О том, что в СССР взорвался четвертый блок Чернобыльской АЭС, мы сперва узнали из вражеских голосов, у нас об этом сообщили лишь на третий день, и то без всяких подробностей, как бы сквозь зубы.
Первого мая миллионы киевлян вышли на праздничную демонстрацию, на Крещатике дети в национальных костюмах пели и плясали, вдыхая радиоактивный воздух, и только спустя две недели министр здравоохранения Украины А.Романенко осторожно посоветовал горожанам… закрывать форточки и вытирать ноги.
Сейчас опубликованы секретные документы. Через день после аварии, 29 апреля 1986 года, собралось политбюро ЦК КПСС. Решалось, какую информацию дать стране и миру. Е.Лигачев предостерег: «Возможно, не следует делать пресс-конференцию». М.Зимянин посоветовал сказать, что «ядерного взрыва не было, а была лишь утечка радиации в результате аварии». Н.Рыжков предложил дать три разных сообщения – одно «для наших людей», другое – «для соцстран» и третье – «для Европы, США и Канады». Вел заседание Горбачев. Сказал: «Чем честнее мы будем себя вести, тем лучше». Но тут же добавил: «Когда будем давать информацию, надо сказать, что станция была поставлена на плановый ремонт, чтобы не падала тень на наше оборудование». Честными, значит, надо быть, но только избирательно и с умом.
Тогда же, 29 апреля, был подписан протокол №1 заседания политбюро. В нем говорилось: «Секретно…Утвердить текст Правительственного сообщения для опубликования в печати», то есть, для собственного народа. «Утвердить текст информации руководителям ряда капиталистических стран об аварии на Чернобыльской АЭС и принимаемых мерах по устранению ее последствий». С чужими, значит, будет уже другой разговор. «Утвердить текст руководителям ряда социалистических стран о состоянии дел по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС». Тут можно допустить и побольше откровенности. Словом, сделали, как предлагал Н.Рыжков: для внутреннего употребления – одна информация, для капиталистов – другая, для друзей из соцстран – третья. Получается, все три сообщения - лукавство, только разного, так сказать, градуса и разлива.
Всех этих подробностей мы, понятно, тогда еще не знали, однако, слушая «голоса», разговаривая со специалистами, понимали: власти как темнили всегда, так и продолжают темнить. Наша гласность, выходит, если и наступила, то весьма и весьма дозированная.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1720498294863967&id=100007114386459