?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
30 лет "советскому Вудстоку "
Перестройка
ed_glezin
С 11 по 13 сентября 1987 года в подмосковном парке им. Талалихина прошел рок-фестиваль "Подольск 87".



4 cентября 1987 года в газете "Московский комсомолец", тогда еще органе МК и МГК ВЛКСМ, в номере, где на первой странице в почетном правом углу колонка новостей "В Политбюро ЦК КПСС", ниже заметка "БАМ и молодежь: выбор пути", а все остальную газетную площадь листа занимала передовица "Социалистическое соревнование: проблемы, поиски, решения", на третьей странице самым мелким типографским шрифтом была опубликована "бомба". Как сейчас модно говорить, "после нее мы стали жить в другом мире". Нынешние тинейджеры, конечно, не поймут, но те 43 строки тогда казались фантастикой, неожиданно прорвавшимся на страницы официальной прессы глотком свободы - той, что уже не остановить.
Культурная революция свершилась ровно 15 лет назад - 11 сентября 1987 года открылся Подольский рок-фестиваль, никем не разрешенный и не запрещенный, поддержаный только "Московским комсомольцем" и журналом "Юность". И те 43 строки были единственной публичной информацией о том, что он состоится. За три дня, пока шел фестиваль, Подольский горпарк имени Талалихина, в котором он проходил, выдержал нашествие около 40 тысяч человек - столько было продано билетов, а сколько просочилось через всякие заборы и служебные входы! На фестиваль, как тогда выражались, "неформальная молодежь" ехала со всей страны. Такого в Советском Союзе точно еще не было. Поддерживать порядок в срочном порядке вызвали Дзержинскую дивизию.

http://www.expo-88.ru/press/17/












30 лет назад одной из главных тем "Огонька" стал Фестиваль самодеятельных рок-групп "Подольск-87" — первый в стране разрешенный рок-фестиваль, получивший неофициальное название "советского Вудстока". В течение трех дней на сцене подольского Зеленого театра им. летчика Талалихина выступила 21 группа, в том числе и тогдашние звезды: Майк Науменко, Дмитрий Ревякин и "Калинов мост", Михаил Борзыкин и "Телевизор". Открытием фестиваля стала тогда еще мало кому известная группа из Свердловска "Наутилус Помпилиус". "Слава Бутусов неудобен,— говорилось в заметке "Песни, которых мы не знаем".— Он максималист, вызывающе одет в галифе, ботфорты. Музыканты из "Наутилуса" непривычны тем, что стоят, жестко врастая в пол сцены, почти не двигаясь... Можно презрительно кривиться, можно считать это принадлежностью неглубокого ума, нечистой радостью посредственного вкуса. И среди поколения шестидесятников, выросшего на песенной культуре Окуджавы и Высоцкого, немало равнодушных к рок-музыке. Высоцкий пел о нас (или о том, какими мы хотели бы быть), а о чем на неизвестном языке поют "Битлз"? Поэтому, когда на сцене появились "Аквариум" или "Наутилус", когда строки из их песен разошлись на поговорки в молодежной среде, иные критики начали удивляться: "Да как же так?! Нет, не такой песни нам хотелось, не о такой мечталось!" Но у них свое кредо — петь своими словами о живых, ненадуманных проблемах.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2005876

Сайт о фестивале: http://podolsk87.ru





Как организовали Подольский фестиваль 1987 года
KommersantFM936
https://soundcloud.com/kmrsfm/1987-

ПОДОЛЬСК-87: СЕКС, КОМСОМОЛ, РОК-Н-РОЛЛ


Подольский рок-фестиваль 1987 года.
Текст: Алексей Петров

Мутный подмосковный Подольск венчал оголтелую фестивалеманию русского лета-87 грандиозным полупьяным аккордом, за которым оставались только небытие, ленноновский «холодный индюк» от рока да сиплые причитания в электричках. Подольск явился вторым тотальным закусом удил московской оппозицией* после незабываемой Черноголовки в июне. Но если в том солнечном июне Черноголовка казалась фантастическим прорывом плотин, то подольское безумие превратило её в нашей памяти в нечто камерное, милое, светлое и очень-очень ностальгическое.
http://podolsk87.livejournal.com/897.html
ПОДРОБНЫЙ ОТЧЕТ О ФЕСТИВАЛЕ

https://podolsk87.livejournal.com



Рок годности
Юбилей Подольского фестиваля в клубе "Гоголь"
https://www.kommersant.ru/doc/2040635

Борис Барабанов о юбилее «Фестиваля самодеятельных рок-групп „Подольск-87“»
https://www.kommersant.ru/doc/2031020



Легендарный Подольский рок-фестиваль. 25 лет спустя.
http://www.screen.ru/zombie/podolsk25.html

ПОДОЛЬСК-87
https://vk.com/club45779154



Подольск 87- Хроники Рок-революции
https://www.youtube.com/channel/UCqNLUPwxE5I7NmCs6PjjnYQ

Рок фестиваль Подольск – 87 или Вудсток по-советски
http://soullaway.livejournal.com/264706.html



Автобус, из которого продавали билеты на фест около метро "Ленино" (ныне - "Царицыно") накануне события.


















Много фото тут: http://fishki.net/1865984-podolsk---87.html
http://www.podolskpark.ru/about/rockfest-87/

«Подольск-87»: Первый неподконтрольный
В этом году исполняется 30 лет эпохальному рок-фестивалю в Подольске. Он прошел с 11 по 13 сентября 1987 года в городском парке им. Талалихина. По итогам события директор парка был уволен, а музыкальные обозреватели впоследствии назвали фестиваль определяющим событием для истории русского рока.

Спустя 25 лет лейбл «Геометрия» издал записи этих концертов. (Было два варианта бокс-сета — в аудио, из восьми CD, и видео, из пяти DVD). А еще через пять лет мы решили встретиться с людьми, готовившими это уникальное издание. Это звукоинженер и реставратор Евгений Гапеев, рок-журналист и продюсер Сергей Гурьев и руководитель лейбла «Геометрия» Павел Кострикин. Речь зашла про исчезнувшие кассеты, найденных людей, дух свободы и судьбу рок-культуры.

http://inrock.ru/interviews/podolsk_87_2017

================================================================

Рок-фестиваль Подольск-87 шарахнул, как шаровая молния
Петр Колупаев — об одной из самых больших и успешных авантюр в истории русского рока
https://iz.ru/news/536967

========================================================================

Пит Колупаев

ПОДОЛЬСК-87

Страницы истории отечественного рока:
как создавался “Советский Вудсток”

http://www.fedy-diary.ru/Gold/articles/podolsk.htm

Все песни: http://camelstudio.ru/catalogue/geo020-024dvd

================================================

СОСТАВ ОРГКОМИТЕТА
фестиваля самодеятельных рок-групп “Подольск - 87”

Коротышев О. первый секретарь ГК ВЛКСМ
Кузьмина К. эавотделом спортивной и оборонно-массовой работы ГК ВЛКСМ
Аксенова О. референт ВММТ “Спутник”
Кузнецов В.Б. директор ПКиО имени В.Талалихина
Вандяк Р.Н. завотделом культуры исполкома горсовета
Глазков М.Г. ст. методист ПКиО имени В. Талалихина
Колупаев П. методист ПКиО имени В. Талалихина

ЖЮРИ
фестиваля самодеятельных рок-групп “Подольск - 87”

Мейнерт Н.П. (председатель жюри)
Тимашева М.Л.
Федоров E.А. Гурьев С.Г.
Бурлака А.П. Колупаев П.И.
Стесиков С.А.

=============================================================



Пятилетке – ударный финиш! Подольск-87
20-летие
http://www.screen.ru/club/tusovka/cat/20podolsk/







Текст буклета коробки с DVD "Подольск - 87".

Текст предоставлен Олегом Ковригой.
До Подольского фестиваля я был на многих прекраснейших концертах. И даже приложил руку… и всё, что мог, ещё для того, чтобы некоторые из них состоялись. Я видел АКВАРИУМ в саду ЭРМИТАЖ, Майка в Зеленограде, Башлачёва на наших квартирах и многое, многое другое. Но, по большому счёту, всё это было «партизанщиной». Обманули советскую власть, собрались, сыграли, послушали – и разбежались.
- Что, взяли кого-то?
- Нет, не взяли.
- Ну, значит, всё нормально.
Подольский фестиваль, конечно же, тоже был «партизанщиной». Но уже на совершенно другом уровне. Три дня: пятница-суббота-воскресенье. Зелёный Театр города Подольска. Примерно пять тысяч зрителей каждый день слушают группы, которые не имеют никаких официальных бумаг. Всего-то через полгода после 27-го съезда КПСС. Я лично эти три дня запомнил на всю жизнь. Было ощущение, что «выход в открытое море» всё-таки состоялся!
Конечно же, и здесь советскую власть обманули. Но как Петя Колупаев умудрился сделать это в таких масштабах?
Как Марк Рудинштейн умудрился сделать так, что билеты на фестиваль спокойно продавались и все участники получили какие-то деньги? В сентябре 87-го года! Это было чудо. В Москве я такое официальное чудо в первый раз увидел в феврале 88-го года, когда ЗООПАРК получил деньги за концерт в ДК МЭИ в «белую». До того мы собирали деньги тайком, нарушая закон и рискуя сесть за «незаконный промысел».

Но главным чудом «Подольска-87» было, конечно, то, что происходило на сцене. Той же осенью я попытался описать то, что видел в Подольске. Существовал даже «побочный» выпуск журнала «Урлайт», в котором это было «напечатано». Тиражом экземпляров десять. В виде фотокопий. Но сейчас найти ничего не удалось. А в памяти остались только какие-то вспышки и общее впечатление, как это было прекрасно. Конечно, за эти три дня, «проходняк» тоже бывал. Но процент «настоящего» был не просто велик. Он был невероятно большим.
В пятницу сначала была какая-то проходная группа из самого Подольска. Для порядку. Для отвода глаз. Настоящее началось с «Цемента». Андрей Яхимович вышел и сказал:
- Подпольск, здравствуйте!
И в воздухе уже появилось ощущение праздника. А потом Зелёный Театр, наконец, завёлся. Так что «Телевизору» разогревать народ не пришлось. Его выступление было логическим продолжением «Цемента». При этом в пятницу местные власти и КГБ ещё не поняли, насколько глубокую идеологическую диверсию они проморгали. «Телевизор» звучал прекрасно. Миша Борзыкин «мочил» и обличал с невероятным напором и драйвом. И я был счастлив видеть, как тысячи людей тащатся вместе со мной от этой высокохудожественной антисоветчины.
Суббота опять началась с какой-то «отмазной» подольской группы. Потом были ХРОНОП из Горького и АЛИБИ из Дубны. Помню смутно. Да простят меня Вадик Демидов и Серёжа Попов. Но точно помню, что нам понравилось. Всей нашей тёплой компании инженеров-химиков. В последней песне АЛИБИ было слова:
…………………………….чёрной «Волге»
Не промахнувшись, метко плюнуть вслед
Я пою, но не для них. Я пою сейчас для вас
Может быть, в последний раз
Может быть, в последний раз…
А поскольку по тем временам это реально мог быть последний раз, то слушалось очень трогательно. И я так и запомнил Серёжу «на много лет вперёд»: поющим эту песню на сцене подольского фестиваля. В пролетарской кепке.
Последней группой перед дневным перерывом был ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ из Архангельска. Сейчас эту группу уже почти забыли. Но тогда в соответствующих кругах он был очень даже уважаем. Впоследствии я настолько хорошо познакомился с Серёгой Богаевым, главным автором и гитаристом «Облачного Края», что иногда испытывал горячее желание его прибить. Но это было потом. А тогда мы просто радостно слушали. Наверное, прав был Андрей Тропилло, сказавший, что ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ был единственной настоящей хард-роковой группой Советского Союза.
В конце Серёга схватил свою гитару «Урал» за гриф – и с размаху долбанул ею об сцену. Прямо как Пит Тауншенд из «TheWho»! Но «Урал», хотя и звучал хреново, был крепким изделием – и выдержал первый удар. Тогда Серёга повторил. И на сей раз гриф от деки почти отломился. Ну и после третьего удара он отломился совсем – и наша рок-звезда с удовлетворением покинула сцену.
Надо сказать, что потом он приклеил гриф к гитаре и ещё несколько лет на ней играл.
После перерыва был НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. Я не фанат этой группы и никогда им не был. Но успех НАУТИЛУСА был стопроцентным. Народ держался за руки и раскачивался:
- Гуд бай, Америка, о-о-о…
После НАУТИЛУСА играла НАСТЯ. С точки зрения тех примерно десяти человек, которые сидели рядом со мной, она пела прекрасно! Но заведённый НАУТИЛУСОМ народ её освистал. Что нам оставалось делать в этой ситуации? Только горестно пить разведённый спирт при помощи шланга, один конец которого был в бутылке, а другой во рту.
Надо сказать, что в пятницу и субботу народ пил-гулял довольно спокойно. Хотя милиции в парке было немало. В перерыве мы наливали спирт в термос с чаем – и пили этот чаёк прямо на глазах у милиции. Вставляло отлично! А в воскресенье администрация Зелёного Театра уже была в напряжении и на входе начали шмонать. Поэтому, когда во второй половине воскресения аспирантка Лина из Грузии, имевшая очень серьёзный, солидный вид, умудрилась пронести несколько бутылок чачи, мы её встретили аплодисментами!
Это было лирическое отступление.
Выступления БАСТИОНА почти не помню.
Последним в субботу был ЗООПАРК. Майк был вполне «хорош». За десять минут до выхода на сцену он крепко спал. А Сева Грач, директор ЗООПАРКА, успокаивал организаторов и уверял, что Майк скоро встанет. И в нужный момент он действительно встал! Не думаю, что этот концерт был самым удачным с творческой точки зрения. Но, когда они заиграли, весь Зелёный Театр встал. Это было очень красиво. Мой двоюродный брат, которому тогда было четырнадцать лет, с недоумением спросил:
- А почему все встали?
- Потому что это ЗООПАРК…

В воскресенье с утра мы встретили в электричке Олесю Троянскую. У неё не было билета – и я отдал ей свой. Потом я нашёл своего приятеля Мишу Симонова, который был одним из организаторов, и он повёл меня к Рудинштейну за билетом.
- Марк, это – Олег Коврига. Ему надо дать проходку.
- Ну, и что, что это Олег Коврига?!
Но билет он мне всё-таки дал. Думаю, Марк большую часть фестиваля именно там, на своём «посту» и просидел. И музыку почти не слушал. Но я на сто процентов уверен, что без него «Подольск – 87» ни в коем случае бы не состоялся.
Так же, как и без Пети Колупаева, без Ильи Смирнова, без Натальи Комаровой и без многих других персонажей. Как всё это сплелось в один узел и привело в действие машину, которую могли остановить в любой момент из-за любой мелочи, я до сих пор не понимаю. Честь им, ребятам, и хвала!
Пока мы ходили к Рудинштейну, ребята меня ждали. Мы особо не торопились. Думали, что с утра опять начнут с чего-нибудь безмазового. Но, подходя к забору Зелёного Театра, мы вдруг услышали, что там играет что-то такое прекрасное и нам совершенно неизвестное. И мы всей толпой почти бегом вдоль этого забора… Это был КАЛИНОВ МОСТ.
После него ХОЛЛИ, БРИГАДА С и ДОЛИНА уже как-то не смотрелись. ХОЛЛИ и ДОЛИНУ не помню вовсе. Хотя ДОЛИНУ ребята даже хвалили. А про БРИГАДУ С мой дружок Гриня Листвойб сказал:
- Под эту музыку уже можно выносить горячее.
Думаю, что БРИГАДА С была не самой плохой группой и Гарик Сукачёв – не самый плохой артист. Но это было как-то… не из нашей жизни.
А под конец первой части вышли эстонские панки. J.M.K.E. И, Хотя и пели они по-эстонски, и звук был не очень, но это уже было вполне из нашей жизни. Так что на «обед» мы ушли вполне довольные.
Недавно нашёл в интернете отрывок из интервью Виллу Тамме. Почему-то мне хочется, чтобы этот текст тоже был в этом издании. Виллу отвечает на вопрос о том, были ли в 1980-е годы проблемы с властями:
— А проблемы были такие же, как и везде в Советском Союзе: пару раз в неделю в отделе милиции сидели, где иногда подстригали, все булавки-цепи-вещи и иногда целые костюмы конфискировали и немножко по морду дали. Иногда закрыли в сумасшедший дом, в специальной отдел венерической больницы или дали 15 дней. В КГБ тоже иногда сидели, на улице иногда нас избили, в высшие школы не принимали (Виллу учился художественном институте, откуда был в итоге исключен), нормальную работу не давали, и в конце 1980-х даже пиво в магазинах кончился, и сигареты тоже. Интересный жизнь был!

Вторая половина воскресенья началась с ВЕСЁЛЫХ КАРТИНОК. Играли ребята хорошо. Но, поскольку этот коллектив был мне хорошо знаком, то я отнёсся к нему спокойно.
Зато потом… Потом был БОМЖ из Новосибирска. Вот тут-то мы и отпали! Долго потом мечтал снова увидеть эту группу. Но так больше и не увидел. И даже никаких нормальных записей, кроме самой подольской записи не услышал. Не знаю, какими конкретными словами выразить свой восторг по поводу БОМЖа. Посмотрите и послушайте сами. Благо, хоть что-то сохранилось.
В песне «Пират эфира» были слова:
- А он в диапазоне УКВ
А я в диапазоне КГБ
КГБ, КГБ…
Причём на последних «Б» Джоника как бы тошнило.
Через некоторое время со звуком стало что-то происходить. Как потом выяснилось, к звукооператору подошёл гэбэшник, показал документ и сказал:
- Показывай, где у тебя тут что.
Ну, и начал ручки вертеть, когда слышал что-то не то.
Слава Богу, БОМЖу он звук не совсем испортил.
Зато ОБЪЕКТУ НАСМЕШЕК, который выступал уже после БОМЖа, он подгадил серьёзно. Но на эту тему я особо не грущу. Потому что ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК мне никогда не нравился и не нравится. Вроде бы тоже анархисты-антисоветчики. А не тащит! Потому что одни понты. А «душевного содержания» нет. Хотя, возможно я и ошибаюсь.
Последним был ДДТ. Пошёл сильный дождь. Аппаратуру коротило. Где-то за стенами Зелёного Театра «любера» кого-то ловили и били. Юрка стоял на сцене по пояс голый, мокрый, в определённой степени пьяный. Хотя мы-то уже были намного пьянее!
И говорил что-то типа:
- Они ждут нас там! Звука нет! Ничего нет! Но наш рок есть!!!
И мы радостно орали ему в ответ.
И это было счастье…

Нашей компании повезло. «Люберов» мы так и не повстречали. Потом, много лет спустя, Сашка Чернецкий (РАЗНЫЕ ЛЮДИ) рассказывал мне, что он видел на перроне…
Но мы, видно, здорово тормозили, уходили чуть не последними, так что наш личный праздник остался неиспорченным.

За прошедшие 25 лет я видел очень много концертов и фестивалей. Многие из них были прекрасны. Местами какой-то дух «Подольска-87» появлялся на «Пустых Холмах». Но лучше этого праздника, состоявшегося на рубеже времён благодаря неимоверным усилиям «группы товарищей» и счастливому стечению обстоятельств, я никогда ничего не видел и вряд ли уже увижу.

Контакты: т. 8-962-920-58-68 арт-директор Спехов Сергей
http://sloggun.ru/podolsk-87-festival.html



















Еще одна сохранившаяся афиша. Держит её Пётр Колупаев. Тогдашний президент подольского рок клуба.



















==========================================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==========================================================




Posts from This Journal by “ИсторияПерестройки” Tag


  • 1
рок фестивали были в Ленинграде и до 1987 .я был в 1986 и 1985

Ленинградский рок-клуб на Рубинштейна 13 делал рок-фестивали и в 1983.
Но там были в основном ленинградские группы.
И вместимость зала была гораздо меньше.
Подольск-87 посетило более 40 000 зрителей!

  • 1