ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Первый в СССР конкурсе красоты "Мисс Одесса 87".

10-11 сентября 1987 года в Одессе прошел самый первый в СССР конкурс красоты "Мисс Одесса 87".

Целых три месяца шла подготовка к шоу. Без сложностей не обошлось — никто толком не знал, как проводить конкурс. Советские девушки-комсомолки не знали, что такое мейкап, бутики или мелирование — они наводили марафет, опираясь на модные журналы того времени — «Крестьянку» и «Работницу». С нарядами тоже была напряженка — платья доставали по блату, шили на заказ, а порой одалживали у родственников и соседей.

Вот как об идее проведения первого конкурса красоты вспоминает один из его организаторов Сергей Осташко:

Тогда в Южной Пальмире вовсю развернул свою деятельность Клуб веселых встреч (КВВ), в который имел честь входить и я. В его активе к тому времени уже было объединение всех молодых юмористических сил города, среди которых: студия пантомимы (будущие "Маски"), актеры "Удачной компании" (будущий "Каламбур"), студия сатиры и юмора "Резонанс" (в том числе, и будущие авторы "Городка") и прочая, прочая, прочая.

И вот весной того же 1987 года председатель КВВ Юрий Володарский съездил в США и привез кассету "Мисс Америка". И не просто привез, а еще и показал ее активу Клуба. И активисты задумались: "А нам что, слабо? " В итоге кассету пришлось показать главному комсомольскому начальству города. Главные "комсомольцы" ничего не ответили, но всем своим видом показали: "Делайте что хотите, мы вам ничего не говорили".

С этого, собственно, все и началось.

На основе этой видеозаписи американского конкурса и начали придумывать что-то типа «комсомолка, спортсменка, красавица». Задача стояла из чуждого идеологически конкурса слепить наш, наименее похожий на «А ну-ка девушки!».

В Одессе слухи распространяются быстро. Еще до объявления о конкурсе, в оргкомитете начали появляться желающие. А уж когда объявление было напечатано в местной газете, потекли реки красоток и тех, кто о себе так думал.

Побороться за корону главной красавицы приморского города решили более двухсот одесситок. На кастинг, вернее тогда это называлось «отбор», приходили девушки разной весовой категории, возраста и цвета волос. Иногда претенденток приводили мамы и даже мужья за руку. Отваживались блеснуть красотой даже дамы с двумя детьми. Брали практически всех.

Билеты на шоу были бесплатные. Каждая участница получала с десяток пригласительных и должна была раздать их знакомым. Те же, кому не досталось заветного билетика, покупали их с рук. Цена достигала 25 рублей.

Идеология того времени не позволяла, чтобы на конкурсе акцентировали внимание исключительно на красоте. Но, несмотря на строгое советское время, на сцене девушки все же появились в купальных костюмах. Выход полуобнаженных девиц произвел эффект взорвавшейся бомбы. Но две одесситки так и не осмелились показать публике обнаженные плечи и живот. Они вышли в коротеньких халатиках. Как оказалось, эти конкурсантки работали в школе учительницами и попросту постеснялись оголиться перед учениками, сидящими в зале. Впрочем, за это они и поплатились. Жюри сняло с них баллы за "халатное отношение к телу".

В одном конкурсе девушки рекламировали различные, порой весьма неожиданные вещи — трамвайный салон, изделия одесского обувного объединения или гостиничного номера.

Мама одной участницы отчаянно хотела победы для дочери, поэтому шла на различные ухищрения. Тогда в городе гастролировал цирк из Польши. Женщина договорилась, чтобы иностранцы помогли произвести впечатление на строгое жюри — на конкурс фотографии вместе с девушкой позировать пришел дрессировщик с настоящим медведем на поводке.

На сцене грозного зверя охраняли вооруженные милиционеры. Блеск софитов так ослепил животное, что медведь от страха… опорожнился прямо на сцене.

«Занавес закрылся, — рассказывал Сергей. — Ведущий Юрий Володарский стал тянуть время. Я забегаю за сцену и вижу, как администратор Александр Шамес спорит с уборщицей. Она настаивала, что наведет чистоту только за 25 руб., тогда как ей давали всего 5 руб. Ценовой вопрос все же решили, и вскоре конкурс продолжился.

Организаторы решили, что участницы конкурса должны выполнить два задания: «Фотография на память» и «Приветствие городу».

«Фотография на память» — живая фотография, которую каждая из участниц дарила потомкам. 15 секунд каждой + 20 секунд на открытие и закрытие занавеса.

«Приветствие городу» — несколько фраз приветствия по 30 секунд каждой + 30 секунд на проход девушки на авансцену и уход.

Каждый из них требовал доработки с каждой девушкой. Были привлечены капитаны одесских команд КВН (точно помню капитан мореходки Колдаков, капитан института связи Буянов). Все мужчины. Одной финалистке не хватило (капитан команды молодых учителей — женщина). Брешь заполнил прилетевший из Москвы за день до финала новоиспеченный джентльмен Сергей Осташко.

Первой всесоюзной красавицей «Мисс Одесса-87» стала замужняя студентка второго курса университета им. Мечникова Наташа Атаманова. На нее надели самодельную корону и подарили путевку в молодежный лагерь. Остальные участницы остались без подарков.

Пробил всё – президент ОМК Михаил Бочаров.
Ему способствовал – 1-й секретарь обкома комсомола Сергей Гриневецкий.
Художественный руководитель — Даниил Шац.
Авторы сценария – Даниил Шац и Сергей Стеблиненко.
Режиссер и ведущий – Юрий Володарский.
Официальный фотограф – Дмитрий Зюбрицкий.
Официальный видеооператор – Евгений Гарбуз
Руководитель техслужб – Геннадий Чумак.
Звукооператор – Феликс Россоловский.
Администраторы – Георгий Эрлих и Александр Шамес.
Место проведения — Дворец культуры Одесского политехнического института.





















Один из юбилеев этого года может показаться забавным, но тем не менее, как говорится, имеет право на существование. Речь идет о 25-летии первого в Одессе "конкурса красоты", который стал прообразом всех нынешних состязаний местных (и не только) красавиц. Волею судьбы я оказался первым (и единственным) журналистом, который освещал это событие. Личные впечатления и архивные записи легли в основу этой статьи.

Сейчас, когда от всяких "мисс" и "мистеров" рябит в глазах, кажется странным, что всего четверть века назад, в 1987 году, такой конкурс казался прорывом к европейской цивилизации. А девушки, вышагивающие на сцене в одних купальниках, были таким же знаком времени, как статьи в "Новом мире" или фильмы, снятые с полки. Имя Маши Калининой - первой "Московской красавицы" - было в ту пору почти столь же известно, как имена боевых публицистов Николая Шмелева и Гавриила Попова, и писали о ней намного больше, чем о заместителе председателя Госкомитета СССР по строительству и архитектуре, каковым был не кто иной, как Борис Николаевич Ельцин. И еще неизвестно, что вызывало у массового зрителя и читателя больший интерес - возвращение из ссылки академика Сахарова или антропометрические данные московской красавицы (которая при росте 176 см весила 52 кг).

То, что первый в СССР конкурс красоты провели одесситы, вряд ли кого-то удивило. Одесские девушки издавна славились южной красотой, броской одеждой и солнечным темпераментом. Вспоминаю забавный разговор на тему одесских красавиц с Андреем Борисовичем Дрозниным - выдающимся режиссером и педагогом сценического движения, соратником Олега Табакова по его первой студии. Мастер, который по роду своей деятельности знал толк в истинной красоте, выдал совершенно оригинальное объяснение этому феномену: "Я думаю, что одесские девушки такие красивые, потому что вскормлены свежими, молодыми... помидорами!"

Чем мы хуже Венеры Милосской?!

Так это или нет, но одесситы всегда были убеждены, что наши девушки - самые красивые в мире. Потому, наверное, конкурс, названный "Одесская красавица", что называется, взбудоражил город. Говорят, что все началось с того, что Юрий Володарский, председатель городского Клуба веселых встреч, действовавшего при ОМК (объединение молодежных клубов) привез из США кассету с записью конкурса "Мисс Америка", и после просмотра члены этого клуба загорелись сотворить нечто подобное.


Стоит отметить, что в своё время советские средства массовой информации так поиздевались над подобными конкурсами на Западе, что преодолеть психологический барьер недоверия организаторам конкурса было весьма непросто. Впрочем, они держались стойко и свою точку зрения обосновывали активно и не без юмора.

Запись 1987 года. Анатолий Юдин - директор Дворца культуры политехнического института, где проходил конкурс:

- Мы все настолько привыкли восхищаться Венерой Милосской, что на наших девушек, женщин, которые рядом с нами, смотрим критически. Вот мы с ребятами подумали, посовещались и решили на первый план выдвинуть не Венеру Милосскую, а нашу советскую девушку, нашу советскую женщину со всеми её достоинствами - красотой, умом...

- Каковы критерии отбора претенденток?

- Мы приняли за эталон Венеру Милосскую...

- Почему?

- Во-первых, она стоит, где поставят... То есть, знает свое место.

Во-вторых, умрет в тех чулках, в которых родилась...

В-третьих, терпеть не может дорогих колец...

В-четвертых, не любит одеваться...

И самое главное - все время молчит...

По-моему, все женские достоинства налицо и идеал предельно ясен...

Надо сказать, что все эти критерии ничуть не смутили наших очаровательных землячек, и на призыв посоревноваться с Венерой Милосской откликнулись 217 одесситок. Поскольку конкурс был открытым, приходили одесситки всех расцветок (блондинки, брюнетки, шатенки, рыжие и абсолютно умопомрачительных расцветок) и возрастов. Одних тянули за руку мамы и даже бабушки, а другие приводили с собой мужей, а порою - и детей. У отборочной комиссии от обилия красавиц просто голова шла кругом. Хотя и не у всех. Рассказывали, что один из членов оргкомитета, облюбовав себе милую простушку, пообещал, что именно она с его помощью станет "Мисс Одесса". (Какую цель он при этом преследовал, надеюсь, объяснять не надо). Но каково же было разочарование и гнев обманутой красотки, когда ее не пропустили даже в полуфинал. Ходила легенда, будто девушка пожаловалась маме, и та устроила грандиозный скандал...

Так оно было или нет, сейчас уже проверить трудно, да и вряд ли нужно. Жюри же, которое в полуфинале возглавлял самый в ту пору знаменитый из одесских актеров, народный артист СССР Михаил Водяной, в конечном счете вывело в финальную стадию семь участниц.
Печаль и радости финала

Нужно ли говорить, какой ажиотаж вызвал финал конкурса?! Dаже видавшие виды дежурные Дворца культуры политеха с трудом сдерживали натиск желающих. Финал, однако, начался совсем не на мажорной ноте. Буквально за день до этого дня умер Михаил Водяной. Ввиду чего возникла даже мысль о переносе конкурса, но в конечном счете решили дату не менять. А память артиста почтили минутой молчания. Нового председателя решили не назначать, но негласно его функции выполнял популярный ленинградский актер Игорь Дмитриев, который в то время то ли снимался, то ли гастролировал с театром в Одессе. Впрочем, если он чем и запомнился, то потрясающе бессвязным вступительным словом, из которого ровным счетом ничего нельзя было понять.

Но вот на сцену вышел ведущий Юрий Володарский и торжественно провозгласил: "Добрый вечер! 193 года Одесса ждала этого момента, когда будет названа мисс этого города".

Надо сказать, что организаторы подготовили для девушек достаточно интересные конкурсы, в которых они могли раскрыться как личности (в отличие от нынешних, где по сцене чаще всего ходят разряженные манекены).

Так, сперва участницам предстояло продемонстрировать эрудицию и чувство юмора, комментируя известный отрывок из "Евгения Онегина": "Я жил тогда в Одессе пыльной..."

Потом они должны были проявить остроумие и обаяние выступая в роли дискоров...

Потом...

Вот тут - один из тех случаев, когда приходится жалеть, что не сохранилось видеозаписи конкурса. Ибо пересказать словами те наряды, которые продемонстрировали участницы в конкурсе мод, я не берусь. Скажу только, что Пьеру Кардену (который в то время был самым известным в Союзе из иностранных модельеров), участвуй он в таком соревновании, пришлось бы совсем непросто...

Но мне удалось сделать частичную аудиозапись конкурса, в котором девушкам предлагалось отрекламировать самые неожиданные предметы - вроде трамвайного салона, изделий одесского обувного объединения или гостиничного номера. Как потом оказалось, лучше всего записалось выступление будущей победительницы.

Запись 1987 года. Наталья Атаманова:

"Мы ведем репортаж с торжественного открытия трамвайного компостера нового образца. На передней площадке вас ожидает увлекательная выставка утерянных фирменных пуговиц и ювелирных украшений. Помните, трамвай не тронется, пока не закроется. Через несколько минут в первом вагоне состоится "час пик". Если у вас возникло желание изменить внешность - не стесняйтесь: войдите с задней площадки и уже на следующей остановке вы почувствуете себя совершенно другим человеком. Для желающих похудеть в заднем вагоне организована абсолютно герметичная камера - самопарилка. По многочисленным заявкам страдающей публики открыт педикюрный салон страдающей публики - взаимного обслуживания. Быстро и удобно, не снимая обуви. На задней площадке устроен также интимный уголок. Личные проблемы - не проблема с этой ступеньки зрения. В назидание не совсем развитым странам капитала совсем отменены собачьи площадки. Наши милые друзья, кусайтесь вместе с нами, кусайтесь, как мы, кусайтесь лучше нас".
Скандал, которого могло не быть

Но вот жюри ушло на совещание. Судя по времени его отсутствия, дебаты были бурными.

Запись 1987 года. Объявление итогов конкурса:

"Вы даже себе представить не можете, какие у нас были бурные споры.

Сначала мы считали баллы. Потом начали пересчитывать сумму мест. Все равно не получалось. Потом мы долго убеждали друг друга, доказывали, кто же все-таки победитель. Хотели определить двух "Мисс Одесса", но условия конкурса этого не разрешали. И нам пришлось остановиться на одной из участниц. "Мисс Одесса-87" - Наташа Атаманова".

Проникнуть к победительнице сквозь строй друзей и фотографов, было нелегко. Но все-таки свое первое интервью новоиспеченная "Мисс Одесса", студентка второго курса университета имени Мечникова, дала именно автору этих строк.

Запись 1987 года. Блиц-интервью Натальи Атамановой:

- Я не ожидала победы в этом конкурсе и пришла сюда по олимпийскому принципу - главное не победить, главное - участвовать. Никаких особых усилий не прилагала, просто старалась выглядеть не хуже других.

- Что предполагаете делать в своем новом качестве?

- То, что и прежде: учиться, любить и радоваться жизни.

- А что по этому поводу думает ваш муж?

- Вы знаете, он очень скромный. Он посчитал, что лучше ему остаться за кулисами.

Но дальше началось то, чего никто не мог ожидать. Ирина Желудковская категорически не согласилась с результатами конкурса. И в чем-то была права. Ибо в тот момент, когда участницам предстояло выйти на сцену в купальных костюмах, Ирина еще с одной коллегой появились только в коротеньких халатиках. Объяснили это девушки тем, что они работают в школе, а в зале находятся их ученики, перед которыми просто неловко раздеваться. Такие в ту пору были нравы! Но, поскольку было нарушено условие участия в конкурсе, с красавиц сняли по два балла. Впрочем, я думаю, что если бы Ирине Желудковской присудили второе место, то не было бы никакого скандала. Но, поскольку она оказалась лишь третьей (второй стала совсем ничем не запомнившаяся участница), то зал, что называется, просто взвыл от такой несправедливости.

Запись 1987 года. Мнение зрителей:

- Я была на полуфинале и финале. Ирина покорила всех своей эрудицией и скромностью. Публика аплодировала только Ирине...

- Она с самого начала задала тон. Об Одессе она рассказывала то, что было интересно и по существу, и не шла ни на какие компромиссы типа "базар - привоз".

- В Ирине чувствуется обаяние женщины. Она с самого начала взяла лидерство, и мы все время ждали ее ответов...

Видя такую реакцию зала, Ирина вышла к микрофону и, ничтоже сумняшеся, объявила, что все равно именно она останется в памяти зрителей как первая "Мисс Одесса". Организаторы пытались ее увещевать, требовали отключить микрофоны. Вечной памяти Даниил Маркович Шац даже обозвал втихомолку девушку нехорошим словом, что она тут же обнародовала. В общем, ругань на сцене была страшная! И тут, как мне казалось тогда и совершенно очевидно сейчас, члены жюри допустили ошибку. Вместо того, чтобы доказательно объяснить свой выбор, они предпочли незаметно "раствориться". Это дало повод некоторым чересчур уж горячим головам рубить сплеча, обвинив жюри в необъективности. Что, как потом признал президент ОМК Михаил Бочаров, до некоторой степени имело место быть, поскольку Наташа Атаманова входила в Клуб веселых встреч и сами организаторы конкурса помогали ей в подготовке.

После, когда страсти поутихли, прозвучали и более взвешенные мнения.

Запись 1987 года

- Мне кажется, что жюри было достаточно объективным и выбрало действительно претендентку, которая будет достойно представлять наш город. Что же касается мнения зрительского жюри, которое отдало свой голос другой претендентке, то я не совсем с ним согласен. Я считаю, что этой претендентке не хватало корректности и по отношению к жюри, и по отношению к другим участницам. Как мне кажется, это и сыграло в значительной мере не в ее пользу.

Готовя передачу о конкурсе для областного радио, я позволил себе высказать несколько замечаний в адрес организаторов.

Запись 1987 года. Мнение автора:

- Мне кажется, что этот инцидент стал возможен вследствие общей неорганизованности конкурса.

Первое: устроителям так и не удалось выработать четких критериев конкурса. Было не очень ясно, что, собственно говоря, оценивалось: внешние данные претенденток или их эрудиция, остроумие. Смешение критериев закономерно привело к трудности выбора.

Второе: конкурс был попросту плохо срежиссирован. Конкурсные задания порою неоправданно затягивались. Несколько раз возникали паузы, которые приходилось срочно заполнять, испытывая терпение зрителей.

Третье и, возможно, главное. Зрители, по существу, оказались вне игры в этом конкурсе, хотя их мнение - весьма серьёзный аргумент. И оно обязательно должно учитываться.

Кстати, с этой передачей тоже случился небольшой инцидент. Радиорепортаж состоял из двух частей. Первую, чтобы придать интригу и заставить слушателей заинтересоваться сюжетом, я завершил словами: "Однако не все согласились с решением жюри". Новости Одесского радио выходили в эфир вечером, а поскольку оно было в то время единственным, то и слушали передачу минимум десятки тысяч одесситов, включая саму победительницу, которая, как мне потом рассказывали, решила, что результаты конкурса отменили, и побежала жаловаться организаторам, которые, не зная, в чем дело, набросились на меня с упреками. Но после выхода второго репортажа успокоились...
Вместо послесловия

Сейчас, четверть века спустя, все эти страсти кажутся смешными. Но ведь надо помнить эпоху, в которую происходило действие...

К тому же, честно говоря, первые конкурсы красоты были по- настоящему интересными. Но очень быстро из состязания талантов и эрудиции они превратились в сугубо коммерческое предприятие. Начался этот процесс в 1990 году. Тогда перед началом Всеукраинского конкурса красавиц организаторы собрали спонсоров и честно признались, что победит та из участниц, чей регион выделит наибольшую сумму взносов. Так оно и случилось...

Воспоминаниями поделился
Александр ГАЛЯС.

Подробности тут: http://porto-fr.odessa.ua/index.php?art_num=art021&year=2012&nnumb=35

https://odessa-life.od.ua/news/45012-yubiley-samoy-staroy-miss-v-sssr-foto

https://iod.media/ru/article/pershiy-konkurs-krasi-srsr-v-odesi-vchilki-vidmovilis-rozdyagatisya-pobachivshi-v-zali-uchniv-1050




















Краткая история конкурса Мисс Одесса.

https://youtu.be/Y3vQGLAcDdM



==========================================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==========================================================



Tags: ! - История Перестройки, ! - Конкурс красоты, 1987, 1988, Горбачев, Конкурс красоты, Одесса, Перестройка
Subscribe

Posts from This Journal “Конкурс красоты” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments