ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Документальный фильм «Черный квадрат» (1988)

33 года назад - 8 июля 1988 года - прошла премьера документального фильма о русском андеграундном («неофициальном») искусстве в СССР «Черный квадрат».

Автор сценария Ольга Свиблова.

Режиссёр Иосиф Пастернак.

Художники Эрик Булатов, Жутовский, Кабаков, Штейнберг и другие размышляют о будущем искусства, анализируют взаимоотношения искусства и власти в СССР.

«Неофициальное искусство» – художественные течения, лишенные выхода к широкой публике из-за запретов, налагаемых официальной цензурой. В СССР разделение искусства на «официальное» и «неофициальное» окончательно закрепилось после 1932 после разгона всех художественных группировок и началом образования единого Союза художников, поставленного под строгий идеологический контроль. В «подполье» оказались все направления, не отвечающие канонам социалистического реализма: как авангардные, так и более традиционные, но неприемлемые в «идейно-тематическом» отношении.

В это непростое время «неофициальное искусство» было выражением протеста. Искусство становилось методом борьбы – формой общественного (или антиобщественного) жеста. Современное название этого культурного явления – «Нонконформизм», что означает несогласные. Нонконформисты выражали протест против общественного устройства в СССР. Содержанием искусства стала – асоциальность и аполитичность. «Поколение дворников и сторожей» - не что иное, как метафора, потому как не дворники становились поэтами, а поэты – дворниками.

Выставки проводились в узком кругу, на частных квартирах. В периоды «оттепели» и «застоя» мастерам «неофициального искусства» удавалось выходить к зрителю, что обычно было сопряжено с трудностями. Одним из самых драматичных событий культурной жизни стала выставка в Москве 1974 года, устроенная группой молодых художников на пустыре под открытым небом. Неугодную выставку смели бульдозеры!

После начала эпохи освободительной Перестройки Михаила Горбачёва «неофициальное искусство» окончательно заняло свое законное место на выставках и в музеях.

===============

Фрагмент передачи на радиостанции «Свобода» о художнике Грише Брускине и его самой известной картине «Фундаментальный лексикон»:

Елена Фанайлова:


Ольга Свиблова - директор Московского Дома фотографии - в конце 80-х годов работала как независимый эксперт в области современного искусства и снимала документальный фильм «Черный квадрат», который затем получил приз в Каннах. Одним из ее героев был Гриша Брускин. Точнее, его картина «Фундаментальный лексикон». Впервые съемки картины происходили в 87 году в выставочном зале на Каширской. Рассказывает Ольга Свиблова.


Ольга Свиблова:


Это была шоковая вешь. Это была одна из двух вещей, которых боялись и которая была запрещена к показу. Делегация Союза художников с соответственными дамами туда прибыла и, естественно, что они чисто интуитивно, как собаки... Потому что есть понятие «свой-чужой», они почувствовали там что-то чуждое. Причем, увидеть это было нельзя, потому что картинки такие наивные, никаких страшных надписей, но очевидно, что это что-то чуждое. Это проходило во время какого-то знаменитого форума горбачевского. Туда приехало очень много иностранцев. И естественно, что все уже умудрились пригласить и Формана и других знаменитых гостей побывать на этой выставке. И соответственно возник скандал. И все художники сказали, что если какие-то работы будут сняты с выставки, то они тоже все уйдут. И вот первый раз и, может, последний в российском искусстве проявилось корпоративное чувство.


Елена Фанайлова:


А работа Ольги Свибловой над фильмом «Черный квадрат» продвигалась так:


Ольга Свиблова:


Моя съемочная группа отказывалась снимать мне этот фильм. И это даже не просто страх того, что это нельзя делать. Режиссер отказывался снимать мне художников, крича что больше евреев в каритне не будет, потому что только что была картина такая-то, ты же видишь, говорит, там три еврея, и уже картину не пускают. А у нас одни имена: Штейнберг - не будет, Штейнберг через мой труп, ладно, Кабаков, мы там по фамилии не видим, пусть Булатов, хотя всем понятно. И тогда мы с этой картиной пошли в Госкино, и я пришла к Медведеву. Медведев сделал 26 замечаний. И бесконечно благодарна Армену Медведеву до сих пор, потому что, как я понимаю, он съездил к Горбачеву на дачу, показал этот фильм и фильм пошел первый раз, чисто случайно, как раз на следующий день после торгов Сотбиса.

==========================

Награды фильма:

- Приз парижской критики на фестивале в Каннах,

- «Золотая пластина» — главный приз фестиваля документального кино в Чикаго,

- первый приз на фестивале документального кино в Бомбее,

- Первый приз на I Всесоюзном фестивале документального кино.

======================

Фильм можно посмотреть тут:

https://youtu.be/_TOlKHDQwus

======================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=======================



































































Tags: ! - Документальные фильмы Перестройки, ! - Свобода творчества, 1987
Subscribe

Posts from This Journal “! - Свобода творчества” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments