ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Мемориал Яд Вашем в Иерусалиме

Название комплекса Яд ва-Шем — «память и имя» происходит из слов пророка Исаии: «И дам Я им в доме Моём и в стенах Моих память и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам ему вечное имя, которое не истребится.» (Ис.56:5)

Яд ва-Шем — национальный мемориал Катастрофы и Героизма. Находится в Иерусалиме на Хар ха-Зикарон (Горе Памяти).

Мемориал Яд ва-Шем был основан в 1953 г. по решению Кнессета с целью увековечить память о евреях-жертвах нацизма в 1933—45 гг., разрушенных еврейских общинах; а также отдать дань уважения борцам против фашизма и праведникам мира, спасавшим евреев, рискуя собственной жизнью.

Сайт мемориального комплекса на русском языке: http://www1.yadvashem.org/yv/ru/




















На входе в Музей посетителя встречает короткометражный фильм Михаль Ровнер "Мир, которого больше нет" о жизни евреев в Европе накануне Шоа. Фильм демонстрируется на экране, выполненном в форме равнобедренного треугольника: его основание составляет 13 метров, высота – 11 метров. Продолжительность фильма – 10 минут.
Перед посетителями предстает мир каждодневной будничной жизни еврейских семей и общин крупных городов и небольших местечек. Создавая фильм о еврейском мире, который был разрушен во время Шоа, Ровнер столкнулась со множеством трудностей. Главная из них заключалась в том, что практически нет видеоматериалов о жизни евреев в начале прошлого века, а те небольшие фрагменты, которые удалось отыскать в частных собраниях, как правило, были плохого качества. "Задача заключалась в том, чтобы правдиво воссоздать атмосферу еврейской жизни, - рассказывает Ровнер, - взять разрозненные видеосюжеты и органично объединить их в единое полотно".





Нацистская Германия и евреи. 1933-1939

Первый зал в Музее истории Шоа рассказывает о нацистской Германии и ее политике против евреев Рейха с момента прихода нацистов к власти и до начала Второй мировой войны. Экспозиция демонстрирует трагические изменения в жизни Германии, которая из демократической республики превратилась в тоталитарное государство под властью фюрера и его партии, в машину террора. За короткое время евреи Германии из полноправных граждан превратились в бесправных униженных людей. Выставка показывает основные этапы становления антиеврейской политики в Германии и одновременно исследует качественно новые процессы, происходившие с евреями в новых условиях существования: от усиления еврейского самосознания и большей сплоченности внутри еврейской общины до осознания того, что бегство из Германии является единственным выходом в сложившейся ситуации.









Оккупация Польши и антиеврейская политика

Материалы, представленные в третьей галерее, рассказывают о начале Второй мировой войны, об оккупации Польши и о политике нацистов, направленной против местных евреев. Вторая мировая война стала новым этапом как в общей политике Германии в целом, так и в отношении ее к евреям, в частности. Началось притеснение оккупированного населения, насилие, депортации, издевательства над евреями и полное разрушение еврейской общины в Польше. В экспозиции галереи представлены указы и постановления, которые регулировали повседневную жизнь евреев. Среди них: насильственная изоляция от местного населения, унизительные «знаки позора» на одежде, тяжелый принудительный труд как еще один способ унижения, разлука с близкими и их уничтожение.





Судьба евреев Западной и Восточной Европы

Что происходило с евреями на оккупированной территории Западной и Восточной Европы, - об этом рассказывает четвертая галерея. Музей Яд Вашем ставит перед собой цель - показать судьбу евреев во время Шоа с точки зрения самих жертв.

Значительная часть экспозиции зала посвящена гетто. Чтобы описать жизнь евреев в гетто, выбраны Варшавское и Лодзинское гетто в Польше, гетто Каунас в Литве и Терезиенштадт в Чехословакии. В экспозиции редставлены специфические особенности, присущие каждому из этих гетто.












1941 год: операция "Барбаросса" и начало окончательного решения

Операция "Барбаросса" и вторжение на территорию Советского Союза стали новым этапом в политике решения еврейского вопроса. Об этом идет речь в следующей галерее Музея.

На территории СССР речь шла уже не о мерах притеснения и изоляции. Повсеместно айнзацгруппы - специальные подразделения СС осуществляли массовые расстрелы евреев. Посетитель Музея может проследить путь одного из таких подразделений: за четыре месяца 800 солдат айнзацгруппы С уничтожили 75 тысяч евреев. За два дня они расстреляли в Бабьем Яру 34 тысячи евреев Киева и окрестностей. Шаг за шагом прослеживает посетитель, с каким фанатическим рвением солдаты СС убивали евреев – сначала они расстреливали только мужчин, через несколько недель – женщин и детей. Целые еврейские общины были стерты с лица земли.

Жертва, ее внутренний мир и восприятие происходящего стоят в центре экспозиции этой галереи. История Понар – места массового убийства евреев Вильнюса и окрестностей. Только немногим из многих тысяч удалось спастись из расстрельных рвов. Голоса свидетелей трагедии звучат с экрана дисплея, лица жертв смотрят с настенных планшетов экспозиции. Некоторые узники гетто понимали, что депортация в Понары – это часть плана тотального уничтожения евреев. На собрании членов молодежного движения Ашомер Ацаир один из его лидеров Абба Ковнер призвал к сопротивлению. Выступление узников Вильнюсского гетто стало одной из первых попыток вооруженного восстания евреев против нацистов.

В 1941 году тотальное уничтожение евреев осуществлялось и в других странах, среди них – Сербия и Румыния.

В 1942 году решение о массовом и повсеместном уничтожении всех евреев было принято на Ванзейской конференции. Экспозиция подчеркивает "обыденность зла", продемонстрированную на конференции. Участники совещания мирно расположились вокруг стола, и скоро на пишущей машинке будет отпечатано решение о судьбе миллионов. Целью этой встречи было не обсуждение вопроса, надо ли уничтожать евреев, речь шла о разработке способов его осуществления.













Окончательное решение еврейского вопроса и восстания в гетто

Шестая галерея – самая большая в Музее – представляет две темы: уничтожение европейского еврейства и еврейское движение сопротивления в гетто.

В начале экспозиции - рассказ о массовой депортации евреев из гетто в лагеря смерти, построенные специально для уничтожения евреев, сопровождается отрывками из дневников узников Варшавского гетто. Образ Януша Корчака и детей из детского дома по дороге в лагерь смерти Треблинка стал, без сомнения, одним из символов выставки.

Система лагерей смерти демонстрирует схему, разработанную нацистами для уничтожения людей. В представленных здесь разных типах лагерей подчеркивается соотношение между размером участка земли, на котором был расположен лагерь, и количеством уничтоженных здесь людей. Так, в лагере Треблинка, территория которого составляла 400Х600 метров, было убито почти 900 тысяч евреев.

Целую стену в экспозиции зала занимают списки евреев, депортированных из разных общин, жизнь которых была разрушена.

Один из залов этой галереи рассказывает о многочисленных транспортах из Европы в лагеря уничтожения. В северо-восточном углу галереи – карта депортаций. Как правило, отправляли евреев в вагонах для перевозки скота. Каркас одного из этих вагонов является частью экспозиции и открывает рассказ о самом большом лагере - Аушвице-Биркенау. Внутри вагона установлен дисплей со свидетельствами немногих уцелевших о тяжелом пути и прибытии в лагерь. На противоположной стене – фотографии из Альбома Аушвиц. На них документально запечатлен весь процесс уничтожения. Момент прибытия транспорта с венгерскими евреями, селекция, после которой молодые и здоровые будут отправлены на лагерные работы. Участь остальных – печи крематориев.

С темой массового уничтожения неразрывно связаны организация сопротивления и подготовка восстаний, целью которых было не столько спасение, сколько, как сказал один из активистов подполья, "три строчки в истории". Самым крупным на оккупированной нацистами территории стало восстание в Варшавском гетто. В условиях тотального уничтожения еврейской общины сопротивление узников гетто под руководством молодежной подпольной организации стало проявлением подлинного героизма.



















Сопротивление и спасение

Молчание мира, участие евреев в партизанском движении и подпольной борьбе, попытки спасения евреев общественными организациями.
Праведники народов мира

Основной темой следующей галереи является попытка ответить на вопросы: Что и когда стало известно миру о положении евреев? И почему, узнав, мир не предпринял никаких серьезных усилий ради их спасения?

Мир молчал, зная о судьбе корабля "Струме", который был отправлен от турецкого берега в открытое море без запасов топлива, воды и еды и спустя несколько часов потоплен, предположительно, советской подводной лодкой, принявшей его за немецкий корабль. Из 769 беженцев, направлявшихся в Эрец Исраэль (Земля Израиля), остался в живых только один пассажир. Мир молчал, когда государства-союзники приняли решение не бомбить крематории Аушвица, хотя уже было известно о том, что там происходит. Молчала и церковь, Папа Римский также не сделал ничего, чтобы защитить евреев.

В условиях тотального уничтожения все же были евреи, которым удавалось бежать и укрыться в лесах. Здесь они присоединялись к партизанам, чтобы отомстить нацистам за их злодеяния. Создавались и еврейские партизанские отряды, целью которых было не только ведение боевых действий, но и спасение евреев – стариков, женщин, детей. Экспозиция наглядно показывает, что евреи были не только участниками движения Сопротивления во всех оккупированных странах, но и активными членами еврейского подполья, например, во Франции и Венгрии.

Попытки спасения евреев принимали самые разные формы, среди них самыми эффективными стали коллективные усилия по спасению евреев Болгарии и Дании. В одном из залов этой галереи экспонируется рыбацкая лодка из Гилльелее (Дания), на которой доставляли евреев к границам нейтральных государств. Во Франции евреев обеспечивали фальшивыми документами, с которыми они переходили границу Швейцарии или Испании. Детей определяли в детские дома или находили для них приемные семьи. Здесь же рассказывается история спасения евреев жителями французской деревни Ле-Шамбон-Сюр-Линьон. А также представлены избранные истории спасения евреев Праведниками народов мира, которые помогали обреченным, вопреки безразличию, а зачастую и враждебному отношению окружающих.









Зал Имен – это национальный мемориал, призванный увековечить имя каждого еврея, уничтоженного во время Шоа. Он расположен в круглом зале, стенами которого являются стеллажи, заполненные черными папками. В них - Листы свидетельских показаний с именами и краткими биографическими сведениями о жертвах Шоа.

Центральная часть Зала Имен представляет собой вырубленный в скале конус, десять метров в высоту и около семи в глубину. На внутренней поверхности верхней части конуса на фоне фрагментов Листов свидетельских показаний размещены более 600 фотографий погибших. Это лишь несколько сотен из шести миллионов мужчин, женщин и детей, - огромного еврейского мира, уничтоженного нацистами и их пособниками. Фотографии жертв отражаются в воде, которая заполняет основание конуса.

В дальнем конце Зала Имен – стеклянный экран, на который проецируются сканированные копии Листов свидетельских показаний. Рядом – вход в компьютерный центр, где с помощью сотрудников Зала Имен можно осуществить поиск имен погибших. Здесь же находятся еще не заполненные бланки Листов свидетельских показаний для увековечения имен жертв, а также Опросные листы для уцелевших в Катастрофе (Шоа).











Музей истории Катастрофы (Шоа) построен по проекту всемирно известного архитектора Моше Сафди.
Здание представляет собой вырубленную в толще горы треугольную призму, оба конца которой нависают над ущельем. Треугольная форма здания выбрана для того, чтобы снизить силу давления земли на конструкцию. Дневной свет проникает внутрь через вершину призмы - 200-метровый стеклянный потолок. Блики дневного света, струящегося сверху, резко контрастируют с полумраком, необходимым для мультимедийных презентаций в экспозиции Музея. Внутренние галереи освещаются светильниками различной степени яркости, от рассеянного до очень яркого света.

Здание Музея: пол, внутренние и наружные стены, - все выполнено из железобетона. Треугольное сечение призмы не одинаково по всей ее длине: к середине оно сужается. Искаженная таким образом поверхность, а также пологий пол создают впечатление изменившегося пространства и иллюзию более глубокого проникновения внутрь горы. Приближаясь к выходу, пол главной галереи начинает подниматься. Выход из Музея представляет собой треугольник (поперечное сечение призмы), боковые грани которого открыты и распахнуты вверх. Отсюда открывается удивительный вид на окрестности Иерусалима.









В Новой Синагоге представлены предметы иудаики, привезенные в Яд Вашем из разрушенных синагог Европы.

Новая Синагога (архитектор Моше Сафди, внутренний интерьер - firm Tamuz Тамуз) – это действующая синагога, где посетители могут прочитать каддиш в память о своих близких – жертвах Шоа. Одновременно Новая Синагога является своеобразным мемориалом в память о синагогах, разрушенных нацистами в Европе. В Синагоге представлены более 30 различных экспонатов, среди них Арон Кодеш - шкаф для хранения свитков Торы, другие предметы иудаики. Всего в Синагоге имеется 4 шкафа для хранения свитков Торы. Чтобы доставить их из Румынии, Яд Вашем воспользовался помощью и пожжержкой профессора Prof. Nicolae Cajal, бывшего президента Федерации еврейских общин Румынии, и румынского правительства.







Зал Памяти

Впечатляющее, напоминающее шатёр здание с базальтовыми стенами предназначено для отдания последних почестей жертвам Катастрофы. На полу высечены названия 22 транзитных и концентрационных лагерей, мест массовых убийств, выбранных из сотен им подобных, разбросанных по всей Европе. В центре зала горит вечный огонь, а вблизи него памятная плита, под которой покоится пепел сожжённых тел, доставленный из лагерей смерти.






Площадь Варшавского гетто

Стена Памяти на площади Варшавского гетто состоит из двух барельефов. На одном «Восстание в Варшавском гетто» — его руководитель Мордехай Анилевич. На другом «Последняя дорога» — массовая депортация евреев в лагеря смерти.




Мемориал депортированным

Мемориал депортированным — вагон для перевозки скота — был установлен в Яд Ва-шем в память о миллионах европейских евреев, погруженных в такие вагоны и отправленных в лагеря уничтожения. Он был передан мемориалу Яд Вашем польскими властями.

На постаменте высечен отрывок из воспоминаний уцелевшего в Катастрофе Авраама Кшепицкого.







Партизанская панорама

Партизанская панорама — дань памяти тем еврейским борцам, кто присоединился к партизанскому движению во время Катастрофы. Скульптура, расположенная в центре панорамы, названа «…ибо человек, как дерево в поле» (Втор.20:19).

Скульптор Цадок Бен-Давид выбрал дерево символом партизана-борца, чью жизнь охраняет лес, среди деревьев которого он находит убежище.

На одном из камней панорамы выбиты слова гимна партизан на иврите, идиш и английском языках.



Сад Праведников мира

Сад основан в честь тысяч не-евреев, рисковавших своими жизнями ради спасения евреев во время Шоа. Их имена и места проживания выбиты на мемориальной стене, установленной в саду.







Монумент еврейским солдатам и партизанам-борцам с нацистской Германией

Около 1 500 000 евреев боролись против нацизма в составе вооружённых сил антигитлеровской коалиции, в партизанских отрядах и подполье, в движении сопротивления и гетто. Этот монумент — памятник сотням тысяч из них, погибших в борьбе.



















Обелиск воинам-героям увековечивает бойцов еврейского сопротивления. На памятнике высечены слова: «Тем, кто вступил в святую борьбу с нацизмом, поднимал восстания в лагерях и гетто, сражался в лесах и подполье, воевал в войсках антифашистской коалиции, спасал своих братьев, проявлял отвагу и мужество по дороге в Эрец Исраэль. Отныне и навсегда».



Детский мемориал

Этот уникальный мемориал — выдолбленная в скале пещера, является памятником 1,5 миллионам еврейских детей, уничтоженных во время Катастрофы. Имена детей, возраст и место рождения звучат под сводами мемориала, сопровождая каждого, кто входит сюда почтить их память.










Площадь Януша Корчака

В центре площади расположен памятник доктору Генриху Гольдшмидту, еврейско-польскому педагогу из Варшавы, известному под псевдонимом Януш Корчак. Несмотря на неимоверные усилия спасти своих подопечных, Януш Корчак и около 200 детей из вверенного ему детского дома были отправлены в лагерь смерти Треблинка 5 августа 1942 года.



В книжном магазине Мемориала:








Ещё фото тут: http://public.fotki.com/Ed-Glezin/28534/2012-02-25/deed/?show=all

Tags: Израиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments