В Нагорном Карабахе и Армении было собрано около 75 тысяч подписей за изменение статуса автономной области. 1 декабря 1987 года делегация во главе с писателем Зорием Балаяном передала кандидату в члены политбюро Петру Демичеву подписные листы и 84 документа, касавшиеся истории и современного положения Нагорного Карабаха. В начале февраля 1988 года другая делегация карабахских армян добилась приема у председателя президиума Верховного Совета СССР Андрея Громыко.
В январе в НКАО появились листовки: "Настало время для проведения на предприятиях, в колхозах и совхозах партийных, профсоюзных и комсомольских собраний, в повестку дня которых должен быть включен вопрос о воссоединении Карабаха с Матерью-Родиной. Дух гласности и демократии должен стать импульсом для открытого и откровенного обсуждения этого вопроса. Выписки из резолюций собраний, заверенные соответствующими печатями, необходимо отправлять в ЦК КПСС".
11 февраля в Степанакерт прибыла из Баку группа высокопоставленных партфункционеров и силовиков во главе со вторым секретарем ЦК Компартии Азербайджана Василием Коноваловым.
Утром 12 февраля в актовом зале Степанакертского горкома открылось совещание "партийно-хозяйственного актива" НКАО.
Сначала мероприятие шло по накатанному сценарию. Ораторы говорили о "нерушимом братстве народов" и критиковали "отдельные недостатки". Первый секретарь Нагорно-Карабахского обкома Борис Кеворков заявил, что за происходящим стоят "экстремисты и сепаратисты", а Коновалов пригрозил, что "организаторы известны и будут изолированы от общества".
Однако затем на трибуну поднялся директор автоколонны Максим Мирзоян, в эмоциональной речи обрушившийся на Кеворкова за "насильственную азербайджанизацию" и "зажим гласности". Собрание вышло из-под контроля. Члены президиума покинули зал.
При известии о происходящем в горкоме жители собрались на митинг, который на следующий день был объявлен бессрочным и практически не прерывался до 2 марта, причем Степанакертский горисполком дал на него официальное разрешение.
Попытки провести аналогичные "собрания партхозактива" в Аскеранском и Гадрутском районах закончились таким же образом.
Реальной властью в области стал Совет директоров, в который вошли руководители основных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и гражданские активисты.
По его требованию 20 февраля была созвана внеочередная сессия областного совета народных депутатов, постановившая просить Верховные Советы СССР, Азербайджана и Армении изменить статус НКАО. Депутаты-азербайджанцы в голосовании не участвовали.
Кеворков попытался выкрасть официальную печать, которой требовалось скрепить текст принятого решения. 24 февраля он был снят с должности и его место занял более популярный среди населения Генрих Погосян.
Читать полностью: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2013/02/130131_karabakh_history.shtml
Другие главы из книги "Черный сад": http://news.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/newsid_4673000/4673979.stm
Ещё о конфликте: http://karabah88.ru/conflict/sumgait-baku.html
Формирование движения Карабах
https://rudy-ogon.livejournal.com/15008177.html
