (род. 1941 году) — известный американский политолог и историк, профессор Амхерст Колледжа. Автор биографии Н.С.Хрущева, которая была удостоена Пулитцеровской премии в 2004 году. Вышла на русском языке в серии "Жизнь замечательных людей" в издательстве "Молодая гвардия" в 2008 году.








Отклики на книгу Уильяма Таубмана (на англ. яз.)
https://williamtaubmanbooks.com/

Из Интервью с американским историком Уильямом Таубманом.

Можем ли мы сравнивать такие фигуры, как Путин и Горбачев, в интеллектуальном смысле? Путин является представителем «интеллектуального класса»? Является ли и тот, и другой интеллектуалами для вас?

Горбачев — интеллектуал. Он сам считал себя интеллектуалом. По сравнению с другими политиками он, на самом деле, в большей степени интеллектуал. Может быть, по сравнению с Дмитрием Лихачевым он пониже, но как политик он интеллектуал. А Путин — ну, не знаю. Сомневаюсь. Я считаю, что Горбачев — на более высоком интеллектуальном уровне

http://gefter.ru/archive/2914



Ульям Таубман в интервью CBC News

Сравнивая Горбачёва с Ельциным, Таубман отмечает, что Горбачёв более искусно управлялся со старой системой, которую он реформировал, чем с новой демократической политикой. Ельцину и Горбачёву было крайне сложно поладить между собой. Если бы им это удалось, они бы могли создать могущественный союз, однако вместо этого их взаимная неприязнь способствовала развалу СССР, о чём сейчас сожалеют многие их соотечественники.
Что касается Путина, Горбачёв поддерживал его кандидатуру на пост президента в 2000 году, но выступал против его переизбрания в 2012-м. Он критиковал «авторитарное правление Путина» и сравнивал «Единую Россию» с Коммунистической партией при Леониде Брежневе. В первое время после прихода Путина к власти Горбачёв заявлял, что России нужна «определённая доля авторитаризма», чтобы восстановить российское государство после хаоса ельцинских лет. Однако позднее человек, который пытался провести демократизацию СССР всего за несколько лет, заговорил о том, что на реформирование России могут уйти десятилетия или, возможно, весь XXI век.
С точки зрения американского биографа, Горбачёв проявил себя как исключительная личность и как российский лидер, и как государственный деятель на международной арене.

http://news24today.info/cbc-gorbachyova-tsenyat-na-zapade-no-ne-v-sovremennoy-rossii.html

Mikhail Gorbachev Brought Democracy to Russia and Was Despised for It
https://www.nytimes.com/2017/09/06/books/review/william-taubman-gorbachev-his-life-and-times.html



Александр Генис: В эфире диалог на Бродвее, который мы ведем с культурологом Соломоном Волковым в бродвейской студии Радио Свобода.

Александр Генис: Соломон, что у вас на книжной полке?

Соломон Волков: Я хотел бы обратить внимание, появилась новая замечательная биография Михаила Горбачева, автором которой является Уильям Таубман. Уильям Таубман, представлять его не надо, потому что русский читатель знает его, он написал дефинитивную биографию Никиты Сергеевича Хрущева.

Кстати, я употребляю все время слова «дефинитивная биография». Это - исчерпывающая биография на данный момент. Потому что исчерпывающая биография, которая бы завершила, тем. Знаете, знаменитое: написал стихотворение о любви, закрыл тему. Нельзя закрыть тему ни о ком, нельзя написать окончательную биографию ни Ивана Грозного, ни Наполеона, никого.

Александр Генис: Можно написать для каждого поколения такую биографию. Рецензент новой биографии Горбачева Питер Бейкер, который был главой бюро «Нью-Йорк Таймс» в Москве, хорошо знает эту тему, сказал, что как раз так: новая биография Горбачева и есть та самая дефинитивная биография, которая останется для нашего поколения. Он говорит: было немало книг о Горбачеве, но они все были слишком беглые, и написаны они были давно. Сейчас эта книга о Горбачеве должна раскрыть личность Горбачева во всем ее объеме. Таубман сумел нарисовать портрет очень сложного человека. Это было особенно непросто, потому что, как мы знаем, в России Горбачева сейчас просто ненавидят, а в Америке, на Западе к Горбачеву всегда относились хорошо и сейчас относятся хорошо. Мы с вами еще помним горбоманию, когда Горбачев приезжал в Америку, и все боялись, что он обманет американцев, потому что он такой тут популярный.

Соломон Волков: Эта одна из больших загадок того времени. Вспомним русские бестселлеры в списке «Нью-Йорк Таймс», который является тоже дефинитивным. В нем когда-то была «Лолита», когда-то был «Доктор Живаго», потом с большим перерывом первый том «Архипелага ГУЛАГ», а потом вдруг книга Горбачева о перестройке, она стала бестселлером здесь в Америке, в Нью-Йорке.

Александр Генис: Дело даже не в том, читали ли эту книгу, дело в том, что ее покупали, потому что эта книга была словно эйфорическая весть о том, что «холодная война» может закончиться, что в Кремль пришел человек, который готов это совершить.

Что бы ни говорили о Горбачеве, а о нем говорят только плохое, я не дам его в обиду. Потому что Горбачев, несмотря на гигантские ошибки, несмотря на кровь, пролитуюв том числе и из-за него, Горбачев сделал очень много для Европы: он позволил Европе срастись. Из-за Горбачева исчезло географическое понятие “Восточная Европа”, есть Западная Европа, есть Центральная Европа, есть Северная Европа, есть Южная Европа, есть средиземноморская Европа, дальше начинается Западная Азия, а вот Восточная Европа исчезла, она превратилась в часть общей Европы. И это - гигантское достижение. Я недавно был в Берлине, разговаривали об этом, мне сказали: вы знаете, мы Горбачеву этого никогда не забудем, при Путине такого бы не было. То, что он без войны отдал Европу — это, конечно, чрезвычайно много. Об этом пишет и в «Нью-Йорк Таймс», оценивая книгу, они говорят о том, что Таубман нарисовал человека, который хотел сделать больше, чем это было возможно. Потому что он имел дело с другим материалом. Россия не приспособлена была к той свободе, которая ей досталась. В результате мы получили путинский режим. Но виноват ли в это Горбачев — непонятно.

Соломон Волков: Когда заходит разговор о Горбачеве, я вспоминаю два отзыва, двух совсем разных человек, которые не сговариваясь. Один был Сергей Параджанов, кинорежиссер, который в Нью-Йорке, он выступал на Нью-Йоркском кинофестивале, из зала ему задали вопрос о Горбачеве. Он сказал, что хотел бы снять «Гамлета» с Горбачевым в роли Гамлета. Я тогда поразился, представив себе Горбачева в гамлетовских бриджах и декламирующего «быть или не быть». Но потом в Нью-Йорке в Колумбийском университете перед лекцией Александра Яковлева, человек, которого мы знаем и из этой биографии Таубмана и знали, конечно, и до того, оказал огромное влияние на мышление Горбачева, на его движение к идее перестройки, я спросил у Яковлева, как бы он охарактеризовал одним словом личность Горбачева. Знаете, что он мне ответил? Гамлетизм! И тоже, не задумываясь. То есть эти два человека оба, не сговариваясь, каждому по-своему нельзя отказать, Параджанову в артистической интуиции, а Яковлеву в политической и знании великолепном этого человека, они оба восприняли его как Гамлета, как человека, который все время колебался, никак не мог приступить к решительным действиям, осуществить то, что он, вероятно, планировал осуществить.

Насчет того, что он планировал, до сих пор, даже с биографией Таубмана, все равно масса неясностей. Потому что Таубман цитирует этот знаменитый разговор Горбачева с его женой Раисой Максимовной, когда Горбачев произнес эту историческую фразу: «Так жить нельзя». Насколько эта фраза действительно была произнесена, насколько это апокриф, насколько это реальность, насколько это придумано может быть или вытащено из недр памяти задним числом, мы уже судить не можем. Это уже при живом даже Михаиле Сергеевиче покрыто туманом неизвестности, включая и такой важнейший эпизод, согласитесь, не знаю, вы со мной или нет, как история с путчем. До сих пор громадный вопросительный знак, как мне представляется, висит над тем, знал Горбачев о том, что такой путч состоится и почему к нему ездили в Форос руководители путча, о чем там говорилось.

Александр Генис: Я думаю, мы это еще нескоро узнаем. Потому что в книге Таубмана тоже нет ответа на этот вопрос. Но есть выводы, которые стоит привести. Потому что сегодня, когда говорят о том, что Горбачев профукал империю, все забывают о том, что империю профукал не Горбачев, а все его предшественники. Распад Советского Союза был результатом чудовищной внутренней политики и безумной внешней политики. Афганистан, экономика — это было до Горбачева, и это было то, что привело к падению Советского Союза. Поэтому Таубман изображает Горбачева исключением. Главный его вывод заключается в том, что если Путин продолжает линию советских вождей, ничего в сущности нового он не предлагает, то Горбачев был исключением из этой череды, и именно это делает его столь важным в русской истории.

https://www.svoboda.org/a/28797375.html







https://youtu.be/Q0rPuzkVvvo



https://youtu.be/6d77jcvoi2U



https://youtu.be/4tn9t6-kn34



Tags: Михаил Сергеевич Горбачев, Таубман, книги
Subscribe

Posts from This Journal “Михаил Сергеевич Горбачев” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments