ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Дневник, как много в этом звуке для сердца школьника слилось…

Роман Синельников:

Запоздалое, но вполне уместное к 1 сентября.

В апреле 1986 года в нашем городе (Дубна Московской области) неожиданно появились в продаже школьные дневники нового образца. Они были напечатаны на бумаге более высокого качества (помимо всего прочего, белой, а не зеленоватой или буроватой) и стоили 17 копеек вместо прежних 14. Кроме того, самих страниц стало больше: их стало гарантированно хватать на весь учебный год, даже если не пропускать полные недели в зимних и весенних каникулах.

Но главные перемены касались содержания и были вызваны начавшейся ещё в 1984 году школьной реформой. В табель успеваемости на последней странице добавились новые предметы: «Основы информатики и вычислительной техники», «Этика и психология семейной жизни». «Трудовое обучение» было переименовано в «Трудовое и профессиональное обучение». Кроме того, привычную оценку за поведение дополнила оценка за прилежание.

В основной части дневника добавились две оценки по итогам каждой недели: «Общественно полезный, производительный труд» и «Домашний труд (оценивают родители)». Надо сказать, что по второму пункту наша школа никогда не требовала со стороны родителей такой оценки. Однако так было не везде. 19 октября 1986 года «Известия» опубликовали под заголовком «Странная оценка» ироническое письмо В. Уражцева из Москвы (не Виталий ли это Уражцев, который впоследствии создал Союз социальной защиты военнослужащих, военнообязанных и членов их семей «Щит»?)

— ПАПА, поставь мне оценку в дневник за домашний труд, — просит сын-восьмиклассник.

— Хорошо, сынок, — отвечаю я и делаю строгое лицо. — Давай, вспоминай, что ты сделал за минувшую неделю полезного по дому. Всё вспоминай.

Сын морщит лоб:

— Ну это, убрал свою комнату… Ну это… Игры сложил.

Дальше наступает пауза.

— И это всё?

— Всё.

— В магазин за продуктами ходил?

— Нет.

— А мусор выносил?

— Нет…

— Ну, может, посуду мыл?

— Тоже нет…

— Два балла! — решительно резюмирую я. — Давай сюда дневник.

— Если два — то не дам, — отвечает сын. — Я лучше тогда маму подожду.

— Ладно. Тройка тебя устроит? — подумав, иду я на уступки, — Всё-таки что-то сделал. Наверное, можно поставить положительную оценку.

— Мало! — поняв, что загнал меня в угол, произносит сын. — Ставь пять! С тройками в девятый не переведут…

После долгих препирательств договариваемся на четвёрке.

Сын подаёт дневник, я ставлю оценку и расписываюсь.

Так что же делать? В дневниках нового образца в этом году появилась графа: «Домашний труд (оценивают родители)». И появились сомнения. Первое и главное: как, по каким критериям эти оценки ставить?

Я преподаватель вуза, и мне чётко предписано то, за что я могу знания молодого человека по моему предмету оценивать на «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно». Наконец я знаю, за что должен, просто обязан выставить «неудовлетворительно». И не выше. А здесь как?

Кроме всего прочего, кому из родителей захочется, чтобы с их подачи о сыне или дочери говорили в классе как о лодыре или лентяйке? И кто в любом случае не поставит ребёнку попросту пятёрку? Правда, говорят, что в конце четверти будет обсуждаться на классном часе объективность и справедливость родительских оценок. А коли всё так, нужна ли вообще эта затея и можно ли её назвать этичной? Не следует ли отнести это нововведение к очередным проявлениям старого, бюрократического подхода к проблемам школьной жизни?

Странно, что сегодня, когда в стране повсеместно широко внедряются гласность, коллективное и заинтересованное обсуждение назревших проблем, демократические начала, Министерство просвещения СССР не сочло нужным с нами, родителями, предварительно посоветоваться по этому вопросу.


Ну и, наконец, в начале дневника были помещены Правила для учащихся школ РСФСР (что характерно, без даты принятия и номера документа), которые и воспроизводятся целиком ниже.



Утверждены коллегией
Министерства просвещения РСФСР

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ РСФСР

Учащиеся советской общеобразовательной школы, стремясь быть достойными гражданами своей социалистической Родины, выполняя заветы великого Ленина, обязаны:

учиться, жить и работать по-коммунистически, готовить себя к защите социалистического Отечества; знать и уважать Герб, Флаг и Гимн СССР, Герб, Флаг Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Гербы, Флаги и Гимны союзных республик, выполнять связанные с ними ритуалы; быть верными революционным, боевым и трудовым традициям Коммунистической партии и советского народа;

старательно и творчески овладевать основами наук, всеми богатствами человеческой культуры, навыками самообразования, последовательно вырабатывать у себя коммунистические убеждения и умение отстаивать их;

активно и добросовестно участвовать в общественно полезном, производительном труде, самообслуживании, беречь и приумножать народное добро, охранять родную природу, овладевать профессией, готовить себя к жизни и труду на благо Родины;

участвовать в самоуправлении, быть активными общественниками, хорошими товарищами, верными друзьями, помогать родителям и учителям, заботиться о старших и младших, показывать пример дисциплинированности и культуры поведения, укреплять здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом, техническим и художественным творчеством, разумно использовать свободное время;

строго выполнять Устав сродней общеобразовательной школы, Правила для учащихся.



Учащиеся I—III (IV) классов обязаны:

1. Прилежно учиться. Внимательно слушать объяснения учителя, выполнять все его задания.

2. Старательно трудиться, участвовать в самообслуживании. Стремиться больше узнать о людях труда, их профессиях.

3. Принимать активное участие в полезных делах своего класса, октябрятской группы, пионерского отряда. Помогать товарищам в учении и труде.

4. Оберегать родную природу. Бережно относиться к школьному и другому общественному имуществу, к своим и чужим вещам.

5. Соблюдать режим дня. С пользой проводить свободное время: заниматься в кружках, рисовать, читать, слушать музыку, играть с товарищами.

6. Соблюдать правила личной гигиены. Ежедневно делать утреннюю гимнастику, заниматься физкультурой и спортом.

7. Слушаться родителей и старших, уважать их. Выполнять обязанности по дому.

8. Примерно вести себя в школе, в общественных местах, на улице. Выполнять требования работников школы, дежурных учащихся. Быть честными, правдивыми, внимательными, вежливыми, здороваться с работниками и посетителями школы, знакомыми и товарищами, уважительно относиться друг к другу. В классе приветствовать взрослых вставанием, отвечать учителю стоя.

9. Всегда быть опрятными, аккуратно одетыми и причёсанными, на уроки приходить в школьной форме, без украшений.

10. Соблюдать правила дорожного движения. Быть осторожными с огнём, газом, электронагревательными приборами. Купаться только в специально отведённых местах, под контролем взрослых.



Учащиеся IV (V) — VIII (IX) классов обязаны:

1. Настойчиво овладевать знаниями, учебными умениями и навыками. Определить путь завершения среднего образования.

2. Активно участвовать в общественно полезном, производительном труде и самообслуживании. Выбрать будущую профессию. Строго соблюдать правила техники безопасности.

3. Принимать активное участие в общественной жизни школы, класса, пионерской и комсомольской организаций, в работе ученического самоуправления. Уметь сочетать личные интересы с интересами коллектива.

4. Беречь и приумножать народное добро. Бережно относиться к государственному и общественному имуществу. Охранять родную природу.

5. Соблюдать режим дня. Правильно организовывать учение, труд, отдых, ценить своё и чужое время. Систематически читать, заниматься в кружках, клубных объединениях, физкультурой и спортом, закалять себя, не курить, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

6. Уважать родителей и старших. Участвовать в домашних делах, учиться ведению домашнего хозяйства. Заботиться о пожилых и больных людях, о младших.

7. Быть дисциплинированными, скромными, вежливыми. Здороваться с работниками и посетителями школы, знакомыми и товарищами, уважительно относиться друг к другу. В классе приветствовать взрослых вставанием, отвечать учителю стоя. Выполнять требования работников школы, решения органов ученического самоуправления.

8. Быть скромными, опрятными в одежде. На занятия приходить в школьной форме, без украшений.

9. Знать и строго соблюдать правила дорожного движения, пожарной безопасности и поведения на воде.



Учащиеся IX (X) — X (XI) классов обязаны:

1. Настойчиво и творчески овладевать основами наук и навыками самообразования. Применять полученные знания в жизни.

2. Активно участвовать в общественно полезном, производительном труде. Овладевать избранной профессией. Строго соблюдать дисциплину труда, правила техники безопасней, санитарию и гигиену.

3. Активно участвовать в общественной жизни, в деятельности комсомольской организации, ученического самоуправления. Беречь и умножать лучшие традиции школы, коллектива. Помогать учителям в организации внеурочной работы.

4. Заботиться о сохранении и приумножении народного достояния. Участвовать во всенародном движении за экономию и бережливость.

5. Рационально организовать учение, труд, общественную работу, досуг, заниматься самообразованием, овладевать богатствами культуры, искусства, всесторонне развивать свои способности.

6. Заниматься физкультурой и спортом, закаляться. Готовить себя к защите социалистической Родины.

7. Уважать родителей и старших. Проявлять заботу о членах семьи, помогать в организации её быта и хозяйства. Быть внимательными и предупредительными к окружающим людям, к женщинам. Здороваться с работниками и посетителями школы, знакомыми и товарищами. Уважительно относиться друг к другу. В классе приветствовать взрослых вставанием, отвечать учителю стоя.

8. Строго соблюдать нормы социалистического общежития. Не курить, не употреблять спиртные напитки, быть нетерпимыми к аморальным и антиобщественным поступкам. Активно участвовать в поддержании общественного порядка, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде. Заниматься самовоспитанием, признавать и исправлять свои ошибки.

9. Следить за своим внешним видом, проявлять хороший вкус в одежде, манерах поведения, быть скромными и сдержанными. На занятия приходить в школьной форме, без украшений.

10. Знать и выполнять правила дорожного движения, пожарной безопасности и поведения на воде, требовать их выполнения от окружающих. Уметь оказать первую медицинскую помощь.



XXX



За систематические нарушения Правил для учащихся школ РСФСР к школьникам могут быть применены различные меры наказания вплоть до исключения из общеобразовательной школы.



УКАЗАНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА

1. Дневник является школьным документом учащегося, и ведение его обязательно. В случае утери дневника вопрос о его замене решается ученическими общественными организациями и педагогическим советом школы.

2. Ученик заполняет лицевую сторону обложки, записывает названия предметов, фамилии, имена и отчества преподавателей, расписание уроков, факультативных занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий.

3. Ученик ежедневно записывает домашние задания в графы того дня, на который они заданы; в период школьных каникул — план внеклассных и внешкольных мероприятий.

4. Учащийся должен предъявлять дневник по требованию учителей и классного руководителя.

5. Учителя, выставляя оценку в классный журнал, одновременно вписывают её в дневник и заверяют своей подписью.

6. Классный руководитель следит за наличием в дневнике всех оценок, полученных учащимся в течение педели, отмечает количество пропущенных уроков и опозданий за неделю, в конце дневника выставляет итоговые сведения об успеваемости, поведении и прилежании учащегося.

7. Выставление оценок за общественно полезный, производительный труд в течение педели, а также записи о выполненной учеником работе в период трудовой практики производят лица, ответственные за организацию этих работ.

8. Для заметок учителей и классного руководителя выделена специальная страница в конце дневника.

9. Родители обязаны еженедельно оценивать домашний труд ученика, просматривать и подписывать дневник.

10. Администрация школы осуществляет систематический контроль за состоянием ведения дневников учащихся III—X классов.











Tags: 1986, Синельников, школа
Subscribe

Posts from This Journal “Синельников” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments