...А вечером 19 августа вы пошли на пресс-конференцию ГКЧП. Как вы туда попали?
Мы прошли вместе с Карауловым (Андрей Караулов – журналист и телеведущий, в 1991 году заведовал отделом литературы и искусства «Независимой газеты». – Прим. ред.). Он делал великолепные интервью с первыми лицами СССР и окрестностей. И как раз благодаря опыту Караулова мы туда пробрались, потому что зал стремительно наполнился и путчисты заволновались, видимо, и велели срочно все закрывать, и мы буквально в последний момент проскользнули и сели в третьем ряду. Было видно, что им страшненько. Такие были серые, усталые, покрытые пеплом мужчины. И никакого ощущения победительности от них не исходило, никакой уверенности в том, что они делают.
С Ваш вопрос был не первый… Что там вообще спрашивали – на членов ГКЧП «наезжали» или задавали формальные вопросы?
Я, собственно, может быть, и не задала бы вопрос, потому что мне казалось, что он очень хамский, меня мама учила вежливо вести себя с людьми и не хамить старшим, и вообще я стеснительная. Но начались какие-то совсем уж малопристойные вопросы. Я помню одного персонажа, не буду называть его имени, и он спросил: как вы планируете работу Госплана. То есть кто-то был вполне готов подстроиться, кто-то присматривался…
С Страшно было задавать этот вопрос: «Понимаете ли вы, что сегодня ночью вы совершили государственный переворот»?
Нет, не страшно. Но я немедленно, прямо по ходу все испортила, потому что, когда спросила про переворот, мне показалось, что я хамлю пожилым людям, и я начала какую-то муть интеллигентскую добавлять, типа: «Какие аналогии вам кажутся более уместными?». Что позволило им уйти от ответа на вопрос про переворот и сосредоточиться на неуместных аналогиях. Но это как-то сразу, правда, переломило атмосферу, и началось большое и радостное оживление в зале. Янаев не ответил ничего, но руки у него действительно затряслись просто адски. А потом встал Бовин (Александр Бовин, журналист, политолог, дипломат; написал заявление о выходе из КПСС 19 августа 1991 года. – Прим. ред.) и спросил Стародубцева (Василий Стародубцев, председатель Крестьянского союза СССР. – Прим. ред.): «Но вы-то как сюда попали?». После чего они моментально свернули все общение с журналистами. И самое удивительное: пресс-конференцию показали по первому каналу, прервали «Лебединое озеро» и показали целиком.
С А родители ваши видели этот эфир? Как они отреагировали?
Мама моя говорит, что перепугалась страшно. Она решила, что больше никогда меня не увидит, потому что меня тут же заберут. И стала собирать теплые вещи и думать, как теперь обустраивать жизнь.
Читать полностью: http://www.snob.ru/selected/entry/35368?preview=print