В Советском Союзе, как, впрочем, и в других странах социалистического блока, существовала система выездных виз. То есть для того, чтобы поехать в другую страну, надо было получить не только въездную визу в посольстве этой страны, как во многих случаях это необходимо и сейчас, но и выездную визу от партийных органов и собственных властей. Ставилась она в советский загранпаспорт, и до Перестройки обычному человеку получить ее было практически невозможно. Это была привилегия советской и партийной номенклатуры, с ней же решался и вопрос выдачи выездных виз всем советским гражданам.
В советском государстве многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо законодательная регламентация в этой области отсутствовала.
В последние годы существования Союза ССР положение несколько изменилось. Был разрешен выезд советских граждан на постоянное место жительства в Израиль. Однако правило о необходимости получить выездную визу, в которой могло быть отказано без какого-либо объяснения, привело к появлению достаточно многочисленной категории граждан, названных "отказниками".
Закон "О порядке выезда из Союза Советских Социалистических Республик и въезда в Союз Советских Социалистических Республик граждан СССР" в соответствии с международными договорами СССР гарантировал гражданам страны право выезда из СССР и въезда в СССР, регулировал порядок выдачи заграничных паспортов гражданам СССР, устанавливал случаи временных ограничений права граждан на выезд из страны и порядок разрешения споров в связи с отказом в выдаче заграничного паспорта.
Согласно закону, граждане СССР могли выехать из страны и по личному заявлению, и по ходатайству государственных, общественных и религиозных организаций или предприятий.
Выезд из СССР или въезд в СССР осуществлялся по заграничным паспортам, выданным уполномоченными на то государственными органами. Заграничный паспорт был действителен для выезда из СССР во все страны мира.
Закон устанавливал, что при выезде из СССР необходимо наличие в заграничном паспорте въездной визы иностранного государства, в которое непосредственно въезжал гражданин.
До принятия закона документы на получение загранпаспорта могли рассматриваться очень долгий период. Закон ввел жесткие сроки рассмотрения заявлений: заявления граждан о выдаче заграничных паспортов для временного пребывания за границей должны были рассматриваться в месячный срок, а если поездка связана со срочным лечением выезжающего, либо серьезной болезнью или смертью родственника, проживающего за границей, — в течение трех рабочих дней. Заявления о выдаче заграничных паспортов для выезда из СССР на постоянное жительство должны были рассматриваться в трехмесячный срок.
Упрощение порядка выезда 86-88гг.
https://ed-glezin.livejournal.com/1032930.html
Текст закона можно прочитать тут:
https://ed-glezin.livejournal.com/1214849.html
============================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
=============================
«Известия» 11 сентября 1990 года.
=========
Из комментариев в Фейсбуке:
Андрей Ковалёв:
Раньше принять закон не получалось: было яростное сопротивление КГБ, МВД, реакционной части аппарата ЦК и всякого рода идеологов. Плюс к этому, каждое ведомство хотело под него что-нибудь получить. Кстати, перед самым внесением законопроекта в новый парламент, из ЦК пришла очередная бумага о том, о чём Вы пишите: что половина населения уедет, прежде всего, прибалты. Когда спросили моё мнение перед принятием окончательного решения, я рассмелся и сказал, что если прибалты и уедут, то вместе со своими республиками. А Горбачёву надо было лавировать, чтобы законопроект не похерили, что было вполне возможно. Это лавирование дошло до того, что когда казалось. что эта баталия проиграна, он распорядился уже подписанные бумаги спрятать в личном сейфе одного из своих доверенных лиц. Мы, разработчики, с трудом его нашли.
А сам М.С. придавал этому закону первостепенное значение и всячески помогал его принятию.
Вот и получилось, что закон столько времени не двигался с места. Но в конечном итоге всё получилось. Хотя да, конечно, поздновато.
Сергей Борисов:
Привилегия партсовноменклатуры заключалась лишь в упрощенном порядке получения выездной визы. Также упрощенный порядок применялся к оформлению выезда членов официальных делегаций и организованных групп. При этом просто по своему хотенью пересечь границу СССР даже в Монголию не мог никто. Первое и главное: загранпаспорта считались собственностью государства, поэтому выдавались на руки отъезжающим перед отъездом и по приезде подлежали сдаче в 3-дневный срок. На руках их не было даже у высшей номенклатуры. Во-вторых, получение визы и приобретение билетов являлись функцией командирующей организации (или Интуриста и Спутника в случае туризма). Паспорт человек получав с уже оформленной визой и билетами в оба конца (которые нельзя было по собственной инициативе ни поменять, ни сдать), если речь не шла о поездке по сугубо личным делам или на гастроли по приглашению иностранной компании. В-третьих, владение иностранной валютой и валютные операции частных лиц были запрещены и преследовались по закону, командировочные и суточные отъезжающий мог получить по установленной мизерной норме во Внешторгбанке, когда оформление его поездки уже было завершено.
Ну, и вдогонку от Высоцкого все помнят, что "в составе делегаций с вами едет личность в штатском завсегда", а кроме того по прибытии в страну назначения советский человек был обязан засветиться (встать на консульский учет) в совпосольстве или консульстве лично или в группе. Родина слышит, родина знает...
Само оформление выезда - характеристики, согласования, комиссии и "лекции что там можно, а что нельзя" - это отдельная песня. Как и знакомое всем советским командированным тревожно-щемящее ожидание: пустят - не пустят, дадут добро или зарубят. При этом причины отказа в выезде не объяснялась: иди и думай, где прокололся.
=====================================
Антон Носик:
Что такое «выездная виза», и как она выглядела в СССР.
https://echo.msk.ru/blog/nossik/1787422-echo/?utm_source=ok.ru&utm_medium=social&utm_campaign=anton-nosik.-chto-takoe-%C2%ABvyezdnaya-viza%C2%BB
Добавление Андрея Ковалева:
Разработанный министерствами и ведомствами законопроект был готов в конце 1988-го -- самом начале 1989 года. При подготовке к подписанию решения "Инстанции" проект со всеми сопроводительными документами куда-то "пропал", как будто испарился в воздухе.
(Знаю всё это и всё последующее как один из инициаторов и авторов этого законопроекта, представлявшего МИД в межведомственной рабочей группе.)
Все были в панике: что случилось? А выяснилось, что он лежал в сейфе министра юстиции, так как Горбачёв считал его слишком важнным, чтобы пропускать через скомпрометированные советские механизмы и решил, что его должен принять новый парламент. (К парламентскому этапу работы я не имел отношения, так как был членом рабочей группы, разрабатывавшей закон о религиозной свободе.) Остальное время заняла доработка текста в новом парламенте.
Мне не удалось тогда доказать, что надо принимать эти два закона как можно скорее, а потом при необходимости внести в них поправки. (Закон о свободе совести был ровно в том же положении.)
Кстати, закон о выезде-въезде представлял мой отец, первый замминистра иностранных дел СССР А.Г. Ковалёв. (Это было во всей прессе.)
Именно из желания М.С. сделать закон максимально демократичным и легитимным и вышла такая задержка.
https://m.facebook.com/groups/152590274823249?view=permalink&id=2228418457240410
Открытие мира
31.05.2016 | Казбеков Даниил | журнал "Новое время" №18 (408)
В мае 1991 года Верховный Совет СССР принял один из ключевых законов перестройки — о свободе выезда из СССР. Железный занавес стал со скрипом подниматься
Нельзя сказать, что в советское время обычные граждане за границу не ездили. Можно было, если повезет, «выбить» в профкоме или получить в качестве поощрения турпутевку в Польшу, Болгарию или ГДР, пройти собеседование в райкоме партии, где обязательно спрашивали фамилию лидера компартии той страны, куда ты собирался ехать. Потом получить заграничный паспорт строго на время выезда, который надо было по возвращении немедленно вернуть в милицию. Ну и обменять 30, максимум 40–50 (в зависимости от страны выезда) рублей на тамошнюю валюту. Кое-кому даже удавалось съездить в сомнительные с точки зрения верности социализму Югославию и Венгрию. Однако позднесоветский фольклор полнится и историями отказов: кого-то не пустили в «капстрану», кого-то, прозрачно намекнув на «неблагона-дежность», не включили в делегацию для поездки даже в социалистический Вьетнам. Санкция КГБ на выезд была негласной, но обязательной.
Что уж говорить об эмиграции: разрешения на выезд на ПМЖ (постоянное место жительства, термин широко вошел в употреб-ление в 1970-е годы) выдавались крайне скупо, долго и с массой препятствий, процесс носил предельно идеологизированный и политизированный характер. Многим «отказникам», упорствовавшим в желании покинуть страну, настойчивость грозила нешуточными последствиями — судебным преследованием, лагерями и ссылками.
Подарок от Горбачева
«Железный занавес» на самом деле опустился не после войны, а значительно раньше, когда было принято постановление от 8 июня 1934 года об «измене Родине»: эмиграция (бегство) входила в список преступлений против государства. Логика начатых Горбачевым преобразований требовала и фактического, и законодательного смягчения режима. В самом финале перестройки Верховный Совет СССР принял три важных закона, относящихся к базовым правам человека: в марте 1990 года — «О собственности в СССР», который разрешал частную собственность; в июне 1990-го — «О печати и других средствах массовой информации», отменивший цензуру и гарантировавший свободу СМИ; наконец, 20 мая 1991 года, за три месяца до августовского путча — «О порядке выезда из Союза Советских Социалистических Республик и въезда в Союз Советских Социалистических Республик граждан СССР». Спустя 57 лет СССР снова открывался миру. Советский гражданин перестал восприниматься как потенциальный предатель и мог без существенных препятствий выехать за рубеж, так же как иностранные граждане — приехать в СССР.
В статье 18 нового закона впервые провозглашался приоритет международного права над советским законодательством. Эта важная статья означала, что советские законы должны четко соответствовать Венской конвенции о праве международных договоров (1969), Хельсинкским международным соглашениям (1975) и Копенгагенскому Заключительному документу СБСЕ (1990). В новом законе не было секретных статей, а это значит, что с его текстом мог ознакомиться любой желающий. Надо отметить, что текст закона краток — всего 18 статей вместо 30 в Положении 1970 года о въезде и выезде. Наконец, в статье 16 закона зафиксировано, что советские граждане, выезжающие из СССР, не могут быть поражены в правах за факт своего отъезда.
Советский гражданин наконец перестал восприниматься как потенциальный предатель и мог без существенных препятствий выехать за рубеж, что не вело за собой поражения в правах
Были в новом законе и противоречия, и рудименты предыдущего тоталитарного законодательства. Практика запрета на выезд из СССР никуда не исчезла — статья 9 давала право кабинету министров вводить ограничения на выезд в какую-либо страну, где возникала чрезвычайная ситуация, что противоречит международному праву. В соответствии с Хельсинкскими соглашениями правительство могло лишь рекомендовать не посещать такие страны из соображений безопасности: такая практика вновь появилась в современной России после катастрофы авиарейса А321 из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург; многие воспринимают это как уверенный шаг в сторону нового закрытия границ. Статья 11 запрещала выезд из СССР и предписывала вернуться в СССР из-за границы призывникам для прохождения срочной военной службы, а на время службы заграничные паспорта должны были сдаваться. Статья 12 запрещала выезд из страны лицам, имеющим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Однако в Копенгагенском Заключительном документе закреплено положение, согласно которому ограничения на выезд могут касаться только случаев непосредственной угрозы безопасности страны, но не секретности и носить исключительный характер.
Уехать дорого
Хотя впервые на законодательном уровне был разрешен свободный въезд в СССР и выезд из страны, закон не стал спусковым крючком эмиграции. Им стал ранее, судя по всему, дополнительный раздел о рассмотрении ходатайств о въезде и выезде по частным делам, который в августе 1986-го был включен в упомянутое Положение 1970 года. Статистика показывает, что в период с 1970 по 1990 год возможностью уехать воспользовались 576 тыс. человек, и половина от этого числа — 290 тыс. — пришлась на 1988–1990 годы.
В первые годы (1987–1993) четвертая по счету волна эмиграции, как и предыдущая третья волна (1948–1986), была этнизированной — в ее структуре преобладали евреи, армяне, немцы и понтийские греки. Самой многочисленной была еврейская эмиграция, причем в 1990 году Страну Советов покинули 205 тыс. человек — в 13 раз больше, чем общее число выехавших из СССР в 1980–1985 годы, а в 1991-м выехали 137 тыс. Очевидно, что «процесс пошел» раньше, чем был принят закон о въезде-выезде, и был связан как с горбачевскими «дополнениями» 1986 года, так и с массовой амнистией отказников и пересмотром в 1987–1989 годах ряда сложных дел. Все это значительно облегчило процесс эмиграции. Однако значение закона 1991 года — пожалуй, самое важное — заключается в том, что он был вершинной точкой в долгой и изнурительной борьбе за свободу выезда. Наконец эта свобода была оформлена законодательно.
До конца 1980-х годов положение евреев в СССР было скверным. Кроме государственного антисемитизма (в частности, существовала секретная директива ЦК КПСС, ограничивавшая присутствие евреев на руководящих постах любого уровня), практики «отказов», когда подающие документы на выезд в Израиль «выключались» из общества и обратно уже не «включались», теряя таким образом работу, лишаясь доступа к науке, отдаляясь от родственников и друзей, советская власть изобретала различные формы дискриминации граждан, желающих покинуть СССР. Так, МВД постоянно устанавливало и переустанавливало квоты на эмигрирующих из СССР в Израиль (в 1965 году — 1500, а с 1970-го — не более 3000 человек ежегодно). Кроме того, специальным постановлением МВД СССР от 25 марта 1970 года в школах, университетах, рабочих предприятиях была введена процедура так называемого «предварительного обсуждения характеристик на ходатайствующих». На таких собраниях человек, подавший заявление на выезд, подвергался унизительной, бессмысленной проработке, полной антисемитских штампов и идеологических клише.
Наконец, чтобы ограничить эмиграцию, 3 августа 1972 года был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О возмещении гражданами СССР, выезжающими на постоянное жительство за границу, государственных затрат на обучение», а на его основе Совет Министров СССР разработал секретную инструкцию о размерах возмещения этих затрат. Например, выпускники МГУ, собирающиеся покинуть СССР, должны были выплатить государству 12 200 руб., а выпускники консерваторий, театральных, художественных и литературных учебных заведений — 9600 руб. С кандидатов наук взыскивали 5400 руб., а с докторов наук — 7200. Учитывая, что в 1972 году средняя зарплата в СССР составляла 121 руб., такую «неустойку» пришлось бы выплачивать до самой могилы и, возможно, продолжать посылать деньги с того света.
Так победили
Надо заметить, 1987 год был переломным в судьбе многих отказников. Уже в начале года МИД СССР заявил о либерализации практики выдачи разрешений на выезд в рамках воссоединения семей и о массовом пересмотре дел граждан, подавших заявления на выезд. Так что к началу 1990-х острота эмиграционного вопроса несколько снизилась.
Любопытно, что революционный новый закон как будто прошел мимо советских граждан, не был ими замечен. Как видно из прессы, гораздо более волнующие сюжеты в те дни — проходящий 21–25 мая IV Съезд народных депутатов РСФСР, предстоящий визит Горбачева на ланч G7 в Лондон, обстрел пограничных пунктов на границах Латвии, Литвы и Белоруссии вильнюсскими и рижскими омоновцами, принятие нового закона об иностранных инвестициях и скачущий курс доллара. События августа 1991 года и последующий распад СССР тем более выдвинули на первый план новые, небывалые события и проблемы. По-настоящему свобода выезда — уже для граждан России — была зафиксирована в российских законах и стала актуальной после 1993 года.
http://newtimes.ru/stati/syuzhetyi/437ca050b1d3a68041e5eefdc773e533-otkritue-mura.html
===========
Из комментариев в Фейсбуке:
Демьян Фарнтгам
Вообще-то упрощения в том, что относилось к поездкам за границу из СССР, начались в 1988 году, и к середине 1991 года (когда приняли тот закон) поездка за границу для советских подданных превратилась из привилегии во вполне доступную вещь, которой воспользовались миллионы людей.
«Известия» 24 сентября 1990 года.
=======
========
Николай Караченцов - Париж
Я люблю возвращаться туда,
Где я не был, увы, никогда.
Например, возвращаться в Париж
И бродить среди ярких афиш.
Этот город мной с детства любим.
Сотни раз по Парижу один
Я бродил и француженкам всем
Говорил: «Же ву зэм! Же ву зэм!»
Снова ночью по Парижу
Я брожу и Сену вижу
И какой-то Франсуазе
Назначаю рандеву
Но, проснувшись утром рано,
Понимаю, как ни странно,
Что опять, опять в Париже
Был, увы, не наяву.
Те, кто нас не пускает «туда»,
Сами ездят - «туда» без труда
И считают, что в трудные дни
Патриоты они лишь одни.
Нужно с детства учиться у птиц,
Что не знают ни виз, ни границ.
Тем не менее каждой весной
Возвращаются с юга домой.
Нужен праздник открытых границ
Не для птиц, не для избранных лиц...
Снова ночью по Парижу
Я брожу и Сену вижу
И какой-то Франсуазе
Назначаю рандеву
Но, проснувшись утром рано,
Понимаю, как ни странно,
Что опять, опять в Париже
Был, увы, не наяву.
=====================
Песню можно послушать тут:
https://youtu.be/piwEoCaK62Q?si=Jdfy3fYz10K82XJx
======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
======================