ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Всесоюзное совещание заведующих кафедрами общественных наук

35 лет назад - 1 октября 1986 года - в Московском Кремле открылось Всесоюзное совещание заведующих кафедрами общественных наук.

Из приветственной речи М.С. Горбачева:

"Ясно, что в ходе перестройки нашей жизни, ее обновления идет острая, не всегда открытая, но бескомпромиссная борьба идей, психологических установок, стилей мышления и поведения. Старое не сдается без боя, оно находит острые формы приспособления к динамике жизни в различных схоластических хитросплетениях. Причем уже и понятия "ускорение" и "перестройка" стараются порой вписать в рамки отживших догм и стереотипов, выхолащивающих их новизну и революционную сущность.

Но сегодняшние процессы нельзя подгонять под старые формулы. Нужно вырабатывать новые выводы, отражающие со-временную диалектику жизни. И это можно сделать только в ат- мосфере творчества.

Поиск истины должен идти через сопоставление различных точек зрения, дискуссии и обсуждения, ломку прежних стереотипов.

И поэтому с особой силой мы говорим о необходимости смело- сти, инициативности в выдвиже- нии новых идей. Поэтому сегод- ня партия так остро ставит во- прос о «моменте истины», об утверждении правды и в жизни, и в науке, призванной изучать ее и находить трезвые и эффек- тивные решения ее проблем.

Наука нужна нам и для того, чтобы формировать, воспиты- вать, культивировать способ- ность молодежи мыслить само- стоятельно, творчески. Скажу прямо и откровенно: существующая пока постановка и формы, методы преподавания общественных наук в немалой степени способствуют тому, что мы называем догматизмом, схо- ластикой. Склонность искать в «прописных истинах» рецепты, годные на все случаи жизни, рождается из школярства, из расчета не на творческую рабо- ту мысли, а на бездумное заучи- вание общих положений.

Сегодня, когда партия приз- вала к тому, чтобы мыслить и работать по-новому, необходи- мо во многом и по-новому строить процесс образования и воспитания. Прежде всего речь идет о творческом подходе, о необхо- димости ломки догматических методов и методик преподавания общественных наук. Надо пере- строить программы, заново, до- рогие товарищи, подготовить но- вые лекции, обновить учебники.

Словом, надо опять-таки обра- титься к диалектике, ее методу раскрытия сущности того или иного предмета или явления, развития мысли и познания че- рез противоречия. Этот принцип надо положить в основу вузов- ских программ и методик препо- давания общественных наук, от которых должно веять духом живой жизни. Он должен стать основным на семинарских заня- тиях, где больше надо культиви- ровать способность к самостоя- тельным суждениям, умение ве- сти научный спор, в котором, как известно, и рождается исти- на.

Диалог, а не монолог, - вот что является необходимым эле- ментом действительно творче- ского процесса образования и воспитания молодежи.

Нужно всюду поставить дело так, чтобы людям ищущим, творческим, идущим в авангарде перестройки, легче дышалось, плодотворнее работалось и лучше жилось. Это относится и к производству, и к науке, и к искусству, ко всем сферам общественной жизнедеятельности.


(Горбачев М.С., том 4, стр.110 и след.).


============

Полный текст речи:

Учить по-новому мыслить и действовать

Речь М. С. Горбачёва
на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук высших учебных заведений
1 октября 1986 года

Уважаемые товарищи!

Прежде всего я хотел бы сердечно приветствовать вас от имени Центрального Комитета партии и пожелать успехов вашему совещанию. Мы придаём ему большое значение.
Время требует инициативы, творчества во всех сферах жизни. Оно выдвинуло беспрецедентные по своей новизне и масштабам задачи, которые должны быть решены в самые сжатые исторические сроки.
Центральный Комитет исходит из твёрдого убеждения, что реализация курса на ускорение, на перестройку, на достижение качественно нового состояния советского общества немыслима без активизации идейно-теоретической деятельности, без надёжного научного обеспечения практических мер по совершенствованию общественных отношений развивающегося социализма.
В своё время Маркс и Энгельс писали, что ещё до того, как пролетариат завоюет свою победу на баррикадах, он возвещает о наступлении своего господства рядом интеллектуальных побед.
Применительно к нынешнему времени мы можем сказать, что ещё до того, как мы достигнем качественно нового состояния нашего общества, мы должны добиться крупных интеллектуальных побед, существенно продвинуться вперёд в сфере теории, в творческом осмыслении новых явлений и процессов жизни.
Теория необходима не только для перспективной социальной и политической ориентации. Она нужна буквально для каждого нашего шага вперёд. Ни один сколько-нибудь крупный практический вопрос не может быть решён, не будучи осмыслен и обоснован теоретически. Сама теоретическая деятельность становится одной из важнейших движущих сил социалистического и коммунистического строительства, наиважнейшим инструментом перестройки.
Теоретическая мысль должна полнее и глубже раскрыть прежде всего особенности современной стадии социализма, отдельные этапы достижения им качественно нового состояния на период до 2000 года и далее. Она призвана дать научно-объективную картину современного мира в целом.
Всё это непростые вопросы. Возьмём только один из них. Нашим идеалом является всестороннее развитие человека, которое предполагает всё более полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей. При этом важно, чтобы материальный прогресс сопровождался интеллектуальными и моральными приобретениями.
Мы на опыте знаем: если оскудевает духовное, нравственное начало в человеке и обществе, неизбежно усиливаются потребительские настроения, вещизм, беднее становится внутренний мир. Как видим, закон возвышения потребностей не действует однозначно и автоматически. Проблема здесь есть, да ещё какая. И решать её нужно во взаимодействии всех факторов жизни и развития человека.
Развёртывающаяся перестройка даёт ответственнейший социальный заказ всей системе общественных наук. Нуждаются в обогащении на материале современной жизни наши представления о диалектике производительных сил и производственных отношений, социалистической собственности, кооперации, народном самоуправлении и демократии, о развитии общественного сознания, причинах и путях преодоления негативных явлений, да и многие другие.
Партия рассчитывает на возрастающий вклад экономической науки в нашу борьбу за развитие производительных сил, применение авангардных технологий, качественное совершенствование производственных отношений, изменение форм хозяйствования и управления.
Без этого невозможно ускорение, «задействование» главного фактора — фактора человеческого.
Словом, активизацию теоретического фронта ЦК КПСС рассматривает как важнейшую задачу. Это неотъемлемая составляющая нашей стратегии, неотложная и объективная социальная потребность. На этом пути надо от многого отказаться, а многое начать заново.
Что я имею в виду?
В программных документах XXVII съезда, в недавнем постановлении ЦК КПСС «О журнале «Коммунист» говорится о необходимости перестройки обществоведения. Намечены её проблемные направления, конкретные пути и методы такой работы. Вы будете здесь обсуждать эти вопросы.
Мне хотелось бы сказать своё мнение на этот счёт. Прежде всего, думаю, речь должна идти об изменившейся роли и значении обществоведения как внутри науки в целом, так и в более широком — общественном и общечеловеческом масштабе. Глубокие, качественные, можно сказать, революционные изменения, идущие в обществе, требуют не просто перестройки одного обществоведения, но и ряда существенных сдвигов в отношении к нему как со стороны других наук, так и общества в целом.
Ясно, что в ходе перестройки нашей жизни, её обновления идёт острая, не всегда открытая, но бескомпромиссная борьба идей, психологических установок, стилей мышления и поведения. Старое не сдаётся без боя, оно находит новые формы приспособления к динамике жизни в различных схоластических хитросплетениях. Причём уже и понятия «ускорение», «перестройка» стараются порой вписать в рамки отживших догм и стереотипов, выхолащивая их новизну и революционную сущность.
Сегодняшние процессы нельзя подгонять под старые формулы. Нужно вырабатывать новые выводы, отражающие современную диалектику жизни. И это можно сделать только в атмосфере творчества. Поиск истины должен идти через сопоставление различных точек зрения, дискуссии и обсуждения, ломку прежних стереотипов.
И поэтому с особой силой мы говорим о необходимости смелости, инициативности в выдвижении новых идей. Поэтому сегодня партия так остро ставит вопрос о «моменте истины», об утверждении правды и в жизни, и в науке, призванной изучать её и находить трезвые и эффективные решения её проблем. «Первая обязанность тех, кто хочет искать «путей к человеческому счастью»,— подчёркивал Ленин,— не морочить самих себя, иметь смелость признать откровенно то, что есть».
Новое мышление, которым всем надо овладеть, — это диалектическое мышление, а диалектика, как писал К. Маркс, «ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна». И это качество принадлежит марксизму «всецело и безусловно».
Сегодня перед обществоведами стоит задача — преодолеть создавшуюся отдалённость от запросов жизни. Нам насущно необходим решительный поворот всего фронта обществоведения лицом к практике. Так поставил вопрос наш партийный съезд. Уверен, что именно в этом направлении пойдёт и работа вашего совещании.
Хотелось бы только подчеркнуть: укрепление связи теории с практикой — не просто общий призыв. Это — ключ к перестройке обществоведения, принцип работы учёных, преподавателей.
И ещё одно: практика — основа познания и критерий истины. Это мы усвоили давно, этому вы учите студентов. Но всегда ли отдаётся отчёт в том, что связь теории и практики — связь диалектическая? Нельзя отрывать теоретические задачи от задач практических, но нельзя и подменять теорию простой регистрацией фактов. Теория должна опережать практику, брать явления шире, смотреть глубже, видеть «то, что временем сокрыто».
Наука, теория незаменимы там и тогда, где и когда «не срабатывают» привычные способы действий, где прошлый опыт и практическая смекалка уже не могут подать нужного совета, где необходимы принципиально новые решения, нестандартные действия.
Наука нужна нам и для того, чтобы формировать, воспитывать, культивировать способность молодёжи мыслить самостоятельно, творчески.
Скажу прямо и откровенно: существующая пока постановка и формы, методы преподавания общественных наук в немалой степени способствуют тому, что мы называем догматизмом, схоластикой. Склонность искать в прописных истинах рецепты, годные на все случаи жизни, рождается из школярства, из расчёта не на творческую работу мысли, а на бездумное заучивание общих положений.
Заучиванию, зубрёжке Ленин, как известно, противопоставлял продумывание. А этого как раз часто и не хватает в преподавании общественных наук.
Сложилась парадоксальная картина: самое интересное и увлекательное в современном научном познании — человек и общество, законы их развития, противоречия, борьба классов, строительство нового мира, устремлённость человечества к идеалу, духовные поиски и разочарования, обретение истины и героизм трудового созидания — превращается нередко в лекциях, да и в учебниках, в нечто скучное, казённое, формальное.
Тем самым убивается живая душа, вся привлекательность эмоциональной интеллектуальности марксизма-ленинизма, который является вершиной и сгустком трепетной человеческой мысли, вобравшей в себя всю мудрость и боль, огромнейший опыт людей труда, их надежды на лучшее будущее.
Сегодня, когда партия призвала к тому, чтобы мыслить и работать по-новому, необходимо во многом и по-новому строить процесс образования и воспитания.
Прежде всего речь идёт о творческом подходе, о необходимости ломки догматических методов и методик преподавания общественных наук. Надо перестроить программы, заново, дорогие товарищи, подготовить новые лекции, обновить учебники.
Словом, надо опять-таки обратиться к диалектике, её методу раскрытия сущности того или иного предмета или явления, развития мысли и познания через противоречия. Этот принцип надо положить в основу вузовских программ и методик преподавания общественных наук, от которых должно веять духом живой жизни. Он должен стать основным на семинарских занятиях, где больше надо культивировать способность к самостоятельным суждениям, умение вести научный спор, в котором, как известно, и рождается истина. Диалог, а не монолог — вот что является необходимым элементом действительно творческого процесса образования и воспитания молодёжи.
Нам нужно, чтобы марксистско-ленинские убеждения молодёжи были результатом глубоких раздумий, поисков и радостных находок, если хотите, и открытий — по крайней мере для себя. Только тогда убеждения становятся внутренними, лично осознанными, выстраданными, а значит, по-настоящему прочными, помогающими жить и трудиться.
В наше время, время переломное, во весь рост встаёт вопрос о значении преподавания общественных наук в формировании научного мировоззрения. Есть ли тут новые проблемы, задачи? Думаю, что есть.
Рост научной и технической мощи человечества, обострение глобальных проблем, усилившаяся угроза существованию человеческой цивилизации и самой жизни на Земле как следствие империалистической политики милитаризма и агрессии — всё это ставит новые мировоззренческие проблемы и обязывает переосмыслить старые.
Умение ориентироваться в нынешнем сложном, противоречивом, но взаимозависимом мире — не дар природы. Не приходит оно и попутно, вместе с освоением специальных дисциплин. Этому умению надо учить будущих специалистов. Ведь мировоззрение — это не только совокупность общих сведений о мире. Это одновременно и осознанные классовые интересы и идеалы, правовые и нравственные нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности — всё то, что определяет выбор линии поведения человека в жизни, его ответственное отношение к обществу и самому себе.
Обществоведение не должно ни в коем случае упускать из виду главную задачу — формировать духовные устои личности советского человека, его активную гражданскую позицию, определять его поступки.
Научно-технический прогресс неизмеримо увеличил техническое могущество человечества. Частица этого могущества вверяется ныне инженеру, конструктору, учёному. Как он распорядится ею, сделает ли правильный выбор, когда обстоятельства потребуют этого?
Это вопрос вопросов. И он, несомненно, зависит от мировоззренческой ориентации специалистов, а значит, в очень существенной степени — от вашей работы, товарищи.
Какая огромная ответственность в подготовке специалистов ложится на плечи преподавателей общественных наук!
От вашей учебной и воспитательной работы со студентами во многом зависит, в какой мере будущие инженеры и агрономы, врачи и учителя смогут соединить знания на уровне высших достижений современной науки, профессиональную компетентность с идейной убеждённостью, политической зрелостью, высокой нравственностью, социальной активностью.
Дорогие товарищи!
Наше время не только предъявляет высокие, я бы даже сказал, жёсткие требования, но и предоставляет поистине беспрецедентную возможность и для выявления дарований, практического применения способностей и талантов.
Нужно всюду поставить дело так, чтобы людям ищущим, творческим, идущим в авангарде перестройки, легче дышалось, плодотворнее работалось и лучше жилось. Это относится и к производству, и к науке, и к искусству, ко всем сферам общественной жизнедеятельности.
В ходе стремительного научно-технического прогресса интеллектуальный, научный потенциал становится важнейшим, неисчерпаемым по своей природе ресурсом общества. И решение исторических задач ускорения во многом зависит от правильного, рачительного и эффективного использования этого потенциала. Огромную роль в его мобилизации призвана сыграть вузовская наука.
В системе высшего образования занято около половины всех учёных с научными степенями и званиями. Можно ли, однако, сказать, что они вносят соответствующий требованиям времени вклад в научно-технический и социальный прогресс? Откровенно говоря, нет! Вузовская наука ещё находится в большом долгу перед обществом.
Хочу напомнить вам, что решение комплексных, крупномасштабных и долгосрочных программ социально-экономического развития нашего общества невозможно без укрепления сотрудничества представителей общественных, естественных и технических наук. Чрезмерная, крайне узкая специализация, игнорирование достижений в других областях знания становятся ныне серьёзным тормозом и для развития самой науки, в том числе и обществоведения. Как и в экономике, в сфере науки и образования надо решительно ломать ведомственные барьеры, причём не только между вузовской, академической и отраслевой наукой, но и в самой сфере высшего образования, разорванной по десяткам «департаментов».
Надо все эти и другие вопросы смелее ставить и решать, заботясь прежде всего об интересах дела. Тогда и перестройка обществоведения пойдёт быстрее. Тогда общественные науки станут ближе к запросам жизни, к практике. Тогда плодотворнее и эффективнее будет преподавание обществоведения.
Центральный Комитет надеется на вас, желает успехов в вашей нелёгкой и так нужной обществу работе. Но надо перестраиваться, причём основательно, чтобы быть на уровне требований времени.
На исключительно сложные масштабные задачи, стоящие сегодня перед нами, мы смотрим оптимистически: мы должны всё это сделать, мы не можем этого не сделать, мы обязательно это сделаем!

(Речь была выслушана с большим вниманием и сопровождалась продолжительными аплодисментами.)

============

Репортаж об открытии с речью Михаила Горбачева:

https://youtu.be/3S-xwpKDMmQ

===========

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===========








Tags: ! - История Перестройки, 1986, Михаил Сергеевич Горбачев, наука
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments