ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Анти-мажорное кино Перестройки

Оригинал взят у zina_korzina в Анти-мажорное кино 1980-х.
  • Позднесоветское перестроечное кино было не столько интересным и талантливым, сколько острым. Это были не картины, а, скорее, плакаты-лозунги, кричащие, что так жить нельзя. У перестроечных фильмов были свои схемы и своя логика - начиная смотреть ту или иную картину, сразу можно было представить, что покажут, в каком ракурсе и чем всё это закончится. Общий смысл - СССР в том виде, который мы построили всеобщими усилиями, не укладывается ни в какие рамки - ни в цивилизованно-западные, ни - что самое ужасное - в классически-советские. То, за что боролись и то, к чему стремились, начиная с 1917 года, в СССР 1980-х существовало исключительно в отчётах, которые никто не читал и в лозунгах, которые никому не были интересны. Так вот, кино - это всегда отражение настроений эпохи. Так называемого «нежизненного искусства» попросту не бывает в природе - если оно нежизненное, стало быть, оно в данный момент времени нужно и востребовано. Так вот, перестроечные ленты. В тогдашних кинофильмах врагом Перестройки чаще всего выступал парткомовец или чиновник из главка, начальник в сером костюме, проводящий дни в шикарно отделанном кабинете, а вечера - в саунах с ногасто-губастыми девочками, которых непременно следовало показать голыми, крупным планом.

    Курьер 1986
  • Кадры из фильма «Курьер».

    В молодёжно-юношеском кино таким врагом был...даже не комсомольский лидер, как может показаться в первый момент, а - мажор. Что такое мажор? Это, как раз, сынок того самого начальника. Мальчик на папиной «Волге», увешанный плеерами с модным музоном, напичканный инглишем (из полузакрытой спецшколы), нацеленный на МГИМО и последующие загранкомандировки. Мальчик, знающий с детства вкус всех жувачек мира и запахи всех дорогих парфюмов, а также различающий бренды, тренды и умеющий по первым трём нотам угадать песняк из нового диска модной певицы. У вас на обшарпанной стенке общаги только постер с её личиком (и всем остальным) да затёртая кассета с позапрошлогоднего концерта (хорошо, коли BASF, а то МК-60), а у него - последние записи, прямо из Лондона. Современной молодёжи этого не понять - что такое доставать музыку. Тогда крутым считался тот, у кого - записи. Перестройка - эпоха завистливых и обиженных бытом мальчиков-миноров, которые прятали свою зависть под маской красивого цинизма. Тогда это было просто. У тебя - папа-начальник и видак в гостиной? Но ты - глуп и неинтересен. И вообще - сейчас моё время. Так вот, кино. В картинах тех лет мальчик-мажор или девочка-хайлайфистка (тогда был такой термин от high-life) всегда изображались, как глупые и подлые или даже как преступные особи.

    Соблазн 1987
  • Кадры из фильма «Соблазн».

    В культовой молодёжной драме «Курьер» (1986) главный герой Иван (житейски умён, слегка циничен, но, разумеется, добр и прекрасен душой) попадает в компанию мажоров - юные полудурки жадно смотрят какое-то кунг-фу, попивают импортное пойло и хвалятся друг перед другом невыносимой крутизной, понятной только в позднем СССР. Особенно запоминается одна смуглая фифа - листая журнал мод, она уверяет окружающих, что такой отстой в Париже давно уже не носят. В ответ на это Иван устраивает шоу с потреблением французского парфюма вовнутрь. Мажорство лечится только шоковой терапией. Разумеется, нам показывают, что мир Ивана и мир позднесоветского high-life-а с его видюшными страстями никак не могут пересекаться. Или вот - кино под нехарактерным для советского проката названием «Соблазн» (1987). Девочка, живущая в хрущобе, полюбила мальчика из элитной среды, для чего и попыталась затесаться в чужой для неё мир. Финал сказки про Золушку оказался чуть печальнее, чем мы привыкли ожидать - перестроченую Сандрильону грубо и смачно отмутузили девочки-мажорки. Правда, и Сандрильона оказалась не из породы эфирных эльфиков - тоже им добавила (см.видео в конце поста). Что нам хотели сказать? Только одно - мажоры-дрянь, туда лезть незачем. Культ тряпок и мещанской пошлости. помноженный на вседозволенность.

    ДЕС-1
  • Кадр из фильма «Дорогая Елена Сергеевна».

    Да. Хороших мажоров в перестроечном кино попросту нет. Совсем. Если они появляются на экране, стало быть, сейчас нам покажут либо тупость, либо подлость, либо даже преступление. Для киношного мажора нет запретных и табуированных тем. В «Дорогой Елене Сергеевне» (1988) именно мажорный сынок подбивает ребят на преступление. Смысл - ему-то при любом раскладе всё сойдёт с рук. Что интересно, именно хайлайфисты являлись носителями западных ценностей, в то время объявленных правильными. Вроде бы как. На первый взгляд. Они брезговали всем советским, особенно ширпотребом и музыкой. Они жадными очами смотрели в сторону заграницы. В своих вкусах и предпочтениях они равнялись на персонажей западного кино и буржуйских журналов мод. Но именно мажоры были плоть от плоти позднесоветской гнилой системы. Кому ещё в мире был бы интересен сын председателя райисполкома? Или дочка заведующего складом? Или...о, ужас...ребёнок главы автосервиса. Мажоры - это ярчайший антипод западных yuppie (при полном совпадении вкусов). Яппи - сами, мажоры - на папиной «Волге». Инфантильны, мерзковаты, подловаты. Это в кино. В жизни всё было сложнее.

    А-1
  • Кадр из фильма «Авария - дочь мента».

    В жизни была лютая зависть минорных умников и прочих девочек-децибеллочек к мажорным везунчикам, к сынкам и дочкам, к барам и тряпкам. Не к их инглишу, и даже не их тёплому местечку в МГИМО, а конкретно к их Sharp-ам и вискарю в баре. Искусство всегда отвечает на запросы, особенно быстро это происходит в эпоху потрясений. Отсюда образы подонков, как в «Аварии - дочери мента» (1989). Замечу, что измываются над девчонкой не гопники и не ещё какие-нибудь любера, а именно мажоры. Неюные (им глубоко за 20), но, судя по всему, нигде и ничем не занятые. Нам всеми силами давали понять: именно советские хайлайфисты - главные враги...Перестройки. Ещё более дикие, чем их папашки. Потому что только спецпаёк даёт им право на понты. Не в последнюю очередь, советский строй развалили из...зависти к мажорству. Очень мало, кто сейчас вспоминает так называемую борьбу с привилегиями, громкое закрытие магазинов сети «Берёзка» в 1988 году, разоблачение парторгов, превративших кормило в кормушку. Большинству людей было наплевать на свободу слова и прочие гуманитарно-общечеловеческие ценности. Главным было другое: «Отдайте нам - наше! Мы тоже хотим носить платье от Кардена!» Или вот в забытой ныне, но довольно-таки примечательной картине «Публикация» (1988) травля пожилой учительницы происходит с подачи школьных мажоров.

    П-1
  • Кадр из фильма «Публикация».

    Им противостоят правильные, чёткие пацаны с люберовским заквасом, типичные такие неформалы с тягой к социальной справедливости. Да - мажорам всегда противопоставляется яркий нефор, как одна из главных движущих сил Перестройки. Ему, как раз, не нужны цацки и шмотки, он и в клетчатых штанах походит, особливо, если с косухой да ещё и под брейк-данс*. Он из принципа. И он не понимает, что другие орут за Перестройку исключительно, ради джинсов, жвачек и доступа к кормушкам. Мажор - гад, нефор - гуд. Но его потом всё равно оттеснили, затоптали и понеслись дальше, в сочные и пряные 1990-е. А там уже пришли иные герои и иные смыслы. Кстати, очень часто при разборе кино, мне пишут, что именно мажоры хорошо устроились и в 1990-х. Не думаю. Они попытались устроиться. Но. Мир 1990-х был слишком жесток для нежных, инфантильных хайлайфистов, которые привыкли во всём полагаться на влиятельного папу или известную маму. Хотя, какой же он теперь влиятельный?! Да и мама никому теперь не нужна со своим колоратурным сопрано...



    * Примечание. Пост попал в топы потому что 11 (!!!) человек в своих блогах развенчали мой убогий ум и незнание реалий. Ум убогий (тут уж ничего не попишешь), однако я (сдуру - с чего же ещё) хотела просто показать некий собирательный образ анти_мажора - клетчатые штаны-косуха-брейк... Но не вышло. Опять же 9 комментариев на тему. Вспоминаю свой пост, где я так же неудачно пошутила про нефтяников брянщины. И вышла в топ за счёт того, что люди кинулись меня переубеждать и доказывать, что таковых нет.

  • Tags: 80-е, Горбачев, Перестройка, кино Перестройки
    Subscribe
    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 1 comment