В Эстонии, в отличие от других союзных республик, Народный фронт не ускорил, а скорее замедлил переход от суверенитета к полной независимости. Умеренная позиция НФЭ на какое-то время сблизила его с эстонской Компартией – по крайней мере, ее прогрессивно настроенной частью. Собственно, декларация о суверенитете была принята парламентом, который на тот момент контролировали коммунисты.
В результате конфронтация Эстонии с союзным центром была не столь сильной, как у Литвы и Латвии. Республика избежала силовой операции наподобие тех, что были организованы советской властью в Вильнюсе и Риге. Нечто подобное произошло в Таллине 20 августа 1991 года, когда советские десантники захватили здание телебашни. Впрочем, закончилось все довольно быстро, до серьезных столкновений дело не дошло.
На торжественной церемонии поднятия эстонского национального флага в День независимости Эстонии 24 февраля 1989 года.
Созданию Народного фронта Эстонии предшествовало появление общественных движений (поначалу – немногочисленных), занимавшихся вопросами истории, экологии и культуры. Так, в 1986 году несколько десятков человек основали Общество охраны памятников (позднее оно трансформировалось в политическое движение, выступавшее за независимость Эстонии). Весна 1987 года была отмечена кампанией против добычи фосфоритов на северо-востоке страны (противники проекта утверждали, что он приведет к нарушению водоснабжения в регионе). Начался сбор подписей за прекращение разработок. Кампанию поддержали студенты Тартуского университета, которые 1 мая вышли на демонстрацию протеста. В итоге власти решили уступить, добыча фосфоритов была остановлена.
В августе того же года в Эстонии была создана группа по обнародованию материалов пакта Молотова-Риббентропа. К пакту большое внимание было привлечено и в других странах Балтии. Сторонники независимости развивали эту тему, доказывая необоснованность пребывания прибалтийских республик в составе СССР, подчеркивая, что присоединение этих республик не было добровольным, а стало результатом кулуарной сделки, за которой последовала оккупация прибалтийских территорий.
23 августа MRP-AEG собрала в Таллине митинг, приуроченный к годовщине подписания пакта. В нем приняли участие несколько тысяч человек. Позднее группа стала организовывать демонстрации и по случаю других памятных дат. Одна из таких акций – шествие 2 февраля 1988 года в Тарту (в годовщину заключения Тартуского мира между РСФСР и Эстонией в 1920 г.) – была жестко разогнана милицией. Многие из участников были задержаны. Однако в следующий раз, когда в центре Таллина собрались тысячи людей на митинг по случаю дня образования Эстонской республики (24 февраля), применять силу власти уже не решились. А год спустя в праздновании этой даты наряду с оппозицией приняли участие и руководители Эстонской ССР.
Середина 1988 года была отмечена манифестациями, сопровождавшимися исполнением национальных песен. Кульминацией "поющей революции" стало многотысячное мероприятие, состоявшееся 11 сентября 1988 года на таллинском Певческом поле. В фестивале под названием "Песнь Эстонии" приняли участие около 300 тысяч человек. Перед собравшимися помимо прочего выступил лидер Общества по охране памятников Тривими Веллисте, который открыто призвал восстановить независимость Эстонии.
Народный фронт Эстонии был официально учрежден в октябре 1988 года. Его программа концентрировалась на достижении экономической самостоятельности от СССР (требования отделиться от Союза не выдвигались), демократизации общественной жизни. Среди прочего НФЭ выступал за создание альтернативной службы для призывников и ограничение миграции (чтобы остановить рост неэстонского населения в республике, защитив тем самым "право эстонцев оставаться полноправной основной нацией на своей исконной территории").
Как и другие подобные движения, созданные в конце 1980-х годов в СССР, Народный фронт поначалу позиционировал себя как сторонника перестройки. Одна из резолюций, принятых на учредительном съезде НФЭ, призывала граждан "поддерживать решительное и последовательное претворение в жизнь курса КПСС на перестройку в каждом городе и каждом районе".
По итогам выборов в Верховный совет Эстонии, прошедших в марте 1990 года, НФЭ получил возможность сформировать правительство. Пост премьер-министра занял один из лидеров Народного фронта Эдгар Сависаар.
В условиях, когда представители национально-демократического движения оказались у власти, встал вопрос о возможном объявлении независимости республики (как это произошло после выборов в Латвии и Литве). Однако в Эстонии было принято компромиссное решение: в конце марта Верховный совет утвердил постановление "О государственном статусе Эстонии". Оно объявляло советскую власть в Эстонии незаконной (с того момента, как республика была присоединена к СССР). Но при этом из документа следовало, что Эстония лишь встала на путь независимости и должна еще пройти переходный период.
Отдельным решением ВС был принят закон о государственной символике: он переименовал Эстонскую ССР в Эстонскую республику, объявил советские символы ЭССР недействительными (подтвердив при этом, что флагом Эстонии является сине-черно-белый триколор), а также утвердил эстонский язык в качестве государственного.
В Верховный Совет по итогам выборов попало и Интердвижение, объединяющее противников независимости Эстонии. Однако повлиять на действия парламента они не смогли. В этих условиях сторонники СССР решили перейти к радикальным мерам. 15 мая 1990 года они устроили массовый митинг у здания Верховного совета, потребовав отмены закона о символике, а заодно отставки эстонского руководства. Один из участников акции взобрался на здание ВС и установил там красный флаг (рядом с эстонским триколором). Толпа прорвала милицейское оцепление, несколько сотен человек ворвались во внутренний двор.
Глава правительства Эстонии Эдгар Сависаар выступил по радио, обратившись к согражданам за помощью. Он сообщил, что здание парламента подверглось нападению, добавив, что "происходит попытка переворота". «Коммерсантъ» писал тогда, что такое решение (обратиться к народу вместо того, чтобы вызвать дополнительные силы милиции) было обусловлено в том числе и тем, что большинство сотрудников столичной милиции тогда составляли русские. Как пояснили корреспонденту газеты эстонские коллеги, власти в такой ситуации "народу доверяют больше".
На призыв премьера откликнулись тысячи эстонцев, которые стали прибывать к зданию Верховного совета. Сторонникам СССР пришлось покинуть площадь перед парламентом. К вечеру из внутреннего двора вышли и участники штурма. Их встретили криками "Вон из Эстонии!", столкновений при этом удалось избежать.
После того как участники штурма покинули площадь, перед собравшимися там защитниками парламента выступили представители эстонского руководства, они поблагодарили людей за поддержку. Верховный совет, а также другие правительственные здания, взяли под охрану члены "Кайтселийта" (народного ополчения).
Январь 1991 года, когда советская власть организовала силовые акции в Вильнюсе и Риге, для Эстонии обошелся без подобных потрясений. Вскоре после вильнюсских событий в Прибалтику с визитом поддержки прибыла официальная делегация из РСФСР во главе с председателем российского парламента Борисом Ельциным (российское руководство к тому времени уже приняло декларацию о суверенитете и находилось в напряженных отношениях с союзными властями, отношения осложнялись и личным конфликтом между Ельциным и Горбачевым).
Визит при этом был организован не в Вильнюс и не в Ригу, где противостояние как раз обострялось, а в относительно спокойный Таллин (формальным поводом стало подписание подготовленного ранее соглашения об отношениях России и Эстонии). Туда для встречи с Ельциным прибыли и руководители Латвии и Литвы. Представители всех четырех республик выступили с заявлением, в котором подтвердили, что признают суверенитет друг друга, и выразили готовность оказывать друг другу помощь в защите суверенитета.
Выход Эстонии из СССР ускорили августовские события в Москве. По решению ГКЧП в республике было введено чрезвычайное положение, из Пскова туда были переброшены подразделения 76-й воздушно-десантной дивизии. В ответ правительство Эстонии обвинило ГКЧП в попытке переворота.
Эдгар Сависаар обратился к гражданам по радио, призвав их не выполнять решения путчистов, при этом, правда, и не провоцировать столкновения. Вечером 20 августа Верховный совет Эстонии, сославшись на то, что переворот "ставит под серьезную угрозу происходящие в СССР демократические процессы", объявил о независимости республики. Представители национально-демократического движения не исключали, что попытка восстановления независимости Эстонии будет подавлена, а им придется уйти в подполье. Глава МИДа республики Леннарт Мери, который в то время находился с визитом в Финляндии, получил указание оставаться там – чтобы при необходимости создать за границей правительство в изгнании.
Однако на силовую акцию у путчистов уже не было времени. Сам ГКЧП фактически доживал последние часы. Утром 21 августа, правда, переброшенные в Эстонию десантники, частично захватили здание таллинской телебашни. Занять им удалось только нижние этажи: сотрудники телебашни успели поднять и заблокировать лифты и запереть железные двери, ведущие к лестнице. Некоторое время здание находилось в осаде, вещание было прервано. Ситуация изменилась после того, как стало известно, что путч в Москве провалился (об этом в Эстонии узнали, в частности, из сообщения финского ТВ). К вечеру десантники покинули здание, вещание возобновилось.
В начале сентября независимость Эстонии, также как Латвии и Литвы, была официально признана советской властью.
Источники:
lenta.ru
https://gazeta-ru.turbopages.org/turbo/gazeta.ru/s/science/2020/03/30_a_13027765.shtml
===============
О первой декларации суверенитета в СССР
https://ed-glezin.livejournal.com/523757.html
================
В 1987 году началось национальное пробуждение, вызванное перестройкой советского общества, объявленной новым лидером СССР Михаилом Горбачёвым. Протесты против системы стали открытыми и частыми. 3 апреля 1987 года планы правительства начать разработку фосфоритного месторождения на севере Эстонии привели к кампании протестов в средствах массовой информации и возникновению движения «зелёных» (утверждалось, что разработка месторождения неизбежно нарушит водоснабжение всех прилегающих областей. В 1971 году для предотвращения добычи фосфоритов был создан первый в Советском Союзе Лахемааский национальный парк. В настоящее время месторождение успешно разрабатывается шведским холдингом.
23 августа 1987 года в таллинском парке Хирве собралось около двух тысяч человек в знак протеста и в ознаменование очередной годовщины подписания пакта Молотова-Риббентроппа.
26 сентября 1987 года в газете тартуского городского комитета КПЭ «Edasi» («Вперёд») было опубликовано предложение об экономической автономии Эстонии в составе СССР, получившее значительную поддержку в обществе. Была разработана соответствующая программа, получившая название Экономически независимая Эстония (эст. Isemajandav Eesti, сокращённо IME (ЧУДО)).
13 апреля 1988 года в ходе телевизионного ток-шоу Эдгар Сависаар предложил создать Народный фронт (эст. Rahvarinne) — общественно-политическое движение, которое должно было способствовать целям горбачёвской перестройки.
В 1988 году произошёл необыкновенный рост самосознания населения: 10-14 июня свыше ста тысяч человек побывали на поле Таллинского песенного фестиваля (Певческом поле). События лета 1988 известны теперь как «поющая революция».
17 июня делегация Коммунистической партии Эстонской ССР на XIX партконференции КПСС в Москве внесла предложение о беспрецедентном разделении полномочий во всех сферах общественной, политической и экономической жизни в СССР и их передаче республиканским органам власти.
11 сентября более чем 300 тысяч эстонцев собрались на Певческом поле и услышали первый публичный призыв к восстановлению независимости.
23 августа 1989 года приблизительно 2 миллиона человек в Эстонии, Латвии и Литве соединили руки в единой цепи протяжённостью свыше шестисот километров между Таллином и Вильнюсом в ознаменование 50-й годовщины пакта Молотова-Риббентропа.
12 ноября Верховный Совет Эстонской ССР аннулировал свою декларацию от 22 июля 1940 года о вхождении ЭССР в СССР.
16 ноября Верховный Совет Эстонской ССР большинством голосов принял декларацию о суверенитете.
24 февраля 1990 года одновременно с выборами в Верховный Совет ЭССР состоялись выборы в Эстонский Конгресс, представлявший лиц, бывших гражданами Эстонской Республики до 6 августа 1940 года (дата вхождения ЭССР в состав СССР) и их потомков.
23 марта того же года Коммунистическая Партия Эстонской ССР объявила о выходе из КПСС.
30 марта было принято постановление Верховного Совета «О государственном статусе Эстонии», по которому государственная власть СССР в Эстонии признавалось незаконной с момента установления и провозглашалось начало восстановления Эстонской Республики. Эстонский Конгресс был признан параллельным парламентом.
3 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял закон, объявляющий юридически ничтожными декларации Верховных Советов прибалтийских республик об аннулировании вхождения в СССР и вытекающие из этого правовые последствия и решения.
8 мая Эстонская ССР переименована в Эстонскую Республику
9. Независимость Эстонии
16 ноября 1988 года Верховный Совет Эстонской ССР объявил о суверенитете Эстонии.
12 января 1991 года Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин совершил визит в Таллин, в ходе которого подписал с Председателем Верховного Совета Эстонской Республики Арнольдом Рюйтелем Договор об основах межгосударственных отношений РСФСР с Эстонской Республикой. В статье I Договора стороны признали друг друга независимыми государствами. В статье IV Договора содержалось положение о том, что стороны признают «за гражданами другой Договаривающейся Стороны, а также лицами без гражданства, проживающими на ее территории, независимо от их национальной принадлежности» право на «выбор гражданства согласно законодательству страны проживания и Договору, заключенному между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Эстонской Республикой по вопросам гражданства.»
28 января 1991 года Президент СССР Михаил Горбачёв подтвердил конституционное право выхода Эстонской ССР (и остальных союзных республик) из СССР.
3 марта состоялся референдум по вопросу независимости Эстонской Республики, в котором приняли участие лишь правопреемные граждане Эстонской Республики (в основном эстонцы по национальности), а также лица, получившие так называемые «зелёные карточки» Конгресса Эстонии (условием получения карточки было устное заявление о поддержке независимости Эстонской Республики. Было выдано около 25.000 карточек, их обладателям впоследствии было предоставлено гражданство Эстонской Республики). 78 % проголосовавших поддержали идею национальной независимости от СССР.
Эстония бойкотировала состоявшийся 17 марта Всесоюзный референдум о сохранении Союза ССР, но в северо-восточных районах, населённые преимущественно русскими, местные власти организовали голосование. В этих районах в референдуме приняло участие 74,2 % избирателей, 95,0 % из которых проголосовало за сохранение СССР.
В начале переворота 19 августа ГКЧП в спешном порядке направил на территорию Эстонии дополнительные войска из Пскова, однако их колонна, дойдя до Таллина, не предприняла никаких действий. На следующий день тысячи людей собрались в Таллине на Тоомпеа, сооружая баррикады в защиту местной власти.
20 августа 1991 года Верховный Совет Эстонии принял резолюцию «О государственной независимости Эстонии». 23 августа в Таллине была сброшена с постамента статуя Ленина, стоявшая перед зданием Центрального комитета Коммунистической партии Эстонии.
6 сентября Государственный Совет СССР официально признал независимость Эстонии. Согласно официальной позиции Эстонии, 20 августа 1991 года была восстановлена независимость Эстонской Республики, провозглашенной 24 февраля 1918 года.
К концу 1991 года дипломатические отношения с Эстонской Республикой установили многие страны, включая США, Великобританию и Канаду.
17 сентября 1991 года Эстония стала полноправным членом ООН.
Последние части российской армии были выведены из страны 31 августа 1994 г.
======================
Vadim Shtepa
25 июля 2017 г.
Горбачев и Эстония
Интересная история. Я уже как-то приводил этот исторический факт (но может быть, кто-то пропустил, напомню): в 1988 Эстонией руководил лютый сталинист Карл Вайно, который был первым секретарем ЦК КПЭ. И когда в Эстонии возник Народный фронт и движение за независимость, Вайно потребовал у Горбачева ввести войска в Республику "для подавления сепаратистских настроений".
Но Горбачев вместо ввода войск в Таллинн снял с должности и отправил на пенсию самого Вайно. Дедушка переехал в Москву, и теперь его внук Антон служит главой администрации Путина.
https://www.facebook.com/vadim.shtepa/posts/1577997612251223
===========================
ВИДЕО о Поющей революции в Эстонии: http://slanist.ru/publ/ehstonija/ehstonija_istorija/gorbachev_v_ehstonii_quot_pojushhaja_revoljucija_quot_video/68-1-0-859
=================================================================
ДЕКЛАРАЦИЯ
Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической республики
О СУВЕРЕНИТЕТЕ ЭСТОНСКОЙ ССР.
Эстонский народ на берегах Балтийского моря обрабатывает землю и развивает свою культуру уже более пяти тысяч лет. В 1940 году гомогенное в национальном отношении, суверенное Эстонское государство стало составной частью Советского Союза, при этом было предусмотрено сохранение гарантий суверенитета и расцвет нации. Однако внутренняя политика сталинизма и периода застоя игнорировала эти гарантии и принципы. В результате этого на эстонской земле для эстонцев как коренной национальности сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, природная среда во многих регионах республики оказалась в катастрофическом положении, продолжающаяся дестабилизация экономики отрицательно сказывается на жизненном уровне всего населения республики.
Верховный Совет Эстонской ССР видит лишь один выход из трудного положения - дальнейшее развитие Эстонии должно происходить в условиях суверенитета. Суверенитет Эстонской ССР означает, что ей в лице ее высших органов власти, управления и судебных органов принадлежит высшая власть на своей территории. Суверенитет Эстонской ССР един и неделим. В соответствии с этим дальнейший статус республики в составе СССР должен быть определен Союзным договором.
Верховный Совет Эстонской ССР выражает несогласие с теми вынесенными Президиумом Верховного Совета СССР на всенародное обсуждение изменениями и дополнениями Конституции СССР, которые исключают конституционное право Эстонской ССР на самоопределение.
Исходя из международных пактов об экономических, социальных правах, правах в области культуры, гражданских и политических правах от 16 декабря 1965 года, ратифицированных Союзом ССР, а также из других норм международного права, высший представительный орган народной власти Эстонской ССР - Верховный Совет декларирует верховенство законов Эстонской ССР на территории Эстонской ССР.
Изменения и дополнения Конституции СССР на территории Эстонской ССР вступают в дальнейшем в силу после их одобрения Верховным Советом Эстонской ССР и внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Эстонской ССР.
Верховный Совет Эстонской ССР призывает всех, кто связал свою судьбу с Эстонией, объединиться во имя построения в Эстонии демократического социалистического общества. Юридическая и фактическая реализация суверенитета означает и то, что народу Эстонии и в будущем будет неприемлем любой закон, дискриминирующий жителей Эстонии любой национальности.
Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А.Рюйтель
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР В.Вахт
Таллин, 16 ноября 1988 г.
======================================
ДЕКЛАРАЦИЯ
по вопросу государственной независимости Эстонии.
Сегодня, 2 февраля 1990 года, в день 70-й годовщины Тартуского мирного договора, заключенного между Эстонской Республикой и Советской Россией, подписанием которого завершилась Эстонская освободительная война, Республиканское собрание народных депутатов Эстонской ССР всех уровней на своем сходе в Таллинском городском холле обсудило вопрос о статусе Эстонского государства.
Собрание напомнило:
Эстония была лишена своей длившейся 20 лет и признанной всеми странами государственной независимости в 1940 году. Это произошло на основе преступного в международно-правовом отношении сговора между Сталиным, Гитлером, Молотовым и Риббентропом, в ходе мошеннической государственно-правовой инсценировки, опиравшейся на силу Красной Армии, путем оккупации государства (17 июня 1940 года) в дни захвата Парижа гитлеровскими войсками, пользуясь шоковым состоянием, охватившим весь демократический мир.
Собрание пришло к выводу:
будучи аннексированным государством, Эстония полстолетия жила на положении провинции, именовавшейся советской союзной республикой, но сохранившей в сердцах народа неугасимое стремление к собственной государственности. За это время под игом сталинизма и его наследия наша земля и народ в условиях полного отсутствия правовой защиты понесли неисчислимые жертвы от террора и непомерный моральный, культурный, политический, экологический и экономический ущерб. Собрание констатировало:
основывающаяся на преемственности по отношению к Эстонской Республике демократическая государственность до сего дня остается неоспоримым политическим идеалом народа Эстонии. Опыт последнего полувека вновь и вновь убеждает нас в том, что только независимая государственность слупит гарантией существования и развития эстонского народа.
Собрание решило:
наш священный долг как избранных народом его представителей -бсроться за осуществление этого идеала эстонского народа. Основой нашей борьбы должны слупить - перед всем миром - все регулирующие право наций на самоопределение международные правовые акты и, особенно перед Советским Союзом, непрекращающееся действие Тартуского мирного договора. Ибо Тартуским мирным договором ленинское правительство Советской России признало право Эстонии на государственную независимость, навсегда отказавшись от всех требований по отношению к народу, земле и достоянию Эстонии.
Собрание утверждает:
наша борьба за государственную независимость Эстонии носит исключительно мирный характер, в ней будут использоваться только демократические средства, она будет проходить в духе сотрудничества со всеми идеологическими группировками, деятельность которых.не противоречит принципам демократии и нормам международного права. Провозглашая идеал государственности Эстонии, мы знаем о поддержке идеи самостоятельной Эстонии сотнями тысяч не эстонцев. В государстве, восстановления которого мы добиваемся, будут уважаться права человека и права национальных групп на основе традиций Эстонской Республики и принципов межнациональной терпимости, различия в мнениях и подходах национальных и идеологических меньшинств должны быть в Эстонии защищены законом.
Собрание напоминает Организации Объединенных Наций, правительству Советского Союза, правительствам всех государств и мировой общественности:
после окончания второй мировой войны в соответствии с общепризнанными принципами Атлантической хартии в качестве самостоятельных государств были восстановлены все государства, оккупированные во время войны воюющими странами, - все, кроме трех членов бывшей Лиги Наций, трех Прибалтийских государств, одним из которых является Эстония.
Собрание приветствует любые меры демократического характера, направленные на восстановление Эстонской Республики, и призывает граждан принять активное участие в выборах съезда Эстонии и в выборах в Верховный Совет Эстонской ССР.
Собрание обращается к Организации Объединенных Наций, участникам Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, правительствам всех государств и к мировой общественности с призывом понять и поддержать наши законные требования, наше очевидное право вернуть себе насильно отнятое у нас законное место среди независимых государств, к которым мы относились и к которым продолжаем морально и де-юре причислять себя уже семьдесят лет. Никогда больше решения и соглашения великих держав не должны определять судьбу малых народов и государств.
Собрание обращается к Верховному Совету СССР с предложением начать с законными представителями эстонского народа переговоры о восстановлении независимости Эстонского государства. Собрание провозглашает:
в целях восстановления независимости Эстонской Республики и исходя из того, что Тартуский мирный договор продолжает действовать, Эстония через своих представителей начинает конструктивные переговоры со всеми сторонами, от которых зависит восстановление независимой Эстонской Республики де-факто.
Таллинн, 2 февраля 1990 г.
===================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАТУСЕ ЭСТОНИИ
Верховный Совет Эстонской ССР утверждает, что оккупация Эстонской Республики Союзом ССР 17 июня 1940 г. не прервала существование Эстонской Республики де-юре: территория Эстонской Республики является оккупированной до настоящего времени.
Верховный Совет Эстонской ССР, учитывая ясно выраженную волю эстонского народа к восстановлению самостоятельности Эстонской Республики и законной государственной власти:
- признает незаконной государственную власть Союза ССР в Эстонии с момента ее установления и провозглашает начало восстановления ЭСТОНСКОЙ Республики (restitutio ad integrum);
- объявляет переходный период, который закончится формированием конституционных органов государственной власти Эстонской Республики.
Верховным Советом Эстонской ССР разрабатывается временный порядок правления на переходный период, включающий правовые гарантии для всех жителей, независимо от национальности.
Настоящее постановление вступает в силу с момента принятия.
Председатель Верховного Совета Эстонской ССР А.Рюйтель
Таллинн, 30 марта 1990 г.
===================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Верховного Совета Эстонской Республики
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ЭСТОНИИ
Исходя из преемственности Эстонской Республики как субъекта международного права;
- основываясь на волеизъявлении о восстановлении государственной независимости Эстонской Республики, четко выраженном населением Эстонии на проведенном 3 марта1991 года референдуме;
- учитывая постановление Верховного Совета Эстонской ССР от 30 Марта 1990 года «О государственном статусе Эсто¬нии» и «Декларацию Верховного Совета Эстонской ССР о сотрудничестве Верхов¬ного Совета Эстонской ССР и Конгресса Эстонии»;
- принимая во внимание, что состоявший¬ся в Союзе ССР государственный перево¬рот ставит под серьезную угрозу проис¬ходящие в Эстонии демократические про¬цессы и сделал невозможным восстанов¬ление государственной независимости Эс¬тонской Республики путем двусторонних переговоров с Союзом ССР;
Верховный Совет Эстонской Республики постановляет:
1. Подтвердить государственную независимость Эстонской Республики и добиваться восстановления дипломатических отношений Эстонской Республики.
2. Для выработки Основного Закона Эс¬тонской Республики и представления его на референдум образовать Конституцион¬ную ассамблею, состав которой формиру¬ется путем делегирования высшим законо¬дательным органом государственной вла¬сти Эстонской Республики - Верховным Советом Эстонской республики и предста¬вительным органом граждан Эстонской Республики - Конгрессом Эстонии.
Провести в 1992 году на основе но¬вой Конституции Эстонской Республики выборы в парламент Эстонской Респуб¬лики.
Председатель Верховного Совета Эстонской Республики А. РЮЙТЕЛЬ.
г. Таллинн - 20 августа 1991 года.
=================================================
ЗАКОН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК «ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТОВСКОЙ ССР, ЛАТВИЙСКОЙ ССР И ЭСТОНСКОЙ ССР». ПРИНЯТ ВЕРХОВНЫМ СОВЕТОМ СССР 27 НОЯБРЯ 1989 Г. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Закон об экономической самостоятельности республик преследует цели, отражающие демократизацию Союза ССР и перестройку экономической политики. Закон закрепляет право суверенных союзных республик на самостоятельное ведение хозяйства и предусматривает равноправное их участие в межреспубликанской союзной деятельности.
Положения настоящего Закона действуют в отношении республик, находящихся в федеративной системе СССР.
Статья 1. В республиках, переходящих на экономическую самостоятельность, высшие органы их государственной власти и управления осуществляют в рамках законов СССР:
принятие законодательных актов, обеспечивающих перестройку и функционирование социально-экономической системы республики;
владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами на своей территории в интересах республики и Союза ССР;
экономическое регулирование деятельности всех отраслей и субъектов хозяйства, находящихся на территории республики;
руководство финансовой системой республики и деятельностью республиканских банков (кроме учреждений системы Госбанка СССР);
определение дифференцированных условий оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий, установление порядка ценообразования на территории республики;
распоряжение государственным фондом природных ресурсов.
Статья 2. Основой нового хозяйственного механизма республик является самостоятельность предприятий, учреждений, организаций и хозяйств, осуществляющих свою деятельность на принципах хозрасчета и равноправия всех форм собственности...
По договоренности между Правительством СССР и Правительством республики союзные министерства, комитеты и ведомства передают в ведение народа республики предприятия и хозяйственные организации со всеми основными и оборотными средствами.
По договоренности Союза ССР и республики к союзной собственности относятся средства вооруженных сил, магистральные, нефтегазопроводные и другие объекты, имеющие общесоюзное значение.
Статья 3. Экономически самостоятельная республика располагает бюджетом, определяет источники и объемы поступления бюджетных средств.
Статья 6. Экономические отношения в Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР регламентируются республиканскими конституциями, Законом Литовской ССР «Об основах экономической самостоятельности Литовской ССР», Законом Латвийской ССР «Об экономической самостоятельности Латвийской ССР», Законом Эстонской ССР «Об основах хозяйственного расчета Эстонской ССР» и соответствующими законами Союза ССР.
Установить, что законодательные акты СССР, регулирующие хозяйственные отношения, действуют на территории указанных республик постольку, поскольку они не препятствуют их переходу на экономическую самостоятельность.
Закон вступает в действие в общем порядке.
https://studfiles.net/preview/3003457/page:10/
======================================================
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 1991 г. N ГС-3
О ПРИЗНАНИИ НЕЗАВИСИМОСТИ ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Учитывая конкретную историческую и политическую обстановку, предшествовавшую вхождению Эстонской Республики в СССР, Государственный Совет СССР постановляет:
1. Признать независимость Эстонской Республики.
2. Исходя из Постановления V (внеочередного) Съезда народных депутатов СССР, провести переговоры с Эстонской Республикой для решения всего комплекса вопросов, связанных с обеспечением прав граждан и интересов СССР и образующих его государств, касающихся экономических, политических, военных, пограничных, гуманитарных и иных вопросов.
Сформировать государственную делегацию Союза ССР для переговоров с Эстонской Республикой, предоставить ей необходимые полномочия.
Учитывая особую заинтересованность РСФСР, граничащей с Эстонской Республикой, включить ее представителей в указанную государственную делегацию Союза ССР.
3. При решении вопросов, связанных с признанием независимости Эстонской Республики, учитывать необходимость выполнения обязательств СССР перед мировым сообществом, а также соблюдения общепризнанных норм международного права, прав и свобод человека и национальных меньшинств, закрепленных в международных договорах и иных актах, участником которых является СССР.
4. Исходя из Декларации прав и свобод человека, принятой V (внеочередным) Съездом народных депутатов СССР, признать, что граждане СССР, выразившие пожелание остаться в Эстонской Республике или переехать в СССР, подлежат правовой защите СССР и той республики, гражданство которой они примут.
5. МИД СССР заявить о поддержке обращения Эстонской Республики о ее вступлении в ООН, а также высказаться в пользу ее присоединения к Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе.
«Известия» 21 августа 1990 года.
http://www.singingrevolution.com