В молодёжно-юношеском кино таким врагом был...даже не комсомольский лидер, как может показаться в первый момент, а - мажор. Что такое мажор? Это, как раз, сынок того самого начальника. Мальчик на папиной «Волге», увешанный плеерами с модным музоном, напичканный инглишем (из полузакрытой спецшколы), нацеленный на МГИМО и последующие загранкомандировки. Мальчик, знающий с детства вкус всех жувачек мира и запахи всех дорогих парфюмов, а также различающий бренды, тренды и умеющий по первым трём нотам угадать песняк из нового диска модной певицы. У вас на обшарпанной стенке общаги только постер с её личиком (и всем остальным) да затёртая кассета с позапрошлогоднего концерта (хорошо, коли BASF, а то МК-60), а у него - последние записи, прямо из Лондона. Современной молодёжи этого не понять - что такое доставать музыку. Тогда крутым считался тот, у кого - записи. Перестройка - эпоха завистливых и обиженных бытом мальчиков-миноров, которые прятали свою зависть под маской красивого цинизма. Тогда это было просто. У тебя - папа-начальник и видак в гостиной? Но ты - глуп и неинтересен. И вообще - сейчас моё время. Так вот, кино. В картинах тех лет мальчик-мажор или девочка-хайлайфистка (тогда был такой термин от high-life) всегда изображались, как глупые и подлые или даже как преступные особи.
В культовой молодёжной драме «Курьер» (1986) главный герой Иван (житейски умён, слегка циничен, но, разумеется, добр и прекрасен душой) попадает в компанию мажоров - юные полудурки жадно смотрят какое-то кунг-фу, попивают импортное пойло и хвалятся друг перед другом невыносимой крутизной, понятной только в позднем СССР. Особенно запоминается одна смуглая фифа - листая журнал мод, она уверяет окружающих, что такой отстой в Париже давно уже не носят. В ответ на это Иван устраивает шоу с потреблением французского парфюма вовнутрь. Мажорство лечится только шоковой терапией. Разумеется, нам показывают, что мир Ивана и мир позднесоветского high-life-а с его видюшными страстями никак не могут пересекаться. Или вот - кино под нехарактерным для советского проката названием «Соблазн» (1987). Девочка, живущая в хрущобе, полюбила мальчика из элитной среды, для чего и попыталась затесаться в чужой для неё мир. Финал сказки про Золушку оказался чуть печальнее, чем мы привыкли ожидать - перестроченую Сандрильону грубо и смачно отмутузили девочки-мажорки. Правда, и Сандрильона оказалась не из породы эфирных эльфиков - тоже им добавила (см.видео в конце поста). Что нам хотели сказать? Только одно - мажоры-дрянь, туда лезть незачем. Культ тряпок и мещанской пошлости. помноженный на вседозволенность.
Да. Хороших мажоров в перестроечном кино попросту нет. Совсем. Если они появляются на экране, стало быть, сейчас нам покажут либо тупость, либо подлость, либо даже преступление. Для киношного мажора нет запретных и табуированных тем. В «Дорогой Елене Сергеевне» (1988) именно мажорный сынок подбивает ребят на преступление. Смысл - ему-то при любом раскладе всё сойдёт с рук. Что интересно, именно хайлайфисты являлись носителями западных ценностей, в то время объявленных правильными. Вроде бы как. На первый взгляд. Они брезговали всем советским, особенно ширпотребом и музыкой. Они жадными очами смотрели в сторону заграницы. В своих вкусах и предпочтениях они равнялись на персонажей западного кино и буржуйских журналов мод. Но именно мажоры были плоть от плоти позднесоветской гнилой системы. Кому ещё в мире был бы интересен сын председателя райисполкома? Или дочка заведующего складом? Или...о, ужас...ребёнок главы автосервиса. Мажоры - это ярчайший антипод западных yuppie (при полном совпадении вкусов). Яппи - сами, мажоры - на папиной «Волге». Инфантильны, мерзковаты, подловаты. Это в кино. В жизни всё было сложнее.
В жизни была лютая зависть минорных умников и прочих девочек-децибеллочек к мажорным везунчикам, к сынкам и дочкам, к барам и тряпкам. Не к их инглишу, и даже не их тёплому местечку в МГИМО, а конкретно к их Sharp-ам и вискарю в баре. Искусство всегда отвечает на запросы, особенно быстро это происходит в эпоху потрясений. Отсюда образы подонков, как в «Аварии - дочери мента» (1989). Замечу, что измываются над девчонкой не гопники и не ещё какие-нибудь любера, а именно мажоры. Неюные (им глубоко за 20), но, судя по всему, нигде и ничем не занятые. Нам всеми силами давали понять: именно советские хайлайфисты - главные враги...Перестройки. Ещё более дикие, чем их папашки. Потому что только спецпаёк даёт им право на понты. Не в последнюю очередь, советский строй развалили из...зависти к мажорству. Очень мало, кто сейчас вспоминает так называемую борьбу с привилегиями, громкое закрытие магазинов сети «Берёзка» в 1988 году, разоблачение парторгов, превративших кормило в кормушку. Большинству людей было наплевать на свободу слова и прочие гуманитарно-общечеловеческие ценности. Главным было другое: «Отдайте нам - наше! Мы тоже хотим носить платье от Кардена!» Или вот в забытой ныне, но довольно-таки примечательной картине «Публикация» (1988) травля пожилой учительницы происходит с подачи школьных мажоров.
Им противостоят правильные, чёткие пацаны с люберовским заквасом, типичные такие неформалы с тягой к социальной справедливости. Да - мажорам всегда противопоставляется яркий нефор, как одна из главных движущих сил Перестройки. Ему, как раз, не нужны цацки и шмотки, он и в клетчатых штанах походит, особливо, если с косухой да ещё и под брейк-данс*. Он из принципа. И он не понимает, что другие орут за Перестройку исключительно, ради джинсов, жвачек и доступа к кормушкам. Мажор - гад, нефор - гуд. Но его потом всё равно оттеснили, затоптали и понеслись дальше, в сочные и пряные 1990-е. А там уже пришли иные герои и иные смыслы. Кстати, очень часто при разборе кино, мне пишут, что именно мажоры хорошо устроились и в 1990-х. Не думаю. Они попытались устроиться. Но. Мир 1990-х был слишком жесток для нежных, инфантильных хайлайфистов, которые привыкли во всём полагаться на влиятельного папу или известную маму. Хотя, какой же он теперь влиятельный?! Да и мама никому теперь не нужна со своим колоратурным сопрано...
* Примечание. Пост попал в топы потому что 11 (!!!) человек в своих блогах развенчали мой убогий ум и незнание реалий. Ум убогий (тут уж ничего не попишешь), однако я (сдуру - с чего же ещё) хотела просто показать некий собирательный образ анти_мажора - клетчатые штаны-косуха-брейк... Но не вышло. Опять же 9 комментариев на тему. Вспоминаю свой пост, где я так же неудачно пошутила про нефтяников брянщины. И вышла в топ за счёт того, что люди кинулись меня переубеждать и доказывать, что таковых нет.