ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Еврейский Таллин.

ТА́ЛЛИНН (до 1917 г. Ревель), портовый город на побережье Финского залива Балтийского моря, столица Эстонии. Согласно документам городского архива, первым евреем, обосновавшимся в Ревеле в 1333 г., был врач Иоханнес, приглашенный из Германии. В 1413 г. еврей по имени Пауль купил в Ревеле лавку. Сохранились сведения о пребывании евреев в городе в 17 в., когда он находился под властью Швеции. Однако до начала 19 в. поселение евреев в Эстонии, в том числе в Ревеле, носило спорадический и случайный характер. Известно, например, что в 1717–20 гг. в городе временами работали еврейские кузнецы, однако местные ремесленники и торговцы, как правило, требовали от властей немедленно изгнать евреев-конкурентов (так, в 1730-х гг. ревельские ювелиры просили императрицу Анну Иоанновну удалить из города торговца драгоценными камнями И. М. Саломона).

После того, как в 1742 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ об изгнании всех евреев с территории Российской империи (см. Россия. Русское государство и евреи до 1772 г.), в Ревеле остались лишь выкресты (см. Отступничество). В период царствования Екатерины II в городе вновь начали селиться еврейские торговцы и ремесленники, однако в 1786 г. им запретили приобретать здесь недвижимость и записываться в купеческие гильдии. По некоторым данным, в конце 18 в. – начале 19 в. в Ревеле существовала еврейская община; в документе муниципалитета, датированном 1786 г., упоминается еврейское кладбище на окраине города. В 1804 г. власти запретили евреям проживать в Эстляндской губернии, включая Ревель; этот указ в основном выполнялся: так, в 1804 г. из города выселили еврейских ювелиров, а их имущество конфисковали. К 1820 г. в Ревеле осталось 36 евреев; община, по всей видимости, распалась.

С 1828 г. в Ревеле находилась школа кантонистов; со временем они и демобилизованные солдаты образовали новую еврейскую общину (в 1840-х гг. насчитывала 50–60 членов). В 1844 г. она получила разрешение открыть кладбище, в 1846 г. — молитвенный дом; в 1856 г. организовалась хевра каддиша. Фактическим руководителем и штадланом общины был Я. Куклинский из Полоцка (1812–87), мастер по изготовлению корсетов, получивший вид на жительство в Ревеле благодаря своей редкой специальности. Он активно противодействовал обращению кантонистов в христианство, за что церковные власти и военное командование неоднократно привлекали его к суду (в одном случае он даже был вынужден на время покинуть город). Благодаря усилиям Я. Куклинского число кантонистов, принимавших крещение, сократилось со 110 в 1844 г. до девяти в 1853 г.

С 1865 г. в Ревеле начали селиться евреи (главным образом ремесленники, получившие право жить вне черты оседлости) из Литвы, позднее — из Курляндии (см. Латвия) и Белоруссии. К 1871 г. численность еврейского населения города возросла до 412 человек, к 1881 г. — до 963. В 1876 г. евреям разрешили селиться и приобретать недвижимость во всех районах Ревеля. После 1881 г. из города стали изгонять тех, кто не имел права жительства за пределами черты оседлости; тогда же немало ревельских евреев эмигрировало, главным образом в США. В результате численность еврейского населения Ревеля за шесть лет сократилась на треть и в 1887 г. составила 647 человек. В 1893 г. началась новая волна изгнаний, однако императорским указом, изданным в 1894 г., всем евреям, которые жили в Ревеле до 1880 г., было разрешено остаться в городе. В 1897 г. в нем насчитывалось 1193 еврея; среди них преобладали ремесленники (кузнецы, сапожники, портные, кровельщики, часовщики, стекольщики), мелкие торговцы и отставные солдаты.

В 1867 г. и 1870 г. в Ревеле начали работать два новых молитвенных дома: первый из них открыли (в здании военного склада) отставные солдаты, второй — ремесленники и торговцы. Община оказалась под угрозой раскола, и по решению ее руководителей в 1876 г. была освящена большая синагога, где могли молиться все желающие; с 1885 г. она размещалась в здании, выстроенном для нее на средства, собранные евреями по подписке (разрушено в 1941 г.). В 1860–70-х гг. в Ревеле неоднократно предпринимались попытки создать еврейское учебное заведение, однако они окончились неудачей из-за отсутствия преподавателей: раввинов и профессиональных педагогов в город не допускали, а ремесленников, становившихся учителями, тут же высылали из Ревеля как прекративших заниматься деятельностью, дающей право селиться вне черты оседлости. Лишь около 1875 г. отставной солдат открыл хедер, где изучались и светские дисциплины; вскоре он был преобразован в народное училище, а в начале 20 в. — в хедер метуккан (см. Образование еврейское. Новое и новейшее время). Состоятельные евреи посылали детей в гимназии или в литовские иешивы. Частная еврейская школа для мальчиков и девочек (с обучением на русском языке), основанная в 1880 г., вскоре закрылась из-за недостатка средств (Общество для распространения просвещения между евреями в России отказалось поддержать ее). Народное еврейское училище, где преподавание велось на русском языке, но изучался и иврит, появилось в Ревеле лишь в 1913 г.; в первый год в училище было 24 ученика, в 1915 г. — 45, в 1916–17 гг. — 57.

С 1880-х гг. в Ревеле получили распространение идеи еврейского национального возрождения; возникло общество Ховевей Цион, которое после 1-го Сионистского конгресса влилось во всемирную Сионистской организацию; члены этого общества составляли большинство в руководстве общины. В начале 20 в. многие молодые евреи Ревеля вступили в социал-демократическую партию; в городе действовала также небольшая ячейка Бунда, в период революции 1905–1907 гг. был создан отряд самообороны. В 1907 г. группа еврейских интеллигентов основала в Ревеле «Литературно-театральный клуб».

После начала Первой мировой войны евреи Ревеля подверглись преследованиям со стороны гражданской администрации и военного командования, которые обвинили их в помощи Германии. В 1915–16 гг. в город прибыло около двух тыс. еврейских беженцев из Польши, Литвы и Латвии; община оказала им посильную помощь. В 1917 г. в Таллинне начал работать культурный центр «Бет-‘ам», в январе 1918 г. сторонники языка идиш, придерживавшиеся левой ориентации, основали Общество имени Х. Н. Бялика, открывшее в том же году свой клуб. В ноябре 1918 г., когда власть в Таллинне перешла к временному правительству Эстонской республики, представители сионистов, еврейских социалистов, организации религиозных ортодоксов Нецах Исраэль и правления синагоги образовали Национальный политический комитет из девяти человек во главе с Г. Х. Айзенштадтом (1885–?), действовавший до мая 1919 г. (когда съезд делегатов еврейских общин Эстонии в Тарту избрал Временный национальный комитет) как представительный орган евреев Таллинна и всей страны. В 1918–19 гг. несколько десятков евреев Таллинна вступили в «студенческий батальон» и другие части вновь созданной эстонской национальной армии и приняли участие в боях за независимость страны.

В 1920–30-х гг. численность еврейского населения Таллинна продолжала увеличиваться, как за счет естественного прироста, так и в результате переселения в город еврейских семей из других населенных пунктов Эстонии. В 1918 г. в Таллинне проживали 1523 еврея, в 1922 г. — 1929, в 1934 г. — 2203 (около 50% еврейского населения страны). По данным на 1935 г., торговцы составляли 28,7% самодеятельного еврейского населения города, служащие — 24,4%, рабочие (в основном на текстильной фабрике, принадлежавшей еврею) — 16% (треть из них — женщины), ремесленники — 11,7%, представители свободных профессий — 10,7%, промышленники — 4,7%, учителя — 2,5%. До конца 1920-х гг. экономическое положение евреев Таллинна было сравнительно благоприятным, однако в дальнейшем наступило ухудшение, обусловленное общим упадком народного хозяйства страны и попытками вытеснить из него представителей национальных меньшинств. Если в конце 1920-х гг. неимущие составляли три–четыре процента еврейского населения города, то в середине 1930-х гг. — семь–восемь процентов. Помощь им оказывало общество Цдака гдола и другие благотворительные (см. Благотворительность) организации. Льготные и безвозвратные ссуды этим организациям, а также учреждениям культуры и учебным заведениям предоставлял Еврейский кооперативный банк, основанный в 1922 г. Совместно с созданным в начале 1930-х гг. Объединением еврейских коммерсантов (с 1938 г. — Объединение еврейских коммерсантов, промышленников и ремесленников) он помог многим владельцам предприятий, торговых фирм и мастерских выстоять в конкурентной борьбе, которая стала в 1930-х гг. особенно острой; принимались также меры, направленные на сокращение безработицы среди евреев. Председателем правления банка и главой объединения долгое время был крупный предприниматель Ц. Х. Гуткин.

После Первой мировой войны значительно активизировалась общественная жизнь евреев Таллинна. Первоначально ведущую роль в ней играла религиозная община, занимавшаяся, в частности, благотворительностью, вопросами культуры и образования; под ее эгидой находились публичная библиотека и архив. С учреждением в 1926 г. еврейской национально-культурной автономии в Эстонии (о своей принадлежности к ней заявили 90–92% евреев Таллинна) ее руководящий орган — Культурный совет (председатель Г. Х. Айзенштадт) — взял на себя многие функции общины (в 1927–40 гг. ее возглавлял верховный раввин страны Х. А. Гомер), а по закону, принятому в 1937 г., ей было предписано заниматься только религиозными делами. На протяжении всего межвоенного периода важнейшим центром еврейской культуры в Таллинне являлось Общество имени Бялика, при котором работали полупрофессиональная драматическая труппа (выступавшая в Риге, Хельсинки и по эстонскому радио), хор и библиотека. По приглашению Общества Таллинн посетили Х. Н. Бялик (в 1931 г.), Х. Житловский, П. Гиршбейн, И. Мангер и другие. В 1927 г. левые По‘алей Цион и группа прокоммунистически настроенных еврейских интеллигентов основали общество Лихт, ставшее в конце 1930-х гг. секцией Идишер култур-фарбанд. В 1928 г. в Таллинне открылось отделение общества Тарбут. Работало также Еврейское академическое общество, спортивный клуб «Маккаби» (с 1920 г.), еврейский теннисный клуб, еврейский бридж-клуб и т. п. В городе действовали ячейки рабочих сионистских партий, Союза сионистов-ревизионистов, Хе-Халуца, ВИЦО, молодежных движений Бетар, Ха-Шомер ха-ца‘ир, Герцлия, представительство Керен ха-иесод. В 1920–30-х гг. около 100 евреев репатриировались из Таллинна в Эрец-Исраэль, где поселились, в частности, в киббуцах Кфар-Блюм и Эйн-Гев. В 1919 г. в Таллинне открылась начальная еврейская школа (с 1923 г. — гимназия; директор в 1922–41 гг. — С. Я. Гурин); тогда же еврейское народное училище перешло в ведение общины и стало называться «Иврия». В 1926 г. оба учебных заведения были переподчинены Культурному совету, и в качестве языка преподавания в них начали вводить иврит. Это вызвало недовольство сторонников идиш; в 1928 г. они открыли свою школу и детский сад и потребовали от Культурного совета средств на их содержание, угрожая в противном случае выйти из автономии (что могло привести к ее упразднению, поскольку по эстонским законам она должна была насчитывать не менее трех тысяч членов, а численность еврейского населения Эстонии составляла в то время менее четырех с половиной тысяч человек). В конечном итоге участники конфликта заключили компромиссное соглашение об открытии в таллиннской еврейской гимназии классов с преподаванием на идиш. В 1922/23 учебном году еврейские учебные заведения посещали около 40% еврейских детей Таллинна, в 1928–29 гг. — 84%, в 1933–34 гг. — 68,7%; остальные учились большей частью в русских и немецких учебных заведениях, а после прихода нацистов к власти в Германии (1933) — в русских и эстонских.

В 1920-х гг. отношения между евреями и христианами в Таллинне были в основном нормальными; лишь отдельные газеты вели антисемитскую пропаганду. В 1930-х гг. юдофобские настроения усилились, начали раздаваться призывы к изгнанию евреев из эстонской экономики, они стали подвергаться нападениям со стороны пронацистских элементов, главным образом членов организации Вапсид.

19 июня 1940 г. в Таллинн вступили советские войска; некоторые евреи, в основном члены коммунистической партии и общества Лихт, приветствовали их (А. Гуткин, сын Ц. Х. Гуткина /см. выше/, снял эстонский национальный флаг с башни господствующего над городом Вышгородского замка) и приняли участие в создании новых органов власти. Была ликвидирована национально-культурная автономия, распущены еврейские политические организации, многие общинные учреждения и культурные ассоциации, включая Общество имени Бялика. В школах отменили уроки иврита и истории еврейского народа, стали вести занятия только на идиш и эстонском языке. Принадлежавшие евреям (как и представителям других национальностей) земли, дома, банки, промышленные и торговые предприятия были национализированы. Позднее начались аресты тех, кто подозревался в экономических преступлениях или запрещенной политической деятельности; двух руководителей секции Союза сионистов-ревизионистов приговорили к смертной казни (расстреляны в 1942 г.). 14 июня 1941 г. из Таллинна выслали несколько сотен евреев, в основном представителей имущих классов или видных общественных деятелей и членов их семей; мужчин отправили в исправительно-трудовые лагеря, женщин и детей — в ссылку.

Вскоре после начала советско-германской войны в Таллинн стали прибывать еврейские беженцы из Литвы и Латвии; некоторые евреи города вступили в народное ополчение. С приближением германских войск к Таллинну более 50% его еврейского населения эвакуировалось; многие из тех, кому удалось покинуть город, впоследствии сражались в рядах Эстонского корпуса и других частей Красной армии. Немало евреев погибло во время осады Таллинна, начавшейся 7 августа 1941 г., и при попытке эвакуироваться морским путем. Ко времени падения города (28 августа) в нем находилось около тысячи евреев. Оккупационная администрация конфисковала их имущество, приказала им носить отличительный знак, запретила менять место жительства, заниматься медицинской практикой, посещать общественные места, ходить по тротуарам и т. п. Вскоре начались массовые аресты евреев, главным образом мужчин: первоначально трудоспособных отправили на принудительные работы, остальных (в том числе всех арестованных женщин) бросили в тюрьму. С середины сентября зондеркоммандо 1-А (см. Эйнзацгруппен) и эстонские пособники нацистов стали вывозить евреев небольшими группами за город и расстреливать; к 19 декабря 1941 г. было убито 610 человек. Несколько сотен женщин и детей отправили в концентрационный лагерь Харку, а из него в феврале 1942 г. перевезли в Псков, где их поголовно уничтожили. Близ Таллинна происходили также массовые казни евреев, доставленных из Германии и Терезина. В сентябре 1944 г., когда Красная армия вновь заняла Таллинн, в нем оставалось пять евреев.

После изгнания нацистов в Таллинн стали возвращаться евреи, находившиеся в эвакуации; вскоре их число достигло 1500 человек. В конце 1940–50-х гг. еврейское население Таллинна значительно увеличилось, главным образом за счет притока переселенцев из других республик Советского Союза; в город вернулись также многие из тех, кто был депортирован из него 14 июня 1941 г. В 1959 г. в Таллинне проживало 3714 евреев, в 1971 г. — 3754, в 1989 г. — 3646 (только ашкеназов). В 1959 и 1971 гг. уроженцы Эстонии составляли лишь около 50% таллиннского еврейства; в 1959 г. число евреев Таллинна, назвавших идиш родным языком, составило 947 человек, в 1971 г. такой же ответ дали 865 человек и еще 125 человек сообщили, что идиш — их второй родной язык. В послевоенный период в Таллинне работала одна синагога, мацца доставлялась в город из Риги, мохел приезжал из Латвии или из Ленинграда (см. Санкт-Петербург). В 1964 г. в Таллинне была создана еврейская драматическая труппа; существовал также еврейский оркестр, однако в начале 1970-х гг. эти коллективы распались из-за того, что многие их участники уехали в Израиль (всего в 1967–88 гг. из Таллинна репатриировались в Израиль около 400 человек, в 1989–94 гг. из всей Эстонии — 898).

В 1988 г. в Таллинне начало действовать Общество еврейской культуры (первый председатель — Шмуэль (Самуил) Лазикин, ныне живет в Израиле; в середине 1990-х гг. общество возглавлял Г. Грамберг). С декабря 1988 г. выходит еврейская газета «Ха-Шахар — Рассвет». В 1990 г. возобновила работу еврейская гимназия Таллинна (директор М. Бейлинсон).
http://www.jewukr.org/content/index.php/2012-01-30-23-05-04/552-2012-01-30-22-08-58





НоваЯ синагога в Таллине

«Пробудись, Эстония!» – такими словами на трех языках главный раввин Эстонии Эфраим Кот открыл в 2007 году при участии главных раввинов России и Израиля новую синагогу в Таллине. Раввин Шмуэль Кот заявил, что открытие синагоги будет способствовать возрождению еврейской общины в стране, которая до начала второй мировой войны насчитывала около пяти тысяч человек, а в настоящее время – около трех тысяч. По его словам, «теперь у людей будет возможность почувствовать себя евреями».

В церемонии открытия приняли также участие президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, глава эстонского правительства Андрус Ансип, вице-премьер Израиля Шимон Перес, главный раввин Израиля Иона Мецгер, главный раввин России Берл Лазар и многие другие гости из Эстонии и из-за рубежа. Кроме того ее посетили президент Евро-Азиатского еврейского конгресса Александр Машкевич, президент Европейского еврейского конгресса Пьер Биснаину и исполнительный директор Национальной конференции в поддержку советского еврейства Марк Левин. В соответствии с традицией, перед внесением в новое здание был дописан свиток Торы.

До настоящего времени Таллин являлся единственной столицей в Европейском Союзе, которая не имела своей синагоги.

Историческое здание таллинской синагоги было освящено в 1885 году и разрушено во время мартовской бомбардировки города в 1944 году. Во время Великой Отечественной войны исчезли и другие синагоги, располагавшиеся ранее на территории республики. Новая синагога находится в центре столицы, составляя единый комплекс с гимназией и общинным центром. Общая площадь здания составляет 975 кв. м, площадь главного зала 106 кв. м – здесь могут одновременно молиться 105 человек, в зале можно проводить концерты.

В Таллиннской синагоге расположатся единственная в стране миква, музей истории евреев Эстонии, административные помещения общины.

На первом этаже синагоги откроется первый в послевоенной Эстонии кошерный ресторан на 60 мест и магазин кошерных продуктов.

Строительство, начатое в 2005 году и потребовавшее около двух миллионов долларов, было обеспечено щедрыми дарами. По просьбе главного спонсора строительства Александра Бронштейна Таллиннская синагога будет носить имя его матери.

Первый камень в фундамент нового здания был заложен президентом Израиля Моше Кацавом 19 сентября 2005 года во время официального визита в Эстонию.

Участвовавшая в праздничных мероприятиях руководимая р. Лазаром делегация еврейской общины России возложила цветы к памятнику жертвам Холокоста на месте бывшего концлагеря Клоога близ Таллина.

Главный раввин России и посол России в Эстонии Николай Успенский на военном кладбище Таллина возложили цветы к Бронзовому солдату.

Раввин Лазар прочел кадиш по погибшим в борьбе с нацизмом. «Евреи России, Европы и всего мира не забудут подвига солдат Красной армии, освободившей мир от страшного зла – нацизма. Для меня это возможность поклониться тем, кто отдал свою жизнь в этой борьбе. Это мой священный долг», – заявил раввин Лазар.

Как сообщили в пресс-службе МИД Эстонии ряд встреч с руководителями страны провел Ш. Перес. Вице-премьер Израиля также возложил венок к памятнику жертвам Холокоста.

http://www.e-slovo.ru/341/1pol1.htm



На открытии новой синагоги

















































Ещё фото тут: http://public.fotki.com/Ed-Glezin/c3j6i/2014-01-25-/page3.html

Tags: Таллин, евреи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments