ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

31 год назад началась антиалкогольная компания, которая спасла жизни 1,6 миллиона человек.

7 мая 1985 года было принято постановление Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Текст этого документа напечатали все газеты. Сборник нормативных актов о борьбе с пьянством. Лозунг «Трезвость — норма жизни» стал девизом антиалкогольной компании. Параллельно произошло повышение цен на алкоголь и резкое ограничение его продажи.



Трезвое население моментально начало поднимать демографические
показатели. Смертность в СССР резко упала, только за первые полгода,
смертность от алкогольных отравлений понизилась на 56%, смертность
мужчин от несчастных случаев и насилия на 36%. Многие жители в
период антиалкогольной компании, стали отмечать, что стало возможным
свободно гулять вечером по улицам.

Женщины, которые почувствовали плюсы от
сухого закона, при встрече с Горбачевым так и кричали ему: «Не
поддавайтесь на уговоры отменить «сухой закон»! Наши мужья хоть
увидели своих детей трезвыми глазами!»

Именно на этот период пришелся небывалый всплеск
рождаемости. Мужчины перестали пить, а женщины почувствовав
уверенность в «завтрашнем дне» стали рожать. С 1985 по 1986 в стране
на 1,5 миллиона детей стало больше, чем в предыдущие годы. В
благодарность главному реформатору многие родители стали называть
новорожденных в его честь. Миша самое популярное имя тех лет.


Последствия «сухого закона»

Преступность сократилась на 70%. Освободившиеся в психиатрических больницах койки были переданы для больных другими заболеваниями. Увеличилось потребление молока населением. Улучшилось благосостояние народа. Укрепились семейные устои. Производительность труда в 1986-1987 годах повышалась ежегодно на 1%, что давало казне 9 миллиардов рублей. Количество прогулов снизилось, в промышленности на
36%, в строительстве на 34% (одна минута прогула в масштабе, страны
обходилась в 4 миллиона рублей). Возросли сбережения. В сберкассы внесено на 45 миллиардов рублей больше. В бюджет за 1985-1990 годы денежных средств от
реализации алкоголя поступило меньше на 39 миллиардов рублей. Но если
учесть, что каждый рубль, полученный за алкоголь, несет 4-5 рублей
убытка, сохранено было в стране не менее 150 миллиардов рублей. Повысились нравственность и гигиена. Уменьшилось число травм и катастроф, убытки от которых снизились на 250 миллионов рублей. Почти исчезла гибель людей от острых отравлений
алкоголем. (Если бы не закоренелые алкоголики, которые пили всё, то
острых отравлений от алкоголя не было бы совсем!!!) Значительно снизилась общая смертность. Смертность
населения в трудоспособном возрасте уменьшилась в 1987 году на 20%,
а смертность мужчин этого же возраста на 37%. Выросла средняя продолжительность жизни, особенно у
мужчин: с 62,4 в 1984 году до 65 лет в 1986 году. Снизилась детская
смертность. Вместо прежнего унылого мрака в рабочих семьях появились: достаток, спокойствие и счастье. Трудовые сбережения шли на обустройство квартир. Покупки стали более целесообразными. Ежегодно продавалось продуктов питания вместо наркотических ядов на 45 миллиардов рублей больше, чем до 1985 года. Безалкогольных напитков и минеральных вод продавалось на 50% больше. Резко уменьшилось число пожаров. Женщины почувствовав уверенность в завтрашнем дне,
начали рожать. В России в 1987 году количество родившихся детей
было самым больших за последние 25 лет. В 1985-1987 годах умирало в год на 200 тысяч
человек меньше, чем в 1984 году. В США, к примеру, такого снижения
добились не за год, а за семь лет.





Оригинал взят у ed_glezin в Антиалкогольная кампания Горбачева была очень успешна. Она спасла 1,6 млн жизней.
Сергей Гуриев
Олег Цывинский

Эта публикация основана на статье «Ratio economica: Высокие дети Горбачева » из газеты «Ведомости» от 09.04.2013, №61 (3323).


Антиалкогольная кампания 1985-1988 гг., начатая Михаилом Горбачевым, — один из самых важных примеров борьбы с пьянством и алкоголизмом в истории. Эта кампания до сих пор остается предметом споров. Более половины опрошенных ВЦИОМом в 2005 г. (58%) в целом позитивно оценивают антиалкогольную кампанию Горбачева. Более трети опрошенных (37%) оценивают ее как ошибочную с самого начала.

Для чего важно дать оценку этим реформам? Чрезмерное употребление спиртного — одна из главных причин смертности в России. Мы писали об исследованиях экономистов Ирины Денисовой из Российской экономической школы, Даниэла Трейзмана из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Юрия Андриенко и Александра Немцова («Водка и сигареты», «Ведомости» от 13.05.2008, и «Пиво без водки», «Ведомости» от 10.11.2009). Исследователи подтвердили: именно алкоголь (и низкие цены на алкоголь) объясняют значительную часть всплеска смертности в России 1990-х гг.

Первые работы о том, что спад смертности в 1980-х и ее рост в 1990-х гг. был связан именно с антиалкогольной кампанией, появились еще в конце 1990-х — в первую очередь благодаря исследованиям российских демографов Владимира Школьникова и Александра Немцова и их британского коллеги Дэвида Леона. Однако только сейчас появились исследования, основанные на долгосрочных данных на уровне регионов. Джей Бхатачария, Кристина Гатман и Грант Миллер опубликовали статью «Антиалкогольная кампания Горбачева и кризис смертности в России» в одном из ведущих журналов по прикладной экономике, American Economic Journal: Applied Economics. Главный результат исследования — горбачевская кампания позволила уменьшить количество смертей на 400 000 (24%) в год. Это огромная величина.

Авторы создали новую базу данных по показателям смертности и их возможным причинам в 77 областях России в период с 1970 по 2000 г. Исследование учитывает, например, разницу в ценах на алкоголь, производство и объем продаж алкоголя на региональном уровне. Тридцатилетний горизонт исследования позволяет получить представление и об эффектах, которые проявляются только через несколько лет или десятков лет. Пожалуй, одна из важнейших проблем, с которой сталкиваются авторы исследования, — это оценка потребления алкоголя. Ведь официальные данные не учитывают рост производства самогона. Чтобы восполнить пробел, авторы изучают данные о продаже сахара (сахар — ключевое сырье для производства самогона), а также данные об уровне алкоголя в крови при посмертном вскрытии. Оба этих метода позволяют оценить неофициальное производство и потребление алкоголя.

Авторы сравнивают регионы с высоким и низким потреблением алкоголя до 1985 г. (учитывая, впрочем, и ряд других факторов). Это важно, поскольку более высокие цены или даже полный запрет не окажет никакого влияния на регионы, где и так не пьют (например, по культурным или религиозным причинам). А на те регионы, где употребление алкоголя было раньше высоким, запрет на потребление алкоголя окажет огромное влияние. Действительно, оказалось, что антиалкогольная кампания сильнее сказалась на пьющих регионах. В среднем в регионе, в котором употребляли дополнительный литр алкоголя на человека в год, в разные годы антиалкогольной кампании потребление уменьшилось на 28-69%.

Результаты исследования таковы. Во время антиалкогольной кампании среднее снижение смертности достигало от 2,07 смерти на 1000 населения в 1985 г. до 3,46 смерти в 1988 г. Это огромное падение. Ведь в 1984 г. показатель смертности составлял около 11 человек на 1000 населения в год. Другими словами, смертность в среднем уменьшилась на 24%. Это примерно 1,6 млн смертей, которых удалось избежать за четыре года кампании. К 1990 г. падение смертности полностью завершилось. Авторы оценивают дополнительные смерти, связанные с завершением борьбы с алкоголизмом, в 2,15 млн в период 1992-1995 гг., это рост на 43% по сравнению с 1989 г. Причины этих дополнительных смертей, как показывает исследования, — отравление алкоголем, сердечные заболевания и рост насильственных смертей — напрямую связаны с увеличением потребления алкоголя.

Еще одно исследование изучает влияние антиалкогольной кампании на долгосрочные последствия для здоровья. Андреа Коэн из Университета Тафта в статье «Протрезвление: влияние антиалкогольной кампании 1985-1989 гг. в России на здоровье детей» приводит данные 1990-х гг. о здоровье детей, рожденных во время антиалкогольной кампании. Автор показывает значительное улучшение в росте, в уровне вакцинации и существенное уменьшение заболеваемости хроническими болезнями у этих детей. Улучшения было особенно заметными в тех регионах, где меры по борьбе с алкоголизмом были наиболее успешными. У детей, рожденных до и после реформы (при прочих равных), таких улучшений не наблюдалось.

Антиалкогольная кампания Горбачева была очень успешна. А ее завершение — одна из важнейших причин роста смертности в начале 1990-х. Безусловно, даже сокращение потребления алкоголя не дает возможности жить вечно. Поэтому снижение смертности продлило жизнь 1,6 млн людей — это и объясняет то, что в начале 1990-х смертность резко превысила долгосрочный тренд, а к середине 1990-х вернулась к тренду. Но и продление жизни, и существенное улучшение здоровья детей, рожденных во время кампании, — это, безусловно, отличный результат, который подтверждает правильность сегодняшнего курса на снижение доступности алкоголя.

Авторы — ректор Российской экономической школы; профессор Йельского университета и Российской экономической школы


Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/10921581/vysokie_deti_gorbacheva#ixzz2Pwwpi97J

Публикации в СМИ: http://www.sovietwine.com/history/antialcogol.html









































Фильм "Джамайка"

Год выпуска: 1987.

Режиссер: Марк Орлов.

В ролях:
Владимир Андреев, Алексей Жарков, Михаил Державин, Марк Орлов, Игорь Тарадайкин, Николай Волков (младший), Любовь Заболоцкая, Бронислава Захарова, Галина Федотова, Владимир Широков.
Социально-психологическая драма по повести Михаила Каминского «Маршруты водителя Беспалова».
Бывший таксист Анатолий Беспалов, а тепеpь - алкоголик по кличке "Джамайка", решает вернуться к нормальной жизни.




Tags: ! - Антиалкогольная компания, ! - История Перестройки, 1985
Subscribe

Posts from This Journal “! - Антиалкогольная компания” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments