ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Еврейский Амстердам

До 1940 года в Амстердаме проживало свыше 150 тысяч евреев. Не случайно город называли Моккум( в пер. с иврита – «место»), 2-ой Иерусалим. Первые еврейские беженцы осели здесь еще в конце 15 века. Это были сеффарды, вынужденные бежать из Испании от начавшейся инквизиции. Впоследствии, к ним добавились «марраны» -- евреи из Португалии, а в середине 19 века еврейская община Амстердама во многом пополнилась за счет бежавших из Восточной Европы евреев-ашкенази. Богатое еврейское прошлое Амстердама – это не только разветвленная банковская сеть Ротшильдов и исскусство алмазной огранки, но и такие имена, как философ Бенедикт Спиноза, художник Иозеф Израэльс и девочка Анна Франк, «дневник» которой по прежнему остается потрясающим документом человеческой любви в нечеловеческих условиях. Кстати, именно уже в послевоенные годы все мэры Амстердама – непременно евреи, такова общественная установка, показывающая – что память и совесть нераздельны. Ведь не зря же королева Вильгельмина, когда начался геноцид еврейского населения в годы немецкой оккупации, пришила к своему пальто желтую звезду «Давида» -- «А раз так – тогда и я еврейка!»







Португальская синагога (Esnoga) - одна из красивейших в мире. Она расположена в старом еврейском квартале Амстердама, обнесенном высокой каменной стеной. Само имя синагоги говорит о происхождении ее строителей, евреев-сефардов, вынужденных бежать от инквизиции в Амстердам из Испании и Португалии. Тогда Амстердам и назвали «Иерусалимом Запада», ведь в 17 веке еврейская община голландской столицы стала самой многочисленной в Европе.
Величественное здание Португальской синагоги было построено в 1671 – 1675 годах по проекту архитектора Элиаса Баумана. Оно стоит на деревянных сваях на воде, и его фундамент можно увидеть, если проплыть под синагогой на лодке.
Фасад здания обращен к Иерусалимуа, и над его входом нанесены слова из Псалма 5:8: «Я по великой милости Твоей приду в дом Твой».
Интерьер огромной синагоги выполнен в стиле барокко. Высокий зал перекрыт мощным трехпролетным сводом из дерева, а вдоль циркульных окон и трехсотлетних скамей проходят четыре ряда колонн. Электричество здесь так и не было проведено, и синагога освещается по-прежнему свечами. Пол посыпан мелким песком, поглощающим пыль и влагу, а также приглушающим шум.
К синагоге примыкает всемирно известная библиотека «Эст-Хаим - Ливрания Монтезинос», в которой хранятся старинные книги по истории испанских и португальских евреев на иврите и испанском.
Португальская синагога сохранилась в практически неизменном виде до сегодняшних дней и почти не получила повреждений во время Второй мировой войны. Здесь регулярно проводятся богослужения.





















Наряду с другими городами Нижних Земель, Амстердам в эпоху средневековья предоставлял убежище огромному количеству иноверцев со всех концов Европы, спасающихся от инквизиции. Бывшие в числе беженцев, евреи во многом повлияли на экономическую и культурную ситуацию Нидерландов, а, значит, и на сегодняшний облик города Амстердама. Нельзя забывать, что, например, Антверпен был прозван Северным Иерусалимом, а одна из главных национальных героинь Голландии - еврейская девочка Анна Франк. Еврейский исторический музей, который расположен в помещениях четырёх бывших синагог неподалёку от площади Ватерлоо, является уникальным хранилищем истории голландских евреев. Помимо проводимых временных экспозиций культуры и творчества еврейского народа, посетители также могут ознакомиться с выставляемой частью коллекции исторических ценностей, произведений искусства и церемониальных атрибутов иудейской общины Амстердама.























Ещё фото тут: http://public.fotki.com/Ed-Glezin/28534/2012-06-07--/2012-06-24/?show=all
Tags: Амстердам, евреи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment