До 1986 года его работы не были известны широкой публике, а выставки неоднократно запрещались властями. В 1988 году его картины были проданы за рекордную сумму на аукционе Сотби в Москве. Живет в Нью-Йорке. Работает в США, Европе, Израиле.
Три мифа Гриши Брускина воплотились в самой известной его картине «Фундаментальный лексикон». О ней говорит директор российского Государственного Центра современного искусства Леонид Бажанов.
Леонид Бажанов:
«Лексикон» - это такой набор картинок в букваре, отсюда и название лексикон. Каждая картинка примитивистским, очень упрощенным рисунком представляет какого-то человечка, который несет символы культуры, власти, быта, мира большого и мира крошечного. Художник играет со зрителем, предлагая ему такую игру в поддавки и в безусловное узнавание всех реалий, всех примет времени, жизни, страны. И все это сделано иронично, но в то же время с болью за ту же самую страну и за себя и за зрителя. Из этих символов собирается некий мир, как словарь, как энциклопедия. Но мир за этим стоит.
Елена Фанайлова:
Ольга Свиблова - директор Московского Дома фотографии - в конце 80-х годов работала как независимый эксперт в области современного искусства и снимала документальный фильм «Черный квадрат», который затем получил приз в Каннах. Одним из ее героев был Гриша Брускин. Точнее, его картина «Фундаментальный лексикон». Впервые съемки картины происходили в 87 году в выставочном зале на Каширской. Рассказывает Ольга Свиблова.
Ольга Свиблова:
Это была шоковая вешь. Это была одна из двух вещей, которых боялись и которая была запрещена к показу. Делегация Союза художников с соответственными дамами туда прибыла и, естественно, что они чисто интуитивно, как собаки... Потому что есть понятие «свой-чужой», они почувствовали там что-то чуждое. Причем, увидеть это было нельзя, потому что картинки такие наивные, никаких страшных надписей, но очевидно, что это что-то чуждое. Это проходило во время какого-то знаменитого форума горбачевского. Туда приехало очень много иностранцев. И естественно, что все уже умудрились пригласить и Формана и других знаменитых гостей побывать на этой выставке. И соответственно возник скандал. И все художники сказали, что если какие-то работы будут сняты с выставки, то они тоже все уйдут. И вот первый раз и, может, последний в российском искусстве проявилось корпоративное чувство.
Елена Фанайлова:
А работа Ольги Свибловой над фильмом «Черный квадрат» продвигалась так:
Ольга Свиблова:
Моя съемочная группа отказывалась снимать мне этот фильм. И это даже не просто страх того, что это нельзя делать. Режиссер отказывался снимать мне художников, крича что больше евреев в каритне не будет, потому что только что была картина такая-то, ты же видишь, говорит, там три еврея, и уже картину не пускают. А у нас одни имена: Штейнберг - не будет, Штейнберг через мой труп, ладно, Кабаков, мы там по фамилии не видим, пусть Булатов, хотя всем понятно. И тогда мы с этой картиной пошли в Госкино, и я пришла к Медведеву. Медведев сделал 26 замечаний. И бесконечно благодарна Армену Медведеву до сих пор, потому что, как я понимаю, он съездил к Горбачеву на дачу, показал этот фильм и фильм пошел первый раз, чисто случайно, как раз на следующий день после торгов Сотбиса. И на торгах Сотбиса происходили страшные драмы: люди убегали, рыдали одновременно от счастья, от несчастья. От зависти, от шока, от кошмара. Вы понимаете, что происходит с людьми, которые не имели рубля и которые получают вдруг миллионы, и когда видят, что их друзья получают на их глазах миллионы. И, конечно же, в один день Гриша стал героем. И я думаю, было очень тяжело ему выдержать все это. И тяжело было товарищам по цеху. Потому что цены действительно оказались единственным аргументом, который доказывает, что базис - все-таки базис, и он побеждает надстройку. Несмотря на то, что русский андеграунд не имел никаких выставок, за те 20-30 лет, которые он формировался в этом мире, появились свои, абсолютно непререкаемые авторитеты, свои мифы. И Брускин не входит в эту компанию. Он отдельный, он в принципе отдельный, не коллективный человек. В этот момент есть иерархия официальной и неофициальной культуры. И оба мира, никак не пересекаясь, живут, в общем, не одинаково по иерархическим законам. Только одни писаные - званиями, наградами, титулами. А другие не писаные, но не менее жесткие. И Гриша прорывается абсолютно между. И когда он прорывается, он дает работу, которая оказывается работой, подытоживающей все то, что произошло за это время и с теми и с другими.
Елена Фанайлова:
Рассказывала Ольга Свиблова - директор Московского Дома фотографии. Была, впрочем, одна довольно непосредственная реакция на те 930 000 долларов, которые должен был получить Брускин и которые пока оставались виртуальными. Говорит директор центра современного искусства Леонид Бажанов.
Леонид Бажанов:
Гриша Брускин жил в доме на Малой Грузинской. Тогда это был знаменитый дом, еще была память о выставках, которые там происходили. Мы жили с ним в этом доме, и в подьезде у лифта висело объявление, такой список должников. Мы не могли платить за квартиру, все были нищие. И с нас начинался список. И когда все это произошло в Хаммеровском центре, этот аукцион, первое, с чем я обратился к Грише - это была просьба заплатить за квартиру не только за себя, но и за меня.
Елена Фанайлова:
Аукцион - это же не просто приходит дурак с мороза в зал аукциона и начинает торговаться с другим дураком с мороза. Есть заинтересованые лица, есть эксперты, консультанты. На этом же аукционе была работа Ильи Кабьакова, который на тот момент был художником номер один в России, да и сейчас остается. Если гришина работа имела максимальный коммерческий успех, то максимальный идеологический успех имел Кабаков.
Елена Фанайлова:
Через 5 дней после аукциона Сотби Гриша Брускин уехал по культурному обмену в Америку. О том, как художники боролись за свои деньги с российскими устроителями торгов, рассказано в его книге «Прошедшее время несовершенного вида».
Диктор:
Организовывая торги, устроители пообещали художникам 60% в валюте от стоимости проданных работ в качестве авторского гонорора. Власти не допустили прямых отношений участников с аукционным домом. Вместо этого нам было предложено заключить контракт с Министерством культуры. Каково же было наше удивление, когда за 2 дня до события нас пригласили в Министерство культуры подписать документы, из которых вышеупомянутые 60% бесследно исчезли. Художники дружно сказали нет, пригрозив снять работы с аукциона. Нас пытались уговаривать, обманывать, нам угрожали. Наконец одна министерская дама, выйдя из себя, завопила: в стране хлеба нет, люди живут на 150 рублей в месяц, а вам, гадам, валюты захотелось! Художники твердо ответили: да, захотелось. В конце концов, власти уступили. Контракт был подписан.
Елена Фанайлова:
А как больше года Гриша Брускин пытался получить деньги, он рассказал нам по телефону из своей мастерской на Манхэттене.
Гриша Брускин:
Мне предлагали даже подать на Министерство в суд здесь в Америке. В конце концов, в один прекрасный день в Нью-Йорк приехал один высокопоставленый чиновник из Министерства культуры, который был вовлечен в организацию ауциона, и я попросил заплатить мне деньги, встретив его на вернисаже. На что человек мне сказал: «Гриша, конечно, никаких проблем, но приезжай в Москву, пиши заявление, мы подумем». Я сказал, что в Москву приехать не могу, потому что занимаюсь большим проектом. Но я понимал, что дело не в том, что сижу я здесь или я приеду в Москву. И я сказал, что прошу мне заплатить деньги здесь. Он сказал, что это невозможно, что бюрократия, советские чиновники. Я ему сказал, что если они мне не заплатят, я подам на них в суд. Тогда мне человек сказал, что не советует подавать в суд, потому что адвокаты в Нью-Йорке безумные деньги берут. Я сказал: хорошо, тогда я заплачу адвокату деньги, которые вы мне должны за 7 месяцев неуплаты, а пени там в геометрической прогрессии росли. Тогда мне человек сказал: «Хорошо, пиши заявление». Я написал. Прошло довольно большое количество времени, я уже забыл. И вдруг я получаю из банка уведомление, что на мой счет поступила какая-то приличная сумма денег. Но поскольку сумма не соответствовала той, которую я ожидал, а имено 60%, я даже не сразу понял, что это связано в аукционом. Но потом увидел слово Межэкономбанк и понял, что это они. Значит, они придумали и применили единожды, никогда до этого не применяя, специальный прогрессивный налог на эту выплату, который съел большую часть денег.
Елена Фанайлова:
Сколько процентов в результате вы получили?
Гриша Брускин:
В результате около 5% вместо 60-ти, которые были по договору.
Елена Фанайлова:
На что вы в Америке потратили деньги, которые были вами все-таки получены?
Гриша Брускин:
Я приехал в страну без копейки денег. Приехала моя семья, сын поступил в университет, за который надо было платить, я помогал своим родителям, своей теще. С самого начала я делал большой скульптурный проект, для которого у меня был спонсор, но тем не менее все время нужно было доплачивать свои деньги. Деньги ушли на жизнь.
Елена Фанайлова:
Я спросила поэта Льва Рубинштейна, одного из близких друзей Гриши Брускина, как повлияло на художника то, что он проснулся знаменитым и богатым?
Лев Рубинштейн:
Это естественным образом, к сожалению, повлияло на отношение некоторых его коллег нему. На отношение его к людям, по моему, никак не повлияло. Я помню, что мы с ним у него в мастерской выпивали водку до Сотбиса и на следующий день после Сотбиса. Мне показалось, что это было одно и то же выпивание водки. Только водку было чуть более лучшего качества, поскольку он ее купил в «Березке».
https://www.svoboda.org/amp/24200466.html
====================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
=======================
Гриша Брускин
Из серии «Логии. Часть I». 1986