Они состоялись через месяц после провозглашения республикой независимости.
Первым президентом страны был избран председатель правления Армянского общенационального движения Левон Тер-Петросян, занимавший перед этим пост Председателя Верховного Совета республики.
Он набрал 83% голосов. Явка составила 70%.
Сразу после проведения выборов Левон Тер-Петросян вылетел в Москву по приглашению президента СССР Михаила Горбачева.
С началом активизации национального движения в Нагорном Карабахе Левон Тер-Петросян возглавил Движение «Карабах».
11-го декабря 1988-ого года, перед отъездом из Еревана, Горбачев затрагивает в телевизионном выступлении карабахскую проблему и квалифицирует отношение бывшего руководства Азербайджана к армянам НКАО как «не соответствующее духу ленинских традиций». Горбачев резко критикует также комитет «Карабах» и его членов.
«Тема Карабаха используется людьми нечистоплотными, политическими демагогами, авантюристами, более того, коррумпированной публикой… Из Азербайджана звучат лозунги «погибнем, но не отдадим Карабах», отсюда – «погибнем, но возьмем Карабах». Карабах им не нужен, да он их никогда и не интересовал. Они ведут борьбу за власть, им просто нужно сохранить власть», – заявил Горбачев.
Заключительная часть выступления главы советского государства была запоздалым призывом к примирению армянского и азербайджанского народов. В обеих республиках уже случилось насилие, армяне были депортированы из Азербайджана, азербайджанцы – из Армении. А армяно-азербайджанское «перемирие» в Карабахе сохранялось усилиями советских внутренних войск.
10-го декабря по приказу генерал-лейтенанта Альберта Макашова, который был назначен комендантом Еревана на время пребывания Горбачева в Армении и оставался им в последующие дни, подвергаются аресту пятеро из 11-и членов комитета «Карабах» – Левон Тер-Петросян, Вазген Манукян, Алексан Акопян, Самвел Геворкян и Бабкен Араркцян.
«Горбачев с супругой прибыли в зону бедствия. Мы, по его мнению, выступали с неадекватными заявлениями. При этом, он убедился, что даже землетрясение не может заставить людей отказаться от карабахского движения. Вот так было принято решение об арестах. В тюрьмах по отношению к нам пыток и притеснений не применяли – обстановка изменилась даже в тюрьмах. Шесть месяцев мы отдыхали», – признается Вазген Манукян.
«Горбачеву внушили, что пока не будет арестован комитет «Карабах», спокойствия не будет. Я не могу назвать конкретных лиц, но, вероятно, такие силы были. Он был поражен и разгневан тем, что люди говорили о Карабахе у руин после землетрясения», – вспоминает Казарян.
Ашот Манучарян добавляет: «Нас бы давно арестовали, но это противоречило бы декларированной политике. Горбачеву было нелегко принимать решение. Психологически это был «удобный» момент: он прибыл в разрушенный Гюмри, а люди стали задавать ему вопросы о Карабахе. Приспешники Горбачева доложили, что это, якобы, дело рук комитета «Карабах». Хотя на деле это стало показателем значимости карабахской проблемы для народа, и все это психологически давило на Горбачева.
Аресты проводились и в Азербайджане. В ночь с 4-го на 5-е декабря 1988 года советские войска очистили площадь в Баку. Были арестованы сотни демонстрантов.
«Большая часть отсидела разные сроки в Азербайджане, часть этапировали в области России.
==========
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
=========