59 лет назад - 12 ноября 1963 года - родилась актриса Наталья Игоревна Негода.
В 1988 году она сыграла главную роль в фильме «Маленькая Вера».
Приморский город. Обычная рабочая семья. Отец и мать озабочены лишь бытовыми проблемами и довольствуются непритязательными житейскими радостями. Дочь Вера, только что закончившая школу, проводит время на дискотеках, за бутылкой вина в подворотне и за болтовней с подружками. Важным событием в жизни Веры становится встреча со студентом Сергеем - он вырос в другой среде, самостоятельно мыслит, у него другие культурные ценности. Молодые люди «из разных миров» стараются понять и принять друг друга.
===================
Наталья Негода о фильме и не только (интервью «Кинопонараме») с 43 минуты:
https://youtu.be/EJvd5JIP4EM?si=Rr3IAX2ucR-CC6s7
====================
Цифры и факты:
В СССР фильм посмотрели почти 55 млн зрителей. Это последнее кино в Советском Союзе, собравшее аудиторию более 50 млн.
Фильм шел в прокате и в США и собрал там 1,2 млн $.
Картина взяла целый букет статусных наград: специальный приз на МКФ в Монреале, призы за женскую роль на МКФ в Чикаго и на фестивале молодых актеров в Женеве, премия «Феликс» за сценарий, главный приз на МКФ дебютов в Анже.
====================
Фильм можно посмотреть тут:
https://m.youtube.com/watch?v=apuQyjqqFdE
==============================
Обсуждение фильма "Маленькая Вера" в союзе кинематогрофистов СССР.
Фрагмент программы "Взгляд" ( с 1 мин 20 сек ).
https://www.youtube.com/watch?v=DqVjQOl9Xmg
Вокруг «Маленькой Веры» нешуточные страсти разгорелись ещё до выхода картины на экран. Одна из причин — небывалая для отечественного кинематографа острота конфликта. Извечного конфликта между отцами и детьми. Журнал «Советский экран» писал: «»Маленькая Вера» — фильм о молодёжи, но отнюдь не благостный, каких немало пересмотрено нами в прошлые годы, а жёсткий, даже жестокий. Картина выходит на новый, ошеломляющий уровень жизненной правды, и правда эта горькая».
Сценарий «Маленькая Вера», опубликованный до съёмок фильма, был назван на страницах «Московской правды» произведением, порочащим советскую молодёжь. Почему же дипломная работа недавней студентки ВГИКа Марии Хмелик оказалась вдруг в фокусе особого внимания уважаемой газеты? Одна из причин в том, что отец Маши — известный детский писатель Александр Хмелик в ту пору был главным редактором киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького, где запускалась в производство «Маленькая Вера».
Маленькая Вера — отвязная и резкая, добрая и чуткая девчонка, рвущая от жизни, что удается, но не то она рвет, и оторванные куски не доставляют радости. Да и что можно оторвать в провинциальном, рабочем городе с дикими драками под портретами вождей, танцплощадкой и прочими прелестями социализма? Что могут сказать очумевшие от работы и борьбы за выживание родители только что окончившей школу дочери, найдя у нее в сумочке 20 «иностранных долларов»? Она задыхается, и, как и всем людям, ей нужны счастье и любовь, что в любом обществе достается не всем.
За Марию Хмелик вступился её учитель, старейший кинодраматург Евгений Габрилович: «Мы привыкли к такому киноискусству, где даже отрицательные, тревожные стороны жизни обильно политы сладким сиропом. А какова жизнь юношества не придуманная, а действительная? Только в последнее время стали появляться кинопроизведения, которые пытаются пробиться к этому малоисследованному предмету. К ним относится и сценарий совсем ещё молодой Марии Хмелик». Габрилович верил в свою ученицу, хотя и предсказывал споры по поводу будущего фильма. Ну а для начала оппоненты «Маленькой Веры» приклеили этой работе ярлык семейственности, поскольку режиссёр фильма Пичул был мужем Марии Хмелик.
Негода хорошо помнит, как во время премьеры в Доме кино раздался возглас «Позор!» — и большая группа покинула зал. «Мне кажется, что „маленькая Вера“ — это не просто моя героиня, — рассуждает Негода. — Тут другой смысл.
Это маленький мир маленьких людей с маленькими мечтами. И моя Вера не может вырваться из этого мира».
Фильм вызвал горячие и яростные споры, о нём много говорили и писали. Одних картина привлекала предельной объективностью, честностью нашей обыденной жизни. Другие возмущались по поводу изображения эротических сцен, обвиняли авторов в «очернительстве», считали, что лента способствует проникновению «разврата», «бездуховности», особенно по отношению к молодым.
Родителей Веры с поразительной достоверностью сыграли известные мастера экрана — Юрий Назаров и Людмила Зайцева. Актриса рассказывала: «Скажу честно, когда я прочитала литературный сценарий, я ощутила неприязнь.
Я знала, что режиссёр — дебютант в игровом кино, как и автор сценария. И подумала, вот в кино пришли молодые, ничего ещё не испытавшие в жизни, но решившие „очернить“ простых, нормальных рабочих людей. Тем самым обратить на себя внимание. Я решила не участвовать в фильме. Но режиссёр Василий Пичул всё же со мной встретился, и мы около двух часов беседовали.
Я из этой встречи вынесла главное — никто не стремился разоблачать или кого-то обличать. Авторы стремились лишь к одному — чётко и честно рассказать о главном институте нашей жизни, который мы, к глубокому сожалению, в последние десятилетия стали забывать, — о ячейке общества семье.
Это не частная история, а наше общество в разрезе. Мы не привыкли на экране видеть жёсткую правду, касающуюся всех нас».
Людмила Зайцева отстаивала свою точку зрения: «Этот фильм — исповедь. Фильм о той жизни, которая рядом с нами. Он о нас с вами, о том, как общество смогло допустить, чтобы бездуховность расцвела таким махровым цветом, чтобы происходило омертвление нравственных категорий. Мне нравится позиция режиссёра, она не „разрушительная“.
Воедино здесь соединяются любовь и сострадание. Мне очень грустно, что многие этого не понимают».
https://fishki.net/1521214-quotmalenkaja-veraquot---interesnye-fakty-o-filme.html
Как снимали фильм "Маленькая Вера"
https://m.youtube.com/watch?v=ONHtw3o8TpQ
"Маленькая Вера" - 20 лет спустя:
https://m.youtube.com/watch?v=apuQyjqqFdE
Клип к фильму "Маленькая Вера" на песню группы "Наутилус Помпилиус" : "Взгляд с экрана".
https://m.youtube.com/watch?v=j_y3WUhzDU0
Из отзывов зрителей на фильм "Маленькая Вера":
Svetlana Zelalova 28.03.2018 - 21:24
...Самое страшное в этом фильме, что его герои действительно любят друг друга, вот так странно, страшно не по-человечески , но любят. Показана среднестатическая советская семья, каких было и есть миллионы: малообразованные, работящие, затурканные жизнью. Вера плоть от плоти родители. Виктор вырвался из этой среды, получил достойное образование, естественно родители им гордятся, но при этом он ханжа. Отец -трудяга, день и ночь крутит баранку, закладывает за воротник, становясь безумным, но у него душа и любящее сердце ( сцена под дождем ). Он умирает от того, что себе вынес приговор, не может пережить то, что натворил по пьяни и того, что могло произойти с Верой. Никакая это не чернуха, а ,увы, правда для большинства семей промышленных городов/районов. И тот , кто жил в 70-80 годах и не страдает амнезией и прекраснодушием прекрасно все это помнят. А игра актеров вообще выше всяких похвал . Они не играют-живут, хотя и Назаров , и Зайцева не хотели сниматься в фильме. А молодежь шла на фильм вовсе не из-за голых титек Негоды( странно думать, что можно было этим кого-то удивить), это был взгляд со стороны.И не всегда нужна мудреность, порой вот в таких "простых" историях больше мудрости.
Анна (Москва) 2.05.2009 - 00:13
Пожалуй один из лучших перестроечных фильмов! Блестяще передана атмосфера того времени - начиная от небольшого промышленного городка и заканчивая клипсами-колготками Веры. Одна фраза "Похоже здесь зарождается большое и чистое советское чувство" чего стоит!
Иван (Москва) 23.09.2008 - 01:43
"Маленькая Вера" - бессмертный культовый фильм, олицетворение целой эпохи, когда рушилось все такое привычное старое, а совсем непонятное новое пока не спешило заявлять о своем приходе.
СветаЯ (П.) 15.09.2008 - 23:46
Кино - forever, потому что честно снято (даже в мелочах, как-то халатик Веры ободранный)). Зайцева, Негода, Соколов, Назаров, Табакова, Негреба, Миронов - ВЕРЮ с первого кадра и до финальных титров! Очень люблю этот фильм, с душой сделано, классно.
Козак (Киев) 15.04.2009 - 22:37
Фильм правдоподобный. Снимался в Мариуполе (быв. Жданов). В Донбассе большинство людей живут именно так - агрессия, разочарованность во всем, безнадежность. Там родился и сам насмотрелся этого в детстве вдоволь.
Марина Михалёва (Екатеринбург) 12.01.2009 - 13:12
Вообщем фильм производит впечатления. Я думаю что это типичная, простая средснестатистическая советская семья. С такой обыденной, скучной однообразной жизнью. Люди просто живут , так как умеют и обвинять их в этом нельзя. Не потому что они не могли или не умели жить по другому, а потому что по другому бы им просто не дали, было просто нельзя. В те времена было всё подругому, людей держали в железном кулаке, они были словно болтики от единого советского организма. Индивидуальность личности теряемся. Люди умеют лишь просто жить,устав с работы они пьют, мать готовит есть, от них большего не требуется. Дочь катится по наклонной. Тоже ни к чему не стремиться и ничего не хочет, не потому что родителям не нужна, а потому что она такая же как они и не хочет быть лучше. Легендарный фильм, помоему лучший на все времена, я и себя в нём узнала...Очень хорошая школа жизни.
олег (ижевск) 11.01.2009 - 15:25
хороший фильм,помню как ждали премьеру его,фильм на который пошла вся страна.
Станислав Верховцев
Вскоре после начала показа в фильма в кино я встретил на улице бывшую соседку, пенсионерку. Вместо расспросов из серии "что да как" она начала разговор с рассказа о "Маленькой Вере", которую только что посмотрела. Фильм она описала одним словом: "жизненно". Настоятельно советовала сходить в кино.
Впечатление от фильма было такое, словно меня впервые в жизни вместо маминых уменьшительно-ласкательных прозвищ назвали по имени. Трубы, рельсы под окном, поездка на пляж на грузовике, реалистичные диалоги, невысказанные мечты героев о жизни (не о лучшей жизни, а о жизни вообще), родители и дети, разделённые мегапарсеками непонимания - потом этот жанр, благодаря появлению массы подражаний, назовут "чернухой". Но "Маленькая Вера" - это энциклопедия тогдашней жизни, хрестоматия, по которой следующие поколения могут решать для себя, хотят они туда или нет.
Марина Лозовая
Была на премьере,вышли с твёрдым убеждением,что не покажут никогда!)
Lubov Sus
Правда каждой мелочи. все абсолютно узнаваемо, сейчас выглядит как документальный... "Беззащитный человек утопает в море. Хоть улыбка на лице, а какое горе! "Все люди братья, только у них часто почему–то рожа разбита".
Сегодня "Маленькую Веру" редко показывают по телевизору. Но когда 28 марта 1988 года фильм впервые вышел на экраны московских кинотеатров, а затем, подогретый скандальными рецензиями и слухами покатился по стране, он произвел эффект разорвавшейся бомбы.
Шел второй год "перестройки", которая, по замыслу ее инициатора Михаила Горбачева, должна была явить в итоге "социализм с человеческим лицом". "Лицо" же, явленное в "Маленькой Вере", потрясло современников до глубины души. Так беспощадно жестко и натурально жизнь провинциальной семьи, конфликт отцов и детей, где оба поколения, по определению критика Льва Анненского, "погрязли в полубессознательном прозябании и в совершенно бессознательном взаимном озлоблении", советский кинематограф еще не показывал. И ладно бы только это – фильм напрочь опроверг знаменитое утверждение, что "в СССР секса нет", самым наглым образом (по нынешним меркам – совершенно невинно) продемонстрировав половой акт на большом экране. Ничего подобного доселе не было и быть не могло.
"Позор!" – кричали "кинознатоки" на премьере в Доме кино и группами покидали зал. Сам Горбачев, посмотрев "Маленькую Веру" на даче, пришел в крайнее негодование.
Но люди шли на фильм толпами: выстаивали многочасовые очереди, штурмовали кассы, выносили двери кинотеатров. На периферии били стекла кинобудок, а то и самих киномехаников, когда во время сеанса вдруг обнаруживалось отсутствие тех или иных пикантных сцен, безжалостно вырезанных по приказу местного начальства.
К слову, "Маленькая Вера" стала последним советским фильмом, собравшим в отечественном кинопрокате более 50 млн зрителей. Почти 56 миллионов, если говорить более точно. Картину посмотрел каждый пятый житель необъятной страны. Потом фильм продали в 12 стран мира, где он принес баснословные прибыли и собрал огромное количество наград.
Авторами киносенсации стали 27-летние супруги – режиссер Василий Пичул и сценаристка Мария Хмелик.
Мария была дочерью известного столичного драматурга и создателя популярного детского юмористического киножурнала "Ералаш" Александра Хмелика. А Василий – "безродным" уроженцем украинского Мариуполя (в те годы – Жданова). Когда за два года до съемок "Маленькой Веры" Пичул привез сюда невесту, чтобы познакомить с родителями, та была поражена. Вместо привычных московских хором ее встретила убогость мариупольской "хрущобы", где белье сушилось на кухне, банки с огурцами хранились в коридоре, а один день сменялся другим, столь же безрадостным и серым.
Свои впечатления студентка ВГИКа отразила в сценарии фильма о девушке из провинциального городка. Другой на месте Василия, возможно, обиделся бы за столь непочтительное изображение города своего детства и его обитателей, но Пичулу сценарий понравился. Он как бы увидел жизнь своих земляков-современников со стороны и ощутил всю безысходность и неправильность такого существования.
Тем не менее, идея снять фильм по сценарию жены появилась не сразу, а лишь тогда, когда дипломную работу супруги, опубликованную в альманахе "Киносценарии", в пух и прах разгромил рецензент из "Московской правды". Подобные сценарии, писал он, "порочат советскую молодежь" и вряд ли найдется режиссер, который возьмется поставить такое на экране.
Василий не только взялся – для пущего реализма он и снимать решил в родном Мариуполе, в тех самых родительских "хрущобах".
Сценарий утверждать никак не хотели. Помог тесть: пользуясь дружбой с Татьяной Лиозновой, Александр Хмелик уговорил ее стать куратором фильма. А уж имея в кураторах создателя культового сериала "Семнадцать мгновений весны", молодой режиссер мог чувствовать себя относительно свободно.
Надо сказать, что Татьяна Лиознова обеспечила не только бесценный "административный ресурс": это по ее совету на главную роль была выбрана Наталья Негода.
Сам режиссер поначалу видел в этом образе только Яну Поплавскую, прославившуюся ролью Красной Шапочки. Но худсовет – причем в полном составе – был категорически против. Спорили, ругались, убеждали…Наконец, был найден компромисс в лице актрисы Ирины Апексимовой – тогда еще безвестной, но, как говорили, очень талантливой ученицы Олега Табакова. К Табакову Апексимова и обратилась за советом: что же предпочесть? Дело в том, что на тот момент она была уже утверждена на роль в фильме Виктора Трегубовича "Башня" и, получив предложение на главную роль в "Маленькой Вере", должна была сделать выбор. "Даже не сомневайся! – развеял ее сомнения учитель. – Кто такой Пичул – неизвестно, а Трегубовича знают все!"
Но ох уж эта московская тусовка! Дабы не подумали, что он, не дай Бог, не верит в протеже Лиозновой и Хмелика, Табаков делегировал в картину "неизвестного Пичула" собственную дочь Сашу (в скобках заметим, что, сыграв подружку Веры, Александра Табакова ушла из театра и кино и разорвала все отношения с отцом, так и не простив ему разрыв с матерью ради молоденькой Марины Зудиной).
Получив отказ Апексимовой, Пичул был в отчаянии. Но Татьяна Лиознова, внимательно отсмотрев кинопробы, настойчиво рекомендовала: "Бери ее – не ошибешься!" – и указала на 24-летнюю актрису ТЮЗа Наталью Негоду.
Смуглянка с лучезарной улыбкой в исполнении Наташи и впрямь получилась очень органичной, причем вопреки ее собственной теории актерской игры. Молодая актриса вбила себе в голову, что для того, чтобы сыграть любовь как можно естественнее и убедительнее, она на самом деле, а не только в кадре, должна влюбиться в своего партнера. И влюбилась! Однако Андрей Соколов, похоже, этой теории не разделявший, в то время отдавал предпочтение совсем другой девушке. Более того, даже не замечал влюбленности партнерши.
"Представьте себе, каких усилий стоило молодым актерам почти по-настоящему заняться любовью, да еще на глазах у всей съемочной группы. Ведь преодолевать пришлось не только советское воспитание, но и взаимную антипатию", – писала одна из газет. На самом деле, как уверяют актеры, никакой антипатии не было.
- Да вы что? – изумился годы спустя Соколов, узнав о чувствах своей давней партнерши. – Что же мне Наташка ничего не сказала, даже не намекнула? Она мне была симпатична... Хорошая, красивая девчонка. А у меня второй курс, море, арбузы, белый пароход – я вообще ни о чем не думал. Целое лето мы купались, пили вино, загорали, а фильм шел сам по себе, вроде как — между прочим.
У Негоды, конечно, были другие настроения. Все три месяца съемочной экспедиции в Мариуполе она страдала.
- Я благодарен судьбе, что Андрюша выбрал другую девушку, – признается режиссер. – У Наташи это рождало такую энергию!
Надо сказать, что к тому времени Наталья уже три года встречалась с Михаилом Ефремовым, ныне известным и вполне успешным актером театра и кино, а тогда "всего лишь" сыном знаменитого Олега Ефремова. Знал ли Михаил о "творческом методе" своей возлюбленной, остается только догадываться. Но с началом съемок "Маленькой Веры" Негода, которой Ефремов уже собрался сделать предложение, как-то постепенно от него отдалилась. Слова с предложением руки и сердца, которые он как настоящий актер уже отрепетировал во всех интонациях, так и остались невысказанными. Много лет спустя Михаил Ефремов, тяга к спиртному которого ни для кого не является секретом, признался, что с зеленым змием подружился именно в те дни: уход любимой он воспринял как предательство.
Как сложилась судьба актеров в дальнейшем – известно. Ефремов женат уже четвертый раз, у него шестеро детей, он вышел из тени отца и стал актером известным и заслуженным.
Что касается Натальи Негоды и Андрея Соколова, то после выхода "Маленькой Веры" они моментально стали секс-символами отечественного кинематографа.
В том же 1988 году Негода взяла "Нику" как лучшая актриса, потом объездила полмира и даже снялась в неглиже для журнала "Плейбой", став первой советской актрисой, которая попала на обложку этого журнала.
А вот ее кинематографическая карьера постепенно затухла, повторить триумф "Маленькой Веры" ей было уже не суждено. Поселившись в США, она на долгие годы пропала из виду. Потом, избегая общения с прессой, вернулась в Москву. В 2009 году снялась в картине режиссера Алексея Мизгирева "Бубен, барабан" в роли 45-летней библиотекарши из маленького провинциального города – и снова ушла в тень.
Андрея Соколова после выхода фильма буквально завалили письмами. От поклонниц не было прохода.
- Мне приходилось с ними ругаться, — вспоминает мама Андрея Любовь Матвеевна. — Как так можно, вы же девушка, он — мужчина, зачем так унижаться, по сто раз звонить. А они рыдают в трубку: "Я его люблю".
Поначалу актер даже отвечал на письма и звонки, но перестал это делать после того, как однажды обнаружил на пороге своего дома поклонницу с чемоданом. Воодушевившись его вежливой отпиской, девушка бросила все и приехала в Москву из далекой Сибири.
Впрочем, ни многочисленные поклонницы, ни внезапно свалившаяся известность не помешали Соколову окончить Щукинское театральное училище с красным дипломом, а затем и Высшие режиссерские курсы. Сегодня он – народный артист России, фильмографии которого можно позавидовать.
Пять лет назад, когда отмечалось 20-летие "Маленькой Веры", много говорилось о том, что Василий Пичул намерен снять продолжение истории. Действие должно происходить в Москве и Америке, а главные герои – подросшие дети Негоды и Соколова. Но никакой информации о том, что режиссер приступил к реализации этого проекта, до сих пор нет.
Иван Григорьев
Читать полностью: http://www.interfax.by/article/100297
"Маленькой Вере" - четверть века.
http://ed-glezin.livejournal.com/576573.html
Для съемок "Маленькой Веры" выбрали мариупольскую хрущевку
https://kp.ua/culture/365363-dlia-semok-malenkoi-very-vybraly-maryupolskuui-khruschevku
Маленькая надежда, маленькая любовь
Александр Федоров
1/10/1988
http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/601/
Кино без запретов. Первая советская эротика
http://20th.su/2009/10/07/kino-bez-zapretov-pervaya-sovetskaya-erotika/
Тайны и скандалы легендарного фильма "Маленькая Вера"
30 марта 2013
"Собеседник №11"
Ровно четверть века назад, в марте 1988 года, на экраны Союза вышел дебютный фильм молодого режиссера Василия Пичула «Маленькая Вера», снятый им в своем родном городе Жданове (ныне Мариуполь). Ясное дело, никому из местных жителей тогда и в голову не могло прийти, что на их глазах рождается последний культовый фильм советской эпохи. И один из самых скандальных для той поры.
Читать полностью:
https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20130330-tainy-i-skandaly-legendarnogo-filma-malenkaya-vera
===========================
Спустя 30 лет после выхода фильма киномеханик, пускавший фильм в кинотеатре решил заговорить.
Забавно.
Большой секрет "Маленькой Веры".
В СССР конца восьмидесятых был безумно популярен фильм "Маленькая Вера". Там была чернуха, там матерились, а главное — там показывали половой акт! Для страны, в которой не было секса, это было невероятным откровением, и жесточайшим разрывом шаблонов. Картина стала лидером кинопроката, она вызывала бурные споры и обсуждения.
И только один человек во всём СССР был чужд этих споров и страстей . Ему на всё это было плевать. Он превратил этот фильм в свой персональный аттракцион, и в гордом одиночестве наслаждался представлением, даваемым для него одного. И этим человеком был не кто иной как я.
В те времена я работал киномехаником. Если кто-то вдруг не в курсе, киномеханик — это человек, который запускает плёнку с фильмом, следит за резкостью картинки, и прочими сопутствующими мелочами. Работа крайне несложная, запустил фильм, и сиди себе, валяй дурака, жди пока не закончится одна катушка с плёнкой, чтобы потом поменять её на следующую.
Возле каждого проектора есть два окошка, через одно собственно демонстрируется фильм, а через второе киномеханик смотрит в зал, чтобы контролировать процесс. А ещё в киноаппаратной транслируется звуковая дорожка фильма, чтобы ты слышал, что фильм идёт, и всё нормально. Как правило в процессе демонстрации фильма киномеханик дурью мается, и просто тупо следит за очерёдностью смены катушек. Но когда на вечернем сеансе мы крутили "Маленькую Веру", всё было совершенно иначе!
Я внимательно прислушивался к репликам героев, и с нетерпением ждал кодовой фразы, которую произносила мама главной героини: — "Сыночка, кушай уточку!". Услышав её, я бросал все дела, и направлялся к своему окошку, потому что там через минуту начиналась сцена, в которой Маленькая Вера трахает своего жениха в позе наездницы.
Но к окошку я шёл совсем не для того, чтобы полюбоваться третьесортными сиськами Натальи Негоды. Наоборот, я устремлял свой взгляд вниз, в зрительный зал. Именно там происходило главное действие, доступное только взору из киноаппаратной.
Вместимость кинотеатра составляла тысячу сто человек, и на "Маленькой Вере" зал всегда был набит битком. И вот, героиня уединяется с женихом в своей комнате, и начинается совокупление. Я, высунув язык от усердия, прижимаюсь лбом к стеклу, чтобы захватить взглядом как можно больше пространства зрительного зала, всю тысячу зрителей. Я готов, я замер в сладостном предвкушении.
Пока Маленькая Вера пыхтит на своём партнёре, я наблюдаю затылки советских людей, которые впервые в жизни видят на экране половой акт. Наталья Негода совершает фрикции, сиськи колышутся, но в зале всё замерло, ни один человек даже и не думает шевельнуться — все стараются не пропустить ни секунды этого зрелища. Я вижу море голов, и это море совершенно неподвижно. Даже из киноаппаратной чувствуется висящее в зале чудовищное напряжение. Но сцена секса заканчивается, и на экране появляется заводской пейзаж.
Это тот самый момент, которого я ждал — напряжённые шейные позвонки советских людей как по команде вдруг все одновременно расслабляются, и по залу прокатывается волна, море голов приходит в движение, кто-то просто отдувается после пережитого потрясения, кто-то торопится поделиться впечатлением с соседом.
Настолько чёткую и слаженную работу такого большого количества людей раньше я видел только на Олимпиаде 1980 года, на той трибуне, где из картинок складывали Олимпийского мишку.
Я в своей жизни упустил много прекрасных кадров снимая видео, ещё больше хороших кадров я упустил, снимая фото, но вот об этом кадре я наверное жалею больше, чем обо всех других, вместе взятых. Вот бы снять на видео этот переход от бетонной неподвижности к оторопелому хаосу! Какой там к чёрту "Старше на десять минут"! Затылки советских людей, которые впервые видят на экране секс — вот это был бы хит!
https://strravaganza.livejournal.com/189967.html
Интересная дискуссия о фильме разгорелась спустя 32 года:
https://www.facebook.com/groups/filmshik/permalink/2926927850662037/
Интервью Натальи Негоды для журнала "Огонек" №9, февраль 1990 года.
=====
===============
Из комментариев в Фейсбуке:
Алекс Туом
Для меня этот фильм- лучший фильм Перестройки. По крайней мере, по тому впечатлению, которое он на меня произвел. Я дня три ходил так, как будто меня кто-то по голове ударил. Нет, я ходил в универ, учился, занимался какими-то домашними делами. Но впечатление не проходило. Совершенно не интересовала меня та постельная сцена. Видеосалоны уже тогда вовсю работали и смотреть можно было что угодно. Не в этом дело. Когда ты сам живешь в г... Как-то к этому привыкаешь, и этого не видишь, но вот ты увидел, как это выглядит со стороны и- ужаснулся! Отсутствие каких-то моральных ориентиров, полная духовная ничтожность, семья, в которой никто никого не любит, вообще, полная беспросветность жизни. Ну идет оно- так и идет..."А цель у нас, Сереженька, одна- коммунизм", как говорит Вера. К сожалению фильм этот актуален в наши дни особенно. Да, живем мы на территории бывшего СССР технически гораздо богаче, чем тогда, но когда я читаю, что 70% россиян поддерживает войну, войну не за свободу, не за выживание, даже , черт побери, не за природные ресурсы, что в общем-то можно было бы хоть как-то понять, а за какие-то воспоминания об великом имперском прошлом, я понимаю, что моральное уродство и нравственная бездуховность никуда в этом обществе не делись, а благодаря господдержке, расцвели бурным цветом. Во время Перестройки, общество о себе сделало вывод, что оно больно, и что нужно лечить, а может быть лечить уже поздно, но если не начинать лечения немедленно, болезнь перейдет в хроническую стадию и тогда вылечить будет уже почти невозможно. Сейчас российское общество находится в таком же состоянии, но вот только лечить его никто не собирается.
Марина Птушкина
Говорят, 34 года назад, в марте 1988 года состоялась премьера фильма "Маленькая Вера", снятого, Боже мой, в разбомбленном, утопленном теперь в крови Мариуполе.
Это, как я думаю, один из сильнейших фильмов, снятых на излёте Совдепии, сказавший о той стране очень много. Это фильм про нас и только про нас, не знаю, прозвучал ли он в мире, но в СССР очень даже прозвучал. Каждый вычитал в нем свое и понял его по-своему.
Помню, больше часа простояла за билетами в кинотеатре у м. Варшавская, который одним из первых закрылся в 90-е годы.
Многие побежали его смотреть, потому что пронеслась новость, что там есть настоящая постельная сцена, мы такого не видали никогда!
Для меня главной в фильме стала не тема убожества провинциальной советской жизни, не любовная история, а жестокая сшибка невежества и цивилизованности, невозможность преодолеть пропасть между диким бескультурьем и культурой, носителем которой в фильме стал герой красавца Андрея Соколова.
- Почему твои родители такие тупые? - спрашивает он Веру, и она не знает, что ему ответить. Почему? Потому ли, что жизнь трудная, собачья, работа тяжелая, потому что родители этих родителей ничему не научили?
Но... старшего сына выучили, и не на кого- нибудь - на врача. А сами остались узколобыми работягами. Невежество опасно, опасно своей ненавистью к "культурным", и невежество хватается за нож, если что не по нему... И с ним, с невежеством, ничего нельзя поделать. Оно переедет, раздавит, лишит жизни, и даже не испытает ни малейшего угрызения совести.
Всё это подсмотрено и сыграно потрясающе точно. Важный факт: актеры, блестяще исполнившие роли родителей Веры, Назаров и Зайцева, остались навсегда в Эсэсэрии, не приняли распад той страны, ущербность рядовых жителей которой они так точно сыграли. Всё то, что они талантливо сыграли, осталось невытравимо в них самих, как и в большинстве жителей Совдепии. Совдепия фор эвер.
Выдающийся фильм. Памятник эпохи. А маленькая Вера-Наталья Негода давно уехала из России, её талант так и не раскрылся во всю силу. И это тоже не случайно, ведь в мире нет ничего случайного.
Раиса Фомина
Это было одно из главных событий в защите кино от цензуры с времени V Съезда Кинематографистов, когда замечательные фильмы снимали с «полки». Но это был новый неожиданный портрет России и российской молодежи. Цензура хоть и попряталась, но фильм вызвал такую неоднозначную реакцию, что пришлось придумывать новые способы защиты. Элем Климов пытался поговорить с молодым режиссером Василием Пичулом, пытаясь убедить его вырезать «откровенную» сексуальную сцену. Василий наотрез отказался. Тогда в Доме Кино собрали группу школьных педагогов, с которыми обсудили фильм после показа. Педагоги были в шоке, но, чувствуя веяния времени, побоялись особенно возмущаться. Критики и журналисты долго втолковывали им, что дальше так жить нельзя и надо идти в ногу со временем. На следующий день Элем позвонил Александру Яковлеву, одному из идеологов Перестройки и популярно объяснил ему важность нового кино о молодежи для молодежи. Успех фильма на МКФ в Монреале окончательно выбил стулья из под скептиков. Фильм пробил себе дорогу в России и за рубежом.
=================================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
=======================