ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Видеопрорыв эпохи Перестройки.

Видеопрорыв эпохи Перестройки.

Ровно 34 года назад - 23 августа 1986 года - было принято распоряжение Совета министров СССР о создании сети видеопроката.

Чтобы попасть в видеосалон, занимали очередь за неделю.
Олег КОПЫЛОВ.

В конце восьмидесятых начался кинобум - видеозалы были набиты битком, а билеты порой раскупали за неделю. Все хотели посмотреть новое западное кино. Видеосалоны - такое же явление восьмидесятых, как кооперативы и джинсы. “Это был глоток свободы”, - вспоминают тогдашние киноманы.

Именно видеосалоны сделали видео - до этого элитную закрытую вещь - общедоступным. Новинку приняли “на ура”, видеозалы стали массовыми. Свой видеосалон был в каждом кинотеатре. Потом они стали появляться в кафе, гостиницах, аэропортах - люди даже опаздывали на самолет, засмотревшись фильмом.

В “хороших” залах ставили старые “киношные” кресла, соединенные в один ряд. Если все забито, то тащили здоровенные тумбочки и пуфики из холла. Когда не хватало мест, люди готовы были смотреть даже стоя. Видеосалоны попроще располагались в подвалах. Единственное удобство - табуретки и деревянные скамейки.

В первых видеосалонах показывали западные фильмы. Только западные. Смотрели запоем, не прожевывая. Большинству людей было не важно, что смотреть. Главное, чтобы это был видик.

- Я попал на первый фильм под названием “Сатурн-3”, - рассказываетглавный редакторжурнала “Телепарк” Вячеслав Маслов. - Никто даже не знал, что это такое. Прочитал на афише - жанр “фантастика”. Потом уже я понял, что фильм был просто записан с телевизора где-то на Западе и привезен сюда. Естественно, основной поток составляли фильмы категории В и С, “Индиану Джонс” привозили по праздникам. Сталлоне, Брюс Ли - просто кумиры. Отголоском этого была продажа фотографий киношных героев. Большая фотография А4 стоила рубль. Это были плакаты с кадрами из фильмов, маленькие карточки. И у каждого уважающего себя пацана это все было.

Самые популярные жанры в видеосалонах: ужасы, боевики, эротика. Мелодрамы показывали редко, потому что женщины в салоны почти не ходили. Основной контингент видеозалов составляли мужчины и дети.

Были свои бумы. Показывают Брюса Ли - зал битком. Шварценеггера - тоже. Самая последняя волна - Брюс Уиллис. В нем было чуть больше смысла, чем во всем остальном. Перед сеансом стояли очереди - все хотели занять место получше. За пять минут до сеанса у дверей уже собиралась толпа - каждый хотел войти первым.

«Во исполнение распоряжения Совета министров СССР от 23 августа 1986 года № 1713-р Советам министров республик, крайисполкомам, облисполкомам, министерствам и ведомствам РСФСР совместно с советами профсоюзов
принять меры к созданию в учреждениях и организациях культуры и спорта пунктов проката, имея в виду расширить предоставление населению напрокат культурного, спортивного и другого инвентаря, технических средств, музыкальных инструментов, видеоаппаратуры, грампластинок, магнитофонных и видеокассет с записями лучших произведений классики, советского и зарубежного искусства».

Распоряжение Совета министров РСФСР от 3 сентября 1986 года № 1213-р

http://arzamas.academy/materials/582

http://altapress.ru/story/bryus-li-za-rubl-chtobi-popast-v-videosalon-barnaultsi-zanimali-ochered-za-nedelyu-12018












«Известия» 14 мая 1990 года.



Документальный фильм 1988 года рассказывает об организации видеосалона, о принципе работы видеомагнитофона и видеопроектора.




=================================

«Помню, когда впервые меня позвали посмотреть фильм, я ехал на него с трепетом, — вспоминает музыкант Андрей Макаревич. Потому что обещали показать музыкальный фильм „Герой рок-н-ролла“, и в комнате сидели композитор Давид Тухманов, Алла Борисовна Пугачева.
Спустя несколько минут после показа фильма, я натурально заплакал, потому что представить не мог, что смогу увидеть всех своих кумиров на экране, ведь до этого мы видели их только на фотографиях».

Приобретение видеомагнитофона могло сравниться даже с покупкой не телевизора, а машины. Многие бывшие граждане СССР вспоминают, как встречали в газетах объявление об обмене автомобиля на видеомагнитофон. Стоил «Электроника ВМ-12» 1200 рублей и его появление в квартире становилось значимым событием не только для владельцев, но и их соседей.

Так же, как и при появлении первых телевизоров, на видеопросмотры собирались зрители от мала до велика. Несмотря на высокую цену, «ВМ-12» сразу же стала дефицитным товаром. Аппараты поставлялись в крупные города ограниченными партиями, за ними выстраивались длинные очереди, для льготников в некоторых городах даже вводили предварительную запись — желающие оставляли в магазине открытку с обратным адресом, которую магазин заверял штампом.

Как только видеомагнитофон поступал в продажу, обладатель заявки приобретал аппарат вне очереди, хотя порой даже внеочередники ждали поступление товара по несколько месяцев. Немногочисленные обладатели видеомагнитофонов сразу же поднялись над массами, стали на один уровень с «нужными» людьми.

«Как раз в 1984 году я и увидел впервые видеомагнитофон в гостях. Это казалось фантастикой! Я помню, как мы с отцом специально ездили к его друзьям „на фильмы“.
А в 1985 году видеомагнитофон „Panasonic“ появился у моего одноклассника, отец его служил майором милиции ОБХСС, поэтому никто не удивился появлению заграничного аппарата в их семье. Хотя откуда взялся видеомагнитофон, нас тогда не волновало, мы были детьми. Все пацаны нашего класса ходили к нему в гости смотреть боевики и мультфильмы.
Первой меня поразила видеокассета „Том и Джерри“ — наверное, тогда я впервые понял, что такое счастье», — вспоминает Константин Паливода.

В 1986 советские власти постановили повсеместно открывать видеозалы, но поток нахлынувшего пиратского видео было уже не остановить, только в 1988 году в СССР ввезли больше 100 тысяч кассет с иностранными фильмами. Некоторые обладатели видеомагнитофонов смекнули, что на диковинке можно заработать хорошие деньги и начали организовывать просмотр для всех желающих за плату.

http://nnm.me/blogs/nurenberg/videomagnitofony-i-videosalony-razrushili-sssr/page4/





==============================================================

Видеосалон: как это было
Инна Васильева , Сергей Кудрявцев


Видеосалон — уникальное явление времен перестройки.

7 апреля 1986 года распоряжением Совета Министров РСФСР предписывается повсеместное открытие видеозалов и пунктов проката видеокассет.

Застойное руководство страны долгое время предпочитало считать, что «у нас видео нет», а потом по своему обыкновению решило запретами и наказаниями (в том числе и уголовными) оградить страну от «буржуазной заразы».

Открытие видеозалов и пунктов проката кассет, вкупе с образованием Отдела организации видеокино в структуре Госкино СССР — попытка сменить кнут на пряник, «урезонить» самостийно развивающийся видеорынок, предложив в качестве альтернативы легальные, абсолютно законные и относительно недорогие для пользователей государственные видеозалы и видеотеки (первая из них открылась в Воронеже в мае 1985 года; самая богатая и хорошо оборудованная — на Арбате, в ноябре 1985-го). По свидетельству Кирилла Разлогова, в 1977 году ставшего советником Филиппа Ермаша, одной из первых бумаг, поданных им министру, была записка о необходимости обратить особое внимание на круг проблем, связанных с видео. Ермаш направил эту записку в КГБ и ЦК КПСС, откуда получил одинаковые ответы: «К нам это никогда не придет».

Тем не менее, с конца 1970-х (в США видеомагнитофоны поступили в продажу в 1971 году), «выездные» граждане стали ввозить в страну первые экземпляры невиданной доселе техники. В 1980-е иностранная видеоаппаратура начала продаваться в закрытых магазинах «Березка» — на валюту и чеки. Тогда же она стала появляться в комиссионных магазинах (по ценам более 3000 рублей, что превышало среднегодовую зарплату советского человека). Первое в стране изучение общественного мнения в связи с видео было проведено социологами ВНИИКа в 1983 году. 40% опрошенных заявили о своем желании приобрести видеомагнитофоны, хотя, по сути, еще не имели никакой информации ни об их цене и качестве, ни о стоимости и содержании кассет. В мае 1984-го было торжественно объявлено, что в продажу поступили отечественные магнитофоны «Электроника» ВМ 12. Не стоило искать их на прилавках: несмотря на то, что качество этих аппаратов «оставляло желать», в очередь записывались на несколько лет вперед. Кассеты по-прежнему везли через границу или же «писали» с западного телевидения в приграничных районах.

Ценили ли страны — акулы капитализма достижения собственного технического прогресса так, как ценили его мы? Саму возможность смотреть не то, что навязывают, а то, что выбираешь, и то, что сумел достать, несмотря на препятствия… Наверху прекрасно отдавали себе отчет, чем чреваты подобные вольности. Обвинения сыпались в адрес заморского новшества вплоть до середины 1980-х. Стремясь сдержать или хотя бы ограничить несанкционированное его распространение, власти периодически устраивали облавы и показательные суды над теми, кто смотрит никем не одобренные зарубежные ленты (еще долго зрители, участвующие в соцопросах на тему видео, будут с неохотой называть свое имя). Но остановить процесс вторжения видео на территорию СССР было уже объективно невозможно. Так или иначе в нем участвовала и сама партийно-государственная элита, имевшая возможность выезжать за рубеж. А система запретов и наказаний, наоборот, способствовала изощренной конспирации и гибкому реагированию подпольного видеорынка на любой «выпад» со стороны властей.

После распоряжения Совмина в прессе замелькают мажорные сообщения о рождении в городах и селах нашей Родины все новых очагов видеокультуры. К концу 1986 года в стране будет работать 61 видеотека, а к 1988-му планируется открытие еще тысячи.

Однако и в 1986, и в 1988 году все это будет каплей в море. К началу 1988-го в СССР по приблизительным подсчетам появится уже около миллиона видеовладельцев и в пять-семь раз больше видеозрителей (если вспомнить, что на домашние видеопросмотры, как то было в эпоху первых телевизоров, сходились зачастую все соседи и специально приглашались гости). Несколько десятков государственных видеотек на страну, конечно, даже теоретически никоим образом не могут удовлетворить спрос на видеопродукцию. Практически же, как ни парадоксально, и эти немногие видеотеки большей частью пустуют. В среднем каждой из видеотек выдавалось 5-7 кассет в день. (Для сравнения: в США за 1985 год было взято напрокат 1200 млн фильмов.)

Причина проста — официальное видео в сравнении с «черным» оказывается решительно неконкурентоспособным.

Репертуарный план «нового начинания» по старинке «спускается сверху»: среди необходимого и достаточного количества «фильмов на ленинскую тему», «фильмов, прославляющих героев Гражданской войны» и т. д. не так просто отыскать «Зеркало» Андрея Тарковского, «Карнавальную ночь» Эльдара Рязанова. Спросом пользуются видеопрограммы отечественной анимации, которые, по свидетельству составителя первых видеокаталогов Натальи Венжер, «расхватываются на ура, просто как жареные пирожки». И все же большинство желает смотреть и с жадностью смотрит то, что до сих пор было недоступно: западные боевики, триллеры, фантастику. Количество «обращавшихся» лент неуклонно увеличивается, и к 1988 году перемахнет десятитысячный рубеж. Среди них будет немало фильмов, принадлежащих прославленным киноавторам. Найдутся даже такие удивительные раритеты, как фильмы Йоса Стеллинга и Алехандро Ходоровски. Между тем, официальный фонд видеопрограмм к этому времени будет насчитывать примерно 900 названий, среди которых окажется лишь 44 западные картины (в основном малоизвестных режиссеров), которые, к тому же, будут дублировать репертуар кинопроката.

http://seance.ru/blog/xronika/videosalon/

========

Из комментариев в Фейсбуке:

Мария Бин:

У нас в поезде Измаил-Одесса был видеовагон! Билет стоил 1 рубль, пока доедешь можно было посмотреть 2 фильма. Там показывали такое, чего я с тех пор не видела больше.

Айбек Балхашев

К нам в поселок, помню приехали парни в вишневой "девятке. Было это по-моему в 88-ом. Через час на афише местного ДК красовалось обьявление о видеосеансе по 1 рублю. Обещали фильм о каком-то драконе, или Брюсли...
Никто из пацанов не понимал о чем это. Вечерком в набитои зале впервые увидели видео. С участием Брюса Ли..
Потом показали впервые "ужастик", назывался " Серебряная пуля" об оборотне. Было страшно, когда после сеанса пошли домой, уже стемнело. Некоторые по-младше плакали, боялись в темноте идти домой.
А взрослые остались, смотреть эротику, нас выгнали...

========

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

========














«Известия» 2 июля 1990 года.

========================================

"Видео"

Группа «Мираж» (Маргарита Суханкина)

У меня теперь миллион друзей,
Их привёл ко мне новый чародей.
Всё, что захочу, мне покажет он,
Мир осветит нам он со всех сторон.

Припев:
Видео, видео — снова я вижу мерцающий свет.
Видео, видео — стоит включить — и меня с вами нет.
Видео, видео — это не сказка, это не сон.
Видео, видео — стану такой, как она и как он.

Техника чудес, воплощенье грёз.
Можно смотреть с улыбкой, а можно всерьёз.
Столько новых лиц, музыка и смех.
Я люблю это, я приглашаю всех.

Припев.

https://www.youtube.com/watch?v=G_nT7cmlwDw



==================================================================

Выставка "Видеосалон в Новом музее"

Эпоха видеосалонов – это время высвобождения фантазматической энергии общества, накопленной за годы застоя и до этого момента аффективно не проявленной. Люди переместились в Символическое пространство, в котором их чувства и представления Бессознательного оказались символизированы, представлены в культуре уже в виде готовых образов из кино. Люди шли в видеосалон за ответами на вопросы об ужасном и о прекрасном, о том, как самые главные вещи – страх, желание, включенность (и невключенность), внутреннее (внешнее) – могут быть представлены в культуре иначе, чем это происходило в уже знакомой и безальтернативной советской реальности. И они находили то, за чем шли, ведь кино, произведенное в Голливуде или по голливудским лекалам, всегда было универсальным культурным кодом, понятным зрителю в любой точке мира.

Сам по себе видеосалон, по мысли авторов выставки, является уникальным опытом визуальной рецепции - в том числе потому, что в этом опыте скрыто важное противоречие. Видеомагнитофон - это объект материально-технической культуры западного мира, созданный для индивидуального просмотра. Но в силу экономических и политических обстоятельств позднесоветского времени его появление создало предпосылку для развития целой субкультуры коллективных просмотров. Причем эта коллективность является, безусловно, вынужденной - это коллективность предбанника, коллективность очереди в Рай, которую необходимо выдержать, чтобы приобщиться к чему-то символически важному. Ностальгия по эпохе видеосалонов, таким образом, оказывается ностальгией по образу Рая, которого в действительности, разумеется, не существовало. Но столкновение советской визуальной культуры с иным визуальным кодом радикальным образом отразилось в целом на культуре визуального восприятия постсоветского человека.

http://www.novymuseum.ru/events-muzeum_news-exch/vystavka_videosalon_v_novom_muzee.html




















Ещё много воспоминаний о видеосалонах на форуме 80-х:
http://80-e.ru/lofiversion/index.php/t510.html

============

"Видеомагнитофон"

Хочу я вспомнить
как когда-то,
Точней -
в конце восьмидесятых,
в чём подсобили моряки,
Вдруг появились
видаки.

О, это братцы было нечто,
И днём и ночью,
бесконечно,
Задвинув всё
на задний план,
Мы дружно
пялились в экран.

На нём, в Китае
вроде где-то,
Врагов
лупцующий Брюс Ли.
Скрипит
затертая кассета,
Слюна свисает до земли.
Ким Вайлд,
затянутая в кожу,
За фильмом,
с песней про Камбоджу,
И Джексон
с парою клыков,
В одном
из новых клипаков.

Проходят дни,
летят недели,
Мы это вроде
не смотрели,
А ну-ка что там?
Майкл Паре,
Минелли Лайза
в Кабаре...

Да, было нечто,
тем кто в теме,
Не то, что
нынешнее время,
И пусть сегодня
всё не так,
Храню я старый свой
видак.

Дмитрий Богданов.





Tags: ! - История Освобождения, ! - История Перестройки, 1986, ИсторияОсвобождения, ИсторияПерестройки, видеомагнитофон, видеосалоны
Subscribe

Posts from This Journal “! - История Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments