ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Как Горбачев даровал свободу вероисповеданий. Или второе "Крещение Руси".

Ровно 30 лет назад - 5 июня 1988 года - с литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы ( у станции метро Бауманская) началось торжественное празднование 1000-летия крещения Руси. Сами торжества проходили в СССР с апреля по июнь 1988 года.

Такого размаха не ожидал никто. Впервые за все годы советской власти религиозный праздник отмечали с помпой и на государственном уровне. Эти торжества для многих ознаменовали собой неоспоримое желание Михаила Горбачева сделать более либеральной жизнь на одной шестой части суши. Из разряда "опиума для народа" религия переходила в ранг одного из элементов советского быта.


В начале празднований 29 апреля Михаил Горбачев принял в Кремле Патриарха Пимена и членов Священного Синода, но не так, как в 1943 году Сталин устроил тайный прием верховенства РПЦ — Патриарх и генеральный секретарь, улыбаясь, жали друг другу руки перед объективами многочисленных журналистов. Даже «Правда» посвятила этой знаковой встрече большую статью с фотографией.

«Наша встреча происходит в преддверии 1000-летия введения христианства на Руси, - говорил М.С. Горбачев, - которое получило не только религиозное, но и общественно-политическое звучание, ибо это знаменательная веха на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности». Горбачев говорит о трагических ошибках периода культа личности, затронувших и религиозные организации, и об исправлении этих ошибок при разработке закона о свободе совести". ( Подробности о встрече тут: https://ed-glezin.livejournal.com/999722.html )

Накануне торжеств Церкви были переданы Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга) и Толгский монастырь (Ярославль), возвращены часть построек Киево-Печерской лавры. Церкви были переданы мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях Московского Кремля.

Празднование Тысячелетия Крещения Киевской Руси увенчалось успехом. Непредвиденно для публичного благотворительных целей, был предоставлен Большой театр, были приняты иностранные гости у главы Совета Министров Н.И. Рыжкова — пока продолжались празднования программа постоянно разрасталась. И неустанно эти мероприятия обширно, в пределах всего СССР, были освещены на телевидении. Горбачев не участвовал в этих сюжетах, но его супруга - Раиса Максимовна Горбачева была частой гостьей всех нелитургических мероприятий и все время была в центре внимания СМИ.

Именно с 1988 г. начинается смена приоритетов религиозной политики, переход Советского государства к признанию религиозных прав граждан и лояльному отношению к Церкви. Итогом этого периода стало принятие осенью 1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях», после чего в стране сложилась принципиально новая система государственно-церковных отношений.

Церковь вышла из "подполья". РПЦ в массовом порядке начали возвращать храмы и монастыри. Не зря Патриарх Алексий II назвал годы правления Горбачева "вторым крещением Руси". Мусульманам стали возвращать мечети, иудеям - синагоги.

Духовная жизнь страны страны сбросила с себя оковы государственного атеизма.

Больше информации, фото и видео тут:

https://ed-glezin.livejournal.com/836233.html

==================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

========================




В начале празднований 29 апреля Михаил Горбачев принял в Кремле Патриарха Пимена и членов Священного Синода, но не так, как в 1943 году Сталин устроил тайный прием верховенства РПЦ — Патриарх и генеральный секретарь, улыбаясь, жали друг другу руки перед объективами многочисленных журналистов. Даже «Правда» посвятила этой знаковой встрече большую статью с фотографией.

«Наша встреча происходит в преддверии 1000-летия введения христианства на Руси, - говорил М.С. Горбачев, - которое получило не только религиозное, но и общественно-политическое звучание, ибо это знаменательная веха на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности». Горбачев говорит о трагических ошибках периода культа личности, затронувших и религиозные организации, и об исправлении этих ошибок при разработке закона о свободе совести". ( Подробности о встрече тут: https://ed-glezin.livejournal.com/999722.html )

Накануне торжеств Церкви были переданы Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга) и Толгский монастырь (Ярославль), возвращены часть построек Киево-Печерской лавры. Церкви были переданы мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях Московского Кремля.

Основные юбилейные торжества проходили 5 — 12 июня 1988 года в Загорске и Москве.
6 июня открылся Поместный Собор в Троице-Сергиевой Лавре, продлившийся до 9 июня. Собор прославил в лике святых ряд подвижников: Димитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского. На соборе также обсуждались многие актуальные вопросы церковной жизни.

12 июня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря Божественную литургию совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.

Празднование Тысячелетия Крещения Киевской Руси увенчалось успехом. Непредвиденно для публичного благотворительных целей, был предоставлен Большой театр, были приняты иностранные гости у главы Совета Министров Н.И. Рыжкова — пока продолжались празднования программа постоянно разрасталась. И неустанно эти мероприятия обширно, в пределах всего СССР, было освещены на телевидении. Горбачев не участвовал в этих сюжетах, но его супруга - Раиса Максимовна Горбачева была частой гостьей всех нелитургических мероприятий и все время была в центре внимания СМИ.

Именно с 1988 г. начинается смена приоритетов религиозной политики, переход Советского государства к признанию религиозных прав граждан и лояльному отношению к Церкви. Итогом этого периода стало принятие осенью 1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях», после чего в стране сложилась принципиально новая система государственно-церковных отношений.

Церковь получила должную правовую основу своей деятельности и приобрела правоспособность юридического лица. По ст. 13 Закона впервые с 1918 г. права юридических лиц были утверждены за отдельными приходами и церковными учреждениями, в том числе и за Патриархией. Согласно ст. 18, религ. организации признавались собственниками зданий, предметов культа, объектов производственного, социального и благотворительного назначения, денежных средств и иного имущества, необходимого для осуществления их деятельности. Ст. 6 открывала юридическую возможность для религ. воспитания детей. Религ. организации получили право заниматься производственной и хозяйственной деятельностью, учреждать благотворительные и социальные заведения, беспрепятственно публиковать и распространять религиозную литературу, направлять граждан за границу для паломничества, обучения и участия в религиозных мероприятиях.

Церковь вышла из "подполья". РПЦ в массовом порядке начали возвращать храмы и монастыри. Не зря Патриарх Алексий II назвал годы правления Горбачева "вторым крещением Руси". Мусульманам начали возвращать мечети, иудеям - синагоги.

Духовная жизнь страны страны сбросила с себя оковы государственного атеизма.

1000-летие крещения Руси. 1988. Фрагмент передачи "Старая квартира":

https://vk.com/video8382163_165811978

Божественная Литургия в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Праздничное богослужение, посвященное 1000-летию Крещения Руси, 5 июня 1988 года.

https://www.youtube.com/watch?v=lG0EKQCAuv0



=========================================

Владислав Мальцев:

После празднования 1000-летия Крещения Руси мы открыли не только 2000 православных храмов, мы открывали и униатские храмы, и баптистские, и синагоги по всему Союзу... Это был, если искать аналоги в истории, наш Миланский эдикт, который вопреки распространенным заблуждениям не делал христианство государственной религией, а разрешал свободно исповедовать его и все иные религии в Римской империи. Не надо забывать, что вслед за празднованием 1000-летия Крещения Руси был принят Закон «О свободе вероисповеданий».

Читать полностью: http://www.ng.ru/faith/2013-08-08/100_edict.html

===============

Председатель Совета по делам религий в 1984–1989 годах Константин Харчев вспоминает и оценивает реформы в отношениях государства и верующих.

Ответственный редактор "НГР" Андрей МЕЛЬНИКОВ встретился с "кормчим перестройки в делах религий", чтобы услышать от первого лица, как это было и к чему привело страну и ее верующих граждан.

Независимая газета - 03.06.2015.

http://www.k-istine.ru/pseudoconfession/pseudoconfession-165.htm

=======================================================================

Киножурнал "Наш край". Июль 1988. Празднование 1000-летия Крещения Руси, проповедь архиепископа Смоленского и Вяземского Кирилла Гундяева, поклонение Вечному огню.

https://vk.com/video211076044_456239267




Общая численность зарегистрированных в СССР религиозных объединений выросла в 1985-1990 гг. почти в 1,5 раза - с 12 438 до 16 990. Росла численность практически всех религиозных конфессий. Если за первые 5 месяцев 1988 г. было зарегистрировано 60 новых приходов РПЦ, в оставшиеся месяцы года Церкви возвратили более 1 тыс. храмов. В 1990 г. в РПЦ было уже 10 110 приходов (в 1985 - 6806), число зарегистрированных общин старообрядцев всех согласий увеличилось с 337 до 361, более чем в 5 раз стало больше приходов Грузинской Православной Церкви (51 приход в 1985 и 270 - в 1990), с 33 до 50 увеличилось число приходов Армянской Апостольской Церкви.

В 1985 г. в СССР было зарегистрировано 1068 римско-католич. приходов (из них более половины в Литве). На западе Украины существовало значительное количество нелегальных общин греко-католиков (униатов), начавших с 1987 г. кампанию за легализацию Украинской греко-католической Церкви. 1 дек. 1989 г. состоялась встреча Г. с папой Римским Иоанном Павлом II, в ходе к-рой были достигнуты договоренности об установлении офиц. отношений между СССР и Ватиканом и о восстановлении в СССР структур католич. Церкви. Были учреждены апостольские администрации для европ. и азиат. частей России, Украины, Белоруссии, Казахстана. Число римско-католич. приходов в СССР достигло 1286. С осени 1989 г. на Украине в условиях обострения межнациональных отношений и активизации националистических орг-ций массовый характер приняли захваты униатами правосл. храмов. В янв. 1990 г. Украинская греко-католическая Церковь получила в СССР легальный статус. Несмотря на неоднократные обращения РПЦ, в т. ч. и лично к Г., к лету того же года при потворстве местных властей большинство правосл. храмов в зап. областях Украины было захвачено греко-католиками.

Лютеранская церковь в СССР в 1985 г. насчитывала 580 приходов, в основном находившихся в Эстонии и Латвии. Лютеран. священнослужители принимали активное участие в движениях за полный суверенитет Эстонии и Латвии и их выход из СССР, что привело к отстранению части пасторов от церковной службы. Из-за увольнения большинства преподавателей на время был закрыт теологический ин-т в Риге. Весной 1989 г. Синод Евангелическо-лютеранской Церкви Латвии избрал новое церковное руководство и, ссылаясь на изменившиеся политические условия, потребовал от гос-ва прекратить вмешательство во внутренние дела своих общин. Позднее такие же изменения произошли в Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии. К 1990 г. число зарегистрированных лютеран. приходов выросло до 619. С 86 до 94 увеличилось к 1990 г. количество приходов Реформатской церкви в Литве и на территории Закарпатской обл. Украины. В сер. 80-х гг. ХХ в. в СССР насчитывалось 53 зарегистрированные и ок. 100 незарегистрированных общин меннонитов, объединявших этнических немцев. С началом массовой эмиграции советских немцев число зарегистрированных меннонитских общин практически не изменилось (55 в 1990) и в дальнейшем стало сокращаться. Оставшиеся меннониты примкнули к баптистам.

В 1985 г. в СССР насчитывалось 2294 религ. общины, входившие во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). С 1986 г. были прекращены репрессии в отношении членов отделившегося от ВСЕХБ Совета Церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ) (см. ст. Инициативники), через 2 года его деятельность была легализована. В 1990 г. ВСЕХБ был преобразован в СЕХБ (Союз евангельских христиан-баптистов); общая численность зарегистрированных общин баптистов составила 2151. Снижение числа общин баптистов можно объяснить выходом из ВСЕХБ части общин пятидесятников, ранее включенных туда под давлением властей. Количество зарегистрированных религ. общин пятидесятников выросло с 235 до 602. Число объединений адвентистов седьмого дня увеличилось в 1985-1990 гг. с 342 до 432.

Ислам, 2-я по числу верующих религия в стране, увеличил количество зарегистрированных религ. орг-ций почти в 3 раза. Если в 1985 г. в СССР было всего 392 зарегистрированные мечети, то в 1990 г. их насчитывалось уже 1103. В авг. 1989 г. в Татарской АССР и Башкирской АССР прошли торжества, посвященные 1100-летию принятия мусульманства Волжской Булгарией и 200-летию Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири. Эти праздничные мероприятия по масштабу были сопоставимы с празднованием 1000-летия Крещения Руси. К торжествам приурочили закладку и открытие мечетей в Уфе, Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске. В связи с национальным подъемом среди традиционно исповедующих ислам народов произошли изменения в системе органов управления исламскими орг-циями. В 1989 г. разделилось Духовное управление мусульман Сев. Кавказа (ДУМСК), что привело к возникновению духовных управлений мусульман северокавк. республик. В 1990 г. от Духовного управления мусульман Ср. Азии и Казахстана (САДУМ) отделилось Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК).

В 1985 г. в СССР была 91 зарегистрированная иудейская община, к 1990 г. их число выросло до 102. С кон. 80-х гг. ХХ в. наряду с ортодоксальным талмудическим направлением в стране началось распространение реформистского и хасидского иудаизма. В янв. 1990 г. съезд представителей иудейских общин СССР образовал Всесоюзный совет еврейских религ. общин (ВСЕРО), в к-рый вошла 61 община.

До «перестройки» в СССР действовало 2 зарегистрированных религ. объединения буддистов: Иволгинский (Бурятия) и Агинский (Агинский Бурятский АО) дацаны. В 1988 г. буддийские общины были зарегистрированы в Калмыкии, Туве и Ленинграде. В 1991 г. из Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ, центр в Улан-Удэ) выделилось Объединение буддистов Калмыкии. Общее число буддийских общин в стране выросло до 16.

Подробности тут: http://www.pravenc.ru/text/166175.html



Раиса Максимовна Горбачева на торжественном вечере в честь 1000-летия крещения Руси в Большом театре.



=======================================================================

Воспоминания очевидцев празднования:

Лев Кудрявцев, писатель-киевовед:

— Для меня торжества в честь 1000-летия Крещения Руси начались утром 15 июня 1988 г., когда, по приглашению и пропуску, полученным на работе после долгих уговоров и обещания отработать затраченное время, я с сослуживцем отправился к Владимирскому кафедральному собору на бульвар Тараса Шевченко.

За оградой на внутренней территории храма и снаружи ее скопились десятки тысяч людей. Во всех проходах и со стороны центрального входа в два ряда стояла милиция и солидные мужчины в темных костюмах. Чтобы попасть внутрь Владимирского собора, многие люди, как рассказывали, пришли сюда еще в 3 часа ночи. Все пространство у собора со стороны улиц Леонтовича и Ивана Франко было сплошь заполнено людьми. Литургию возглавлял тогдашний Экзарх Украины — Митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко). И вот из храма под звон колоколов начали выходить церковные иерархи, облаченные в золотые архиерейские ризы, в сопровождении священников, монахов и прихожан. На моих глазах начался торжественный крестный ход.

На следующий день, 16 июня 1988 г., праздничные мероприятия с 9 часов утра проходили на площади у Аннозачатьевского храма Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. От входа на территорию Лавры и до Дальних пещер стояло шесть, а то и семь кордонов милиции. Верующие заполнили территорию, прилегающую к храму — на площадке, на ступеньках лестницы, ведущей к храму Рождества Богородицы и древнему монастырскому некрополю. Корреспонденты и фоторепортеры делали съемки с крыш.

Накануне, на небольшой площадке перед храмом был оборудован навес с покрытым коврами настилом и скамьями. В центре установили престол. Вскоре вся Лавра наполнилась призывным и гулким перезвоном колоколов Великой колокольни. Божественная литургия длилась около двух часов. Когда запели “Отче наш”, то присутствующие среди почетных гостей римские кардиналы поднялись со скамей. После богослужения все поздравляли друг друга с великим праздником.

На следующий день состоялся крестный ход на Владимирскую горку, к памятнику Крестителю Руси. А начавшийся ливень был принят как второе крещение в древнем Киеве.



Игумен Лонгин (Чернуха), председатель Синодального отдела “Миссия Духовное просвещение”:

— 1000-летие, хотя и смутно, но все же представлялось грандиозной эпохальной датой, какой-то свежей струей в обществе, где мало кто знал историю своего Отечества в контексте жизни Православной Церкви. Мне тогда было 16 лет. К этому времени мое мировоззрение сформировалось на атеистических штампах и я, конечно же, не мог переживать во всей полноте радость этого празднования. Но в воздухе будто витало ощущение чего-то важного и в то же время неизвестного, предчувствие открытия чего-то нового… В связи с этим также вспоминается два случая, которые, наверное, иллюстрируют, как быстро менялось тогда общество. В январе 1988 года я был студентом-первокурсником. Помню, как нашей группе сообщили об исключении четверокурсницы за то, что, выходя замуж, она обвенчалась. Признаюсь, мы были перепуганы. А в мае того же года у нас проводили анкетирование. В одном из пунктов спрашивалось, какой знаменательный юбилей празднует страна в этом году? Через день куратор нашей группы, перепуганная, вбежала в класс со словами: “Что вы со мной делаете?!”. Оказывается, что в ответе все написали “1000-летие Крещения Руси”, и никто не написал “70-летие комсомола”. Правда, никто не пострадал.


Читать полностью: http://churchs.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=4730:2013-05-16-15-36-37&catid=77:2011-08-30-13-38-08&Itemid=6










Празднование тысячелетия крещения Руси стало для СССР началом конца - марксистско-ленинская идеология уступила перед христианством и дальнейшей либерализацией советской жизни, - пишет Дмитрий Громов в рубрике Архив № 4 журнала Корреспондент от 3 февраля 2012 года.

16 июня 1988 года в Киеве шел проливной дождь. Несколько тысяч человек, собравшихся вокруг памятника князю Владимиру, который в 998 году обратил Киевскую Русь в христианство, раскрыли зонтики, но радовались непогоде так, будто на них снизошла манна небесная. И недаром.

"Говорили, это второе крещение Руси!" - вспоминает о том дне патриарх Филарет, глава Украинской православной церкви Киевского патриархата, тогда – экзарх Украины, митрополит Киевский и Галицкий.

Летом 1988-го в столице советской Украины впервые за 70 лет коммунизма с помпой и государственным размахом отмечали религиозный праздник, а именно – тысячелетие крещения Руси. "Крестный" дождь, торжественный молебен и колокольный звон столичных храмов для Украины, а также России и Беларуси действительно был знаковым. После юбилея, который праздновался также в Москве, Минске и Ленинграде, СССР фактически признал, что является частью великой христианской цивилизации.

Летом 1988-го в столице советской Украины впервые за 70 лет коммунизма с помпой и государственным размахом отмечали религиозный праздник, а именно –тысячелетие крещения Руси

В стране безбожников такое празднество казалось почти невозможным. Однако, по словам патриарха Филарета, руководившего подготовкой к торжествам, отмечать тысячелетие собирались все зарубежные митрополии православной и греко-католической церквей, и проигнорировать это событие СССР не мог. Иначе Кремль продемонстрировал бы всему миру, что в Советском Союзе нет свободы совести.

К тому же на закате брежневской эпохи советская власть стала более лояльной по отношению к церкви, выполнявшей роль миротворца в отношениях с капиталистическим миром. "Церкви доверяли на Западе, а партии и советскому правительству не доверяли", — уверен Филарет.

Все эти факторы и сделали возможными "повторное крещение Руси".

Христос воскрес

В 1987-м в Москве произошла ключевая встреча: генсек СССР Михаил Горбачев принял у себя патриарха всея Руси Пимена. "Православные иерархи на протяжении многих лет просили этой встречи", - напоминает Константин Харчев, в 1984-1989 годах – председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР.

Последний раз глава советского государства встречался с церковниками более 40 лет назад - в 1943-м. В самый разгар Второй мировой Иосиф Сталин пошел на сближение с церковью, чтобы укрепить дух советского народа. Поэтому в те годы не велась антирелигиозная пропаганда, из тюрем выпустили многих священников, возобновились богослужения в храмах.

В самый разгар Второй мировой Иосиф Сталин пошел на сближение с церковью, чтобы укрепить дух советского народа

Нынешняя же встреча ознаменовала собой желание власти сделать более либеральной жизнь на одной шестой части суши. Ее итогом стало историческое решение – из разряда "опиума для народа" религия переходила в ранг одного из элементов советского быта.

Изменения были зримыми. Власти стали передавать церкви культовые сооружения, а в дни Пасхи на улицах появились растяжки с надписью Христос воскрес!. "В светских изданиях стали писать слово "Бог" с большой буквы", - вспоминает Харчев.

Главным же следствием беседы патриарха и генсека стало решение отпраздновать дату "воцерквления" славянских земель Союза.

Впрочем, не все получилось сразу. Фундамент этого решения отцы церкви стали готовить еще в 1970-х. По словам Филарета, идея добиться от властей разрешения на празднование крещения Руси родилась в Священном синоде РПЦ у его постоянных членов, включая самого Филарета, а также митрополитов Минского, Крутицкого и Коломенского.

"Чтобы праздновать, нужно было согласовать это с Советом по делам религий, а это фактически с Политбюро, ЦК и КГБ", - рассказывает глава УПЦ КП.

Власти стали передавать церкви культовые сооружения, а в дни Пасхи на улицах появились растяжки с надписью Христос воскрес!.

Поначалу там предложение святых отцов восприняли, мягко говоря, с прохладцей. Ведь подобный поворот дел означал бы, что власти признают: христианство оказало положительное влияние на историю советского народа. Было и еще одно "неудобство" - в рамках подготовки торжеств иерархи просили о возврате в лоно церкви двух крупнейших православных обителей - Новодевичьего монастыря и Киево-Печерской лавры, что означало возобновление там института монашества.

В качестве компромисса церкви предложили вместо Новодевичьего взять Данилов монастырь, а лавру отдать не всю, а лишь дальние пещеры. "Мы решили, что нужно соглашаться: дают - бери, иначе вообще ничего не получим", - вспоминает Филарет.

История доказала правильность подобного подхода. Ведь, несмотря на договоренности, с Киево-Печерской лаврой советская власть не хотела расставаться до последнего. Категорически против был первый секретарь ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий, говорит патриарх. Лишь когда в Москве начались литургии и другие торжественные мероприятия, посвященные тысячелетию, украинские власти подписали соответствующее решение.

В качестве компромисса церкви предложили вместо Новодевичьего взять Данилов монастырь, а лавру отдать не всю, а лишь дальние пещеры

Передача лавры и стала началом торжеств в Киеве. Затем прошел крестный ход вокруг Владимирского собора. "Даже двухчасовой сильный ливень не смог рассеять многотысячную толпу людей, из-за переполненности кафедрального собора вынужденных стоять снаружи, на прицерковной площади, и слушать службу через громкоговорители", - писала тогда газета Известия.

Апофеозом юбилея стал молебен на Владимирской горке. Согласно легенде, именно на этом месте киевский князь крестил свою державу десять веков назад.

Теперь здесь собралась не только толпа народа, но и духовенство чуть ли не со всего мира: предстоятели автокефальных православных церквей - Иерусалимской, Румынской, Болгарской и Кипрской, кардиналы римско-католической церкви во главе с госсекретарем Ватикана Агостино Казароли, главы протестантских церквей, англиканской церкви, церковные иерархи из Америки, Азии и Африки.

А вот советские партлидеры, повинуясь решению Политбюро, непосредственного участия в торжествах не принимали. Об этом Корреспонденту рассказал Леонид Кравчук, первый президент Украины, а в те годы – заведующий идеологическим отделом ЦК Компартии УССР.

Даже двухчасовой сильный ливень не смог рассеять многотысячную толпу людей, из-за переполненности кафедрального собора вынужденных стоять снаружи, на прицерковной площади, и слушать службу через громкоговорители

Да и денег на проведение юбилея государство не выделило. Впрочем, это не слишком огорчило священнослужителей. "Проблем с финансами не было - у церкви их было достаточно для этого", - вспоминает Филарет.

Зато иерархов церкви приняла у себя Валентина Шевченко, председатель Президиума Верховного Совета УССР, а в театре оперы и балета состоялось торжественное собрание. Финалом всего стал праздничный ужин в ресторане гостиницы Киев.

Позже отдельные празднества по этому же поводу прошли в Харькове, Львове и Тернополе.

"Это [празднование тысячелетия] тогда было темой всех выступлений, в том числе в СМИ, партийных даже, - рассказывает Кравчук. - Наши газеты Радянська Україна, Правда України, Робітнича газета, Сiльскi вiстi писали именно с такой точки зрения: где корни современной цивилизации? А сказать это было непросто - что [корни] не в марксизме-ленинизме, не в научном коммунизме, а в христианстве".

Начало конца

Празднование юбилея ознаменовало перелом в жизни в СССР. Впервые за годы советской власти выпустили 100 тыс. экземпляров Нового завета и 500 тыс. экземпляров молитвослова на русском и украинском языках.

В лоно церкви вернулись ее реликвии, находившиеся на хранении в музеях московского Кремля, - частица Креста Господня, камни Гроба Господня, десница апостола Андрея Первозванного, глава святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей князей Владимира великого и Александра Невского.

В лоно церкви вернулись ее реликвии, находившиеся на хранении в музеях московского Кремля

Власти уже не чинили препятствий для регистрации новых приходов, хотя старые храмы отдавали в руки церкви по-прежнему с большим скрипом. Особенно это касалось зданий, которые занимали госконторы, научные учреждения или музеи.

По словам Филарета, после юбилея значительно ослаб контроль власти над церковью. Ведь, начиная с 1920-х годов, священники оставались под колпаком у органов госбезопасности. Даже священников в СССР назначали с согласия советов по делам религий, существовавших в каждом областном центре. "Они давали [каждому приходскому священнику] регистрацию - специальное удостоверение на право совершать богослужения", - рассказывает Филарет.

Религиозно-социальные перемены, произошедшие в конце 1980-х, по мнению патриарха, приблизили крах социалистической империи. И как введение христианства на Руси в 988 году приблизил славянскую державу к европейской культуре, так и "повторное крещение" 1988-го стало одним из факторов, вернувшим Восточную Европу из многолетней изоляции от западного мира.

"Сегодня, вспоминая все это, я прихожу к выводу: неслучайно в конце 1970-х [в правительстве] не соглашались на празднование этой даты. Там сидели неглупые люди, которые понимали, к чему это может привести", - резюмирует глава УПЦ КП.

***

Этот материал опубликован в №4 журнала Корреспондент от 3 февраля 2012 года.

https://korrespondent.net/ukraine/events/1316795-korrespondent-vtoroe-kreshchenie-rusi-prazdnovanie-tysyacheletiya-kreshcheniya-rusi-stalo-dlya-sssr-nachalom-k





========================================================================

Сообщения в советской прессе:

Мы думали, что, разрушая и разоряя церковные храмы, мы боремся с религией, которая есть “опиум для народа”, а на самом деле мы всего-навсего рушили вековую красоту и лишали себя крепких, добротных построек.

Мы срывали иконы из красных углов, гасили и разбивали вдребезги лампадки, конфисковывали Библии и другие столь же предосудительного содержания книги, полагая, что тем самым мы выступаем против дремучего невежества и мракобесия, а на самом деле мы лишь оскорбляли верующих, обижали безобидных древних старушек и седобородых старцев.

Да мало ли что еще может сотворить нехорошего воинствующий экстремизм безбожия!

Сегодня мы исправляем многое. Среди особо неприятных заблуждений экстремизма непонимания — видение Церкви как врага, противника новой жизни. Это, несомненно, упрощение, опримитивленный взгляд на вещи.

(Отрывок из статьи журналиста Григория Оганова “Перестройка и 1000-летие Крещения Руси”. “Советская культура”, 18 июня 1988 г.)

http://churchs.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=4731%3A-20-&catid=77%3A2011-08-30-13-38-08&Itemid=6

========================================================================
















Академик Д. С. Лихачёв о Крещении Руси

Новый мир. 1988. №6. С. 249-258.

Нет в советской исторической науке, посвященной Древней Руси, более значительного и вместе с тем наименее исследованного вопроса, чем вопрос о распространении христианства в первые века крещения.

В начале XX века появилось сразу несколько чрезвычайно важных работ, по-разному ставивших и разрешавших вопрос о принятии христианства. Это работы Е. Е. Голубинского, академика А. А. Шахматова, М. Д. Приселкова, В. А. Пархоменко, В. И. Ламанского, Н. К. Никольского, П. А. Лаврова, Н. Д. Полонской и многих других. Однако после 1913 года тема эта перестала казаться значительной. Она попросту исчезла со страниц научной печати.

В задачу моей статьи входит поэтому не завершать, а начинать постановку некоторых проблем, связанных с принятием христианства, не соглашаться, а может быть, противоречить обычным взглядам, тем более что утвердившиеся точки зрения часто не имеют под собой солидной основы, а являются следствием неких, никем не высказанных и в значительной мере мифических “установок”.

Одно из таких заблуждений, застрявших в общих курсах истории СССР и других полуофициальных изданиях, это представление, что православие было всегда одним и тем же, не менялось, всегда играло реакционную роль. Появились даже утверждения, что язычество было лучше (“народная религия”!), веселее и “материалистичнее”…

Читать полностью: https://троицкий-округ.рф/blog/619/













12 июня 1990 года в Кремле Президент СССР М. С. Горбачев принял Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и постоянных членов Священного Синода









Документальная съемка празднования в Киеве 1000-летия Крещения Руси (1988 год) в фильме Леонида Осыки "Этюды о Врубеле"







==========================================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==========================================================


Tags: ! - Гласность, ! - История Освобождения, ! - История Перестройки, ! - Религиозное возрождение в Перестройк, 1000-летие Крещения Руси, 1988, ИсторияОсвобождения, ИсторияПерестройки, Перестройка, религиозное возрождение
Subscribe

Posts from This Journal “! - Религиозное возрождение в Перестройк” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments