ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

«АССУ» ЧУТЬ НЕ УБИЛ ЕЛЬЦИН, НО СПАС ГОРБАЧЕВ

Для отечественного кинематографа фильм «Асса» стал «отрядной песней», девизом Перестройки. Мало кого интересовало, что «Асса» — название галереи авангардного художника Тимура Новикова. Но первый опыт сотворчества опытного кинопрофи Сергея Соловьева и русских рок-н-ролльщиков был принят молодежью как руководство к действию. «Пе-ре-мен!» — орали стадионы вместе с Цоем, и кинозрители после показов фильма размахивали зажигалками, словно пытаясь рассмотреть получше неопределенное будущее…





– На самом деле никакой особой прозорливости не было. Как и все обыкновенные, нормальные советские люди, я был убежден, что минимум лет триста еще коммунистическое общество будет себе жить-поживать и добра наживать. И когда Горбачев запустил механизм какого-то там «ускорения», я конечно же подумал, что все это — очередной блеф и болтовня…
— Как приняли фильм в Госкино? Ведь «Ассу» никак не должны были разрешать…
— Не поверите: уже легко и почти беспроблемно. Наступало особое время, и наиболее чувствительные чиновники нюхом предощущали какие-то вехи перемен. Ну как минимум уже понимали, что прошло время варфоломеевских ночей и стоит ли в принципе искать на свою задницу новых верноподданнических приключений.
— А какова история возникновения МЭЛЗа на горизонте премьеры «Ассы»?
— Когда я заговорил о хеппинговой премьере «Ассы», у чиновников Госкино в глазах затеплилось какое-то новое выражение: «Может, он прав? Может, уже пришла пора не подпинывать, а даже и помогать?». Тут они, испугавшись сами себя, и говорят: «Вот у нас целая система кинотеатров по Москве. Выбирайте себе любой». Ну мы и выбрали «Ударник». А «Ударником» руководил тогда адский человек с выразительной фамилией не то Вонян, не то Ванян… Хитрый такой армянский человек. Очень хитрый. Даже чрезмерно. И он решил, что сейчас, наоборот, самое время прихлопнуть всех нас, как обнаглевших мух…
— Но рассказывают, что вначале он не возражал против премьеры, этот Вонякин, ах нет, извините, Ванян…
— Оговорки, в общем, верные. Снаружи-то он ничего был, поначалу молча кивал, пока все это готовилось, свозилось, собиралось в кучу в его кинотеатре. Морозы стояли страшные. Привезли в правительственный дом, где и расположен кинотеатр, и десятиметровую вывеску с трехметровой серьгой в ухе Бананана, и диковинные колонны с вмонтированными в них глазами. Он все молча наблюдал. Терпел до поры. Но что его добило, так это предварительная продажа билетов. Показ фильма планировался примерно на месяц. Так вот, все билеты на месяц вперед были проданы чуть менее чем за час. Тут у него случился шок, который он с трудом пережил, потому что толпы все стояли и требовали продолжить продажу…
— Значит, ваша, простите, «мечта идиота» о счастливой кассовой судьбе картины сбылась?
— Еще как! Огорошенный всем этим, Ванян написал, наверное, последний донос в истории великого советского государства. Донос тот мне потом показывали в Московском горкоме. Написал Ельцину, который был тогда первым секретарем горкома. Мол, напротив Кремля собираются устроить антисоветскую оргию, он сам видел репетиции… Абсолютная разнузданность. Опытный Ванян свои убийственные обвинения фундаментально закруглил. Де, кинотеатр давно не был на ремонте. И когда огромное количество зрителей, купивших билеты, поднимется на балкон — он конечно же рухнет. Будут большие человеческие жертвы. И антисоветская оргия окрасится кровью. Ельцину эту ахинею показали. И он мгновенно рубанул: «Да гоните их на хрен оттуда, не церемоньтесь, не разговаривайте с ними».
Без всяких объяснений наше «беспокойное хозяйство» вышвырнули в мгновение ока прямо на снег, на мороз. Мне звонят: «Приезжайте срочно, все погибает. Колонны нужно спасать, они громоздкие. Рукописи, картины…». Приехал: мама моя! Позвонил кому-то, бросились спасать, перевозить, складировать. В общем, полное отчаяние.
В три часа ночи я пришел на телеграф, потребовал бланк для телеграммы Горбачеву. Они перепугались до смерти: «Вы что, с ума сошли? Никаких телеграмм Горбачеву мы не примем». Я все свои документы вываливаю, степень моей ярости была такова, что, наверное, просто побоялись со мной связываться. Написал примерно следующее: «В то время, когда вы морочите людям головы, что идет какая-то там Перестройка, или вас дурачат, или вы — нас. В любом случае мне дураком быть не хочется. Люди, поверив в пламенные речи с высоких трибун, хотели сделать что-то живое, настоящее...». Приписал все, что думаю, и про Московский горком. Здоровая такая телеграмма вышла. Несмотря на слезные увещевания почтовиков, сокращать не стал. Заплатил какую-то дикую сумму. И мы с Даниилом Дондуреем поехали прямо с телеграфа за водкой и напились. С горя. Ибо был это жест отчаяния.
Потом уже Горбачев мне рассказал, как дальше все происходило. Конечно, телеграмма целый день валялась, никем не востребованная. К вечеру он собирался уходить, и ему кто-то в виде развлечения — другие-то депеши были примерно одинаковы: одни доносы — подсунул мою «веселую» телеграмму. Прочитав, Горбачев заинтересовался. Назавтра утром звонит Элему Климову президент СССР, о ужас!..
— Буквально как Сталин в старые времена…
— Говорит: «Слушайте, кто этот Соловьев?.. И как возмутительно с ним поступили. Хотите совет? Не связывайтесь вы с этим Ельциным. Можно, конечно, сейчас и меня втянуть, бурные прения устроить. Но все это бесплодные дискуссии. К тому же в Москве огромное число федеральных концертных залов. Выбирайте любой, звоните моему помощнику от моего имени».
Было дико и странно, что работает «двусторонняя связь». Я на такое не рассчитывал. Хотел, чтобы мой вопль отчаяния долетел до звезд кремлевских.
Дружу с Михаилом Сергеевичем до сих пор. Ведь он меня вытаскивал из абсолютно безнадежных ситуаций во время съемок «Ассы» дважды. В первый раз, когда нас не впускали в гостиницу «Ореанда» в Ялте. «Пошли отсюда, ноги вашей не будет в гостинице!» — заявили нам. Тогда я написал… нет, не Горабчеву — просто на деревню дедушке в ЦК КПСС. Вдруг на следующий день чуть ли не все руководство Крыма в шляпах втискивается ко мне в поганенький номер. В восемь утра. Я из-под одеяла смотрю на них, будто это сон с похмелья. Сами знаете, как мы неприятности «отмечаем». А шляпы кивают: «Мы просто недопоняли, мы всегда рады помочь…».
В общем, по наводке президента, стали мы кружить по Москве и нарвались на МЭЛЗ. Это был как бы Большой театр на рабочей окраине, на отшибе, у электролампового завода… С красными бархатными сиденьями, помпезным залом. Что-то такое прикольное…
— Скорее пролеткультовское. Но ведь место-то нисколько не престижное.
— А мы и не искали престижа. Мы искали правильное место. И «Ударник» выбрали потому, что это русский конструктивизм. И название хорошее. МЭЛЗ нам тоже понравился. Колонны. Большой театр для бедных. Хороший дом.
— Премьера «Ассы» в МЭЛЗе прогремела на всю страну. На нее прорывались с боем, молодые люди ехали издалека причащаться андеграунду.
— Почему все обалдели? Это была первая русская презентация. Стояли бесконечные очереди. Жгли костры. Была ранняя весна, собачий холод по ночам.
— Были ли неожиданные отзывы на фильм?
— Все реакции были неожиданные. Во-первых, я перевидал всех начальников Москвы. Где-то они доставали билеты. Ведь это было исключение, когда их телефонное право не работало. Приходилось «доставать». Потом подходили (я никого в лицо не знал). Подмигивали заговорщицки. Оглядывались. Руку жали… незаметно. А билетов, святая правда, достать было невозможно. Не поверите, звонит Евтушенко: «Дай пару билетов». Клянусь ему, что у меня нет. Но он не верит: «Так не бывает. Даже у Любимова…». А у меня право на контрамарки отобрали ребята, которые дежурили с кострами на площади. Сами установили демократическое право живой очереди. Строго следили. И Евтушенко стоял в очереди, и Ахмадулина…
— Кто был вдохновителем знаменитой выставки?
— Выставку делал выдающийся человек, знаменитый бумажный архитектор Авакумов. Шутов участвовал. Зверски круто смотрелось по тем временам. Нам помогал славный парень, замдиректора. Звали его Саша Вайнштейн, который удивился нашему появлению, как инопланетянам. Вы, говорит, первые человеческие лица, которые я вижу за двадцать лет своего сидения здесь. Обычно тут ходят какие-то призраки. С «Ассы» началась его продюсерская карьера.
Но главное, нам активным образом помогал первый секретарь райкома, который сейчас работает у Лужкова министром промышленности. На наших глазах он превращался из штампованного функционера, райкомовского секретаря в глубоко сочувствующего, нормального человека. Но все равно к нам перманентно посылали какие-то комиссии, проверки. Он их дипломатично сопровождал, но уже как бы с «нашей стороны». Потом просил: «Ладно, вот эти четыре презерватива уберите, остальное все оставляйте. Мало ли чего они требуют!». Он за всю эту историю только один раз и дал петуха ведомственного. Была Пасха. И я запретил рок-концерт. Но отменить кино было невозможно, билеты-то все распроданы. Вместо концерта взял «Всенощную» Рахманинова… Ему доложили: «У них на Пасху — божественные песнопения». Пришел бледный совершенно, сорвался: «Запрещаю!». Пытаюсь что-то объяснить про светское произведение Рахманинова. Бесполезно.
— Ничего странного. Даже в консерватории той поры запрещали и «Всенощную», и Бортнянского с Гречаниновым. Сколько времени шли акции «Ассы»?
— Полтора месяца ежедневно, причем все время разные группы. Уезжали-приезжали. «Звуки МУ», из Свердловска «Наутилус», питерские коллективы. С инструментами, установками. Я им устраивал банкеты, чуть сам не спился. Это единственное, чем мог им платить. Уж не знал, когда все это закончится. Не чаял дожить.
— Тогда вы и решили, что это будет не один фильм, а целая трилогия?
— Напротив, я не знал, как бы дождаться конца этого сумасшедшего дома. Но началась новая эпопея. Стали звонить со всех концов нашей необъятной родины, просить везти все это к ним. Тогда я поседел. Представил себе, что остаток жизни буду ездить по стране, сопровождая «колонны с глазами». Я категорически отказался. Но мои ребята объездили массу городов, устраивая шумные акции в киноконцертных залах или на стадионах.
— «Асса» словно подняла шлагбаум, открыв пространство для бурных баталий. В газетах целые полосы отводились на полярные мнения уважаемых критиков. Станислав Рассадин, к примеру, критиковал фильм за выпендреж. Валерий Кичин хвалил за артистичность и фантасмагоричность. Молодая кинокритика устраивала бурные публичные «круглые столы», посвященные фильму, ставя вопрос ребром: «Грань веков — или набор фенечек?». Больше всех на вас обиделись «киноклубники». Они не простили измены серьезной арт-хаузной картине «Чужая белая и рябой» с этим «отвязным андеграундом». Так что можно сказать: фильм всерьез взбудоражил и профессиональную сферу кинематографа.
— Всего я и не читал: это был бумажный Эверест. Снежный вал фильма продолжал тащить куда-то. Я с большим трудом из-под этой глыбы выскочил. А он продолжал катиться. Виной тому конечно же стечение множества обстоятельств. Фильм как бы попал в сердцевину времени. Ведь только в первый год с марта месяца, по официальным цифрам, он собрал 28 миллионов зрителей… Правда много?

Беседовала Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
27.09.2004


"Новая газета" № 71, 27 сентября 2004 г.



http://2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/71n/n71n-s34.shtml



к/ф "Асса", часть 1 (разные издания)

"Старик Козлодоев" и Капитан Африка

В морозный январский день на платформе Курского вокзала в Москве толпились молодые люди сомнительной внешности. "Общипано-стриженый" подросток с серьгой в ухе держал в руках скрипку, его друзья и попутчики вносили в вагон поезда Москва - Симферополь непонятный картонный шар, медный лист с написанными на нем по-английски словами "Железный занавес", рулоны серебристой фольги, старомодные чемоданы.

http://www.nneformat.ru/archive/?id=4818

к/ф "Асса", часть 2 (разные издания)

А был ли праздник?
Мнение зрителя: рядового и рассерженного
http://www.nneformat.ru/archive/?id=8988

Тридцать лет фильму «Асса» Почему он вошел в историю? Объясняет Антон Долин (в 10 пунктах)
Meduza
1 апреля 2018
https://meduza.io/feature/2018/04/01/tridtsat-let-filmu-assa

Мальчик Бананан или старик Козлодоев? Сложный тест «Медузы» к 30-летию со дня премьеры «Ассы»
https://meduza.io/games/malchik-bananan-ili-starik-kozlodoev

Премьера фильма "АССА" в ДК МЭЛЗ.
Репортаж "Взгляда" 1 апреля 1988.

https://youtu.be/iDK5p3PIUXc









=======================================

«Асса»: слово о падшем херувиме
Аркадий Ковельман 8 апреля 2018



...Крым, конечно, — не остров, а полуостров, хотя высказывались и иные мнения. «На высокой горе в сердце моря» мы находим Ялту. Неподалеку от Ялты расположен Никитский ботанический сад. По саду гуляют лилипуты, сыщики, бандиты и влюбленные. Здесь и надо искать херувима, многоликое существо. Это Крымов. Его кличка в преступном мире — Сван (лебедь). Он в молодости писал стихи для журнала «Юность», потом стал подпольным миллионером и убийцей. К нему как нельзя лучше подходят слова пророка: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты… Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Б‑жией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней» (Иез., 28:12–16).

Он испытывал рок‑певца Бананана утоплением в море, обогащением на ипподроме и наконец предложением уехать из Крыма, чтобы Алика, любовница Свана, не ушла к певцу. Он сидит рядом с водителем и не оборачивается, когда на заднем сиденье автомобиля по его приказу бандиты убивают певца ударом ножа в сердце. Параллельно разворачивается сюжет из другой эпохи — убийство Павла I. Лежа в гостинице, Крымов читает книгу «Грань веков» Натана Эйдельмана. Мы вживе видим последний день императора и его последнюю ночь. Ночью заговорщики душат Павла, а накануне за ужином он жалуется гостям на нехватку воздуха. Когда избивают императора, Пален отворачивается и уходит в сторону, чтобы не видеть. Голос Эйдельмана звучит за кадром. Читавшие книгу «Грань веков» помнят ее идейный источник — стихи Пушкина из 10‑й главы «Евгения Онегина»: «Потешный полк Петра Титана, / Дружина старых усачей, / Предавших некогда тирана / Свирепой шайке палачей…» Пушкин знал, что «оба хуже». И заговорщики — свирепая шайка палачей, и император — тиран. Нечто в этом роде происходит с персонажами «Ассы». Милиция охотится за Крымовым и его бандитами. Она же бросает Бананана в камеру и запускает туда уголовника с поручением избить певца. Сыщика, который преследует Свана, бандиты бьют по голове и усыпляют хлороформом, но открывают ему форточку и запускают воздух, чтобы тот не задохнулся.

В фильме нет декабристов, хотя действие происходит зимой. Символика очевидна. Ее мы видим в стихах Бродского, написанных в 1994 году: «Но, видимо, воздух — только сырье для кружев, / распятых на пяльцах в парке, где пасся царь. / И статуи стынут, хотя на дворе — бесстужев, / казненный потом декабрист, и настал январь». Декабристов заменяют хрупкие юноши, живущие (по признанию Бананана) в своих снах. В эпилоге фильма перед Виктором Цоем, стремительно вошедшим в кадр, чтобы заменить Бананана на ресторанной сцене, волнуется огромная толпа молодых людей с огоньками в поднятых руках. Цой поет: «Перемен требуют наши сердца, / Перемен требуют наши глаза, / В нашем смехе и в наших слезах, / и в пульсации вен / Перемен! / Мы ждем перемен». Это прямая цитата из «Возмездия» Блока: «Сулит нам, раздувая вены, / Все разрушая рубежи, / Неслыханные перемены, / Невиданные мятежи». У обоих поэтов (Цоя и Блока) ключевой является рифма: «вены — перемены». «Совиные крыла» Победоносцева, «тень Люциферова крыла», «жизни мгла». Как сказано в Евангелии от Луки (22:53), «теперь ваше время и власть тьмы». При этом «город золотой» уже сошел с неба, он уже находится «под небом голубым», а не «над небом голубым». Вены юношей и девушек пульсируют и раздуваются, огоньки разгоняют мглу, в воздухе разлито предчувствие Новой жизни. Это предчувствие возникает уже в прологе, в рассказе о слове «асса», наделенном великой силой. Так воскликнул Ной, когда его ковчег причалил к самой высокой из Араратских гор.

https://lechaim.ru/events/assa-slovo-o-padshem-heruvime/





Шутов становится одним из кураторов выставки современного искусства, сопровождавшей премьеру фильма. Менее чем за месяц (с 25 марта по 17 апреля 1988 года) АРТ-РОК-ПАРАД «АССА» посетило около 40 тыс. зрителей. Были организованы даже ночные программы. Конечно, зрители шли в первую очередь на фильм и концерт: «Аквариум», «Кино», «Браво» уже тогда были популярны. Но в АРТ-РОК-ПАРАДЕ принимало участие гораздо больше художников и музыкантов, чем в самом фильме. В музыкальных программах «Москва—Ленинград» было все самое модное от «Наутилус Помпилиус» до «БРИГАДЫ С». Повсюду висели плакаты «АССА В МАССЫ». Весь ДК был заполнен выставкой «Новая живопись 1980-х годов» (120 произведений 23 художников).
Выставка была спроектирована и подготовлена архитектором Юрием Аввакумовым, художником Сергеем Шутовым, искусствоведами Георгием Никичем и Еленой Курляндцевой. Они постарались собрать и показать все самое яркое, модное и прогрессивное на тот момент в современном искусстве. Все произведения были объединены одной идеей — продемонстрировать, что увиденное в фильме продолжает создаваться в мастерских. Участвовали ленинградские «Новые художники»—Тимур Новиков, Сергей Бугаев-Африка, Инал Савченков, Евгений Козлов, Владислав Гуцевич, Вадим Овчинников, Иван Сотников, Андрей Крисанов, Евгений Юфит, Олег Котельников. От Москвы — Сергей Шутов, Юрий Аввакумов, Аркадий Петров, Юрий Петрук, Георгий Пузенков, Мария Серебрякова, Алена Кирцова, Константин Латышев, Константин Звездочетов, Михаил Рошаль, группа «Чемпионы мира», Георгий Острецов, Георгий Литичевский, Наталья Логинова, Светлана Виккерс, Александр Мясников.
К сожалению, первоначальные наполеоновские планы, рассчитанные на пространство «Ударника», были свернуты: в ДК МЭЛЗ от многого пришлось отказаться. Например, идея сделать экспозицию, представляющую собой в плане Парк культуры, теперь была невозможна. От этой идеи осталось лишь звуковое оформление: Шутов и Аввакумов составили специальный саундтрек из музыки, звучавшей в советских парках. Колонны же, которые изначально должны были быть частью оформления экспозиции, превратились в масштабную инсталляцию «Колонны АССА», которая стала знаковым произведением выставки. Она состояла из шестнадцати составленных клином высоких цилиндрических колонн, капители которых были сделаны из сеток для кроликов и набиты голыми пластмассовыми куклами. Четыре колонны были оригинально обработаны. Одна украшена кусочками меди, прокатанной через офортный станок, вторая усыпана «хлопающими» кукольными глазками и собственноручно расписана Дуней Смирновой, поместившей на колонне текст своей статьи про «АССУ», третья оклеена газетами сталинских времен с торчащими из газет гвоздями, четвертая—меховая. Белые колонны украшали еще и сцену, с которой экспозиционеры нещадно оторвали задник, оставив кирпичную стену. Другая, не менее смелая, «перестроечная» инсталляция Шутова, располагалась в одной из антресольных комнат. На полу был расстелен портрет Брежнева, на котором стоял рояль, а стены были задрапированы серебряной пленкой.

http://www.shutovart.ru/artworks/1980%27s/1988%20Assa/index.html



30 лет фильму «Асса»: как делали "символ Перестройки"
https://newizv.ru/news/society/27-03-2018/30-let-filmu-assa-kak-delali-simvol-perestroyki








«Здравствуй, мальчик Бананан»: Как смотрится «АССА» 30 лет спустя

Почему главный фильм перестройки все еще актуален

Степан Нилов, 28 марта


Чудо «АССЫ» в том, что она работает в контексте этих выводов и сопоставлений, но продолжает околдовывать. Конечно, это фильм об открытой форточке, в которую не вылезешь, но можно сначала продышаться, а потом и вовсе разбить окно. Конечно, это фильм про коррупцию и насилие, которые истребляют все сумасбродное, классное и непрактичное. Развивая классический сюжет о конфликте молодости, которая не знает, и старости, которая не может, «АССА» выводит узнаваемый эскапистский мир, где хочется жить, когда сгущаются тучи: там плещутся рифы в янтарной волне, там классная музыка и добрые друзья, модные вещи и тайное знание, глупые выходки и широкие жесты. В сужающемся пространстве возможностей, из которого нельзя выехать за границу (а тем более поговорить с кем-то виртуально, найти правдивую информацию или даже собраться больше троих), как-то встречаются, пытаются быть дикарями и веселятся совсем перпендикулярные режиму молодые люди. Живущие в стокгольмском синдроме с самого рождения, они находят лазейки и изобретают игры, чтобы не сойти с ума. Они делают из мусора «комьюникейшн тьюб», а из вульгарной эстрадной песни — перформанс с обывателями. Музыка — это вообще их универсальный язык: они «измеряют время звучанием», потому что время есть (и его много), а денег нет. Шутят над железным занавесом, превращая грозу новостей в комичный арт-объект. Троллят соперника в нахальных песнях про Козлодоева и называют море по имени.

«На хороший вопрос готовы ответить мычанием» — потому что сил умничать нет, есть желание только дурачиться. Их зыбкая свобода под надзором ментов и гэбэшников — на улицах слежка, любой человек в форме может потребовать снять серьгу, выступать можно, только соответствуя десятку параметров, — соткана из принципиально другого сознания, ощущения, что терять нечего.

http://www.the-village.ru/village/weekend/movies/307167-assa







«Ассе» — 30: что осталось за кадром на съемках в Крыму

03.04.2018 в 18:52, просмотров: 3683

25 марта 1988 года с трехнедельного арт-рок-парада в ДК Московского электролампового завода началось шествие по советским экранам фильма Сергея Соловьева «Асса». Картина под занавес перестройки во многом стала знаковой и со временем стала культовой, настоящим открытием: кто-то впервые увидел живого Цоя, кто-то узнал имя историка Натана Эйдельмана, а кто-то услышал голос Бориса Гребенщикова...

http://www.mk.ru/culture/2018/04/03/asse-30-chto-ostalos-za-kadrom-na-semkakh-v-krymu.html


Где-то в сети нашел кусочек репортажа с презентации фильма "Асса" Соловьева. Куча непередаваемого драйва, стеба и энергии. Очень прикольный Цой с фотографией, свернутой в трубочку, радостная Евдокия Смирнова, запиливающий БГ...

https://youtu.be/Soswi2WgBmQ









Презентация фильма Ассы в ДК МЭЛЗ в марте 1988 года. В фойе выставки художников "новой волны", в зале показ альтернативных мод Ирэн Бурмистровой. Тимур Новиков, Влад Гуцевич, Инал Савченков,Гарри Асса, Анатолий Журавлев, Гор Чахал,Дуня Смирнова, Сергей Шутов, Гия Абрамишвили и Борис Матросов. Видео Сергея Борисова.

https://youtu.be/3uB4zvZAmTI





Виктор Цой на презентации фильма АССА

https://youtu.be/IwjH8TpJNHI











Русский рок в лицах: фильм "Асса"
В гостях: Сергей Соловьев, кинорежиссёр, сценарист, продюсер; Сергей Бугаев "Африка", художник, киноактер, режиссер, музыкант.

https://youtu.be/jeR7SbiPhK0






Песни из фильма АССА

A1 –Юрий Чернавский И Весёлые Ребята Здравствуй, Мальчик Бананан!
A2 –Борис Гребенщиков И Аквариум Иду На Ты
A3 –Александр Синицын И Союз Композиторов ВВС
A4 –Борис Гребенщиков И Аквариум Мочалкин Блюз

B1 –Борис Гребенщиков И Аквариум Плоскость
–Борис Гребенщиков И Аквариум Старик Козлодоев
B3 –Борис Гребенщиков И Аквариум Город Золотой
B4 –Жанна Агузарова И Браво Чудесная Страна
B5 –Виктор Цой И Кино Хочу Перемен

https://youtu.be/9XAljSdHmzo



=======

Хроника несостоявшихся «перемен»
/ 15.10.2016 / Борис Межуев


http://politconservatism.ru/blogs/hronika-nesostoyavshihsya-peremen

======

"Асса. Тайны нашего кино."
Как снимался культовый фильм времён перестройки?
https://youtu.be/HkmWE3XOBKA




Асса (1987)


https://youtu.be/AfxF8U8YXR0







АССА. Кто любит, тот любим
Документальный фильм (Россия, 2016).
Режиссер: К. Голенчик. Что значит слово "АССА"? Ни один поклонник фильма Сергея Соловьева этого не знает точно. И у каждого члена съемочной группы есть своя версия. Чтобы объяснить название фильма, восстановить хронологию создания этой киноленты, съемочная группа повторила путешествие, проделанное режиссером Сергеем Соловьевым. Участвуют: Сергей Соловьёв, Станислав Говорухин, Сергей Бугаев ("Африка"), Даниил Дондурей.

https://youtu.be/ezx-oqbT1GQ





Кино - Перемен ("Асса")

https://youtu.be/V8ZgrGz86Xw





Кинократия. «Асса» Сергея Соловьева

"Дилетант", Мария Молчанова, 24 Декабря 2016

«Асса» режиссера Сергея Соловьева появилась в один из самых интересных моментов современной российской истории – период расцвета авангардного искусства и рок-музыки в СССР. В фильме приняли участие известные музыканты первой ленинградской рок-волны, а в саундтреке поучаствовали: Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Жанна Агузарова и др. Эпоха перестройки с ее наивностью, витальностью и невероятным количеством идей была временем постепенного обретения свободы. «Асса» Сергея Соловьева стал как раз таким фильмом-манифестом: «Перемен требуют наши сердца» - пел Виктор Цой в эпилоге картины. Заново открытый русский авангард, когда-то работавший на благо Революции, оказал на художников 80-х большое влияние. Советская эстетика 20-х получила новый импульс в творческой среде молодых художников, стала частью и символом происходящих в обществе перемен.

С названием фильма связано несколько забавных историй. Какая больше претендует на правду решать зрителю. Версия Соловьева звучит так: «Здравствуй, мальчик Бананан» (навеяно из названия музыкального альбома Юрия Чернавского — Банановые острова) было изначальным названием картины, до того момента как Сергей Бугаев («Африка») не предложил переименовать фильм в «Асса», отметив, что это название станет культовым. После непродолжительных дискуссионных споров Бугаев сказал: «Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру: «Автор Соловьёв Сергей Александрович»».

Премьере фильма предшествовала театрализованная презентация в ДК МЭЛЗ

По версии Сергея Бугаева на съемках в Ялте они со съемочной группой выпивали Массандровские вина и однажды в слове «Массандра» вычеркнули первые две и последние четыре буквы, получилось звучное «Асса». А еще аббревиатура «АССА» использовалась в кругу питерской богемы, придумал ее известный авангардный художник Олег Коломейчук, который был больше известен под псевдонимами Гарик Асса или Гарик Горилла. Он начинал свою творческую карьеру в Ленинграде в компании «АССА» Тимура Новикова и группы «Новые художники». Так состоялся уникальный творческий симбиоз нон-конформистского искусства и режиссерского таланта Сергея Соловьева в создании культовой картины «Асса».


Действие фильма происходит в Ялте в 1980 году, зимой. Необремененная ничем девушка Алика (Татьяна Друбич) оказывается в заснеженной Ялте и в ожидании своего влиятельного любовника Крымова (Станислав Говорухин) снимает комнату у незнакомого парня по кличке Бананан (Сергей Бугаев). Постепенно, Алика сближается с Банананом, а в расчетливых отношениях с Крымовым, наоборот, отдаляется, чем вызывает у последнего приступы ревности. Открытый и честный Бананан покоряет Алику своей харизмой и артистичностью, выступая с другом «Витей Негром» в ресторане, где он подрабатывает сторожем. Девушка оказывается в положении сложного выбора: любовь с себе равным и близким по-духу Банананом, а потому — свобода, или статус птицы в золотой клетке с Крымовым. На весах совести балансировали деньги и любовь — долго так продолжаться не могло, что для всех участников любовного треугольника оказалось в итоге роковым фактором. Крымов даже пытался показать силу своей власти Бананану: дал тому возможность выиграть большую сумму денег и отказаться от претензий на Алику, но юный поэт остался непреклонен и в итоге был убит. Но как только Алика узнает о трагической смерти Банана, она сама убивает Крымова из его собственного пистолета.

Монолог «Майора» о Гагарине — чистая импровизация Александра Баширова

Герой Крымова предстает перед нами, как человек, который уже добился в жизни многого, другой вопрос как это было достигнуто? Он выстроил свою подпольную империю, мастерски манипулируя людьми, используя и выкидывая их из «системы» за ненадобностью. Так вышло с его подельниками: давним приятелем лилипутом Альбертом, которого он впутал в очередную темную историю, взамен обещав покрыть старые долги. Тот не справляется с психологическим давлением и совершает самоубийство. Другой подельник, Шурик Бабакин (Александр Баширов) в отличии от Альберта попался в лапы правосудия исключительно по своей глупости, но тоже был использован Крымовым в своих махинациях. Интересный факт — у героя Крымова был реальный прототип в лице «цеховика» и криминального авторитета, отбывавшего срок. Он рассказал Соловьеву свою историю, связанную с убийством любовника подруги, а тот взял да и закрутил вокруг этого интригу, совсем позабыв о своем обещании поменять герою фамилию. После премьеры фильма реальный Крымов вспоминал, как подшучивала над ним братва после сцены расправы над «киношным» Крымовым.


С другой стороны, Бананан — символ молодости и непосредственности, который погибает во имя любви и чистых идеалов. У его прототипа и актера Сергея Бугаева («Африка») довольно интересная судьба, которая отчасти пересекается с сюжетом «Ассы». В бурные годы расцвета ленинградского подпольного искусства Сергей был одним из самых востребованных художников-перформансистов того времени, он был частью этой волны. Но после перестройки и свободных 90-х он неожиданно примкнул к официальному номенклатурному искусству, забыв о протестной молодости. Если снова вернуться к сюжету «Ассы», Сергей «Африка» в реальной жизни становится тем самым консерватором Крымовым, который в дедушкиных тапочках почитывал о последних днях императора Павла.

Лед и снег в эпизоде купания Крымова и Бананана снимался летом

Чарующие виды Ялты завораживают своей необыкновенной зимней красотой, аккуратно вписывая, не спеша, разворачивающиеся события. Под песни Бориса Гребенщикова молодые влюбленные тихо плывут по канатной дороге, их мысли молча растворяются в томных взглядах и погружают зрителя в те моменты, когда они сами испытывали невероятно искреннее чувство. Сергею Соловьеву удалось собрать очень творческую команду из разных направлений современного искусства, для некоторых из них фильм вообще стал дебютным. Благодаря нарочитой художественной небрежности, присущей фильму и некоторым актерам, режиссер смог выйти за рамки стандартных художественных приемов. «Асса» одновременно получилась серьезной — с лихим драматическим сюжетом и трагическим концом, и озорной, сентиментальной, где-то даже комедийной. Картина стала первым фильмом из «постсоветской» трилогии Сергея Соловьева, в которую вошли также «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1990) и «Дом под звездным небом» (1991).



Напрашивается мысль о том, что «Асса» — продукт совместного творчества той артистической компании, которой больше нет. Только тогда, в то время и в той обстановке такое было возможно. И так уж сложилось, что культовое произведение Сергея Соловьева на фоне этого сумасшедшего драйва получилось не только фантастически точным, но и невыносимо грустным.

Цитаты из фильма:

«Бананан: Все дело в том, что ты без очков. Надень.

Алика: Так они ж без стекол.

Бананан: Главное не стекла. Главное — ощущать себя зрячим человеком»

«Коммуникативная труба. Садись. Допустим, тебе хочется поделиться со мной какими-нибудь своими душевными переживаниями. Приводим трубу в позишн намба ван. Ты туда говори, а я сюда ухом»

http://diletant.media/articles/32957351/?sphrase_id=5283104



Трагедия фильма Асса. Режиссер Сергей Соловьев

Ведущие Анна Монгайт и музыкант группы "Вежливый отказ" Дмитрий Шумилов обсудили с кинорежиссером Сергеем Соловьевым трагедию и судьбу фильма "Асса".

https://youtu.be/cs5DjwSLJJ0



Сергей Соловьев (второй справа) в монтажной студии во время работы над «Ассой», 1987 год








Как снимали фильм «АССА»
http://crif.in.ua/%D0%90/%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B0

Стиль в фильме «АССА»
https://theblueprint.ru/culture/assa-the-movie

Говорухин, которого мы не знаем
http://www.trud.ru/index.php/article/25-03-2016/1335699_govoruxin_kotorogo_my_ne_znaem.html

http://fishki.net/1713651-assa—istorija-sozdanija-filma.html

https://www.webtut.ru/forum/viewtopic.php?t=5459&postdays=0&postorder=asc&start=330&sid=4ce8e4c9f43aad0eddd7181fd0179665

http://www.gorod.cn.ua/blogs/BeatlesForever_25841.html

http://make-your-style.livejournal.com/366205.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B0_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)



2-АССА-2
2009 год

https://youtu.be/iV7elYloKm8








С Сергеем Соловьевым 13 июня 2008.







=================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=================================

Tags: ! - Гласность, ! - История Перестройки, ! - Кино Перестройки, "АССА", 1987, Горбачев, Ельцин, ИсторияПерестройки, Перестройка, гласность
Subscribe

Posts from This Journal “! - История Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments