ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Александр Левенбук: «Театр «Шалом» - дитя Перестройки».

33 года назад - 27 октября 1988 года - премьерой спектакля «Поезд за счастьем» открылся еврейский театр «Шалом».

О том как зарождался театр его многолетний руководитель Александр Левенбук рассказал в своей книге "Каверзные вопросы, или Пока склероз молодой":

– Александр Семенович, как вы оказались на работе в еврейском театре?

– Меня Кобзон устроил. Дело было так.
Театра еще не было. Был Еврейский драматический ансамбль. Он уже четыре месяца был без руководителя, и мне предложили эту должность. Потом вдруг перестали звонить, несколько месяцев молчали, а коллектив оставался без руководителя.

Я в это время режиссировал юбилейный концерт Иосифа Кобзона, приехал в его мастерскую, там какой-то начальник по культуре. Кобзон его спрашивает:

– А как дела с еврейским театром?
– Пока никак, потому что Левенбук отказался.
– Да, жалко, что он отказался. Кстати, познакомьтесь, – это Левенбук.
Начальник смутился:
– Это как в кино! А вы что – не отказывались?
– Наоборот, с удовольствием согласился.
– Значит, меня неправильно информировали.

Я знал, что пьес для еврейского театра давно не писали: зачем их писать, когда негде ставить? И я понял, что главный человек для нас – драматург. Вообще, в театре главный – худрук или главный режиссер, а в данном случае – именно драматург. Уже тридцать лет я дружил с Аркадием Хайтом, и только он мог нас спасти. Но я боялся, что он откажется, т. к. этот театральный коллектив был в плачевном состоянии. Я все рассказал Кобзону и попросил его мне помочь.

Иосиф пригласил нас пообедать в ресторане Дома композиторов. За столом он говорил о чем угодно, кроме театра. Мало того, что талантливый, он еще и умный и настоящий психолог! И ему до всего есть дело, особенно до хорошего. И вот, когда обед заканчивался, Кобзон сказал: “Ребята, надо возрождать еврейский театр. Только вы сможете это дело поднять. Подумайте, как это сделать”. Сказал и ушел. Идея так зажгла Хайта (я-то уже горел), что выйдя из ресторана, мы час простояли на улице, обсуждая это новое дело.

Вскоре уехали на дачу в Переделкино к одному хайтовскому приятелю и очень быстро написали первый спектакль “Поезд за счастьем”. Писал, естественно, Хайт, а я изо всех сил помогал.

===========

Рассказывает Александр Левенбук (с 29 минуты передачи «Мой район»):

https://youtu.be/pgvGkVlu82o

===========


В Москве на Варшавском шоссе, в доме № 71 живет еврейский театр. Все давно привыкли к объявлению в автобусе и троллейбусе: «Следующая остановка «Театр «Шалом». И кажется, что так было всегда. Но, к сожалению, не всегда.

Впервые еврейский театр появился в Москве в 1920 году. С 1924-го он стал называться ГОСЕТ – Государственный Еврейский Театр. Знаменитый театр великого Соломона Михоэлса. В 1948-м по указанию Сталина Михоэлс был убит, и через год театр закрыли. Других еврейских театров в стране тоже не стало. А было их более двадцати.

Через 13 лет в 1962-м группа госетовцев после долгого хождения по разным инстанциям добилась разрешения организовать маленький разъездной Еврейский драматический ансамбль. Выступал этот ансамбль крайне редко и существовал, главным образом, для вида.
Сегодня мы с благодарностью вспоминаем руководивших ансамблем в разные годы В.Шварцера, Ф.Бермана, И.Рыклина, Я.Губенко и замечательных актеров З.Каминского, С.Биник, З.Шульмана, Н.Сиротину, Р.Курц, Э.Трактовенко, Х.Спивака, З.Меймана, Б.Сороку, М.Котлярову и всех тех, кто самоотверженно работал в это нелегкое для еврейского искусства время.
В 1988-м руководителем ансамбля был приглашен Александр Левенбук. Коллектив получил статус театра и название «Шалом».

Главное внимание театр уделяет актуальным проблемам современной еврейской жизни в России и за рубежом, а также исторической теме. В репертуаре кроме современных авторов - Лауреат Нобелевской премии И.Башевис Зингер, Шолом-Алейхем, Л.Фейхтвангер. Спектакли разнообразны по тематике и художественному воплощению. В них много музыкальных сцен, танцев и, конечно, юмора.

Театр играет на русском языке с элементами идиша. Зрительный зал заполняют люди разных национальностей, все, кого интересует древняя и современная еврейская культура.
13 раз театр принимал участие в традиционном фестивале еврейского искусства в Оренбурге.

На Международном фестивале еврейских театров в Бухаресте в 1993 г. театр был назван «украшением фестиваля».
Американский фонд «Sholom Aleichem Memorial Foundation» после гастролей театра в США назвал его лучшим еврейским театром мира.

За время работы – 32 премьеры, около 4000 спектаклей, 210 выездов в города России и ближнего зарубежья, 28 гастрольных поездок по странам дальнего зарубежья, немного интриг и куча проблем, чтобы не было скучно.

==========

Александр Шандрин:

Друзья, есть в Москве такой театр – «Шалом». Название, согласитесь, более чем гостеприимное. Так и хочется прямо сразу встать и пойти…

Больше 30 лет прошло уже с тех пор, как открылся «Шалом». И вот вам друзья моя летопись – портреты лучших постановок театра, его артистов, его благородных служителей…

И не только прошлое театра, но и его будущее, потому что поезд их на ходу. Он идет – все дальше и дальше, вперед и вперед…

ПОЕЗД ЗА СЧАСТЬЕМ

«Поезд за счастьем» отправляется в путь…
…Это было предельно ответственно. Ну, еще бы!.. Первый раз в жизни… Рисковал Аркадий Хайт – автор текстов в ранге лауреата Госпремии, рисковали художник Михаил Ушац и главный балетмейстер Визма Витолс - она никогда не ставила еврейские танцы.

Наконец, надо было оправдать доверие
Иосифа Кобзона – он, как никто другой, хотел чтобы еврейский театр вернулся, после ГОСЕТа, чтобы он появился снова, родился второй раз… Словом, волновались все, потому что…потому что рождался ТЕАТР, новый театр на земле…

И театр родился. Отличная команда – и отличная фонограмма, ибо для еврейского театра музыка – это все! Вагиф Садыков – пианист, Юрий Ветхов – ударник, Ефим Бурд – контрабасист, который вместе с Александром Петровым написал и музыку – у всех было, что вложить в успех еврейского
театра-дебютанта, и никто не спрашивал про деньги. Удивительное время!

Надо ли говорить, что все билеты на спектакль с участием
Марка Гейхмана и Маргариты Вишняковой, Геннадия Абрамова и
Марины Голуб, Александра Чернова, Аннеты Табачниковой и
Валентины Смольниковой были проданы…

И вот тогда театр позвала Ванесса Редгрейв. В Англию. В Лондон. Ура!..

На приветливых и оказавшихся такими счастливыми для актеров берегах Темзы, труппу ждали две недели выступлений и 17 аншлагов в театре «Лирикхаммерсмит». 21 рецензия во всех газетах Лондона. И предложение Роберта Стуруа, который в это время был в Лондоне, поставить что-то в Шаломе». Не случилось – не совпали графики.

Случились трудности с освещением – были самые простые осветители из кинотеатра «Луч», в котором распологался театр. И англичане-осветители сказали: «Когда будете знать процентные нормы света - позвовете нас». Но!.. Они увидели нашу первую сцену - посадку на вокзале и…остановили прогон, вынесли цветы и подарки…а когда прошел последний спектакль, когда гастроли кончились, вся сцена была в цветах…

…А что было с переводом?.. Переводчиком был школьный педагог, который, однако, не потерял ни одной хайтовской шутки. Вот, из эпохи нэпа: «А если у ребенка животик заболит, кто ему клизму поставит, государство? – cпрашивает нэпман. – Поставит, еще как поставит. Это государство еще всем нам клизму поставит» - отвечает другой нэпман. Как было это перевести?.. Перевели дословно. И в зале был взрыв хохота.

…Наверное, у каждого народа есть свой поезд. Поезд, который мчится через года, через столетия. Поезд его истории, его судьбы. Есть такой поезд и у моего народа. Такой же как у всех. Не лучше, не хуже. Только может в нем побольше шума и разговоров. Скорби побольше. И немножко больше юмора.

Сама наша жизнь едет в этом поезде. То весело стучат колеса, то криком кричит паровозный гудок, а поезд все идет и идет. Без расписания, без остановок, всегда...

=============

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===============




























«Советская культура» 10 января 1989 года



Tags: ! - История Перестройки, 1988, евреи, театр
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments