...Через призму развития систем массовой информации и информационной коммуникации в новом свете предстает политическая история человечества последних столетий. До широкого распространения умения читать и писать и до появления многотиражных народных газет, то есть в Европе до конца XVIII века, общество оставалось весьма инертным. Политические процессы шли в тонком высшем интеллектуальном слое, а народ жил своим вековым укладом, имея сельского священника в качестве посредника между бурлящей культурой королевских дворов и университетов и своим вечным ритмом пахоты, сева и жатвы.
Читающая Европа, впрочем, продолжала извечную традицию однонаправленной информации. Газета, если не считать рубрики «нам пишут из провинции», не имела обратной связи. Однонаправленная информация легко контролировалась цензурой.
...Новые средства массовой информации ХХ века — радио, кино, потом телевидение — не требовали грамотности и привычки к вдумчивому чтению. Аудио- и видеоинформация входила в головы намного проще, чем печатный текст, который, кстати, тоже становился все более доступным по мере роста грамотности в незападных странах. Но вся информация оставалась однонаправленной — от издателя к читателю, от диктора к слушателю радиоаппарата — и потому столь же легко контролировалась, если была в том необходимость и желание, государственной властью. При том доверие к слову, напечатанному или переданному через трансляцию, оставалось высоким. Еще совсем недавно читали только священный текст Библии или Корана, а слушали священнослужителя, проповедовавшего с амвона или минбара.
Тоталитарные режимы только потому и смогли утвердиться во многих странах в ХХ веке, что речи вождя и его подручных теперь мгновенно доходили до каждого подвластного и при наличии жесткой цензуры воспринимались в качестве безусловной истины, как священное слово.
...В большей же части стран мира уютно обосновались многообразные диктаторы, которые, пользуясь властью над информацией, удобно конвертировали национальные богатства и труд своих сограждан в собственное процветание, создавая в обкрадываемых убеждение в благополучии, порядке и даже в политической свободе. Слишком умных и активных или подкупали, или уничтожали (морально ли, физически — это зависело от стиля диктатора и национальной традиции), или выдавливали из страны.
И так продолжалось много десятилетий, пока не появился интернет и не стал к концу первого десятилетия XXI века массовой и хорошо освоенной реальностью. Интернет свел на нет цензуру, открыл множество источников разнообразной информации и, что еще важнее, создал поле для интерактива. Люди перестали быть только потребителями информации. Теперь информацию можно и создавать самому, и передавать всему миру, и обсуждать друг с другом.
Интернет быстро обрушил полубожественные образы несменяемых и безальтернативных правителей. Граждане узнали об их жадности, жестокости, глупости и пошлости. И гражданам стало совершенно непонятно, почему надо и дальше терпеть их власть над собой, терпеть передачу ими власти своим детям или иным наследникам.
...Мысль о народном контроле над властью стала вдруг само собой разумеющейся. Граждане, осознав, что без контроля со стороны общества властители начинают жить только для себя, используя людей как средство для собственного благополучия, естественно, пожелали сделать средством для своего благополучия самого правителя. Не народ для власти, но власть для народа. Этот старый как мир тезис благодаря интернету овладел массами и породил политические движения колоссальной силы. Новое поколение образованной молодежи в странах с авторитарными режимами с редкой ясностью осознало за последние годы, что как современный западный автомобиль удобней верблюда, а дом с кондиционером и всеми удобствами лучше бедуинского шатра или хатки из рогож, обмазанных глиной, так же и политический строй западного типа надежней для безопасности, достоинства и благополучия людей, чем традиционная деспотия. Национальной специфики в несменяемой диктатуре не больше, чем в выгребной яме вместо ватерклозета. Интернет помог осознать, интернет помог и организоваться осознавшим в общественную силу.
Читать полностью: http://www.gazeta.ru/comments/2011/04/07_a_3577433.shtml