ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Как во времена Горбачева опальные писатели возвращались читателям


Виталий Алексеевич Коротич в своем огоньковском кабинете

...Публиковали мы и тогдашних эмигрантов, чьи имена в СССР еще недавно были под запретом: Василия Аксенова, Владимира Войновича, Петра Вайля и Александра Гениса (в те годы неразрывных), Анатолия Гладилина, Сергея Довлатова… Поскольку это происходило спустя месяцы после «пробивания» Саши Соколова, посылать к главному цензору Танку Толстую или кого-то еще пробивного и сообразительного уже не приходилось.

Границы гласности расширялись не по дням, а по часам. Вот мы печатаем в нескольких номерах главы из романа Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», про который в свое время мне рассказывал Булат Окуджава, не сомневавшийся, что при советской власти это произведение издано не будет, а советская власть в ту пору казалась незыблемой… Вот публикуем стихи Семена Липкина и Инны Лиснянской, вышедших из Союза писателей в знак протеста против исключения из него самых молодых «метропольцев» Евгения Попова и Виктора Ерофеева. И самих Попова и Ерофеева печатаем наряду с другими представителями последнего советского андеграунда вплоть до Александра Башлачева, Тимура Кибирова и Дмитрия Александровича Пригова.

Конечно, появляются в «Огоньке» и не публиковавшиеся в СССР стихи Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, Наталии Крандиевской-Толстой, Бориса Слуцкого…

В моем отделе работал сотрудник, который блестяще умел подделывать подписи. И, признаюсь в грехе (а то и должностном преступлении, за давностью лет уже не наказуемом), я несколько раз прибегал к его услугам. Когда Виталий Алексеевич выражал сомнение в «проходимости» какого-либо горячего материала, а мы в отделе были уверены в необходимости его публикации, я звал нашего умельца, тот расписывался за Коротича и — оставалось только дождаться очередной командировки главного редактора в США или Европу. Командировки эти были частыми, а первый зам тексты, подписанные Коротичем, ставил в номер, не читая. «Подметный» материал редакционная летучка, как правило, называла в числе лучших в номере. Потом Виталий Алексеевич возвращался из дальних странствий и ничего плохого нам не говорил. Думаю, прежде всего потому, что не получал никаких нагоняев «сверху» — от Александра Николаевича Яковлева, практически курировавшего «Огонек», или еще от кого-то из аппарата Горбачева.

Читать полностью: http://novgaz.ru/data/2011/030/21.html

Tags: ! - Гласность, ! - Книги Перестройки, Горбачев, Перестройка
Subscribe

Posts from This Journal “! - Книги Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments