ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Пророчество Дмитрия Фурмана

Павел Палажченко:

«Ровно десять лет, как нет с нами Дмитрия Фурмана - моего старшего товарища, друга, выдающегося ученого и публициста.

Впервые после его смерти я съездил сегодня на Ваганьковское кладбище, поклонился его памяти и его могиле. На памятнике воспроизведена, наверное, самая лучшая его фотография.

Я много о нем писал, в том числе а Фейсбуке, это легко найти. На другой день после его смерти я написал:

"Последние недели и особенно последние дни его жизни были мучительными – «болезнь Лу Герига» (боковой амиотрофический склероз) неизлечима и к своим жертвам беспощадна. С момента постановки диагноза живут два-три года. Дима – жил. Он не боролся со смертью (потому что она все равно придет), а продолжал жить. Продолжал работать, читал, думал, писал статьи и книги. Как ему это удавалось – непостижимо. Я был у него накануне, он лежал совершенно беспомощно, задыхался, но память, мысль – все работало".

Его последние три статьи, вошедшие в изданный мною сборник "Публицистика нулевых" - о Горбачеве, Сахарове и "предстоящем выборе России" - настоящий подвиг. В первом комменте - ссылка на сайт "Дмитрий Фурман", где можно найти почти все, что он написал.

Став публицистом, он охватил эпохи Горбачева, Ельцина и частично Путина. Я выбрал для публикации в этом посте отрывок из предисловия к его сборнику "Наша странная революция", вышедшему в 1998 году. Как всё у него, это честно и местами пронзительно. Сегодня это важно потому, что в этом предисловии говорится об опасениях и предположениях, которые были у него в те и предыдущие годы и которые тогда не сбылись, но начали сбываться сейчас. Чтобы полноценно проанализировать происходящее, нужен сильный ум, который был у Фурмана и которого сейчас я не вижу на "политологическом" горизонте. Но наше и право и, как говорил Д.Е., долг - думать, и мне кажется, что эти мысли могут в этом помочь:

"Тревожное состояние в конце перестроечного периода было едва ли не у всех, но в зависимости от психологического типа, социального положения и мировоззрения тревоги разных людей были очень различны. Мои тревоги в большой мере отличались от тревог большинства моих друзей и знакомых, людей моего возраста и социального круга. Я не боялся многого из того, чего опасались они, и, наоборот, страшился того, чего они не боялись.

Может быть, в силу каких-то психологических особенностей, может быть, потому что я по образованию — античник и религиовед, что порождает некоторую «отстраненность» от современности, в моем отношении к советской власти было значительно меньше той подавленной злобы, которая была так характерна в «застойные годы» едва ли не для большинства нашей интеллигенции, в том числе и для ее очень преуспевающих представителей, писавших вполне конформистские марксистские работы, постоянно бывающих за границей, вызываемых на разные совещания в ЦК и т. д. Мое отношение к режиму и его официальной идеологии в эти годы можно сформулировать приблизительно следующим образом:

«Всякие были в истории государства, режимы и религии. Я живу вот при таком режиме и такой официальной идеологии /религии/ в период их очевидного упадка. Время и место, может быть, не самые лучшие, но и не самые худшие. Жили люди и в древнем Египте и в государстве ацтеков и сейчас живут в какой-нибудь Экваториальной Гвинее. Мой долг как ученого — стремиться максимально понять и высказать правду, поэтому для меня неизбежен постоянный конфликт с господствующей идеологией. Но такой конфликт был бы практически везде и всегда, это — просто норма для любого человека, стремящегося что-то понять». И поскольку особо больших често-, власто- и корыстолюбий у меня нет и особо сильного цензурного гнета в силу некоторой «экзотичности» и периферийности моей проблематики я не испытывал, жил я довольно спокойно, расстраиваясь только тем, что не могу посмотреть другие страны, но и не очень-то расстраиваясь, воспринимая это как нечто вроде неприятного ограничения, к которому надо привыкнуть.

Я был давно и глубоко убежден, что советская власть обречена и ее эволюция — это просто ее умирание. Никаких «закручиваний гаек» и тем более «возвращения сталинского террора», которых боялись многие, я не боялся, видя, что мускульных сил, необходимых для такого закручивания, нет и единственное возможное направление развития — это направление, которое я шуточно определял в то время как «коррупцию, постепенно переходящую в либерализм». И так же как я был убежден, что советская власть практически уже умерла и ничего особенно страшного от нее исходить не может, я был уверен, что единственный общечеловеческий путь развития — это «западный» и что это — не путь от плохого к хорошему, не путь к счастью, а просто путь, по которому идут все, в том числе и мы, что бы мы при этом ни думали, как бы ни сопротивлялись и в какие бы «ямы» типа Октябрьской революции ни проваливались. Но не боясь ни советской власти, ни неизбежного отдаленного постсоветского демократического будущего, я очень боялся перехода, того, что моим детям, а может быть, и мне самому, придется пережить период революционного катаклизма с его неизбежными кровью и яростной глупостью и что революция может привести к новой, пусть относительно кратковременной, тоталитарной вспышке. Я придумывал тогда всякие шуточные названия и фразы из этого гипотетического тоталитарного будущего, типа «сельскохозяйственная община имени святого Сергия Радонежского», которая вывела новый сорт кукурузы, любовно названной «белогвардейской» и т. д. Я был уверен, что самая страшная опасность — именно эта, а не опасность, исходящая от уже дышащего на ладан старика — Советской власти, и избежать ее можно лишь начав планомерные демократические реформы сверху.

Поэтому естественно, что пришествие Горбачева я воспринял с громадной радостью и облегчением. Его так восприняли очень многие, но скоро у меня снова возникли разногласия с большинством моих друзей и знакомых. Всем стало казаться, что Горбачев медлит и не решается на радикальные преобразования, после которых мы стали бы жить не хуже американцев или каких-нибудь шведов. Мне же, наоборот, казалось страшным, что он делает слишком крутой вираж и теряет управление, что начинается безумие и той революции, которую можно и нужно было бы избежать, мы все же не минуем. В то время существовал популярный клуб «Московская трибуна». Я иногда ходил туда и каждый раз ужасался безответственности и просто глупости «революционной толпы», состоящей из докторов наук и академиков. Я не выступал, ибо понимал, что это совершенно бессмысленно. Меня все больше охватывало чувство бессилия и обреченности. На выборах президента России я голосовал за В. Бакатина, отлично, разумеется, понимая, что победит Ельцин, вызывавший у меня отвращение и ужас.

В августе 1991 г. произошло то, чего я ждал со страхом. Я имею в виду, естественно, не «путч», который и путчем-то не был, а просто какой-то бессильной чепухой, а окончательную победу «демократов». Я решил, что, пока не поздно, пока не ввели новую цензуру, надо как можно больше успеть сказать, и вообще, что настало время, когда надо, не думая о последствиях, броситься под колеса нашей лишившейся управления и начавшей соскальзывать в яму российской телеги. Уже в сентябре 1991 г. я поместил в «Демократической России» и «Независимой газете» ряд статей, говоривших, что победа демократии на самом деле есть ее поражение, что началось движение к новому авторитаризму, на этот раз, очевидно, с националистической идеологический окраской и к войнам между идущими к независимости республиками. По-человечески меня тогда страшно возмутили издевательства, каким подвергался Горбачев, с которым я затем в какой-то мере сблизился.

Оглядываясь сейчас назад, я могу сказать, что понимал многое из того, чего не понимали другие. Но, естественно, не понимал и не понимаю еще больше. Многие мои страхи, слава Богу, оказались преувеличенными и не оправдались. Я не понимал всей мощи номенклатурной олигархии, которая не позволяет установиться по-настоящему авторитарному режиму, приводит к тому, что авторитарно-централистские поползновения новой власти погружаются в олигархическую трясину. Мне казалось, что «западнический» период нашей эволюции будет относительно коротким и вскоре официальной идеологией станет национализм и возрождение имперских традиций. Тенденция к этому, безусловно, есть, но слабее, чем я ожидал. Это связано, очевидно, с тем, что я не понимал, как нужны стремящейся к приватизации олигархии идеология рынка и тесные экономические связи с Западом, являющиеся главным источником новых капиталов. Последствия распада СССР также оказались менее страшными. Я думал, что мы полномасштабно повторим югославский путь, с Украиной, играющей роль Хорватии, и Казахстаном — роль Боснии. Этого не произошло и, Бог даст, и не произойдет".

Как отнестись к этим словам сегодня - зная все, что мы знаем о последних семи годах, которые ему не суждено было увидеть?

Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, надо учесть вот что: Д.Е. никогда не ходил строем, никогда не участвовал в коллективном скандировании очередных лозунгов. Не потому, что хотел как-то "обозначить себя", а потому что иначе не мог. Я не знаю точно, какой была бы его реакция. Но знаю, что он заставил бы нас думать.

Как не хватает таких людей сегодня!

https://www.facebook.com/100003298555447/posts/4149353551851222/

========

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=============






Tags: Палажченко, Фурман, аналитика
Subscribe

Posts from This Journal “аналитика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments