ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Правовая основа возвращения крымских татар на родину во время Перестройки

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 24 декабря 1987 г. N 1476
Об ограничении прописки граждан в некоторых
населенных пунктах Крымской области и
Краснодарского Края


Совет Министров СССР п о с т а н о в л я е т:

В интересах охраны общественного порядка и здоровья населения
установить в качестве временной меры, что в населенных пунктах
Крымской области и Краснодарского края, перечисленных в
прилагаемом перечне, не подлежат прописке граждане, вновь
прибывающие на постоянное жительство, за исключением лиц,
указанных в пункте 1 и подпункте "в" пункта 3 постановления Совета
Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 678 "О
некоторых правилах прописки граждан".

Предоставить право исполнительным комитетам городских и
районных Советов народных депутатов при наличии уважительных
причин разрешать, в виде исключения, в отдельных случаях прописку
граждан, на которых распространяются ограничения, предусмотренные
настоящим постановлением.


Председатель
Совета Министров СССР Н.РЫЖКОВ

Управляюший Делами
Совета Министров СССР М.СМИРТЮКОВ


УТВЕРЖДЕН
постановлением Совета Министров СССР
от 24 декабря 1987 г. N 1476

ПЕРЕЧЕНЬ
населенных пунктов Крымской области и
Краснодарского края, в которых устанавливаются
ограничения прописки граждан

Крымская область

Города Алушта, Евпатория, Керчь, Севастополь, Симферополь,
Феодосия и Ялта (с населенными пунктами, находящимися в
административном подчинении соответствующих городских Советов
народных депутатов)

Населенные пункты Бахчисарайского, Ленинского,
Раздольненского, Сакского, Симферопольского, Судакского и
Черноморского районов

Краснодарский край

Города Анапа, Геленджик, Крымск, Новороссийск и Туапсе

Населенные пункты Абинского, Анапского, Крымского,
Северского, Темрюкского и Туапсинского районов.

http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/v1476400-87

Постановление Совета Национальностей Верховного Совета СССР «Об образовании Комиссии по проблемам крымско-татарского народа»
12.07.1989
http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/67904

Записка членов Комиссии ЦК КПСС с представлением проекта Декларации Верховного Совета СССР «О полной политической реабилитации народов, подвергшихся насильственному переселению»
22.01.1989
http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/76204

Декларация Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав»
14.11.1989


Сегодня, в период революционного обновления советского общества, когда начат процесс демократизации, очищения всех сторон нашей жизни от деформаций и искажений общечеловеческих принципов гуманизма, в стране усиливается стремление знать всю правду о прошлом, чтобы усвоить его уроки во имя будущего.
Память с особой горечью возвращает нас в трагические годы сталинских репрессий. Беззаконие и произвол не обошли стороной ни одну республику, ни один народ. Допущенные в прошлом массовые аресты, лагерное мученичество, обездоленные женщины, старики и дети в переселенческих зонах продолжают взывать к нашей совести, оскорбляют нравственное чувство. Об этом забыть нельзя.
Варварскими акциями сталинского режима явилось выселение в годы второй мировой войны из родных мест балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, немцев, турок-месхетинцев, чеченцев. Политика насильственного переселения отразилась на судьбе корейцев, греков, курдов и других народов.
Верховный Совет СССР безоговорочно осуждает практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление, противоречащее основам международного права, гуманистической природе социалистического строя.
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик гарантирует, что попрание прав человека и норм гуманности на государственном уровне больше никогда не повторится в нашей стране.
Верховный Совет СССР считает необходимым принять соответствующие законодательные меры для безусловного восстановления прав всех советских народов, подвергшихся репрессиям .

Опубликовано: Ведомости народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. 15 ноября. № 23. С. 607
http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/67942

==============================================================================

Постановление Верховного Совета СССР «О выводах и предложениях комиссий по проблемам советских немцев и крымско-татарского народа»
28.11.1989


Верховный Совет СССР постановляет:
1. Согласиться с выводами и предложениями Комиссии по проблемам советских немцев и крымско-татарского народа.
2. Поручить Совету Министров СССР образовать государственные комиссии для решения практических вопросов, связанных с восстановлением прав советских немцев и крымско-татарского народа .
3. Комиссии Совета Национальностей по национальной политике и межнациональным отношениям держать эту работу под постоянным контролем.

Председатель Верховного Совета СССР М. Горбачев

Опубликовано: Ведомости Президиума Верховного Совета СССР. 1989. № 25. С. 495.
http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/67943


Выводы и предложения Комиссии по проблемам крымскотатарского народа Совета национальностей Верховного Совета СССР.

Комиссия по проблемам крымскотатарского народа проанализировала имеющиеся документы (нормативные акты, выводы ранее создававшихся комиссий, заявления, обращения и письма, направленные движениями крымскотатарского народа и отдельными гражданами Верховному Совету СССР, народным депутатам СССР, а также в адрес партийных, советских органов и общественных организаций). Состоялись многочисленные встречи с представителями различных групп национального движения крымских татар. Члены комиссии выезжали в места расселения крымскотатарского народа – в Крымскую область, Краснодарский край, Узбекскую ССР, Таджикскую ССР, проведены беседы с местными и советскими руководителями собраний и индивидуальные встречи с представителями крымских татар и населения этих территорий.


Крымские татары – один из народов, подвергшихся депортации в 1944 году. Основная их масса была выселена в Узбекистан, остальные в Казахстан, Таджикистан, Киргизстан, РСФСР (Урал, Север, Поволжье, Сибирь).


В июне 1946 года Крымская АССР была преобразована в Крымскую область в составе РСФСР, а в феврале 1954 года по совместному представлению Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР область передана в состав Украинской ССР.


В последнее время рядом законодательных актов (1956, 1967, 1974 годы) были отменены решения государственных органов в части, содержавшей обвинения крымских татар в измене, им предоставлено право как гражданам СССР проживать на всей территории Советского Союза «в соответствии с действующим законодательством о трудоустройстве и паспортном режиме». В то же время продолжали действовать старые и выработаны некоторые новые нормативные акты, которые затрудняли трудоустройство и прописку в Крыму.


На протяжении 50-80-х годов крымские татары постоянно обращались в центральные и местные органы с требованиями возвращения, компактного расселения в Крыму и восстановления Крымской АССР. Перестройка придала этому процессу новый импульс и качественно иной характер. Как показало изучение на местах, большинство крымских татар живёт надеждой на справедливое решение их вопроса.


Государственная комиссия, рассматривавшая проблему крымских татар в 1988 году, не нашла оснований для восстановления АССР и возвращения народа на историческую родину в связи с тем, что за последний период в Крыму произошли существенные демографические изменения. Население Крыма возросло с 780 тысяч почти до 2,5 миллионов человек.


Представляется, что согласиться с таким выводом нельзя, несмотря на ряд объективных трудностей. Ввиду хронического нерешения острых проблем в производственной, социальной сферах и экологии в Крыму действительно сложилась напряжённая ситуация, связанная с обеспечением жильём (в очереди состоят 150 тысяч человек) и другими объектами социально-культурного назначения, ограниченными возможностями водо - и энергоснабжения. Имеются проблемы с трудоустройством прибывающего населения, остро встали вопросы экологии. Однако эти причины не могут рассматриваться как основание для отказа в восстановлении справедливости в отношении крымскотатарского народа.


Решение проблемы осложняют стереотипы дня, созданные предшествовавшей политикой у части населения, отдельных руководителей местных Советов, хозяйственных органов, некоторых общественных организаций. Поступают жалобы крымских татар по поводу волокиты в ряде мест с пропиской, устройством на работу, отказа в выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Во многих случаях это объясняется неорганизованностью переселения. Дополнительную напряжённость и недоверие со стороны крымскотатарского населения к местным органам власти вызывает продолжающаяся практика привлечения рабочей силы из других регионов страны.


Возвратившиеся в область крымские татары (сейчас их проживает более 50 тысяч человек) переселялись частично по оргнабору, но в основном путём купли домов, находящихся в личной собственности у местных жителей. В условиях падения цен на жилищные постройки в Средней Азии и их резкого роста в Крыму возможности для приобретения домов имеются лишь у сравнительно узкой прослойки народа. Рабочие, служащие, многие представители интеллигенции не имеют, как правило, средств для приобретения домов и не могут в существующих условиях получить жильё в Крыму по обмену на квартиры в местах поселения.


Осложняет решение вопросов переезда крымских татар и то обстоятельство, что в своих действиях местные власти продолжают руководствоваться принятым в декабре 1987 года постановлением Совмина СССР № 1476«Об ограничении прописки граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области и Краснодарского края».


В последнее время партийные и советские органы Крымской области предприняли ряд мер организационно – политического характера, направленных на нормализацию обстановки. За 1987-1989 годы крымскотатарское население увеличилось в области более чем на 40 тысяч человек. В степной зоне полуострова специально создан совхоз «Аграрный», в котором работает подавляющее большинство крымских татар. Налажен выпуск приложения к областной газете на крымскотатарском языке, создана национальная группа в областном драматическом театре, ведётся обучение родному языку в ряде школ. Однако эти меры не решают всех проблем крымскотатарского народа.


С целью восстановления исторической справедливости комиссия предлагает следующие мероприятия политического, государственно-правового, организационного и социально-экономического характера:


1. Исходя из Декларации Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», считать законными правами крымскотатарского народа возвращение в места своего исторического проживания и восстановление его национальной целостности.


2. Решение проблемы организованного возвращения крымскотатарского народа регионально проводить в рамках централизованной государственной программы в трёх взаимодополняющих формах:


- государственное возвращение по разработанному графику с учётом индивидуальных привязанностей с одновременным решением вопросов развития производственной сферы, жилья, соцкультбыта, инфраструктуры;


- планируемое индивидуальное возвращение (при этом государство освобождается от необходимости предоставлять жилую площадь, приобретаемую возвращающимися за свой счёт или путём строительства личного или кооперативного жилья или путём обмена);


- групповое возвращение, основанное на современных формах хозяйственных отношений аренды, семейного подряда, кооперативов и т. д. Его главной задачей или реконструкцией небольших поселений (деревень) силами возвращающихся. Одновременно, в силу законов хозяйственной инициативы и хозрасчёта, эти коллективы обустраивают элементы соцкультбыта (детсады, клубы, магазины), подсобные хозяйства или диктуемые нуждами местности промыслы и производства. Использование этой формы в горно-предгорной зоне позволит увеличить обеспеченность полуострова высококачественной сельскохозяйственной продукцией. Эта форма также охватывается планом и государственной поддержкой.


Комиссия считает, что первоочередное возвращение семей ветеранов войны и труда, инвалидов и других социально незащищённых граждан отвечало бы принципам справедливости и задачам оздоровления морально-психологического климата в Крыму.


3. Для разработки и осуществления государственной программы возвращения татар в Крым считать целесообразным создать комиссию Совета Министров СССР с включением в неё представителей Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР, Украинской ССР, Узбекской ССР, Таджикской ССР, Казахской ССР, Крымского областного Совета народных депутатов, народных депутатов СССР, представителей крымскотатарского народа. Этот орган должен определить основные направления осуществления программы, её сроки, источники финансирования (включая материальные обязательства со стороны перечисленных республик), варианты решения вопросов трудоустройства, жилья, социальной инфраструктуры. Соответственно должна быть откорректирована существующая схема развития производственных сил полуострова, структура народного хозяйства Крыма в генеральной схеме развития Украинской ССР с учётом организованного возвращения крымских татар.


Комиссия руководствуется тем, что в ходе встреч в Краснодарском крае, Узбекской ССР, Таджикской ССР и в Крыму представители партийных и советских органов выразили полное понимание существа вопроса и необходимости его решения, а также готовность своих областей, республик и краёв оказать всемерное финансовое, материально-техническое и политическое содействие. В Среднеазиатском регионе решение крымскотатарской проблемы существенно снимет нагрузку в социальной сфере, освободятся рабочие места для незанятого коренного населения. Следовательно, речь идёт фактически о территориальном перераспределении затрат.


Для определения основных направлений государственной программы важно опереться на инициативу самого народа и местные Советы. Необходимо использование социологических служб для оценки демографического и профессионального состава населения, распределения его по территории в Крыму.


Предложить Совету Министров СССР пересмотреть постановление «Об ограничении прописки граждан в некоторых населённых пунктах Крымской области и Краснодарского края» от 24 декабря 1987 года, имея в виду снять ограничения для крымских татар.


Предусмотреть разработку программ, направленных на восстановление крымскотатарской школы и учебных заведений с обучением на родном языке, сбор, реставрацию, охрану и пропаганду музейных, архивных фондов, памятников языка, истории, археологии, культуры.


В реализации программы возвращения должны принять активное участие министерства и ведомства, имеющие в Крыму свои здравницы и объекты промышленного и социально-бытового назначения.


Программа возвращения крымских татар должна исключить всякую возможность нанесения ущерба интересам проживающего ныне в Крыму населения.


4. Восстановление прав крымскотатарского народа не может быть осуществлено без восстановления автономии Крыма путём образования Крымской АССР в составе Украинской ССР. Это соответствовало бы интересам как крымских татар, так и представителей других национальностей, проживающих ныне в Крыму.


5. Исходя из необходимости создания здорового морально-психологического климата, способствующего успешной реализации государственной программы, требуется решительный поворот всей пропагандистской и политико-воспитательной работы на объективное освещение истории, в том числе и периода Великой Отечественной войны, курса на восстановление справедливости и равноправия в отношении крымскотатарского народа.


Рекомендовать советским органам, общественным организациям Крымской области вести целенаправленную работу по подготовке общественного мнения, формированию правильного понимания того, что крымские татары, как и другие депортированные народы, должны возвратиться на родину. Важно показать, что восстановление прав крымскотатарского народа не будет осуществлено за счёт других народов. Привлекать к выступлениям в печати, по телевидению и радио, участию в «круглых столах» авторитетных представителей крымскотатарского народа.


Предложить центральным и местным органам средств массовой информации предусмотреть систематическое объективное освещение проблемы крымскотатарского народа, публикации ведущих учёных страны, интервью при участии советских работников, юристов, представителей крымских татар.


6. Правоохранительным органам активизировать работу по пересмотру в установленном порядке всех уголовных дел, возбужденных против крымских татар за участие в национальном движении, и реабилитации необоснованно осужденных. Обратить внимание КПК при ЦК КПСС на необходимость пересмотра персональных дел коммунистов крымских татар аналогичного характера с восстановлением в партии (в том числе и посмертно) и партстажа, компетентным органам рассмотреть ходатайства о пересмотре отказов в присвоении государственных наград и званий, в том числе за участие в Великой Отечественной войне.


Полагаем, что выводы и предложения по данному вопросу следовало бы рассмотреть в Комиссии Совета Национальностей по национальной политике и межнациональным отношениям и Президиуме Верховного Совета СССР, затем на сессии Верховного Совета СССР принять специальное постановление и предусмотреть форму контроля за его реализацией.

Источник: http://ndkt.org/o-vyvodah-i-predlozheniyah-komissiy-po-problemam-sovetskih-nemtsev-i-krymsko-tatarskogo-naroda.html

=============================================================================

Записка членов Комиссии ЦК КПСС в ЦК КПСС с представлением проекта Декларации Верховного Совета СССР «О полной политической реабилитации народов, подвергшихся насильственному переселению»
[24.10.1989]
http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/67929

Постановление Совета Министров СССР «Об образовании Комиссии по организации выполнения постановления Верховного Совета СССР «О выводах и предложениях комиссий по проблемам советских немцев и крымско-татарского народа»
21.12.1989
http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/67945

Постановление Совета Министров СССР «О первоочередных мерах по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область»
11.07.1990


В целях осуществления первоочередных мер по реализации постановления Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «О выводах и предложениях комиссий по проблемам советских немцев и крымско-татарского народа» Совет Министров СССР постановляет:
1. Утвердить представленные Государственной комиссией по проблемам крымско-татарского народа первоочередные меры по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область, разработанные Советом Министров Украинской ССР совместно с Госпланом СССР, Госстроем СССР. Госснабом СССР и другими министерствами и ведомствами СССР с участием Совета Министров РСФСР, Совета Министров Узбекской ССР, Совета Министров Таджикской ССР и представителей крымско-татарского народа, согласно приложению .
2. Государственной комиссии по проблемам крымско-татарского народа совместно с Советом Министров РСФСР, Советом Министров Украинской ССР, Советом Министров Узбекской ССР, Советом Министров Таджикской ССР, заинтересованными министерствами и ведомствами СССР, с участием представителей крымско-татарского народа разработать государственную программу возвращения крымских татар на постоянное жительство в Крымскую область и представить ее в Совет Министров СССР в сентябре 1990 г.
Возвращение крымских татар в Крымскую область должно проводиться на добровольных началах, организованно и в соответствии с порядком и сроками, определенными в указанной программе.
3. Совету Министров Украинской ССР совместно с Крымским областным Советом народных депутатов рассмотреть вопрос о резервировании земель в местах расселения возвращающихся крымских татар.
Исполкомам местных Советов народных депутатов Крымской области принять дополнительные меры по своевременному предоставлению в установленном порядке возвращающимся крымским татарам земельных участков для строительства жилых домов (в соответствии со ст. 20 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле).
Установить, что решения местных Советов народных депутатов Крымской области о предоставлении земельных участков для строительства жилых домов во владение возвращающимся крымским татарам являются основанием их прописки для временного проживания в жилых помещениях независимо от размера жилой площади на период строительства жилых домов.
4. Государственному комитету СССР по статистике. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Совету Министров РСФСР, Совету Министров Украинской ССР, Совету Министров Казахской ССР, Совету Министров Узбекской ССР, Совету Министров Таджикской ССР и Совету Министров Киргизской ССР с участием представителей крымско-татарского народа до 15 августа 1990 г. завершить работу по оценке численности крымских татар, проживающих в указанных республиках, из них – изъявивших желание переселиться в Крымскую область, их состава по роду занятий, предполагаемого ими места поселения в Крыму и представить результаты обследования Совету Министров Украинской ССР.
Министерству финансов СССР предусмотреть выделение необходимых ассигнований на проведение указанной работы.
5. Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Госснабу СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Министерству торговли СССР, Центросоюзу с участием Совета Министров РСФСР, Совета Министров Украинской ССР, Совета Министров Узбекской ССР, Совета Министров Таджикской ССР рассмотреть по итогам выполнения Государственного плана экономического и социального развития СССР за первое полугодие вопрос о перераспределении финансовых и материально-технических ресурсов, выделенных на 1990 год, исходя из численности крымских татар, возвратившихся из указанных республик на жительство в Крымскую область, и при необходимости представить в Совет Министров СССР предложения по данному вопросу до 1 сентября 1990 года.
6. Промстройбанку СССР, Соцбанку, Агропромбанку СССР, Сберегательному банку СССР производить финансирование строительства объектов социальной сферы и строительной индустрии, обеспечивающих реализацию первоочередных мер, связанных с возвращением крымских татар на постоянное жительство в Крым, согласно сметам, составленным по рабочим чертежам.
7. Министерству торговли СССР изыскать возможность выделения в 1990 году Совету Министров Украинской ССР для Крымской области дополнительных рыночных фондов на лесные и строительные материалы для осуществления первоочередных работ по строительству жилых домов крымскими татарами.
8. Совету Министров Украинской ССР обеспечить в 1990-1991 годах корректировку схемы районной планировки и застройки населенных пунктов.
Главному управлению геодезии и картографии при Совете Министров СССР обеспечить подготовку в III квартале 1990 г. необходимых топографических материалов в объемах, согласованных с Крымским облисполкомом для разработки проектов планировки и застройки населенных пунктов области.
9. Министерству геологии СССР провести в 1990 году в Крымской области работы по уточнению запасов подземных вод за счет средств министерства.
10. Госплану СССР, Госснабу СССР, Министерству финансов СССР, Министерству торговли СССР, Центросоюзу, Министерству лесной промышленности СССР, Госбанку СССР с участием Совета Министров Украинской ССР, Совета Министров РСФСР, Совета Министров Узбекской ССР и Совета Министров Таджикской ССР при формировании проекта плана и бюджета СССР на 1991 год предусмотреть выделение финансовых и материально-технических ресурсов, необходимых для реализации первоочередных мер по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область.
11. Госплану СССР при формировании проекта плана на 1991 год рассмотреть вопрос об объемах поставок в общественный фонд из Украинской ССР мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, сахара, кондитерских изделий, масла растительного, плодоовощной продукции, картофеля в связи с увеличением механического прироста населения в Крымской области.
12. Государственному комитету СССР по статистике установить, начиная с января 1991 года, отчетность о выполнении мероприятий Государственной программы возвращения крымских татар на постоянное жительство в Крымскую область.
Председатель Совета Министров СССР Н. Рыжков
Управляющий делами Совета Министров ССР М. Шкабардня
Опубликовано: Губогло М.Н., Червонная С.М. Крымско-татарское национальное движение. Том II. Документы. Материалы. Хроника. М. 1992; Реабилитация народов и граждан. 1954-1994 годы. Документы. М. 1994. С. 133-135.

http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/68185

Постановление Совета Национальностей Верховного Совета СССР «О ходе осуществления первоочередных мер, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область»
01.11.1990
http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/68214

Постановление Верховного Совета СССР «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав»
07.03.1991


http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/68240

Постановление Кабинета Министров СССР «Об отмене постановлений бывшего Государственного Комитета Обороны СССР и решений Правительства СССР в отношении советских народов, подвергшихся репрессиям и насильственному переселению»
06.06.1991
http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/68261


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СССР

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 24 июля 1991 г. N 511
Москва, Кремль


Об организованном возвращении крымских татар
в Крымскую АССР и гарантиях по их обустройству

В целях создания условий для организованного возвращения
крымских татар в Крымскую АССР Кабинет Министров СССР
п о с т а н о в л я е т:
1. Рекомендовать правительствам РСФСР, Украинской ССР,
Казахской ССР, Узбекской ССР, Таджикской ССР и Республики
Кыргызстан образовать в каждой республике в местах компактного
проживания крымских татар комиссию по решению проблем, связанных с
возвращением крымских татар в Крымскую АССР (далее именуется -
Комиссия).
2. Установить, что граждане из числа крымских татар,
изъявившие желание возвратиться в Крымскую АССР, должны обратиться
в Комиссию по месту проживания с соответствующим заявлением.
Комиссия определяет персональную очередность возвращения семей
крымских татар по годам, обеспечивает решение всех организационных
вопросов, связанных с их выездом, а также организует выдачу главам
крымско-татарских семей удостоверений, на основании которых им
предоставляются гарантии, предусмотренные настоящим постановлением.
3. Возложить на Совет Министров Крымской АССР прием,
размещение и трудоустройство возвращающихся в Крымскую АССР
крымских татар.
Гражданам из числа крымских татар, уволенным с работы в связи
с возвращением на жительство в Крымскую АССР:
сохраняется непрерывный трудовой стаж для назначения пособий
по государственному социальному страхованию, если перерыв в работе
не превышает трех месяцев, а в случае строительства индивидуального
жилого дома - одного года. Указанный период в общий трудовой стаж
не включается. На этих условиях сохраняется также непрерывный стаж
работы для получения процентных надбавок к заработной плате,
ежегодного вознаграждения за выслугу лет, по итогам работы за год,
если они применяются по новому месту работы, а также другие льготы
и выплаты, связанные со стажем работы;
отпуск за первый год работы предоставляется независимо от
времени, проработанного на новом месте после переезда;
выплачивается при переобучении или повышении квалификации с
отрывом от производства средняя заработная плата по вновь
приобретаемой профессии на новом месте работы или доплачивается при
переподготовке без отрыва от производства разница до среднего
заработка в течение всего периода обучения.
Рекомендовать руководителям предприятий и организаций с
согласия совета предприятия (организации):
производить по согласованию с профсоюзным комитетом на период
до трех месяцев доплату лицам, приступившим к работе по новой или
смежной профессии, до среднего заработка, установленного по вновь
приобретаемой профессии;
выдавать работникам из числа крымских татар, прибывшим в
Крымскую АССР в организованном порядке, пособие на хозяйственное
обзаведение.
4. Установить, что принадлежащие возвращающимся крымским
татарам на праве личной собственности жилые дома и хозяйственные
постройки могут быть переданы по их желанию местным советским
органам с возмещением стоимости строений в соответствии с
оценочными нормами для обязательного государственного страхования,
действующими на данной территории.
Лица, сдавшие по прежнему месту жительства квартиры в домах
государственного или общественного жилищного фонда (в том числе
ведомственного), имеют право на получение денежной компенсации на
приобретение либо строительство индивидуального или кооперативного
жилья, покупку квартир. Возмещение этих затрат производится из
расчета нормативной (оценочной) стоимости для данной территории
одного квадратного метра общей площади оставленной квартиры в
государственном или общественном (в том числе ведомственном)
жилищном фонде. Подлежит возмещению не более 16 метров общей
площади на одного человека. Лицам, проживающим в квартирах, занятых
несколькими нанимателями, возмещение производится по тем же нормам
исходя из занимаемой ими жилой площади и соответствующей части
площади подсобных помещений. Выплата этих сумм производится за счет
средств местных советских органов или других организаций, в ведении
которых остается высвобождаемый жилищный фонд.
Министерству финансов СССР, Министерству труда и социальных
вопросов СССР и Министерству юстиции СССР совместно с
правительствами заинтересованных республик определить до 1 октября
1991 г. порядок выплаты указанной компенсации.
5. Поручить Министерству труда и социальных вопросов СССР в
месячный срок разработать и утвердить порядок освобождения от
работы граждан из числа переселяющихся крымских татар, а также
образцы удостоверений на право предоставления им соответствующих
гарантий.
Министерству финансов СССР изготовить бланки этих
удостоверений за счет средств, выделенных на организованное
возвращение крымских татар в Крымскую АССР.
6. Рекомендовать Кабинету Министров Украинской ССР и Совету
Министров Крымской АССР:
обеспечить выделение организованно возвратившимся в Крымскую
АССР на новое место жительства крымским татарам земельных участков
для индивидуального жилищного строительства (в том числе для
товариществ индивидуальных застройщиков или владельцев квартир),
предоставление кредитов на индивидуальное жилищное строительство и
обустройство, беспрепятственную покупку домов (квартир);
установить порядок предоставления жилья, построенного целевым
назначением для возвращающихся крымских татар.
7. Совету Министров Крымской АССР оплачивать из средств,
выделенных на организованное возвращение крымских татар, следующие
расходы:
проезд крымских татар и членов их семей из мест выхода до
места вселения по железной дороге - в плацкартном вагоне (при
проезде в купейном вагоне оплату расходов производить по тарифу
плацкартного вагона), по шоссейным грунтовым дорогам - на
автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси),
воздушным транспортом - по тарифу обычного класса;
провоз имущества железнодорожным и автомобильным транспортом
общего пользования в количестве двух тонн на каждого члена семьи.
8. Рекомендовать финансовым органам освобождать граждан от
уплаты государственной пошлины за нотариальное удостоверение
договоров отчуждения жилых домов, когда одной из сторон являются
граждане из числа крымских татар, возвращающихся в организованном
порядке в Крымскую АССР.
9. Признать целесообразным выплачивать единовременное денежное
пособие в размере 2 тыс. рублей гражданам из числа крымских татар,
непосредственно депортированным из Крыма в 1944 году, при их
возвращении в Крымскую АССР.
Крымским татарам, непосредственно депортированным из Крыма и
возвратившимся в Крымскую АССР в период с 1988 года по 1991 год,
указанное денежное пособие выплачивать с 1 января 1992 г.
10. Расходы на проезд крымских татар и членов их семей из мест
выхода до места вселения и за провоз имущества, а также выплаты
единовременного денежного пособия гражданам, непосредственно
депортированным из Крыма в 1944 году, осуществить из средств
союзного бюджета, выделяемых на организованное возвращение крымских
татар.
11. Министерству финансов СССР представить в месячный срок в
Кабинет Министров СССР предложения об уточнении Союзного бюджета на
1991 год с учетом выделения средств на организованное возвращение
крымских татар в Крымскую АССР. Расходы на указанные цели в
последующие годы предусматривать при формировании проекта союзного
бюджета.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на Государственную комиссию по проблемам крымско-татарского народа.


Премьер-министр СССР В. ПАВЛОВ

Управляющий Делами
Кабинета Министров СССР И. ПРОСТЯКОВ
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102012133&page=1&rdk=0&intelsearch=%EA%F0%FB%EC#I0



============================================================

Как Михаил Горбачев вернул крымских татар на родину.
http://ed-glezin.livejournal.com/858914.html

=============================================================

Tags: Горбачев, Перестройка, законодательство, крымские татары
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments