ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Распад СССР - Как ушла Киргизия

СССР - ХРОНИКА РАСПАДА. (СПЕЦПРОЕКТ ГОРБАЧЕВ - ФОНДА )
http://www.gorby.ru/cccp/

Для Киргизии, как и для Узбекистана, Ферганская долина была и остается главным очагом напряженности. Межнациональные конфликты там были самыми заметными событиями в период, когда Киргизия постепенно отделялась от СССР, хотя и не влияли напрямую на процесс оттеснения от власти местной Компартии.
Летом 1990 года в Ошской области на юге Киргизии, в периферийной части Ферганской долины, произошли ожесточенные столкновения между представителями киргизской и узбекской общин. Погибли сотни (а по некоторым данным - тысячи) человек.
Политическим следствием ошских событий стало ослабление позиций местного руководства, показавшего свою неспособность быстро справиться с ситуацией. При этом, правда, до замены первого секретаря ЦК компартии республики дело не дошло. Возглавлявший республику Абсамат Масалиев сохранил свой пост (хотя за ЧП такого масштаба ему, в соответствии с практикой советских времен, полагалось бы расплачиваться своей отставкой). Формально он оставался в должности первого секретаря до апреля 1991 года, хотя его авторитет был подорван и власть в значительной степени утрачена. Власть в то время постепенно переходила к новоизбранному президенту республики, бывшему научному работнику Аскару Акаеву.



Митинг в городе Фрунзе. Июнь 1990 года. Фото: Мамадалиев/РИА Новости

Столкновения в Ошской области произошли ровно через год после погромов в соседней с Киргизией Узбекской ССР. Причины беспорядков были различными, но сценарии во многом схожи: слухи о "зверствах" той или иной стороны нагнетают напряжение, в зону конфликта стягиваются на помощь соплеменникам жители близлежащих населенных пунктов. Как и в событиях 1989 года, быстро остановить погромы и убийства власти не смогли.
Поводом для конфликта на юге Киргизии стало распределение земельных участков.
В Оше проживало больше узбеков, чем киргизов. Когда местная киргизская община потребовала передать ей землю, находившуюся в пользовании узбеков, те в ответ выступили с лозунгами о создании национальной автономии.
Противостояние вылилось в потасовки, а затем – в погромы и убийства.
Роль катализатора в определенной степени сыграло киргизское объединение "Ош-аймагы", выступавшее за обеспечение нуждающихся жильем. Весной 1990 года – за несколько месяцев до начала беспорядков – оно начало собирать заявки на получение земельных участков под строительство. Собрав несколько тысяч заявок, "Ош-аймагы" потребовало, чтобы руководство области их удовлетворило. В противном случае представители объединения угрожали начать самозахваты.
Требования были в очередной раз озвучены на митинге, который состоялся в Оше 27 мая. Фактически его участники поставили властям ультиматум. Прибывшие на митинг руководители области согласились выделить кое-какие территории под застройку, однако собравшихся это не устроило. Они потребовали, чтобы им передали 32 гектара хлопковых полей колхоза имени Ленина, в котором работали преимущественно узбеки. Чиновники уступили. Участники митинга отпраздновали победу традиционной церемонией, зарезав лошадь и пообещав не уступать "завоеванной земли".
В узбекской общине это восприняли как оскорбление: сегодня, мол, киргизы захватили нашу землю, а завтра выгонят нас из наших домов. Узбеки собрали собственный митинг, на котором также выдвинули требования властям: создание узбекской автономии и предоставление узбекскому языку государственного статуса. Вдобавок те из узбеков, кто сдавал киргизам жилье в Оше, стали избавляться от квартирантов. Это способствовало обострению конфликта, тем более что выселенные из квартир люди (а таких, по некоторым данным, оказалось более полутора тысяч) также стали требовать участки под застройку.
31 мая власти признали, что решение о передаче упомянутых 32 гектаров колхозных земель было незаконным. Однако на ситуацию это практически не повлияло. На спорном поле к тому времени постоянно проводились митинги. 4 июня там, как следует из докладной записки тогдашнего начальника КГБ республики Джумабека Асанкулова, собрались около полутора тысяч киргизов и более десяти тысяч узбеков.
Противостоявшие группы разделяла цепочка сотрудников милиции, вооруженных автоматами. Из толпы их стали забрасывать камнями и бутылками, были попытки прорвать оцепление. В итоге сотрудники милиции открыли огонь, были убиты шесть человек.
Разозленные толпы двинулись разными путями в город, поджигая машины и избивая представителей "враждебной" национальности, попавшихся на пути. Группа из нескольких десятков человек напала на здание Ошского ГОВД. Милиция, применив оружие, нападение отбила.
Гораздо более ожесточенный характер приняли столкновения в Узгене - районном центре, который также является местом компактного проживания узбеков. С утра 5 июня там начались драки между киргизами и узбеками, причем перевес был на стороне последних. За несколько часов сотни киргизов были избиты, представители киргизской общины стали покидать город. Однако в Узген к тому времени уже стягивалось подкрепление: сотни, а затем и тысячи киргизов прибыли, чтобы отомстить за соплеменников.
К полудню, как отмечалось в докладной записке начальника КГБ Киргизии, "в Узген стали прибывать на автомашинах (в основном грузовых и автобусах) группы лиц киргизской национальности, вооруженных огнестрельным оружием, ножами, кусками арматуры". Группы, по его словам, действовали организовано, подчинялись указаниям лидеров. В городе и окрестных селах начались погромы, поджоги, грабежи и убийства. Остановить бойню удалось только на следующий день, когда в зону конфликта были введены войска. Сотрудник местного КГБ, приехавший туда позднее, вспоминал, что "Узген производил впечатление дотла сожженного города".
Всего в ходе столкновений в Ошской области, по официальным данным, погибли около 300 человек. По неофициальной информации, жертв было гораздо больше.

После ошских событий в Бишкеке (тогда он еще назывался Фрунзе) прошли митинги с требованием отставки Масалиева. В отставку он не ушел, однако положение главы республики становилось все более шатким. Помимо прочего снижение авторитета первого секретаря ЦК способствовало дальнейшему расколу в киргизской компартии. В последней к тому времени – как и в коммунистических партиях некоторых других республик СССР – оформились группы, которые условно можно назвать реформаторами (сторонниками перестройки) и консерваторами.
На выборах Верховного совета Киргизии в начале 1990 года оппозиция ("реформаторы") получила лишь около 10 процентов мест, остальные достались "консерваторам". Однако часть депутатов-коммунистов согласилась на альянс с оппозиционерами. Получившийся депутатский блок под названием "За демократическое обновление, за гражданское согласие в Киргизии" имел в Верховном совете уже около трети мест.

С точки зрения структуры оппозиционное движение в Киргизии вообще выглядело весьма своеобразно. Если в других республиках СССР из числа общественных движений на каком-то этапе, как правило, выделялись "народные фронты", которые затем брали на себя основную роль в продвижении идей независимости и национального возрождения, - в Киргизии дело обстояло иначе. Там несколько десятков движений в мае 1990 года объединились в альянс, назвав его Демократическое движение "Кыргызстан" (ДДК). Выступая под общими лозунгами демократизации и суверенитета Киргизии, они добились существенной поддержки населения (по данным на 1990 год, в альянс входили около 100 тысяч человек).

Кстати, после распада Советского Союза (вместе с которым исчезла и киргизская Компартия, выступавшая главным соперником ДДК), альянс, утратив объединяющий фактор борьбы с "режимом", довольно быстро развалился. Оставшиеся в нем активисты преобразовали остатки ДДК в отдельные партии.
Ключевым событием осени 1990 года для Киргизии стало депутатское голосование по кандидатуре на новую должность президента республики (общенародные президентские выборы к тому времени еще введены не были). Для Масалиева введение поста президента было возможностью упрочить свое положение во власти – перейти с места лидера слабеющей и расколотой Компартии на более перспективную президентскую должность. Однако выборы он проиграл. Состоялись первый и второй туры, в каждом из которых Масалиеву для победы не хватило голосов. Тогда поступило предложение выдвинуть в президенты известного писателя (в то время народного депутата СССР) Чингиза Айтматова. Тот, однако, отказался и предложил вместо себя кандидатуру Аскара Акаева, который в то время также был депутатом, а кроме того, занимал пост президента Академии наук Киргизской ССР. Депутаты в итоге кандидатуру Акаева утвердили.
На некоторое время в республике фактически установилось двоевластие. Рычаги управления (в частности, контроль над правительством) постепенно переходили от Масалиева к Акаеву. В итоге весной 1991 года Масалиев подал в отставку. А 12 октября того же года - вскоре после провала путча в Москве - Акаев упрочил свой статус, победив на всеобщих президентских выборах (которые, впрочем, проходили на безальтернативной основе).
В реакции на московский путч со стороны Киргизии проявился последний этап в противостоянии Акаева и местной компартии (точнее, ее консервативной части).
"Консерваторы" открыто выступили в поддержку ГКЧП. Акаев выступил с двумя заявлениями, в которых охарактеризовал действия ГКЧП как переворот и выразил готовность защищать суверенитет республики.
В этих условиях последующий запрет компартии Киргизии выглядел закономерным. Впрочем, в том же 1991 году ее сторонники создали оргкомитет по ее восстановлению. Учредительный съезд Партии коммунистов Кыргызстана состоялся следующим летом. Власти согласились ее зарегистрировать, отказавшись, правда, признать ее официальной преемницей Компартии Киргизии.
31 августа 1991 года – после провала московского путча – в Киргизии была принята Декларация о государственной независимости. Окончательный выход республики из состава СССР состоялся 26 декабря, когда декларация о прекращении существования Советского Союза была принята верхней палатой Верховного Совета СССР. Вместе с большинством республик бывшего Союза Киргизия присоединилась к Содружеству независимых государств.
lenta.ru

================================================================

ДЕКЛАРАЦИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН
Верховный Совет Республики Кыргызстан:
выражая волю народа Кыргызстана,
для всестороннего обеспечения прав и свобод человека,
заботясь о свободном, политическом, экономическом, социальном и духовном развитии народа Кыргызстана,
стремясь построить демократическое правовое государство, выступая за создание нового Союза суверенных республик,
ТОРЖЕСТВЕННО ПРОВОЗГЛАШАЕТ
государственный суверенитет Республики Кыргызстан, означающий верховенство государственной власти Республики на всей территории и независимость во внешних сношениях.
Статья 1. Республика Кыргызстан - суверенное государство, утвердившееся и развивающееся на основе осуществления кыргызской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение, свободного выбора всеми народами Кыргызстана общественного и государственного строя, выражающее и защищающее интересы граждан Республики всех национальностей.
Статья 2. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Республики Кыргызстан, который является единственным источником государственной власти в Республике. Вся власть исходит от народа, существует для народа.
Статья 3. Кыргызская нация, давшая название Республике, имеющая древнюю историю, самобытную культуру, свой язык, обычаи, традиции, заботится о сохранении целостности своего генофонда, этноса, ее национальной государственности, культурного и языкового наследия на основе государственной политики интернационализма, сотрудничества и взаимоуважения граждан всех национальностей.
Республика Кыргызстан проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей кыргызов, проживающих за пределами Республики.
Республика Кыргызстан заботится о сохранении и развитии национальных культур, родного языка, народных обычаев и традиций всех национальностей населяющих Республику.
Статья 4. Народ Кыргызстана осуществляет Верховную власть непосредственно и через представительные органы, на основе Конституции Республики Кыргызстан и законов Республики.
От имени народа могут выступить исключительно Верховный Совет Республики и Президент Республики.
Статья 5. Государственный суверенитет Республики Кыргызстан обеспечивается:
полнотой государственной власти Республики во всех сферах общественной жизни,
наличием своего гражданства,
исключительным правом народа владеть, пользоваться и распоряжаться всеми объектами достояния и собственности Республики,
верховенством Конституции Республики Кыргызстан и законов Республики на своей территории,
ратификацией законов Союза суверенных республик, в который входит Республика,
исключительным правом изменения существующей территории Республики,
правом представлять и защищать свои интересы в отношениях с другими республиками, входящими в Союз суверенных республик, иностранными государствами и международными организациями,
правом добровольного вхождения в Союз суверенных республик на основе договора,
правом свободного выхода из Союза суверенных республик,
наличием своего государственного языка, герба, флага, гимна и столицы.
Статья б. Государственная власть в Республике осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Президент является главой Республики и обладает высшей исполнительной и распорядительной властью.
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики осуществляется Прокурором Республики, который представляется Президентом и назначается Верховным Советом Республики Кыргызстан, ответственен перед ним и подотчетен только ему.
Статья 7. Республика Кыргызстан имеет свое гражданство. Основания приобретения или утраты гражданства Республики определяются законодательством Республики.
Гражданам Республики за ее пределами гарантируется защита и покровительство Республики Кыргызстан.
Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Республики, гарантируются права и свободы, предусмотренные Всеобщей Декларацией прав человека и законами Республики. Они не могут подвергаться дискриминации в политическом, экономическом, социальном отношениях по мотивам происхождения, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, цвета кожи, пола, образования, языка, рода и характера занятий, места жительства, отношения к религии, политических и иных убеждений, принадлежности к партиям или иным, действующим в соответствии с Конституцией общественно-политическим организациям.
Статья 8. Политическая жизнь в Республике осуществляется на основе принципа плюрализма.
Все политические партии, общественно-политические организации, народно-демократические и другие массовые движения работают в рамках Конституции Республики Кыргызстан. Создание новых организаций осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Республики. Политические и другие общественно-политические движения, имеющие антиконституционные и антиобщественные цели, запрещаются.
В Республике военнослужащие, а также лица, занимающие должности в правоохранительных органах, в служебной деятельности руководствуются требованиями законов.
Статья 9. Территория Республики Кыргызстан в существующих границах является неприкосновенной и не может быть изменена и использована без ее согласия.
Республика Кыргызстан самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство.
Статья 10. Республика Кыргызстан самостоятельно организует свою экономическую жизнь.
В Республике функционируют разнообразные формы собственности, обладающие равным правовым статусом, которые являются основой формирования и развития рыночных отношений и направлены на удовлетворение прежде всего интересов граждан Республики, в рамках не запрещенной Законом трудовой деятельности доходы граждан не ограничиваются, и наряду с этим осуществляется система социальной защищенности населения.
В Республике Кыргызстан Земля, ее недра, воздушное пространство, леса, воды, растительный и животный мир - все природные ресурсы, культурные и исторические ценности, а также весь экономический и научно-технический потенциал, созданный народом Республики, являются его национальным достоянием, исключительной собственностью. Никто не вправе: изымать, владеть, пользоваться и распоряжаться национальным достоянием без согласия самой Республики.
Решение вопросов союзной собственности (общей собственности всех республик) осуществляется на договорной основе между республиками - субъектами этой собственности.
Предприятия, учреждения, организации и объекты других государств и их граждан, международных организаций могут размещаться на территории Республики и использовать природные ресурсы Кыргызстана согласно ее законам.
Республика Кыргызстан имеет право на свою долю в общесоюзном богатстве соответственно вкладу народа Республики, в том числе в алмазном, золотом и валютном фондах.
Республика Кыргызстан самостоятельно создает банковскую, ценовую, финансовую, налоговую систему, формирует государственный бюджет, при необходимости вводит свою денежную единицу.
Высшим кредитным учреждением Республики является Национальный банк Кыргызстана.
Статья II. Республика Кыргызстан обеспечивает на своей территории охрану природы, рациональное использование природных ресурсов, экологическую безопасность народа, сохранение и обогащение генофонда фауны и флоры. При необходимости участвует в союзных и международных экологических программах.
Статья 12. Республика Кыргызстан охраняет и защищает свои государственные интересы, имеет органа внутренних дел и государственной безопасности, вправе создавать внутренние войска.
Республика Кыргызстан определяет порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решает вопросы размещений войск и вооружения на своей территории в рамках Союзного договора.
Производство и испытание на ее территории ядерного, химического или иного вида оружия массового уничтожения, а также хранение отходов ядерной энергетики не допускается.
Статья 13. Республика Кыргызстан является равноправным участником международного общения, активно способствует укреплению мира и международной безопасности.
Как субъект международного права Республика осуществляет непосредственные сношения с другими государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипломатическими консульскими, торговыми представительствами, принимает участие в деятельности международных организаций.
Статья 14. Кыргызстан заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам дружбы и сотрудничества между народами, неуклонно соблюдать принятые на себя обязательства, не допускать конфронтацию в международных межреспубликанских, межнациональных отношениях.
Участие Республики в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза, обеспечивается путем представительства Республики в союзных органах государственной власти и управления на равных основаниях с другими союзным республиками.
Республика обладает правом устанавливать полномочные представительства Республики в других союзных республиках.
Статья 15. Настоящая Декларация является основой для разработки и принятия новой Конституции Республики Кыргызстан, законов Республики и определяет позиции Республики при заключении нового Союзного договора и международных соглашений.
Принята Верховным Советом Республики Кыргызстан
г. Фрунзе, 1990, 15 декабря


ДЕКЛАРАЦИЯ

О государственной независимости Кыргызской Республики

Верховный Совет Республики Кыргызстан, исходя из принятой 15 декабря 1990 года "Декларации о государственном суверенитете Республики Кыргызстан" и руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Республики Кыргызстан:

1. Объявляет Республику Кыргызстан независимым, суверенным
демократическим государством.

2. Территория Республики Кыргызстан является целостной и неделимой, на ней действует только Конституция Республики Кыргызстан.

3. Республика Кыргызстан подчеркивает свою приверженность к
общепризнанным принципам международного права, руководствуется
принципами дружбы и сотрудничества между народами, будет неуклонно
соблюдать принятые на себя обязательства, не допуская конфронтации
в международных, межнациональных отношениях, и выступает за заключение нового "Союзного Договора" суверенных государств, на равных
основаниях.

4. Призывает парламенты союзных республик, страны мирового
сообщества признать независимость Республики Кыргызстан.

5. Поручает Президенту Республики Кыргызстан и Президиуму
Верховного Совета Республики Кыргызстан образовать комиссию из
числа народных депутатов, ученых, специалистов для квалифицированной и оперативной подготовки мер (включая проекты договоров),
обеспечивающих экономическую и политическую независимость Республики Кыргызстан, и внести на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Кыргызстан.

Верховный Совет Республики Кыргызстан призывает народ Республики Кыргызстан объединиться на основе данной Декларации во имя
превращения нашего государства в подлинно суверенное и правовое
государство.

Верховный Совет Республики Кыргызстан.
Бишкек. 31 августа 1991 года.
Tags: Горбачев, Перестройка, распад СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments