?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Распад СССР - Как ушел Азербайджан
Перестройка
ed_glezin
В 1988 году сформировался Народный фронт Азербайджана, ставший во главе азербайджанского национального движения, которое усилилось на фоне карабахского конфликта.
Перестройка придала движению за воссоединение Карабаха с Арменией новый импульс. В Карабахе сторонники этой идеи создали общество "Крунк" (в переводе с армянского – "журавль", символ тоски по родине). В конце 1987 года в Степанакерте – административном центре автономии – начались митинги в поддержку этой инициативы. За этим последовали и официальные шаги: в начале 1988 года четыре из пяти районных советов Нагорного Карабаха (исключением стал Шушинский район, где большинство населения составляли азербайджанцы) проголосовали за объединение с Арменией.



Митингующие с флагом АДР на площади Ленина (ныне Площадь Свободы). Баку, 1988 год

Митинги продолжались как в Степанакерте, так и в Ереване. На этом фоне 20 февраля 1988 года состоялась сессия областного совета НКАО, на которой было решено обратиться к Верховному совету СССР с просьбой включить Карабах в состав Армении.

27 февраля начались армянские погромы в Сумгаите – промышленном центре в нескольких десятках километров от Баку. От милиции толку почти не было. В Сумгаите совершались жестокие убийства армян, пытки и изнасилования. Только по официальным данным, погибли 32 человека (26 армян и 6 азербайджанцев), несколько сотен получили ранения. Остановить погромы удалось только к вечеру 29 февраля – после того, как в Сумгаит были введены внутренние войска. Позднее за эти преступления были осуждены около 80 человек.

Следствием февральских событий стало увеличение потока беженцев – армян из Азербайджана и азербайджанцев из Армении. Часть из них была изгнана из мест проживания, другие сами спешили уехать, опасаясь преследований со стороны титульной нации. По данным на 1989 год, общее число беженцев составило несколько сотен тысяч человек.

Союзный центр поручил создать комиссию "для изучения вопроса улучшения экономики, культуры и благосостояния НКАО", а также отправил в регион специального представителя. Это был Аркадий Вольский, который до этого заведовал отделом машиностроения в ЦК КПСС. В начале 1989 года Вольский был назначен главой Комитета особого управления НКАО. Фактически этому комитету была передана власть над регионом. КОУ, подчиненный союзному центру, получил право контролировать работу промышленных предприятий, деятельность СМИ, а также распускать общественные организации. Ранее (в сентябре 1988 года) в Карабахе – на фоне происходивших там межнациональных столкновений – был введен режим чрезвычайного положения. Комитет просуществовал до ноября 1989 года.

В 1989 году Азербайджан стал постепенно блокировать сообщение с Арменией. Было прекращено движение пассажирских поездов, автобусов, курсировавших через границу. Остановились авиарейсы по маршруту Баку-Ереван. В сентябре Азербайджан прекратил пропускать и транзитные грузовые поезда, следовавшие в Армению. Транспортная система была устроена так, что основная часть грузов доставлялась в Армению именно через Азербайджан. Теперь же это направление было перекрыто. Вдобавок в Баку решили перекрыть подачу природного газа соседней республике. Для Армении это стало особенно сильным ударом, поскольку не так давно (в декабре 1988 года) она пережила разрушительное Спитакское землетрясение и остро нуждалась, в частности, в строительных материалах для восстановительных работ. Предприятия Армении стали останавливаться из-за нехватки сырья, крайне дефицитным стало топливо. Часть грузов, предназначавшихся Армении, была перенаправлена через Грузию. Азербайджанцы потребовали, чтобы Грузия присоединилась к блокаде, а получив отказ – перестали пропускать в республику нефтепродукты. Для Армении железнодорожная ветка, проходившая через Грузию, стала "дорогой жизни". Блокаду Армении объявили не власти Азербайджана (хотя это вполне соответствовало проводимой ими политике), а азербайджанский Народный фронт. Активисты НФА организовали эту акцию под видом забастовки. Они потребовали, чтобы Армения отказалась от объединения с Карабахом и прекратила помогать карабахским армянам.

23 сентября 1989 года Верховный Совет Азербайджанской ССР принял Конституционный закон о суверенитете Азербайджанской ССР. 29 декабря того же года в Джалилабаде активисты Народного фронта захватили здание горкома партии, при этом десятки людей были ранены. 31 декабря на территории Нахичеванской АССР толпы людей разрушили госграницу с Ираном. Почти 700 км границы было уничтожено. Тысячи азербайджанцев пересекли реку Аракс, воодушевлённые первой за долгие десятилетия возможностью братания со своими соотечественниками в Иране. 10 января 1990 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О грубых нарушениях закона о государственной границе СССР на территории Нахичеванской АССР», решительно осудив произошедшее.

11 января 1990 года группа радикально настроенных членов Народного фронта штурмом взяла несколько административных зданий и захватила власть в городе Ленкорань, свергнув советскую власть. С 13 января в Баку начались армянские погромы, жертвами которых стали десятки человек. 19 января чрезвычайная сессия Верховного Совета Нахичеванской АССР приняла постановление о выходе Нахичеванской АССР из Союза ССР и объявлении независимости. В ночь с 19 на 20 января советская армия штурмовала Баку, что привело к гибели более сотни мирных жителей.

Несмотря на это до самого августа 1991 года прикаспийская республика рассматривалась многими едва ли не как форпост Москвы в Закавказье. Азербайджан единственный из трех закавказских образований принимал участие в референдуме о сохранении «обновленного» Союза ССР 17 марта 1991 года, а также в «ново-огаревском процессе» (подготовка нового Союзного договора). В отличие от Армении, где Компартия еще в 1990 году утратила свои позиции во власти, Верховный Совет Азербайджана возглавлял представитель республиканской Компартии Аяз Муталибов. Однако такая роль «форпоста» была ситуативной. Баку стремился сохранить контроль над Нагорным Карабахом и в этом деле пытался опереться на союзные власти, хотя к 1991 году уже имел длинный список претензий к Кремлю.

Как только в Баку осознали, что Союз в скором времени рухнет (а срыв подписания нового Союзного договора красноречиво об этом говорил), начался интенсивный процесс государственного самоопределения. В большей степени похожий на путь такого пионера борьбы за выход из СССР, как Грузия. 30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию о выходе из состава СССР и независимости республики. Было провозглашено «восстановление» независимости Азербайджана, подчеркивалась преемственность с первым азербайджанским государством – Азербайджанской Демократической Республикой (1918–1920 гг.).

В ответ на это 2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумяновского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей автономии и района. Тогда же была принята Декларация о провозглашении НКР.
10 сентября проводится Чрезвычайный съезд Коммунистической партии Азербайджана, на котором принимается решение о роспуске компартии.
18 октября был принят Конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики». 29 декабря в Азербайджане прошёл референдум о государственной независимости, на котором за независимость проголосовало 99,58 % участников референдума.


================================================================


КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР
О СУВЕРЕНИТЕТЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, исходя из права каждой нации на самоопределение, на основе свободно выраженной воли народа республики на началах равноправия и сохранения своего суверенитета объединилась с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Верховный Совет Азербайджанской ССР: исходя из неотъемлемого права народа Азербайджанской ССР на свободное, самостоятельное определение своей судьбы;
сознавая, что только свободное и равноправное объединение советских наций в рамках социалистической федерации гарантирует их всестороннее развитие;
сознавая насущную необходимость освобождения союзных взаимоотношений от различного рода деформаций, возникших в результате отхода от ленинской концепции" Советского союзного государства;
руководствуясь основными принципами, провозглашенными в Договоре об образовании СССР, и положением действующей Конституции СССР о суверенитете союзных республик;
считая необходимым приведение законодательства Азербайджанской ССР в соответствие с ее статусом суверенной республики в составе Союза ССР, принимает настоящий Конституционный закон.
1. Азербайджанская ССР - суверенное социалистическое государство в составе Союза ССР. Вся власть в Азербайджанской ССР принадлежит народу и исходит от народа. Народ осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Азербайджанской ССР.
Суверенитет Азербайджанской ССР выражается в самостоятельном осуществлении Азербайджанской ССР на всей своей территории высшей законодательной, исполнительной и судебной власти в интересах всего многонационального народа республики.
Охрана суверенных прав Азербайджанской ССР осуществляется Азербайджанской ССР и Союзом CCF.
2. Азербайджанская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социально-культурным строительством в республике, ее административно-территориальным устройством. Всякое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Азербайджанской ССР, должно расцениваться как попрание ее суверенных прав.
Компетенция Азербайджанской ССР ограничена лишь по вопросам, добровольно делегированным самой республикой Союзу ССР.
3. Конституционно-правовой статус Азербайджанской ССР не может быть изменен без согласия Верховного Совета Азербайджанской ССР.
4. Взаимоотношения между Азербайджанской ССР и Союзом ССР строятся на договорной основе, исходя из суверенитета ССР и суверенитета Азербайджанской ССР.
Взаимоотношения Азербайджанской ССР с союзными республиками строятся на принципах их равноправия, сотрудничества, взаимного уважения суверенных прав и невмешательства во внутренние дела друг друга.
5. Суверенитет Азербайджанской ССР распространяется на всю территорию республики, включающую Нахичеванскую АССР и Нагорно-Карабахскую автономную область, являющиеся неотъемлемой частью Азербайджана.
Территория Азербайджанской ССР неотчуждаема и не может быть изменена без ее согласия, выраженного народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета Азербайджанской ССР среди всего населения республики.
Границы Азербайджанской ССР с другими союзными республиками могут изменяться только по взаимному соглашению с соответствующими республиками.
6. Законы Азербайджанской ССР действуют на всей территории Азербайджанской ССР. На территории Азербайджанской ССР действуют Законы СССР, не нарушающие суверенные права Азербайджанской ССР.
7. Азербайджанская ССР имеет право свободного выхода из СССР. Это право осуществляется путем народного голосования (референдума), проводимого решением Верховного Совета Азербайджанской ССР среди всего населения республики.
8. В интересах защиты Азербайджанской ССР, ее суверенитета и безопасности граждан Верховный Совет Азербайджанской ССР в случае необходимости может объявить чрезвычайное положение по всей республике или в отдельных ее местностях с введением особых форм управления, осуществляемого государственными органами Азербайджанской ССР.
9. Азербайджанская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР в высших органах государственной власти и управления СССР и других органах Союза ССР. Это право гарантируется путем обеспечения представительства Азербайджанской ССР в органах государственной власти и управления Союза на равных основаниях с другими союзными республиками.
10. Земля, ее недра, леса, воды и другие природные ресурсы Азербайджанской ССР являются национальным богатством, государственной собственностью республики и принадлежат народу Азербайджана.
Народ Азербайджанской ССР в лице его высших органов государственной власти и управления обладает неотъемлемым правом распоряжаться природными и материально-техничесхими ресурсами республики.
Порядок пользования и эксплуатации природных ресурсов, находящихся на территории республики, устанавливается Верховным Советом Азербайджанской ССР.
11. Азербайджанская ССР осуществляет меры по обеспечению экономической самостоятельности республики.
Азербайджанская ССР обеспечивает комплексное экономическое, социальное и культурное развитие на своей территории, осуществляет контроль за деятельностью всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории республики.
12. Ведению Азербайджанской ССР в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:
1) принятие Конституции Азербайджанской ССР к внесение в нее изменений}
2) контроль за соблюдением Конституции Азербайджанской ССР и обеспечение соответствия Конституции Нахичеванской АССР Конституции Азербайджанской ССР;
3) образование автономных республик и автономных областей в составе Азербайджанской ССР и их упразднение; 4) законодательство Азербайджанской ССР;
5) охрана суверенитета республики, государственного порядка, прав и свобод граждан;
6) установление порядка организации и деятельности высших и местных органов государственной власти и управления;
7) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Азербайджанской ССР; обеспечение научно-технического прогресса; осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;
8) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Азербайджанской ССР, государственного бюджета Азербайджанской ССР и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением государственного бюджета Нахичеванской АССР, бюджетов Нагорно-Карабахской автономной области, районов и городов республиканского подчинения;
9) установление контроля за деятельностью финансово-кредитных учреждений, доходов республики, поступающих на образование государственного бюджета Азербайджанской ССР и Государственного бюджета СССР;
10) руководство всеми отраслями народного хозяйства республики;
руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом Азербайджанской ССР;
11) установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; осуществление экологической политики;
12) руководство народным образованием, культурными и тучными организациями и учреждениями Азербайджанской ССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории, культуры и природы;
13) руководство органами внутренних дел и государственной безопасности;
14) создание Комитета конституционного надзора; образование судов и других органов юстиции республики, определение их компетенции и порядка работы;
15) амнистия и помилование граждан, осужденных судами Азербайджанской ССР;
16) руководство политическими, экономическими, научными и культурными связями с зарубежными странами;
17) представительство республики в международных отношениях;
18) решение других вопросов республиканского значения. 13. Государственным языком Азербайджанской ССР является азербайджанский язык.
Азербайджанская ССР обеспечивает употребление в государственных и общественных органах, учреждениях культуры, просвещения и других азербайджанского языка и осуществляет государственную заботу о всемерном его развитии.
Азербайджанская ССР обеспечивает свободное употребление и развитие русского языка и других языков населения, которым оно пользуется.
14. Азербайджанская ССР имеет право вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций.
15. Символы государственного суверенитета Азербайджанской ССР - флаг, герб, гимн - являются священными, и всякое надругательство над ними наказуемо законом.
Настоящий Закон вступает в силу с 25 сентября 1989 года.
Председатель Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР Э.Кафарова
Секретарь Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР Р. Казиева
г. Баку, 23 сентября 1989 г.


ДЕКЛАРАЦИЯ
Верховного Совета Азербайджанской Республики
О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики

Верховный Совет Азербайджанской Рес¬публики,
- руководствуясь высшими государственными интересами народа Азербайджана и выражая его волю;
- отмечая, что с 1918 по 1920 год Азер¬байджанская Республика существовала как независимое, признанное со стороны международного сообщества, государст¬во;
- основываясь на Конституции Азербайд¬жанской Республики, конституционных за¬конах о суверенитете Азербайджанской Республики и об основах экономической самостоятельности Азербайджанской Рес¬публики;
- осознавая свою ответственность за судьбу и обеспечение свободного разви¬тия народа Азербайджана;
- гарантируя предусмотренные междуна¬родными актами права и основные свободы человека всем гражданам Азербайд¬жанской Республики независимо от на¬циональной принадлежности и вероисповедания;
- стремясь предотвратить угрозу суверенитету и территориальной целостности Азербайджанской Республики;
- руководствуясь священным долгом обеспечить безопасность и неприкосно¬венность государственных границ Азер¬байджанской Республики;
- осознавая необходимость консолидации всех патриотических сил республики;
- признавая международные пакты, конвенции и другие документы, не противоречащие интересам Азербайджанской Рес¬публики и ее народа, желая поддерживать и впредь дружеские отношения со всеми входящими в Союз ССР республиками;
- выражая готовность установить равноправные отношения с государствами - членами международного сообщества,
- надеясь на признание государственной независимости Азербайджанской Республики государствами - членами международного сообщества и Организацией Объединенных Наций в соответствии с принятыми, закрепленными в Уставе Организации Объединенных Наций, другими международно-правовыми пактами и конвенциями;
провозглашает восстановление государственной независимости Азербайджанской Республики.

Декларация принята 30 августа 1991 го¬да
На внеочередной сессии Верховного Совета Азербайджанской Республики

  • 1

Ваш пост опубликован в LJTimes

Редакторы LiveJournal посчитали ваш пост интересным и добавили его в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes

  • 1