Ровно 34 года назад - 23 августа 1986 года - было принято распоряжение Совета министров СССР о создании сети видеопроката.
Чтобы попасть в видеосалон, занимали очередь за неделю.
Олег КОПЫЛОВ.
В конце восьмидесятых начался кинобум - видеозалы были набиты битком, а билеты порой раскупали за неделю. Все хотели посмотреть новое западное кино. Видеосалоны - такое же явление восьмидесятых, как кооперативы и джинсы. “Это был глоток свободы”, - вспоминают тогдашние киноманы.
Именно видеосалоны сделали видео - до этого элитную закрытую вещь - общедоступным. Новинку приняли “на ура”, видеозалы стали массовыми. Свой видеосалон был в каждом кинотеатре. Потом они стали появляться в кафе, гостиницах, аэропортах - люди даже опаздывали на самолет, засмотревшись фильмом.
В “хороших” залах ставили старые “киношные” кресла, соединенные в один ряд. Если все забито, то тащили здоровенные тумбочки и пуфики из холла. Когда не хватало мест, люди готовы были смотреть даже стоя. Видеосалоны попроще располагались в подвалах. Единственное удобство - табуретки и деревянные скамейки.
В первых видеосалонах показывали западные фильмы. Только западные. Смотрели запоем, не прожевывая. Большинству людей было не важно, что смотреть. Главное, чтобы это был видик.
- Я попал на первый фильм под названием “Сатурн-3”, - рассказываетглавный редакторжурнала “Телепарк” Вячеслав Маслов. - Никто даже не знал, что это такое. Прочитал на афише - жанр “фантастика”. Потом уже я понял, что фильм был просто записан с телевизора где-то на Западе и привезен сюда. Естественно, основной поток составляли фильмы категории В и С, “Индиану Джонс” привозили по праздникам. Сталлоне, Брюс Ли - просто кумиры. Отголоском этого была продажа фотографий киношных героев. Большая фотография А4 стоила рубль. Это были плакаты с кадрами из фильмов, маленькие карточки. И у каждого уважающего себя пацана это все было.
Самые популярные жанры в видеосалонах: ужасы, боевики, эротика. Мелодрамы показывали редко, потому что женщины в салоны почти не ходили. Основной контингент видеозалов составляли мужчины и дети.
Были свои бумы. Показывают Брюса Ли - зал битком. Шварценеггера - тоже. Самая последняя волна - Брюс Уиллис. В нем было чуть больше смысла, чем во всем остальном. Перед сеансом стояли очереди - все хотели занять место получше. За пять минут до сеанса у дверей уже собиралась толпа - каждый хотел войти первым.
«Во исполнение распоряжения Совета министров СССР от 23 августа 1986 года № 1713-р Советам министров республик, крайисполкомам, облисполкомам, министерствам и ведомствам РСФСР совместно с советами профсоюзов
принять меры к созданию в учреждениях и организациях культуры и спорта пунктов проката, имея в виду расширить предоставление населению напрокат культурного, спортивного и другого инвентаря, технических средств, музыкальных инструментов, видеоаппаратуры, грампластинок, магнитофонных и видеокассет с записями лучших произведений классики, советского и зарубежного искусства».
Распоряжение Совета министров РСФСР от 3 сентября 1986 года № 1213-р
http://arzamas.academy/materials/582
http://altapress.ru/story/bryus-li-za-rubl-chtobi-popast-v-videosalon-barnaultsi-zanimali-ochered-za-nedelyu-12018


«Известия» 14 мая 1990 года.
Документальный фильм 1988 года рассказывает об организации видеосалона, о принципе работы видеомагнитофона и видеопроектора.

=================================
«Помню, когда впервые меня позвали посмотреть фильм, я ехал на него с трепетом, — вспоминает музыкант Андрей Макаревич. Потому что обещали показать музыкальный фильм „Герой рок-н-ролла“, и в комнате сидели композитор Давид Тухманов, Алла Борисовна Пугачева.
Спустя несколько минут после показа фильма, я натурально заплакал, потому что представить не мог, что смогу увидеть всех своих кумиров на экране, ведь до этого мы видели их только на фотографиях».
Приобретение видеомагнитофона могло сравниться даже с покупкой не телевизора, а машины. Многие бывшие граждане СССР вспоминают, как встречали в газетах объявление об обмене автомобиля на видеомагнитофон. Стоил «Электроника ВМ-12» 1200 рублей и его появление в квартире становилось значимым событием не только для владельцев, но и их соседей.
Так же, как и при появлении первых телевизоров, на видеопросмотры собирались зрители от мала до велика. Несмотря на высокую цену, «ВМ-12» сразу же стала дефицитным товаром. Аппараты поставлялись в крупные города ограниченными партиями, за ними выстраивались длинные очереди, для льготников в некоторых городах даже вводили предварительную запись — желающие оставляли в магазине открытку с обратным адресом, которую магазин заверял штампом.
Как только видеомагнитофон поступал в продажу, обладатель заявки приобретал аппарат вне очереди, хотя порой даже внеочередники ждали поступление товара по несколько месяцев. Немногочисленные обладатели видеомагнитофонов сразу же поднялись над массами, стали на один уровень с «нужными» людьми.
«Как раз в 1984 году я и увидел впервые видеомагнитофон в гостях. Это казалось фантастикой! Я помню, как мы с отцом специально ездили к его друзьям „на фильмы“.
А в 1985 году видеомагнитофон „Panasonic“ появился у моего одноклассника, отец его служил майором милиции ОБХСС, поэтому никто не удивился появлению заграничного аппарата в их семье. Хотя откуда взялся видеомагнитофон, нас тогда не волновало, мы были детьми. Все пацаны нашего класса ходили к нему в гости смотреть боевики и мультфильмы.
Первой меня поразила видеокассета „Том и Джерри“ — наверное, тогда я впервые понял, что такое счастье», — вспоминает Константин Паливода.
В 1986 советские власти постановили повсеместно открывать видеозалы, но поток нахлынувшего пиратского видео было уже не остановить, только в 1988 году в СССР ввезли больше 100 тысяч кассет с иностранными фильмами. Некоторые обладатели видеомагнитофонов смекнули, что на диковинке можно заработать хорошие деньги и начали организовывать просмотр для всех желающих за плату.
http://nnm.me/blogs/nurenberg/videomagnitofony-i-videosalony-razrushili-sssr/page4/
========================================
Видеосалон: как это было
Инна Васильева , Сергей Кудрявцев
Видеосалон — уникальное явление времен перестройки.
7 апреля 1986 года распоряжением Совета Министров РСФСР предписывается повсеместное открытие видеозалов и пунктов проката видеокассет.
Застойное руководство страны долгое время предпочитало считать, что «у нас видео нет», а потом по своему обыкновению решило запретами и наказаниями (в том числе и уголовными) оградить страну от «буржуазной заразы».
Открытие видеозалов и пунктов проката кассет, вкупе с образованием Отдела организации видеокино в структуре Госкино СССР — попытка сменить кнут на пряник, «урезонить» самостийно развивающийся видеорынок, предложив в качестве альтернативы легальные, абсолютно законные и относительно недорогие для пользователей государственные видеозалы и видеотеки (первая из них открылась в Воронеже в мае 1985 года; самая богатая и хорошо оборудованная — на Арбате, в ноябре 1985-го). По свидетельству Кирилла Разлогова, в 1977 году ставшего советником Филиппа Ермаша, одной из первых бумаг, поданных им министру, была записка о необходимости обратить особое внимание на круг проблем, связанных с видео. Ермаш направил эту записку в КГБ и ЦК КПСС, откуда получил одинаковые ответы: «К нам это никогда не придет».
Тем не менее, с конца 1970-х (в США видеомагнитофоны поступили в продажу в 1971 году), «выездные» граждане стали ввозить в страну первые экземпляры невиданной доселе техники. В 1980-е иностранная видеоаппаратура начала продаваться в закрытых магазинах «Березка» — на валюту и чеки. Тогда же она стала появляться в комиссионных магазинах (по ценам более 3000 рублей, что превышало среднегодовую зарплату советского человека). Первое в стране изучение общественного мнения в связи с видео было проведено социологами ВНИИКа в 1983 году. 40% опрошенных заявили о своем желании приобрести видеомагнитофоны, хотя, по сути, еще не имели никакой информации ни об их цене и качестве, ни о стоимости и содержании кассет. В мае 1984-го было торжественно объявлено, что в продажу поступили отечественные магнитофоны «Электроника» ВМ 12. Не стоило искать их на прилавках: несмотря на то, что качество этих аппаратов «оставляло желать», в очередь записывались на несколько лет вперед. Кассеты по-прежнему везли через границу или же «писали» с западного телевидения в приграничных районах.
Ценили ли страны — акулы капитализма достижения собственного технического прогресса так, как ценили его мы? Саму возможность смотреть не то, что навязывают, а то, что выбираешь, и то, что сумел достать, несмотря на препятствия… Наверху прекрасно отдавали себе отчет, чем чреваты подобные вольности. Обвинения сыпались в адрес заморского новшества вплоть до середины 1980-х. Стремясь сдержать или хотя бы ограничить несанкционированное его распространение, власти периодически устраивали облавы и показательные суды над теми, кто смотрит никем не одобренные зарубежные ленты (еще долго зрители, участвующие в соцопросах на тему видео, будут с неохотой называть свое имя). Но остановить процесс вторжения видео на территорию СССР было уже объективно невозможно. Так или иначе в нем участвовала и сама партийно-государственная элита, имевшая возможность выезжать за рубеж. А система запретов и наказаний, наоборот, способствовала изощренной конспирации и гибкому реагированию подпольного видеорынка на любой «выпад» со стороны властей.
После распоряжения Совмина в прессе замелькают мажорные сообщения о рождении в городах и селах нашей Родины все новых очагов видеокультуры. К концу 1986 года в стране будет работать 61 видеотека, а к 1988-му планируется открытие еще тысячи.
Однако и в 1986, и в 1988 году все это будет каплей в море. К началу 1988-го в СССР по приблизительным подсчетам появится уже около миллиона видеовладельцев и в пять-семь раз больше видеозрителей (если вспомнить, что на домашние видеопросмотры, как то было в эпоху первых телевизоров, сходились зачастую все соседи и специально приглашались гости). Несколько десятков государственных видеотек на страну, конечно, даже теоретически никоим образом не могут удовлетворить спрос на видеопродукцию. Практически же, как ни парадоксально, и эти немногие видеотеки большей частью пустуют. В среднем каждой из видеотек выдавалось 5-7 кассет в день. (Для сравнения: в США за 1985 год было взято напрокат 1200 млн фильмов.)
Причина проста — официальное видео в сравнении с «черным» оказывается решительно неконкурентоспособным.
Репертуарный план «нового начинания» по старинке «спускается сверху»: среди необходимого и достаточного количества «фильмов на ленинскую тему», «фильмов, прославляющих героев Гражданской войны» и т. д. не так просто отыскать «Зеркало» Андрея Тарковского, «Карнавальную ночь» Эльдара Рязанова. Спросом пользуются видеопрограммы отечественной анимации, которые, по свидетельству составителя первых видеокаталогов Натальи Венжер, «расхватываются на ура, просто как жареные пирожки». И все же большинство желает смотреть и с жадностью смотрит то, что до сих пор было недоступно: западные боевики, триллеры, фантастику. Количество «обращавшихся» лент неуклонно увеличивается, и к 1988 году перемахнет десятитысячный рубеж. Среди них будет немало фильмов, принадлежащих прославленным киноавторам. Найдутся даже такие удивительные раритеты, как фильмы Йоса Стеллинга и Алехандро Ходоровски. Между тем, официальный фонд видеопрограмм к этому времени будет насчитывать примерно 900 названий, среди которых окажется лишь 44 западные картины (в основном малоизвестных режиссеров), которые, к тому же, будут дублировать репертуар кинопроката.
http://seance.ru/blog/xronika/videosalon/
========
Из комментариев в Фейсбуке:
Мария Бин:
У нас в поезде Измаил-Одесса был видеовагон! Билет стоил 1 рубль, пока доедешь можно было посмотреть 2 фильма. Там показывали такое, чего я с тех пор не видела больше.
Айбек Балхашев
К нам в поселок, помню приехали парни в вишневой "девятке. Было это по-моему в 88-ом. Через час на афише местного ДК красовалось обьявление о видеосеансе по 1 рублю. Обещали фильм о каком-то драконе, или Брюсли...
Никто из пацанов не понимал о чем это. Вечерком в набитои зале впервые увидели видео. С участием Брюса Ли..
Потом показали впервые "ужастик", назывался " Серебряная пуля" об оборотне. Было страшно, когда после сеанса пошли домой, уже стемнело. Некоторые по-младше плакали, боялись в темноте идти домой.
А взрослые остались, смотреть эротику, нас выгнали...
========
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
========
================
Журнал «Советский экран» №4 за 1986 год.







=================


«Известия» 2 июля 1990 года.
========================================
"Видео"
Группа «Мираж» (Маргарита Суханкина)
У меня теперь миллион друзей,
Их привёл ко мне новый чародей.
Всё, что захочу, мне покажет он,
Мир осветит нам он со всех сторон.
Припев:
Видео, видео — снова я вижу мерцающий свет.
Видео, видео — стоит включить — и меня с вами нет.
Видео, видео — это не сказка, это не сон.
Видео, видео — стану такой, как она и как он.
Техника чудес, воплощенье грёз.
Можно смотреть с улыбкой, а можно всерьёз.
Столько новых лиц, музыка и смех.
Я люблю это, я приглашаю всех.
Припев.
https://youtu.be/oKo4hNiX4oQ







========================================
Выставка "Видеосалон в Новом музее"
Эпоха видеосалонов – это время высвобождения фантазматической энергии общества, накопленной за годы застоя и до этого момента аффективно не проявленной. Люди переместились в Символическое пространство, в котором их чувства и представления Бессознательного оказались символизированы, представлены в культуре уже в виде готовых образов из кино. Люди шли в видеосалон за ответами на вопросы об ужасном и о прекрасном, о том, как самые главные вещи – страх, желание, включенность (и невключенность), внутреннее (внешнее) – могут быть представлены в культуре иначе, чем это происходило в уже знакомой и безальтернативной советской реальности. И они находили то, за чем шли, ведь кино, произведенное в Голливуде или по голливудским лекалам, всегда было универсальным культурным кодом, понятным зрителю в любой точке мира.
Сам по себе видеосалон, по мысли авторов выставки, является уникальным опытом визуальной рецепции - в том числе потому, что в этом опыте скрыто важное противоречие. Видеомагнитофон - это объект материально-технической культуры западного мира, созданный для индивидуального просмотра. Но в силу экономических и политических обстоятельств позднесоветского времени его появление создало предпосылку для развития целой субкультуры коллективных просмотров. Причем эта коллективность является, безусловно, вынужденной - это коллективность предбанника, коллективность очереди в Рай, которую необходимо выдержать, чтобы приобщиться к чему-то символически важному. Ностальгия по эпохе видеосалонов, таким образом, оказывается ностальгией по образу Рая, которого в действительности, разумеется, не существовало. Но столкновение советской визуальной культуры с иным визуальным кодом радикальным образом отразилось в целом на культуре визуального восприятия постсоветского человека.
http://www.novymuseum.ru/events-muzeum_news-exch/vystavka_videosalon_v_novom_muzee.html
Ещё много воспоминаний о видеосалонах на форуме 80-х:
http://80-e.ru/lofiversion/index.php/t510.html
============
"Видеомагнитофон"
Хочу я вспомнить
как когда-то,
Точней -
в конце восьмидесятых,
в чём подсобили моряки,
Вдруг появились
видаки.
О, это братцы было нечто,
И днём и ночью,
бесконечно,
Задвинув всё
на задний план,
Мы дружно
пялились в экран.
На нём, в Китае
вроде где-то,
Врагов
лупцующий Брюс Ли.
Скрипит
затертая кассета,
Слюна свисает до земли.
Ким Вайлд,
затянутая в кожу,
За фильмом,
с песней про Камбоджу,
И Джексон
с парою клыков,
В одном
из новых клипаков.
Проходят дни,
летят недели,
Мы это вроде
не смотрели,
А ну-ка что там?
Майкл Паре,
Минелли Лайза
в Кабаре...
Да, было нечто,
тем кто в теме,
Не то, что
нынешнее время,
И пусть сегодня
всё не так,
Храню я старый свой
видак.
Дмитрий Богданов.