ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Майами — американский Иерусалим. Еврейский рай.


Что меня, как еврея, больше всего поразило и приятно удивило в Майами, так это исключительно комфортные условия для местной еврейской общины.


Начать с того, что в каком бы районе я ни жил, «в шаговой доступности» от меня неизменно обнаруживалась синагога.

Когда я первый раз зашел в ближайший супермаркет то был нимало удивлен, обнаружив там множество видов мацы с различными вкусами. Полки обычного магазина буквально ломились от изобилия товаров из Израиля и кошерных продуктов. Позднее я убедился, что кошерные отделы есть в каждом (!) крупном сетевом «универмаге». Вы видели когда-нибудь кошерные отделы например в «Перекрестке» или в «Пятерочке»? Вот и я нет. А для местных супермаркетов это повсеместная практика. Причем на Песах и Хануку кошерный ассортимент заметно увеличивается. Если вы хотите приобрести открытку к еврейскому религиозному празднику, разослать приглашение своим родственникам на бар или бат-мицву своего ребенка или пригласить знакомых на предстоящую хупу — то в тех же магазинах к вашим услугам большой выбор полиграфической продукции к предстоящим празднествам.

И это уже не говоря о множестве отдельных кошерных супермаркетах. Один из таких магазинов мне особенно запомнился своим многообещающим названием «Кosher land» («Кошерная земля»). Ассортимент вполне оправдывал название. Кроме того, в Майами вы без труда найдете кошерные кафе и рестораны.

Своих детей вы можете отдать в еврейский детский сад, а когда подрастут мальчики — в местную иешиву.

Основные религиозные праздники и памятные для евреев дни (Рош-а-Шана, Песах, Йом-Кипур, Ханука) здесь отмечают как красные дни календаря, а дети в это время не ходят в школу. Почти как в Израиле!

Особенно широко и заметно в Майами отмечают Хануку. Зайдя в обычный хозяйственный магазин накануне этого праздника, можно увидеть полки, наполненные ханукальными украшениями и сувенирами. Впервые встретив ханукальную минору в обычной парикмахерской, я решил было, что её владелец религиозный еврей.

Когда я заглянул в соседнюю аптеку, то обнаружил там минору на стойке продавца. Витрину близлежащего магазина одежды также украшал девятисвечник.

И так — в каждом общественном здании, будь то мэрия, ресторан или обычный многоэтажный дом. «Обязаловки» тут никакой нет, просто сложилась такая повсеместная традиция. А как приятно было видеть большие ханукии на главных площадях или улицах в каждом из районов Майами. Обычно они украшаются иллюминацией или подсвечиваются по вечерам.

И на моей памяти не было случаев, чтобы кто-то покушался на целостность ханукальных украшений. Проявления антисемитизма конечно иногда случаются (не зря один из еврейских беженцев в Америку — Альберт Эйнштейн — называл антисемитизм неизбежной тенью еврейского народа), но они здесь исключительно редки. Так же редко можно встретить здесь мусульман.

Гораздо чаще я видел евреев, беззаботно гуляющих по улицам Майами в кипах и традиционной одежде, без малейших опасений подвергнуться нападению со стороны скинхэдов. Они всегда охотно отвечают на приветствия «Шаббат шалом!» или «Хаг самеах!». Гуляя по Майами, нередко можно встретить и религиозных активистов, предлагающих вам наложить тфилин, или исполнить другую заповедь. В некоторых парках висят таблички на иврите.

О жизни евреев Майами и за его пределами я узнаю из свежего номера бесплатной газеты Jewish Journal («Еврейский журнал»). Это издание каждую неделю пачками выкладывают на стол в холле нашего дома. Из рекламы на страницах этой газеты можно узнать, например, о предстоящих в Майами гастролях «самого лучшего в Израиле» джазового оркестра или о постановке в местном театре знаменитого мюзикла «Скрипач на крыше». А можно пойти на творческие вечера с такими интересными людьми с еврейскими корнями, как писатель Владимир Войнович или тележурналист Владимир Познер. Бывают с гастролями в Майами и Тамара Гвердцетели и Александр Розенбаум и многие другие.

Лично у меня создалось устойчивое убеждение, что именно в этом городе созданы практически идеальные условия для проживания евреев и поддержания всех их традиций. Одним словом, перефразируя известный слоган, можно сказать: «Если есть еврейский рай, то это наш майамский край!»

«Но позвольте, — можете возразить вы, — что же это за «рай» такой, без возможности пообщаться с соплеменниками на родном для нас русском языке?» Справедливое замечание. Языковой барьер где угодно может послужить существенным препятствием для полноценной жизни. Но есть и такое место в Майами, где вас поймут с полуслова — это «Русский центр Хабад». Именно в этом месте с таким непривычным для слуха словосочетанием собираются русскоязычные евреи, заброшенные судьбой в тропики южной Флориды.

Центр находиться в самом «русском» из всех районов Майами — Sunny Isles Beach («Пляж солнечных островов»). Местные жители на московский манер ласково зовут это место «Солнцево». Сегодня центр арендует для своих нужд небольшое помещение офисного типа в многоэтажном доме. При центре работает синагога, а также целый ряд разнообразных образовательных и социальных программ для взрослых и детей. Усилиями центра каждый месяц издается журнал на русском языке «Эксодус» («Исход»).

В еврейский центр приходят не только эмигранты из стран СНГ, но и туристы из Израиля и других стран. В шаббат там бывает тесно от прихожан. В иной раз я с большим трудом нахожу для себя свободное место в молитвенном зале. А для встречи основных религиозных праздников центр вынужден снимать банкетный зал в близлежащей гостинице.

Но уже не за горами тот день, когда еврейский общинный центр переедет в строящееся неподалеку четырехэтажное здание на живописном берегу канала. Здесь кроме синагоги будут миквы, залы для занятий с дошкольниками, свадебный зал, библиотека, а на крыше – ресторан с потрясающим видом на канал и парк.

Осуществление этого проекта стало возможным благодаря энергичной подвижнической деятельности его руководителя ребе Александра Каллера. Так получилось, что мой перелет в Майами в 2014 году практически совпал со знакомством с этим замечательным и не по годам мудрым человеком. После окончания одной из праздничных молитв он запросто позвал меня к себе в гости. По дороге к его дому мы разговорились. Выяснилось, что Александр, так же как и я, родом из Москвы. В самом начале 90-х он начал посещать синагогу в Марьиной роще. Религиозное образование ребе Каллер получал сначала в Лондоне, затем в Нью-Йорке. В 2002 году они вместе с Ханной переехали в Майами, где «с нуля» создали общинный центр. Его развитием они занимаются до сих пор.

За праздничным столом в доме Александра собралось много гостей. Представив меня собравшимся ребе дал мне слово для тоста. Я сказал, что успел побывать во многих странах мира. Жил я и в священном Иерусалиме. Видел Северный (или Европейский) Иерусалим, как называли раньше Вильнюс. Но то, что я увидел в Майами (с множеством его синагог , с потрясающим мемориалом жертвам Холокоста, с великолепным еврейским музеем, с исключительно комфортными условиями для ведения традиционного для евреев образа жизни) по-праву достойно почетного титула Американский Иерусалим. «Так давайте выпьем, — сказал я, — за прекрасный город Майами и дальнейшее процветание его еврейской общины!» Мы сдвинули бокалы. «Лехаим!»

Эдуард Глезин

https://mjcc.ru/news/mayami-amerikanskiy-ierusalim-evreyskiy-ray/
























Ещё мои фото еврейского Майами тут: https://public.fotki.com/Ed-Glezin/28534/2014-10---/ch25a/



Tags: Майами, Мои статьи, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments