ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Смоленская глубинка, часть 11. Любавичи

Оригинал взят у m_zaxaroff в Смоленская глубинка, часть 11. Любавичи
Продолжаем обозревать смоленскую глубинку. Сегодня я расскажу вам о Любавичах Руднянского района. Первая часть рассказа - здесь.



Местечко с белорусским названием и российской разрухой едва ли привлекло внимание путника, не разразись вокруг него скандал международного уровня. Точнее, не вокруг местечка, а вокруг коллекции книг, некогда принадлежавшей некогда жившему здесь ребе Йосефу Ицхоку Шнееерсону, основателю хасидской династии Шнеерсонов.

Тут следует остановиться на нескольких ключевых моментах. Во-первых, деревня Любавичи в начале ХХ века находилась на территории Могилевской губернии. Сейчас она расположена в приграничной зоне. Если взглянуть на карту Яндекс, то от деревни тянутся тонкие нити проселков в сторону белорусской границы. Сие обстоятельство, кстати, нас несколько возбудило, и мы решили "нечаянно" заехать в соседнюю республику не по Витебскому шоссе, а проселком, а заодно сравнить приграничные деревеньки на территории разных государств. О близости к границе говорит хотя бы вот это:



Во-вторых, в этой богом забытой глуши зародилось не какое-нибудь, а самое крупное, любавичское течение хасидизма. Центр находится в Нью-Йорке. Большие общины Хабада существуют в США и Израиле. Более 5000 посланников Хабада проживают по всему миру, где создают еврейские центры, школы и синагоги. Представителей Хабада можно найти почти во всех крупных городах бывшего СССР. Движение основано р. Шнуер Залманом из Ляд в конце 18 века. Династия Хабада была прервана после смерти последнего любавического ребе Менахем-Мендла Шнеерсона в 1994 году. (источник)



Я не знаток религиозных течений, но как я понял, Хасидизм - это примерно как Протестантизм в Христианстве. Сначала - ответвление иудаизма, затем - полноправная конфессия. Известно, что рост влияния хасидизма вызвал реакцию неприятия со стороны ортодоксальных раввинов. В-третьих, деревня Любавичи на протяжении нескольких столетий являлась фактически еврейским поселением. Первое упоминание о любавичских евреях встречается в летописи ХVII века. В 1813 году в Могилевскую губернию приезжает Дов Бер Шнеерсон, после чего Любавичи становятся центром хабадских учений. Из 382 домов Любавичей 238 были еврейскими, также в селе располагалось пять (!!!) синагог. В начале XIX века евреи составляли почти 70% населения местечка. (источник)

И, наконец, в-четвертых. Собрание Шнеерсона насчитывает около 12 тысяч книг (!!!) и 50 тысяч редких документов, в том числе 381 рукопись. Хасиды считают библиотеку религиозной святыней: в ней собраны рукописи и книги о хасидизме с момента появления этого течения, центром которого были Любавичи. Это рукописные философские трактаты XVIII столетия и работы третьего любавичского ребе Менахема Менделя, известного также, как Цемах Цедек. То есть это не просто стопка книг на полке, это десятки тысяч документов, имеющих сакральное для хасидов значение. О перепитиях этой коллекции и о собственно скандале вы без труда узнаете из открытых источников, а мы посмотрим, что же из себя представляет потенциальная мекка паломничества хасидов (мекка паломничества хасидов - сильно сказано!).

Движение Хабад, пишут в энциклопедиях, призывает к служению иудаизму и исполнению законов Торы с радостью, вызывает положительные эмоции. Увы, родина этого вероучения сегодня никаких положительных эмоций не вызывает. От Рудни - меньше 20 км. по сносной дороге.

По пути на родину Хасидизма наткнулись на культурно-массовое мероприятие православно-языческого характера. В деревне Березино праздновали масленицу.









Прибыли.



Пара километров - и вот он, двор Любавических Ребе (духовных глав хасидского течения). Мелкими буквами: еврейская религиозная община любавических хасидов в СНГ. Вот так, ни много, ни мало. Вокруг синагоги штук пять табличек на идише и одна (на самом здании) - в т.ч. на русском.



Хасидов здесь мы так и не повстречали.



Зато встретили рабочих из Москвы (как они сами представились) с белорусским акцентом. Территорию синагоги обносили добротным забором из красного кирпича.











Территория синагоги стенка к стенке граничит с церковью Успения Пресвятой Богородицы, построенной в стиле виленского барокко, XVIII в. Справа - сельпо (советский конструктивизм).











Разузнать о расположении культовых хасидских объектов мы решили у продавщицы и местного главы администрации.





После расспросов, кто мы такие, и кто нас сюда послал, информация была получена. Итак, дом Шнеерсона. Того самого, коллекционера хасидских фолиантов.





Проходим во двор и направляемся к склепу двух любавических ребе.





Возле склепа примечаем человека.



Человеком оказалась местная жительница, которая сначала что-то вынесла из здания (это "что-то" - на заглавной фотографии), а затем долго и мучительно пыталась совладать с замком. На контакт не пошла, адресовала к смотрителю мемориала, даже попыталась запретить нам вести съемку. А вы говорите, развитие туризма!



Мраморная плита.





Внутри все выглядит вот так. (источник)







И еще один культовый объект здешних мест - мемориал "Любавичи", аллея праведников мира. Расположена на окраине деревни.







Аллея заложена совсем недавно, 27 сентября 2012 года. Это первая в России Аллея праведников народов мира.





Аллеи праведников народов мира увековечивают имена людей разных национальностей, которые рискуя жизнью спасали евреев в годы войны. Существуют как в Израиле, так и в ряде других стран мира. По состоянию на 1 января 2012 года звания Праведника народов мира, которое присуждается израильским институтом изучения Холокоста "Яд ва-Шем", были удостоены 24 355 человек, в том числе 179 человек в России. (источник)



Аллея в Любавичах создана в память о 483 евреях Любавичей, казненных нацистами осенью 1941 года.



На этом религиозную часть поста считаю законченной. К сожалению, провести экскурсию нам никто не пожелал, а потому, наверняка, что-то любопытное мы пропустили. Чтож, будет стимул побывать здесь еще раз. А теперь походим по деревне и посмотрим по сторонам. Позвольте следующие фотографии оставить без комментариев.



























И последнее. Мы все-таки попытались прорваться в Беларусь по проселку. Навигаторы указывали нам путь. Проделав километров 15 в сторону границы, мы нашли дорогу, которая должна была вывести нас в деревню Село Витебской области. Однако от затеи пришлось отказаться. Свежая колея описывала "круговое движение", обратно в Россию, к коровникам Загорья.



Все мои записи о смоленской глубинке вы можете прочитать по этому тэгу.
Рассказы о Белоруссии - здесь.

А на сегодня - всё!


Tags: Любавичи, евреи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments