ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Выставка "ТЕ ЖЕ В МАНЕЖЕ" к 50-летию разгрома Манежной выставки

1 декабря 2012 года исполнилось 50 лет Манежной выставке. Спустя годы это название стало общим для двух поначалу совсем разных, во многом противоположных явлений — выставки «30 лет МОСХ» и приютившейся на манежных антресолях выставки студии повышения квалификации при Московском горкоме художников-графиков, которой руководил Элий Белютин. Юбилейная мосховская экспозиция к 1 декабря проработала уже несколько недель, а вот белютинцев сюда перевезли буквально за ночь. Именно эта выставка стала событием, возможно, одним из главных, в истории отношений власти и творческой интеллигенции в СССР в ХХ веке. Славу ей обеспечил визит Никиты Сергеевича Хрущёва, который пришелся как раз на 1 декабря — вернее, его знаменитый разнос и «педерасты», — так он назвал художников белютинской студии. Досталось от Хрущева и работам с основной экспозиции — картинам Роберта Фалька, Николая Андронова, Павла Никонова, но главные события развернулись на втором этаже Манежа.

Элий Белютин (1925-2012) открыл свою студию в 1948 году, в 1950-х на ее основе сформировалась другая, названная «Новой реальностью». 26 ноября 1962 года экспозиция студии открылась на Таганке, в Доме учителя на Большой Коммунистической, 9 (ныне — ул. Александра Солженицына). Наутро иностранные корреспонденты сделали о ней репортажи, весть о том, что в СССР показывают абстрактное искусство, облетела мировые телеканалы. История появления этих работ в Манеже напоминает детектив. По одной из версий идея показать работы студийцев в Манеже возникла после того, как на Кубе вопрос о выставке абстракционистов в Москве был задан Анастасу Микояну. Работы, уже разобранные художниками по домам, ночью привезли в Манеж. Некоторые экспериментальные вещи сам Белютин заменил более «спокойными» того же времени, в частности, пейзажами и видами городов, сделанными во время летней пароходной поездки студийцев. Абстрактного искусства — в классическом его понимании — не было. Другое дело, что, как написал когда-то Борис Слуцкий, «человечество делится на две команды, на команду «смирно» и команду «вольно». Работы белютинской студии, а также приглашенных к участию в этой экспозиции «не-белютинцев» Эрнста Неизвестного, Юрия Соболева, Юло Соостера и Владимира Янкилевского — были сделаны не по команде «смирно». 1 декабря 1962 года стало днем открытия и закрытия их выставки.

Разнос в Манеже положил начало целой серии встреч с творческой интеллигенцией, борьба с абстракционизмом стала новым витком прежней борьбы с формализмом, «оттепель» стремительно пошла на убыль. Следующая знаменитая выставка неофициальных художников в СССР вошла в историю под названием «бульдозерной».

Прошло полвека. Повод вспомнить ту легендарную выставку и ее участников — Леонида Рабичева, старосту белютинской студии Веру Преображенскую, Майю Филиппову, Инну Шмелёву, Бориса Жутовского. Спустя всего 50 лет многие детали забылись, а многие вещи разошлись, преимущественно по частным коллекциям или за пределы страны.

Глядя сегодня на работы, показанные полвека назад в Манеже, даже трудно понять, что именно вызвало гнев Хрущёва и его тогдашней свиты. Может быть, еще через полвека также трудно будет понять остроту сегодняшних споров?

Экспозиционное пространство представляет собой павильон, разделенный, как полвека назад, на три небольшие комнаты. В одной — витрины с документами, фотографиями, дневниками, дающими представление о контексте Манежной выставки, а также — о профессиональной биографии ее участников после Манежа. Эти художники формировали и определяли культурную среду. Леонид Рабичев — автор эмблемы «Аэрофлота» и Советских железных дорог, Музеев Кремля и «Бадаевского пивзавода». Вера Преображенская — художник шеститомной энциклопедии «Жизнь животных» и почти всех учебников по естественным наукам советских лет. Майя Филиппова работала в кино, в частности, отвечала за костюмы к фильму «Майор «Вихрь».

В следующей комнате — картины с Манежной выставки. На своей картине «Карьер» Леонид Мечников обвел карандашом место, куда плюнул Хрущёв. Работы, следы которых потеряны, воспроизведены на слайдах. Слайды, таким образом, становятся ступенью исторической дистанции по отношению к событиям 1962 года. Как и в 1962-м, работы сопровождают реплики Хрущева — но теперь их провоцируют не только «абстрактные» картины, но и зрители, становящиеся участниками аудиоинсталляции. Наконец, на фасадной стене, уже на выходе из павильона, остались тени художников с показа 1962 года, и выходя из павильона, зритель оставляет там, в истории, и свою тень тоже.

http://www.mmoma.ru/exhibitions/special/manege/

Плевок в вечность...
Куском холста заклеен плевок Хрущева в картину "Карьер":

DSCN0149

DSCN0141

DSCN0139

DSCN0150

DSCN0147

DSCN0146

DSCN0144

DSCN0140

DSCN0138

DSCN0137

DSCN0136


Tags: выставки, мое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments