ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Распад СССР - Как ушла Армения

Главной идеей национального движения в Армении стала не независимость, а воссоединение с Нагорным Карабахом – местом компактного проживания армян, которое советская власть закрепила за Азербайджаном. Предполагалось, что это воссоединение должно произойти в рамках СССР. Союзный центр, однако, в этом вопросе поддержал территориальную целостность Азербайджана. Позиция Москвы стала одним из факторов, ускоривших отделение Армении от СССР.



Митинг в Ереване, 1988 год.

Армянское национальное движение с самого начала выходило за рамки отдельной республики. Процессы, связанные с постепенным отделением Армении от СССР, ее сближением с Нагорным Карабахом и сопутствовавшим этому конфликтом с Азербайджаном затронули как собственно Карабах, так и в целом армянское население Азербайджана. Даже тем из тамошних армян, которые были далеки от политики, в условиях межнационального конфликта приходилось покидать свои дома, чтобы спастись от погромов.

24 февраля 1988 года в Ереване был создан комитет "Карабах". Его почетными председателями стали поэтесса Сильва Капутикян и академик Виктор Амбарцумян, в число лидеров вошел будущий президент Армении Левон Тер-Петросян. Позднее на основе комитета была создана партия "Армянское национальное движение", которая после прихода Тер-Петросяна к власти получила статус правящей.

В 1990 году к власти в Армении пришли представители национального движения. Уже в начале года четверо представителей АОД были включены в состав президиума Верховного совета республики. В мае состоялись полноценные выборы, на которых АОД одержало победу. Тер-Петросян занял пост спикера парламента, его соратник Вазген Манукян возглавил правительство. Через год – вскоре после провального путча в Москве – прошли президентские выборы, на которых победил Левон Тер-Петросян.

Армения после того, как осознала, что воссоединение с Карабахом с помощью Москвы недостижим, повела последовательную борьбу за этнополитическое самоопределение. Курс именно на это направление был обозначен еще Декларацией о независимости от 23 августа 1990 года, которая упраздняла Армянскую ССР и фактически провозглашала все атрибуты новой государственности. Однако за эту государственность еще нужно было побороться, во-первых, с союзным руководством, а во-вторых, с собственными национал-радикалами, толкавшими республику без необходимых ресурсов на путь открытого противоборства с Москвой. В феврале 1991 года Верховный Совет Армении принял процедуру организации референдума по вопросу о независимости. Фактически это означало отказ республики от участия в общесоюзном референдуме 17 марта того же года о сохранении обновленного Союза ССР. Жителям же Армении предстояло ответить на вопрос: «Согласны ли вы, чтобы Республика Армения была независимым демократическим государством вне состава СССР?»

Решение о проведении республиканского референдума о независимости было принято в соответствии с существующим на тот момент союзным законодательством. Референдум о выходе из состава СССР было необходимо объявить за полгода до его проведения. Лидеры Армении выполнили это условие. Во время августовского путча ГКЧП в Москве (19–21 августа 1991 г.) будущий президент Армении (а на тот момент председатель Верховного Совета) Левон Тер-Петросян заявил, что населению республики следует сохранять спокойствие, поскольку Армения «верна принципам демократии и правового государства». Тогдашний глава республиканского правительства Вазген Манукян еще более четко обозначил позицию руководства Армении: «Кто бы ни победил в Москве — главное, как он будет относиться к проблеме Нагорного Карабаха». 21 августа 1991 года, когда путч уже фактически выдохся, Верховный Совет Армении определил действия ГКЧП как незаконные. После этого препятствий к государственному самоопределению уже не было. И 21 сентября 1991 года в Армении состоялся референдум по этому вопросу. В голосовании приняли участие 94,99% избирателей, и 99% проголосовавших высказались за выход Армении из состава Советского Союза. 23 сентября 1991 г. была принята Декларация о государственной независимости Армении. Таким образом, референдум 21 сентября легитимировал Третью республику. В отличие от Грузии и Азербайджана, Армения не восстанавливала, а устанавливала свою государственность. На этом пути Ереван принципиальным образом изменил свой подход к самоопределению карабахских армян. Если 1 декабря 1989 года Верховный Совет Армении и Национальный Совет Нагорного Карабаха приняли постановление «О воссоединении Нагорного Карабаха и Армении», то в 1991 году армянские власти сняли с официальной повестки дня вопрос о воссоединении с Карабахом. Более того, НКР, провозгласившая свою независимость 2 сентября 1991 года, не была признана Ереваном. Не признана она и по сей день.

==============================================================

ДЕКЛАРАЦИЯ о независимости Армении
Верховный Совет Армянской ССР,
выражая единую волю народа Армении,
сознавая свою ответственность перед судьбой армянского народа в осуществлении чаяний всех армян и восстановлении исторической справедливости,
исходя из принципов Всеобщей декларации прав человека и общепризнанных норм международного права,
претворяя в жизнь право наций на свободное самоопределение,
основываясь на совместном Постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от I декабря 1989 года "О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха",
развивая демократические традиции независимой Республики Армения, образованной 28 мая 1918 года,
имея целью создание демократического, правового общества,
ПРОВОЗГЛАШАЕТ: Начало процесса утверждения независимой государственности.
1. Армянская ССР переименовывается в Республику Армения, сокращенно — Армения.
Республика Армения имеет свой флаг, герб и гимн.
2. Республика Армения - суверенное государство, наделенное верховенством государственной власти, независимостью, полноправием.
На всей территории Республики Армения действуют только Конституция и законы Республики Армения.
3. Носителем армянской государственности является народ Республики Армения, который осуществляет свою власть непосредственно и через представительные органы - на основе Конституции и законов Республики Армения.
Право выступать от имени народа республики принадлежит исключительно Верховному Совету Республики Армения.
4. Для всех граждан, проживающих на территории Республики Армения, устанавливается гражданство Республики Армения.
Армяне, проживающие за пределами Республики Армения, имеют право на гражданство Республики Армения.
Граждане Республики Армения пользуются ее защитой и поддержкой. Республика Армения обеспечивает свободное и равноправное развитие своих граждан независимо от национальности, расовой принадлежности и вероисповедания.
В целях обеспечения своей безопасности и неприкосновенности. ее границ Республика Армения создает -подчиняющиеся Верховному Совету собственные Вооруженные Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности.
Республика Армения обладает правом на свою долю вооружений СССР. Республика Армения самостоятельно определяет порядок воинской службы своих граждан.
Войсковые соединения других стран, их военные базы и сооружения могут размещаться на территории Республики Армения только с согласия ее Верховного Совета.
Вооруженные силы Республики Армения могут быть использованы только по решению ее Верховного Совета.
6. Республика Армения, как субъект международного права, проводит независимую внешнюю политику, устанавливает прямые отношения с другими государствами, национально-государственными образованиями СССР, участвует в деятельности международных организаций.
7. Национальное богатство Республики Армения - земля, ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, экономический, интеллектуальный, культурный потенциал - собственность ее народа. Порядок владения, пользования и распоряжения ими определяется законами Республики Армения.
Республика Армения обладает правом на долю национального богатства СССР, в том числе - золотого запаса, алмазного и валютного фондов.
8. Республика Армения на основе многообразия видов собственности определяет принципы и порядок своей экономической деятельности, учреждает собственные денежные знаки, национальный банк, финансово-кредитную систему, налоговую и таможенные службы.
9. На своей территории Республика Армения обеспечивает: свободу слова, печати, совести;
разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей;
многопартийность, равноправие партий, деполитизацию правоохранительных органов и Вооруженных Сил.
10. Республика Армения обеспечивает применение армянского языка в качестве государственного языка во всех сферах жизни республики, создает собственную систему образования, науки и культуры. .
II. Республика Армения поддерживает дело международного признания, геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении.
12. Настоящая Декларация служит основой для разработки Конституции Республики Армения, внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию, деятельности государственных органов, разработки нового законодательства Республики.

Председатель Верховного Совета Республики Армения Л.ТЕР-ПЕТРОСЯН.
Секретарь Верховного Совета Республики Армения А.СААКЯН.
Ереван. 23 августа 1990 года.
Tags: Армения, Горбачев, Перестройка, распад СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments