Яд ва-Шем — национальный мемориал Катастрофы и Героизма. Находится в Иерусалиме на Хар ха-Зикарон (Горе Памяти).
Мемориал Яд ва-Шем был основан в 1953 г. по решению Кнессета с целью увековечить память о евреях-жертвах нацизма в 1933—45 гг., разрушенных еврейских общинах; а также отдать дань уважения борцам против фашизма и праведникам мира, спасавшим евреев, рискуя собственной жизнью.
Сайт мемориального комплекса на русском языке: http://www1.yadvashem.org/yv/ru/
На входе в Музей посетителя встречает короткометражный фильм Михаль Ровнер "Мир, которого больше нет" о жизни евреев в Европе накануне Шоа. Фильм демонстрируется на экране, выполненном в форме равнобедренного треугольника: его основание составляет 13 метров, высота – 11 метров. Продолжительность фильма – 10 минут.
Перед посетителями предстает мир каждодневной будничной жизни еврейских семей и общин крупных городов и небольших местечек. Создавая фильм о еврейском мире, который был разрушен во время Шоа, Ровнер столкнулась со множеством трудностей. Главная из них заключалась в том, что практически нет видеоматериалов о жизни евреев в начале прошлого века, а те небольшие фрагменты, которые удалось отыскать в частных собраниях, как правило, были плохого качества. "Задача заключалась в том, чтобы правдиво воссоздать атмосферу еврейской жизни, - рассказывает Ровнер, - взять разрозненные видеосюжеты и органично объединить их в единое полотно".
Нацистская Германия и евреи. 1933-1939
Первый зал в Музее истории Шоа рассказывает о нацистской Германии и ее политике против евреев Рейха с момента прихода нацистов к власти и до начала Второй мировой войны. Экспозиция демонстрирует трагические изменения в жизни Германии, которая из демократической республики превратилась в тоталитарное государство под властью фюрера и его партии, в машину террора. За короткое время евреи Германии из полноправных граждан превратились в бесправных униженных людей. Выставка показывает основные этапы становления антиеврейской политики в Германии и одновременно исследует качественно новые процессы, происходившие с евреями в новых условиях существования: от усиления еврейского самосознания и большей сплоченности внутри еврейской общины до осознания того, что бегство из Германии является единственным выходом в сложившейся ситуации.
Оккупация Польши и антиеврейская политика
Материалы, представленные в третьей галерее, рассказывают о начале Второй мировой войны, об оккупации Польши и о политике нацистов, направленной против местных евреев. Вторая мировая война стала новым этапом как в общей политике Германии в целом, так и в отношении ее к евреям, в частности. Началось притеснение оккупированного населения, насилие, депортации, издевательства над евреями и полное разрушение еврейской общины в Польше. В экспозиции галереи представлены указы и постановления, которые регулировали повседневную жизнь евреев. Среди них: насильственная изоляция от местного населения, унизительные «знаки позора» на одежде, тяжелый принудительный труд как еще один способ унижения, разлука с близкими и их уничтожение.
Судьба евреев Западной и Восточной Европы
Что происходило с евреями на оккупированной территории Западной и Восточной Европы, - об этом рассказывает четвертая галерея. Музей Яд Вашем ставит перед собой цель - показать судьбу евреев во время Шоа с точки зрения самих жертв.
Значительная часть экспозиции зала посвящена гетто. Чтобы описать жизнь евреев в гетто, выбраны Варшавское и Лодзинское гетто в Польше, гетто Каунас в Литве и Терезиенштадт в Чехословакии. В экспозиции редставлены специфические особенности, присущие каждому из этих гетто.
1941 год: операция "Барбаросса" и начало окончательного решения
Операция "Барбаросса" и вторжение на территорию Советского Союза стали новым этапом в политике решения еврейского вопроса. Об этом идет речь в следующей галерее Музея.
На территории СССР речь шла уже не о мерах притеснения и изоляции. Повсеместно айнзацгруппы - специальные подразделения СС осуществляли массовые расстрелы евреев. Посетитель Музея может проследить путь одного из таких подразделений: за четыре месяца 800 солдат айнзацгруппы С уничтожили 75 тысяч евреев. За два дня они расстреляли в Бабьем Яру 34 тысячи евреев Киева и окрестностей. Шаг за шагом прослеживает посетитель, с каким фанатическим рвением солдаты СС убивали евреев – сначала они расстреливали только мужчин, через несколько недель – женщин и детей. Целые еврейские общины были стерты с лица земли.
Жертва, ее внутренний мир и восприятие происходящего стоят в центре экспозиции этой галереи. История Понар – места массового убийства евреев Вильнюса и окрестностей. Только немногим из многих тысяч удалось спастись из расстрельных рвов. Голоса свидетелей трагедии звучат с экрана дисплея, лица жертв смотрят с настенных планшетов экспозиции. Некоторые узники гетто понимали, что депортация в Понары – это часть плана тотального уничтожения евреев. На собрании членов молодежного движения Ашомер Ацаир один из его лидеров Абба Ковнер призвал к сопротивлению. Выступление узников Вильнюсского гетто стало одной из первых попыток вооруженного восстания евреев против нацистов.
В 1941 году тотальное уничтожение евреев осуществлялось и в других странах, среди них – Сербия и Румыния.
В 1942 году решение о массовом и повсеместном уничтожении всех евреев было принято на Ванзейской конференции. Экспозиция подчеркивает "обыденность зла", продемонстрированную на конференции. Участники совещания мирно расположились вокруг стола, и скоро на пишущей машинке будет отпечатано решение о судьбе миллионов. Целью этой встречи было не обсуждение вопроса, надо ли уничтожать евреев, речь шла о разработке способов его осуществления.
Окончательное решение еврейского вопроса и восстания в гетто
Шестая галерея – самая большая в Музее – представляет две темы: уничтожение европейского еврейства и еврейское движение сопротивления в гетто.
В начале экспозиции - рассказ о массовой депортации евреев из гетто в лагеря смерти, построенные специально для уничтожения евреев, сопровождается отрывками из дневников узников Варшавского гетто. Образ Януша Корчака и детей из детского дома по дороге в лагерь смерти Треблинка стал, без сомнения, одним из символов выставки.
Система лагерей смерти демонстрирует схему, разработанную нацистами для уничтожения людей. В представленных здесь разных типах лагерей подчеркивается соотношение между размером участка земли, на котором был расположен лагерь, и количеством уничтоженных здесь людей. Так, в лагере Треблинка, территория которого составляла 400Х600 метров, было убито почти 900 тысяч евреев.
Целую стену в экспозиции зала занимают списки евреев, депортированных из разных общин, жизнь которых была разрушена.
Один из залов этой галереи рассказывает о многочисленных транспортах из Европы в лагеря уничтожения. В северо-восточном углу галереи – карта депортаций. Как правило, отправляли евреев в вагонах для перевозки скота. Каркас одного из этих вагонов является частью экспозиции и открывает рассказ о самом большом лагере - Аушвице-Биркенау. Внутри вагона установлен дисплей со свидетельствами немногих уцелевших о тяжелом пути и прибытии в лагерь. На противоположной стене – фотографии из Альбома Аушвиц. На них документально запечатлен весь процесс уничтожения. Момент прибытия транспорта с венгерскими евреями, селекция, после которой молодые и здоровые будут отправлены на лагерные работы. Участь остальных – печи крематориев.
С темой массового уничтожения неразрывно связаны организация сопротивления и подготовка восстаний, целью которых было не столько спасение, сколько, как сказал один из активистов подполья, "три строчки в истории". Самым крупным на оккупированной нацистами территории стало восстание в Варшавском гетто. В условиях тотального уничтожения еврейской общины сопротивление узников гетто под руководством молодежной подпольной организации стало проявлением подлинного героизма.
Сопротивление и спасение
Молчание мира, участие евреев в партизанском движении и подпольной борьбе, попытки спасения евреев общественными организациями.
Праведники народов мира
Основной темой следующей галереи является попытка ответить на вопросы: Что и когда стало известно миру о положении евреев? И почему, узнав, мир не предпринял никаких серьезных усилий ради их спасения?
Мир молчал, зная о судьбе корабля "Струме", который был отправлен от турецкого берега в открытое море без запасов топлива, воды и еды и спустя несколько часов потоплен, предположительно, советской подводной лодкой, принявшей его за немецкий корабль. Из 769 беженцев, направлявшихся в Эрец Исраэль (Земля Израиля), остался в живых только один пассажир. Мир молчал, когда государства-союзники приняли решение не бомбить крематории Аушвица, хотя уже было известно о том, что там происходит. Молчала и церковь, Папа Римский также не сделал ничего, чтобы защитить евреев.
В условиях тотального уничтожения все же были евреи, которым удавалось бежать и укрыться в лесах. Здесь они присоединялись к партизанам, чтобы отомстить нацистам за их злодеяния. Создавались и еврейские партизанские отряды, целью которых было не только ведение боевых действий, но и спасение евреев – стариков, женщин, детей. Экспозиция наглядно показывает, что евреи были не только участниками движения Сопротивления во всех оккупированных странах, но и активными членами еврейского подполья, например, во Франции и Венгрии.
Попытки спасения евреев принимали самые разные формы, среди них самыми эффективными стали коллективные усилия по спасению евреев Болгарии и Дании. В одном из залов этой галереи экспонируется рыбацкая лодка из Гилльелее (Дания), на которой доставляли евреев к границам нейтральных государств. Во Франции евреев обеспечивали фальшивыми документами, с которыми они переходили границу Швейцарии или Испании. Детей определяли в детские дома или находили для них приемные семьи. Здесь же рассказывается история спасения евреев жителями французской деревни Ле-Шамбон-Сюр-Линьон. А также представлены избранные истории спасения евреев Праведниками народов мира, которые помогали обреченным, вопреки безразличию, а зачастую и враждебному отношению окружающих.
Зал Имен – это национальный мемориал, призванный увековечить имя каждого еврея, уничтоженного во время Шоа. Он расположен в круглом зале, стенами которого являются стеллажи, заполненные черными папками. В них - Листы свидетельских показаний с именами и краткими биографическими сведениями о жертвах Шоа.
Центральная часть Зала Имен представляет собой вырубленный в скале конус, десять метров в высоту и около семи в глубину. На внутренней поверхности верхней части конуса на фоне фрагментов Листов свидетельских показаний размещены более 600 фотографий погибших. Это лишь несколько сотен из шести миллионов мужчин, женщин и детей, - огромного еврейского мира, уничтоженного нацистами и их пособниками. Фотографии жертв отражаются в воде, которая заполняет основание конуса.
В дальнем конце Зала Имен – стеклянный экран, на который проецируются сканированные копии Листов свидетельских показаний. Рядом – вход в компьютерный центр, где с помощью сотрудников Зала Имен можно осуществить поиск имен погибших. Здесь же находятся еще не заполненные бланки Листов свидетельских показаний для увековечения имен жертв, а также Опросные листы для уцелевших в Катастрофе (Шоа).
Музей истории Катастрофы (Шоа) построен по проекту всемирно известного архитектора Моше Сафди.
Здание представляет собой вырубленную в толще горы треугольную призму, оба конца которой нависают над ущельем. Треугольная форма здания выбрана для того, чтобы снизить силу давления земли на конструкцию. Дневной свет проникает внутрь через вершину призмы - 200-метровый стеклянный потолок. Блики дневного света, струящегося сверху, резко контрастируют с полумраком, необходимым для мультимедийных презентаций в экспозиции Музея. Внутренние галереи освещаются светильниками различной степени яркости, от рассеянного до очень яркого света.
Здание Музея: пол, внутренние и наружные стены, - все выполнено из железобетона. Треугольное сечение призмы не одинаково по всей ее длине: к середине оно сужается. Искаженная таким образом поверхность, а также пологий пол создают впечатление изменившегося пространства и иллюзию более глубокого проникновения внутрь горы. Приближаясь к выходу, пол главной галереи начинает подниматься. Выход из Музея представляет собой треугольник (поперечное сечение призмы), боковые грани которого открыты и распахнуты вверх. Отсюда открывается удивительный вид на окрестности Иерусалима.
В Новой Синагоге представлены предметы иудаики, привезенные в Яд Вашем из разрушенных синагог Европы.
Новая Синагога (архитектор Моше Сафди, внутренний интерьер - firm Tamuz Тамуз) – это действующая синагога, где посетители могут прочитать каддиш в память о своих близких – жертвах Шоа. Одновременно Новая Синагога является своеобразным мемориалом в память о синагогах, разрушенных нацистами в Европе. В Синагоге представлены более 30 различных экспонатов, среди них Арон Кодеш - шкаф для хранения свитков Торы, другие предметы иудаики. Всего в Синагоге имеется 4 шкафа для хранения свитков Торы. Чтобы доставить их из Румынии, Яд Вашем воспользовался помощью и пожжержкой профессора Prof. Nicolae Cajal, бывшего президента Федерации еврейских общин Румынии, и румынского правительства.
Зал Памяти
Впечатляющее, напоминающее шатёр здание с базальтовыми стенами предназначено для отдания последних почестей жертвам Катастрофы. На полу высечены названия 22 транзитных и концентрационных лагерей, мест массовых убийств, выбранных из сотен им подобных, разбросанных по всей Европе. В центре зала горит вечный огонь, а вблизи него памятная плита, под которой покоится пепел сожжённых тел, доставленный из лагерей смерти.
Площадь Варшавского гетто
Стена Памяти на площади Варшавского гетто состоит из двух барельефов. На одном «Восстание в Варшавском гетто» — его руководитель Мордехай Анилевич. На другом «Последняя дорога» — массовая депортация евреев в лагеря смерти.
Мемориал депортированным
Мемориал депортированным — вагон для перевозки скота — был установлен в Яд Ва-шем в память о миллионах европейских евреев, погруженных в такие вагоны и отправленных в лагеря уничтожения. Он был передан мемориалу Яд Вашем польскими властями.
На постаменте высечен отрывок из воспоминаний уцелевшего в Катастрофе Авраама Кшепицкого.
Партизанская панорама
Партизанская панорама — дань памяти тем еврейским борцам, кто присоединился к партизанскому движению во время Катастрофы. Скульптура, расположенная в центре панорамы, названа «…ибо человек, как дерево в поле» (Втор.20:19).
Скульптор Цадок Бен-Давид выбрал дерево символом партизана-борца, чью жизнь охраняет лес, среди деревьев которого он находит убежище.
На одном из камней панорамы выбиты слова гимна партизан на иврите, идиш и английском языках.
Сад Праведников мира
Сад основан в честь тысяч не-евреев, рисковавших своими жизнями ради спасения евреев во время Шоа. Их имена и места проживания выбиты на мемориальной стене, установленной в саду.
Монумент еврейским солдатам и партизанам-борцам с нацистской Германией
Около 1 500 000 евреев боролись против нацизма в составе вооружённых сил антигитлеровской коалиции, в партизанских отрядах и подполье, в движении сопротивления и гетто. Этот монумент — памятник сотням тысяч из них, погибших в борьбе.
Обелиск воинам-героям увековечивает бойцов еврейского сопротивления. На памятнике высечены слова: «Тем, кто вступил в святую борьбу с нацизмом, поднимал восстания в лагерях и гетто, сражался в лесах и подполье, воевал в войсках антифашистской коалиции, спасал своих братьев, проявлял отвагу и мужество по дороге в Эрец Исраэль. Отныне и навсегда».
Детский мемориал
Этот уникальный мемориал — выдолбленная в скале пещера, является памятником 1,5 миллионам еврейских детей, уничтоженных во время Катастрофы. Имена детей, возраст и место рождения звучат под сводами мемориала, сопровождая каждого, кто входит сюда почтить их память.
Площадь Януша Корчака
В центре площади расположен памятник доктору Генриху Гольдшмидту, еврейско-польскому педагогу из Варшавы, известному под псевдонимом Януш Корчак. Несмотря на неимоверные усилия спасти своих подопечных, Януш Корчак и около 200 детей из вверенного ему детского дома были отправлены в лагерь смерти Треблинка 5 августа 1942 года.
В книжном магазине Мемориала:
Ещё фото тут: http://public.fotki.com/Ed-Glezin/28534/2012-02-25/deed/?show=all