ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Навальнизация российских выборов

Некоторые журналисты, симпатизирующие Алексею Навальному, утверждают, что его уже можно считать победителем московских выборов – вне зависимости от того, сколько голосов он наберет. Дело в том, что Навальному без административной поддержки (если не считать таковой помощь с преодолением муниципального фильтра) удалось провести масштабную кампанию, повысить свой рейтинг и заявить о себе как о политической альтернативе действующей власти.

«Победитель» – громкое слово, тем более что из-за «дела «Кировлеса» само политическое будущее оппозиционного кандидата остается туманным. Говорить скорее стоит о том, что кампания Навального в Москве может повлиять на характер, стиль следующих политических кампаний в России.

Соцопросы показывают, что значительная часть граждан недовольна действующей властью, но все равно голосует за нее или вовсе не приходит на выборы, поскольку не видит реальной альтернативы, не знает о ней. В этих условиях оппозиционный политик должен сообщить максимальному числу потенциальных избирателей, что, во-первых, альтернатива существует и, во-вторых, альтернатива – это он. Алексей Навальный в Москве занимался именно этим. По данным Comcon, в середине августа его узнаваемость составила 75,5%, при том что за ним не стоит крупная партия, которая могла бы делегировать ему эти проценты.

Эти 75,5% могут относиться к Навальному как угодно. Важно другое. Недовольство граждан властью динамично, и в условиях, когда один из альтернативных политиков известен большинству, именно он начинает в конкретной ситуации выборов собирать протестные голоса. Они перестают пропорционально распределяться между пассивными кандидатами, как это было прежде. Это новая ситуация: вести себя, как Навальный, не означает победить, но вести себя пассивно точно означает остаться не у дел.

Любому оппозиционному политику после московских выборов будет сложно жаловаться на то, что его, например, не пускают на федеральное ТВ: Навального там тоже не было. Стратегическим требованием оппозиции номер один должно стать развитие Интернета в регионах, поскольку Сеть дает выход на молодежь, а кампанию по повышению узнаваемости невозможно провести без энергичных и молодых волонтеров. Специфика кампании Навального в Москве – в интенсивности движения и большом объеме информации. Едва ли политик, не способный выдерживать такой темп, сможет в обозримом будущем добиваться успеха на выборах.

Масштабная кампания дает эффект и вместе с тем требует денег. Это означает, что для политических сил важным критерием при выборе выдвиженца становится его способность привлечь дополнительное финансирование. Это может повлиять и на то, как решается вопрос с лидерством в той или иной партии. Сами партии могут лишиться своего стабильного рейтинга, им предстоит переэкзаменовка в новых условиях.
Важный вопрос: касается ли это только оппозиции? Или власть тоже может пережить своего рода навальнизацию? Тактика Навального – наступательная. Чтобы нынешняя правящая элита могла или была вынуждена ее перенять, она должна оказаться в ситуации оспаривания власти, а не ее защиты, как это происходит сейчас.

Другими словами, правящей элите необходимо проиграть, почувствовать себя оппозицией для того, чтобы адаптировать политическое поведение нового типа. В противном случае смена стиля окажется рискованным шагом. Изобретать его оппозицию вынуждают не убеждения и идеалы, а ощутимая нехватка ресурсов, которыми власть владеет в избытке и пользуется достаточно активно. И, напротив, именно убеждения необходимы для того, чтобы власть не захотела воспользоваться своим изначальным преимуществом.

http://www.ng.ru/editorial/2013-08-27/2_red.html

Tags: Навальный
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments