ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Последний бой Елены Сергеевны.

Оригинал взят у zina_korzina в Последний бой Елены Сергеевны.
  • На днях мы обсуждали молодёжное кино поздних 1980-х и на этой волне я решила пересмотреть «Дорогую Елену Сергеевну» - вещь совершенно не характерную для Эльдара Рязанова, но весьма вписывающуюся в атмосферу Перестройки. Некоторые люди даже удивляются, узнавая, что это - Рязанов, прекрасный бытописатель застойной интеллигенции и её маленьких радостей. Да, я в курсе, что есть ещё пьеса, по которой поставлен фильм, и она написана ещё в 1979 году. Но мы будем говорить именно о фильме, потому что сценарий некоторым образом отличается от исходного материала - не сюжетом, разумеется, а деталями, но именно в деталях - вся правда времени. Сюжет прост. Для тех, кто не знает - четверо учеников пришли к своей учительнице с подарками, чтобы она позволила им совершить подлог, то есть тихонечко положить правильно сделанные экзаменационные контрольные взамен двоечно-троечных. Одному парню позарез нужна троечка, второму - пятёрка, третьему ничего не надо - он набивается в лидеры и хочет себя круто проявить. А девочке что нужно? Просто быть со своим Пашей, будущим филологом, которому без пятёрки по ненужной ему математике придётся не очень сладко - серебряная медаль идёт лесом.

    дорогая елена

    Вообще, фильм по накалу, да и по раскрытию человеческих (точнее - нечеловеческих) качеств близок к триеровскому «Догвиллю». Но это надо смотреть. Рязанов - вообще мастер (когда работает именно, что от души). Так вот... Как обычно, главный подонок - мажор, мальчик из элитной компании, который произносит массу хлёстких фраз о новом поколении и о модном тогда «лидерстве» (сие словечко чаще многих встречается в прессе тех лет), об умении побеждать, наплевав на средства. Ну и остальные тоже - мягко говоря, нехороши. Обычно об этом фильме говорят так: подонки извели светлую женщину из породы ангелов. Но так ли уж не виновна сама учительница? Кстати, авторы фильма, в отличие от критиков и многих зрителей, не так уж однозначны и односложны в трактовке учительницы, и Марина Неёлова совершенно гениально играет...нет, не безвинную жертвушку, а одну из главных виновниц развернувшейся трагедии. Посмотрите - учительница не выглядит убедительной, она напоминает живую куклу, отвечающую заготовленными лозунгами. Детки ей довод (пусть ужасный), она им - звонкий лозунг. Они ей - слова, она им - транспаранты. Они - подонки, но живые. Она - шарманка, хотя и напичканная правильными словами.

    78774724_large_4000491_dorogaya

    Откуда ваялись все эти мальчики-мажоры и девочки, которые признаются, что хранят невинность, дабы подороже её продать? Такое обычно заводится от грязи. И от красивых слов, которые не связаны с делом. У Ляли (которая собралась торговать невинностью) мама - клон Елены Сергеевны, «скромная библиотекарша», которая, скорее всего, денно и нощно долбила про красоту души и бессмысленность тряпок. Но девочке хочется именно тряпок, а в существование души она не верит - в силу научного атеизма. Благими намерениями дерзновенных училок и библиотекарш-нестяжательниц дорога всегда вымощена в Ад. Прямиком. Кстати, если посмотреть внимательно, то Елена Сергеевна при всей своей упёртой лозунговости постоянно идёт на компромиссы. Она берёт подарок от учеников? Берёт. Пьёт с ними? Пьёт. И видит, как при ней в нуль напивается один из ребят. По ходу дела выясняется, что Елена Сергеевна подсказывала на контрольной двоечнику. Но он не въехал. Всё - в деталях. Либо ты - гнёшь одну линию, либо - другую. Либо ты железо, либо ты - месиво. Принципиальная? Ну не пускала бы к себе деток с бутылкой. Правильная? Зачем подсказывала? И вообще, это же твой ученик и ты ничего не знала о его способностях к математике.

    dorogaja.elena.sergeevna.avi.image4

    Она постоянно говорит о неких идеалах, точнее - о попранных идеалах. Противопоставляет поколения - мы были ого-го, а вы стали ой-ёёё. Но идеалов-то у неё нет, а есть набор штампов. Вся эта ситуация очень похожа на ситуацию в стране. Один в один. Не отдадим завоеваний социализма! А в ответ: да обожритесь вы своими идеалами, дайте нам жвачку и музон. Дети в фильме - очень точное отражение общественного сознания и - поведения. Сначала Елены Сергеевны и библиотекарши вкупе с папашками мажоров создали тупик, а потом удивились, что дети получились не те. А кто этих детей создал? Не Елена Сергеевна, нет? Совершенно правильно говорит один из героев: мы - ваше произведение. Мы - одной масти. Мы - это то, что состряпали вы. Сейчас принято рассуждать и даже - плакать о том, что «нам развалили наш СССР». Не мы, а нам. То есть мы не принимали участия. Мы не хотели, не собирались, не кричали. А кто-то со стороны всё это устроил. Это позиция Елены Сергеевны с её заготовленными ответами-лозунгами. С дешёвым пафосом. Хотя, конечно же, она по сути - молодец. В конечном итоге. Стержень есть, точнее - был. Последний и единственный бой Елены Сергеевны. Вот ка бы ещё не было шелухи в виде лозунгов, тогда бы и судьба у всех нас могла бы стать иной.

  • Tags: 80-е, Горбачев, Перестройка, кино Перестройки
    Subscribe
    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 0 comments