ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Объединение «Эрмитаж»

35 лет назад - 25 декабря 1986 года - было создано Объединение «Эрмитаж» - одно из самых значительных формирований Москвы в эпоху освободительной Перестройки Михаила Горбачева. Оно стало началом создания Государственного центра современного искусства России.

объединение «Эрмитаж» было создано Леонидом Бажановым в конце декабря 1986 года под патронатом московского сада «Эрмитаж», в честь которого и было названо. Организаторы объединения так определяли его задачи: «просвещение и эстетическое воспитание; объединение молодой творческой интеллигенции Москвы; организация художественных выставок молодых <…> художников; создание постоянной коллекции современного искусства, а в перспективе создание музея современного искусства»

Весной 1987 года у Объединения появился собственный адрес: улица Профсоюзная, 100. Здесь получили возможность представлять свои работы знаменитые художники – Илья Кабаков, Эрик Булатов, Игорь Шелковский, Эрнст Неизвестный, Оскар Рабин, чьи произведения составили первые коллекции радикального российского искусства в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства и ряде европейских музеев.

======================

Автор текста Владислава Гайдук — ведущий специалист сектора «Медиатека» Отдела стратегии регионального развития ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Список художников для Музея современного искусства. Автограф Льва Кропивницкого
Список художников для Музея современного искусства. Автограф Льва Кропивницкого
© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина
Любительское объединение «Эрмитаж» было создано Леонидом Бажановым в конце декабря 1986 года под патронатом московского сада «Эрмитаж», в честь которого и было названо. Организаторы объединения так определяли его задачи: «просвещение и эстетическое воспитание; объединение молодой творческой интеллигенции Москвы; организация художественных выставок молодых <…> художников; создание постоянной коллекции современного искусства, а в перспективе создание музея современного искусства» [1].
Эскизы интерьеров музея в здании Щукинской сцены. Автограф Михаила Хазанова
Эскизы интерьеров музея в здании Щукинской сцены. Автограф Михаила Хазанова
© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина
Первоначально под выставочный зал хотели переоборудовать большое помещение склада для декораций — Щукинскую сцену в саду «Эрмитаж». Архитектор Михаил Хазанов сделал эскизы нового пространства, но, к сожалению, эта идея так и не была воплощена. Через несколько месяцев объединению было предоставлено помещение бывшей детской библиотеки по адресу: ул. Профсоюзная, 100, недалеко от пустыря Беляево, где осенью 1974 года состоялась легендарная «Бульдозерная выставка».
Записка участника обсуждения выставки Леониду Бажанову
Записка участника обсуждения выставки Леониду Бажанову
© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина
До обретения своего помещения «Эрмитаж» активно участвовал в различных мероприятиях на других площадках: выставка «Молодость страны» в Манеже, дискуссии в гостиной журнала «Юность» и в клубе общества «Знание». Знакомство публики с последними тенденциями современного европейского искусства и презентация нового творческого объединения — таковы были цели этой деятельности.
Фотографии открытия выставки «Визуальная художественная культура»
Фотографии открытия выставки «Визуальная художественная культура»
© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина
Всего за год «Эрмитаж» провел более десяти выставок: групповых — «Репрезентация», «Современная художественная культура», «Жилище», «Ретроспекция» и персональных — Ивана Чуйкова, Эдуарда Штейнберга, Павла Зальцмана и других. Участники объединения рассматривали свою деятельность как практическую лабораторию, преодолевающую цеховые границы. Почти к каждой выставке готовилась параллельная программа — сказывался успешный опыт организации культурной программы XVII Молодежной выставки МОСХа 1986 года, — а также проводилось открытое обсуждение выставки.
Планы выставки «Ретроспекция». Автограф (?) Леонида Бажанова
Планы выставки «Ретроспекция». Автограф (?) Леонида Бажанова
© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина
Самой громкой стала трехчастная выставка «Ретроспекция творчества московских художников» («Ретроспекция творчества московских художников. 1957–1987. Графика»; «Ретроспекция творчества московских художников. 1957–1974. Живопись» и «Ретроспекция творчества московских художников. 1975–1987»), которая проводилась на двух площадках в Беляеве и в выставочном зале на Петровских Линиях. На ней было представлено развитие послевоенного неофициального искусства, присутствовали все творческие объединения и направления, сформировавшиеся в советском андеграунде. Главной претензией к организаторам стало участие в выставке Игоря Шелковского, Эрнста Неизвестного и Оскара Рабина. Не удалось отстоять только Оскара Рабина: его работы не были включены в основную экспозицию, их показали на вечере, посвященном Лианозовской группе. Выставка вызвала неоднозначные отклики в прессе, а после публикации статьи Л. Черненко в газете «Советская Россия» [2] руководство районного отдела культуры предприняло весьма оригинальную попытку закрыть выставку:
«На следующий же день в одной из комнат на экспозиции графики в выставочном зале Свердловского района с потолка струями толщиной в палец потекла вода. Авария отопительной системы. “Неизвестные лица” открыли в бойлерной <…> несколько вентилей и задвижек, которые были снабжены табличками “Не открывать”, так как в здании наверху шел ремонт. Работы не пострадали. Их удалось оперативно перенести во вторую комнату выставочного зала, где они были расставлены на полу вдоль стен» [3].
Фотография выставки «Ретроспекция»
Фотография выставки «Ретроспекция»
© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина
Выставку не закрыли, но она стала предметом обсуждения в Мосгорисполкоме. В декабре 1987 года, уже после ее окончания, секретариат Мосгорисполкома принял решение заменить организацию-учредителя «Эрмитажа» и впредь обеспечить координацию и контроль за содержанием всей выставочной работы в городе [4]. Это постановление сказалось на судьбе «Эрмитажа» самым печальным образом: не был продлен срок аренды зала на Профсоюзной, а руководство сада «Эрмитаж» начало препятствовать нормальному функционированию объединения. Была предпринята попытка сменить курирующую организацию, среди возможных вариантов рассматривались Союз кинематографистов СССР и Заочный народный университет искусств. В итоге новое пристанище «Эрмитаж», который теперь назывался Центр художественной культуры (ЦХК), обрел в Клубе путешествий в защиту мира и природы при Советском комитете защиты мира. ЦХК удалось в декабре 1988 года сделать выставку графики московских художников «Городу и миру» в ЦДХ; в мае—июне 1989 года — выставку живописи в Центральном доме кинематографистов; в июле 1989 года — выставку Гелы Зауташвили в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки. В 1990-е годы из-за отсутствия помещения и финансирования деятельность ЦХК сошла на нет.
Фотография вечера Лианозовской группы
Фотография вечера Лианозовской группы
© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина
Любопытно, что в 1990 году в составе Центра современного искусства на Якиманке была создана галерея, унаследовавшая название и традиции творческого объединения «Эрмитаж» [5]. Ее директором стала Таисия Бондарева, а куратором — Евгения Горчакова. Акцент в галерее был сделан на выставки беспредметного искусства, прошли персональные выставки Руслана Гудиева (1990), Юрия Злотникова — «Пространство. Цвет. Импульс» (1991) и др.
Фотография вечера Юрия Соболева
Фотография вечера Юрия Соболева
© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина
Деятельность «Эрмитажа» важна не только для переосмысления русского послевоенного искусства, но и для истории развития институций современного искусства. Принципы, на которых была создана эта организация, стали основой для Центра современного искусства на Якиманке, а затем и для Государственного центра современного искусства. Художники — члены «Эрмитажа» — ныне признанные мэтры. Архив «Эрмитажа», переданный Леонидом Бажановым в ГЦСИ, — уникальное свидетельство процессов, запущенных в русском искусстве в эпоху перестройки. В архиве сохранились документы по организационной деятельности объединения, материалы подготовки выставок, переписка с различными официальными институциями, фотографии, пресса о выставках и о самом объединении. Среди документов можно отметить автограф Льва Кропивницкого, эскизы переустройства Щукинской сцены, выполненные Михаилом Хазановым, фотографии экспозиций «Ретроспекция творчества московских художников. 1957–1974. Живопись» и «Ретроспекция творчества московских художников. 1975–1987», фотографии творческих вечеров Юрия Злотникова, Юрия Соболева и участников Лианозовской группы.

https://m.colta.ru/articles/art/25420-vladislava-gayduk-obyedinenie-ermitazh-istoriya-sublimatizm-mediateka-gtssi

======================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

======
























































































Tags: ! - История Перестройки, ! - Свобода творчества, 1986
Subscribe

Posts from This Journal “! - Свобода творчества” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments