ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

«Статус Кво» - впервые в СССР.

Фрэнсис Росси: «Сейчас модным стало начинать мировое турне из Советского Союза».

33 года назад - с 15 по 31 августа 1988 года в московском спорткомплексе "Олимпийский" с аншлагом прошли концерты британской группы Status Quo.

Из статьи Владимира Фрадкина «Легенды рока в Москве» (журнал «Смена» за январь 1989 года):

«Ну что ж, на мой взгляд, концерты удались. Мы услышали и «Кэролайн» («Caroline»), и «Рок по всему миру», и «Вниз, вниз», и «Бумажный самолетик» («Paper Plane»), и несколько классических рок-н-роллов, и, конечно, «Ты теперь в армии».

Напор и энергия, с которыми выступают «Статус Кво» на сцене, просто поражают. Публика узнавала любимые композиции по первым же тактам, демонстрируя отменное знакомство с репертуаром гостей, и дружно подпевала (причем делала это весьма слаженно и мелодично – или, может быть, мне просто повезло, и именно на «моих» концертах подобрались зрители с абсолютным слухом и изрядным знанием английского языка?).

Нельзя не сказать и о том, что, если не считать прекрасной усилительной аппаратуры и освещения (вполне, впрочем, традиционного), группа не пользуется никакими специальными эффектами (вроде сногсшибательных нарядов, пиротехники, лазеров, дымов и т. п.), достигая блестящего результата исключительно за счет молодого (даже у ветеранов) азарта и высочайшего профессионализма».



=========

"Статус Кво - в Москве"
Газета "Московский комсомолец", 1988 г.

«Слепящий свет и возбуждение перемешались со слезами, когда мы сходили со сцены в тот вечер. Плакали королева и принц. Плакали музыканты, когда вертолет стремительно уносил нас на торжественный вечер. Это был вечер смешанных чувств - мы делали попытки веселиться среди друзей и людей, которые увидели нас впервые за 20 лет. Мы вспоминали об успешных альбомах, музыка которых мне до сих пор снится», - так вспоминает о юбилейном концерте гитарист Рик Парфитт и продолжает: «Только через месяц я окончательно осознал, что все кончено: «Статус Кво», музыка, сцена, судьба... Я ошибался. Поверьте мне, я никогда не был так счастлив совершить ошибку».

Группа появилась в зале ожидания аэропорта Шереметьево-2 вчера вечером такой, какой мы ее и представляли по обложкам двух последних пластинок «В армии...» и «Не жалуясь». Фрэнсис Росси напоминал больше не суперзвезду английской рок-музыки, а милого, беззаботного парня с южной окраины Лондона, Рик Парфитт - более деловой, сосредоточенный, суетящийся, Энди Баун, как и ожидалось. лирик и чуть-чуть замкнут, а двое новичков группы - несколько взволнованны от окруживших их в аэропорту людей. «Хэлло», - слышалось повсюду...

- Сейчас более чем когда-либо я счастлив происходящим, - говорит, улыбаясь, Росси. - Об этой поездке все мы мечтали с 1985 года. Надеюсь, что в Москве нас помнят и ждут... Ведь мы вернулись...

Но не подумайте, что зал ожидания был переполнен поклонниками и поклонницами. Они приезжают в аэропорт лишь на Кутуньо, Челентано и Андерса. Как и в случае со «Скорпионс», корреспонденты «МК» единолично представляли московскую прессу. Поди вот пойми столичных зрителей. Впервые приезжает группа из когорты великих и... никому нет дела. Прямо-таки музыкальная загадка века.

И все-таки зал аэропорта время от времени взрывался веселым задорным смехом. Дело в том, что вместе со «Статус Кво» в Москву прилетели и семьи музыкантов. С Фрэнсисом Росси, например, все четверо его детей, с Риком Парфиттом - один, а с Энди Бауном - двое.

- В самолете наш «детский сад» постоянно спрашивал, когда мы увидим Москву, - говорит Росси, - они так долго ждали этой поездки. Я вообще считаю, что дети и рок-н-ролл - это две вещи, ради которых стоит жить на белом свете.

- На «пенсии» было скучно, и мы решили снова собраться вместе. Может быть, отчасти из-за того, что мы были на гастролях во всех странах, кроме Советского Союза.

А что думают по поводу гастролей «новички»?

Джефф Рич: «Это отличные концерты. Я постараюсь показать москвичам все, на что способен, ведь «Статус Кво» - группа самых высоких профессионалов».

Джон Эдвардс: «Играть в группе - истинное удовольствие, и каждый из вас сможет в этом убедиться. Работа на сцене подобна безостановочно идущему поезду, и я чувствую себя частью хорошо смазанного механизма».

- Ваша любимая пластинка ансамбля?

- «Хэлло». - почти хором отвечают все пятеро музыкантов (не станем с ними спорить, может быть, это и так. - Д. Ш.).

- Какому музыкальному стилю вы отдали бы предпочтение?

- Кантри и рок-н-роллу,- отвечает Росси, - а также тому, что называют «стилем «Статус Кво» - рискованному соединению всего того, чего многие группы стараются избегать, к музыке, кажущейся не совсем правильной среди всего, что сейчас звучит в эфире и с пластинок.

- Какую программу услышат зрители «Олимпийского»?

- Мы назвали это: «Сборник великих хитов «Статус Кво».

- Забежим немного «перед: что будет после двух недель пребывания в Москве?

- Сейчас модным стало начинать мировое турне из Советского Союза. Мы решили сделать то же самое. После московских шоу мы поедем сниматься в ФРГ на телевидение и затем отправимся на концерты в США. Потом последует Скандинавия и страны Западной Европы - Франция, Испания, Италия...

Итак, подождем до понедельника. Кстати, а вы обратили внимание, что билеты еще есть в продаже в кассах МДТЗК?

Дмитрия ШАВЫРИН.
Фото Александра АСТАФЬЕВА.

Р. S. На прощание музыканты хотят через журналистов передать всем москвичам горячий привет и пишут в блокноте: «Великолепно, что мы здесь. Надеемся в будущем видеть вас среди наших зрителей».






========

Легенды рока в Москве

Владимир Фрадкин| опубликовано в журнале «Смена» в номере №1479, январь 1989

Если не считать двух певцов-солистов – Элтона Джона и Билли Джоэла (причем первый, как известно, приезжал к нам на гастроли «в урезанном варианте» – с одним ударником, без своего постоянного аккомпанирующего состава), то «Статус Кво» – единственная пока рок-знаменитость (среди ансамблей), посетившая Советский Союз не на закате своей карьеры.

Более того, как раз сейчас группа переживает второе рождение, новый пик популярности. Приезду ансамбля в Москву предшествовал выход удачного диска «Не жалуюсь» («Ain't complaining»), а за год до этого лидером хит-парадов во многих странах стала композиция «Ты теперь в армии» («In The Army Now») из одноименного альбома. Благодаря радио и телевидению песня получила огромную популярность и у нас в стране. Это, конечно же, подогрело интерес публики к концертам британцев.

В рекламной афишке, продававшейся перед концертами в фойе «Олимпийского», значилось, что группа «Статус Кво» образована в 1968 году – это ошибка! На самом деле ансамбль возник весной 1962 года, когда его основатель и бессменный руководитель Френсис Росси (называвший себя в те далекие времена Майком Росси) собрал свою первую, поначалу безымянную группу, состоявшую из трех музыкантов, – помимо Росси (вокал и гитара), в нее вошли бас-гитарист Алан Ланкастер и барабанщик Джон Коулэн. Осенью того же года коллектив отважился на первое публичное выступление. «Это было просто ужасно!» – так оценил дебют группы сам Росси – оценил, правда, уже сейчас, на пресс-конференции в Москве. Вскоре после первого выступления ансамбль расширил свой состав до четырех человек (к группе примкнул клавишник Рой Лайнс), записал на фирме «Пай» дебютный сингл, успеха, впрочем, не снискавший, и обрел название «Спектерс», которое затем было изменено дважды: сначала – на «Трэффик Джем», а потом, чтобы не путали с группой «Трэффик» Стиви Уинвуда, – на «Статус Кво».

Первый успех пришел к ним после появления в группе еще одного гитариста и певца – Рика Парфитта: песня «Картинки спичечных человечков» («Pictures Of Matchstick Men»), записанная музыкантами впятером, весной 1968 года достигла седьмого места в британском хит-параде. Но судьба следующего сингла – «Лед на солнце» («Ice In The Sun») – оказалась несколько менее удачной, а первые альбомы – «Живописные спичечные послания» («Picturesque Mat-chstickable Messages»), «Запасные части» («Spare Parts») и «Статус Квотэйшн» («Status Quotation»), – вышедшие уже после того, как группу покинул Лайнс, и вовсе потерпели провал. Впрочем, безликий стиль этих записей существенно отличался от того, что мы привыкли ассоциировать с именем «Статус Кво». Пытаясь добиться коммерческого успеха, группа послушно следовала всем веяниям моды, шарахалась из одной крайности в другую, а это привело к обратному результату – публика «ушла»...

Чтобы выжить, группе следовало обрести собственную неповторимую манеру, найти свое индивидуальное, незаемное творческое лицо. Пластинки, вышедшие в начале 1970-х годов – «Жирная ложка мамаши Келли» («Ma Kelly's Greasy Spoon») и «Собака о двух головах» («Dog of Two Head»), – отражают эти мучительные поиски. Перелом наступил в 1972 году, когда группа добилась беспрецедентного успеха на рок-фестивале в Рединге. Год спустя, сменив фирму грамзаписи «Пай» на «Вертиго», ансамбль выпустил диск «Копер» («Piledriver»), который первым из альбомов «Статус Кво» попал в хит-парад. В том же году аналогичного успеха удостоились и три сингла ансамбля. С этого момента началась обычная жизнь преуспевающих рок-звезд: концерты, гастроли, участие в музыкальных фестивалях и, конечно, новые записи...

Музыкальная критика всегда была настроена в отношении «Статус Кво» весьма скептически. Однозначно положительных оценок их творчества мне, честно говоря, вообще разыскать не удалось. Зато желчи хватало в избытке. Американский авторитетный журнал «Роллинг Стоун» назвал выступления ансамбля «жалким, убогим зрелищем». Из одной энциклопедии в другую кочует брошенная кем-то фраза: дескать, «Статус Кво» – это «Кэнд Хит» для бедных (имеется в виду американская рок-группа, работающая в сходном ключе). Серьезным критикам претит тот стиль, что стал основой исполнительской манеры, своего рода визитной карточкой группы, – сплав ярко выраженных элементов шлягера (простой текст, незатейливая, легко запоминающаяся мелодия) с буги и роком, порой довольно жестким. (Канадский профессор Алан Найстер сформулировал это так: «Сильно акцентированный ритм, примитивнейшие гитарные аккорды, несколько элементарных, но истошно выкрикиваемых фраз».) Зато этот стиль – я бы условно назвал его «облегченным тяжелым роком» – снискал ансамблю популярность, не меркнущую вот уже третье десятилетие. Верность поклонников «Статус Кво» своим кумирам особо подчеркивается музыкальной критикой (хоть и не без иронии), а журнал «Мэлоди мейкер» даже назвал ансамбль – правда, опять же с некоторой долей иронии – народной группой...

Но, как говорится, хорошо смеется тот, кто смеется последним. Каковы бы ни были оценки критики (а начиная с 1973 года «Статус Кво» выпускает практически ежегодно по диску, и все они занимают высокие места в списках популярности: «Хэлло» («Hello»), «Кво» («Quo»), «На поверхности» («On The Level»), этот диск возглавил хит-парад альбомов в то же время, когда песня «Вниз, вниз» («Down, Down») возглавила хит-парад синглов: «Грусть для вас» («Blue For You»), «Рок по всему миру» («Rockin' All Over The World»), «Если вы не переносите жару» («If You Can't Stand The Heet»), «Чего бы вы ни пожелали» («Whatever You Want»), «Как и предполагалось» («Just Supposing), «Никогда не поздно» («Never Too Late»).

В 1982 году группа отметила свое двадцатилетие выпуском очередного альбома под названием «1+9 + 8+2» (обратите внимание: сумма цифр равна двадцати!). Ансамбль пришел к юбилею, имея в активе 15 только номерных альбомов, не считая концертных записей и бесчисленных сборников хитов.

Следующий диск – «Спина к спине» («Back То Back») – записывался уже без участия Ланкастера и Коулэна, покинувших ансамбль. Не сумев подыскать им равноценную замену, «Статус Кво» дали триумфальный прощальный концерт, который почтили своим присутствием английская королева и наследный принц Чарльз, и объявили о своем роспуске.

А спустя два года произошло то, на что трудно было даже надеяться: под тем же названием, но в обновленном составе ансамбль собрался снова. К ветеранам Росси и Парфитту присоединились клавишник Энди Баун, время от времени сотрудничавший с группой и раньше, барабанщик Джефф Рич и бас-гитарист Джон Эдварде. Именно этот состав мы и увидели во время московских гастролей.

«Не думайте, будто мы взялись ниоткуда. Мы опытные музыканты, работали во многих известных европейских ансамблях, – сказал один из новичков «Статус Кво», Джон Эдварде, на той самой пресс-конференции, – Джефф раньше играл с Ричи Блэкмором, Клиффом Ричардом, в группах «Деф Леппард» и «Клаймэкс Блюз Бэнд», Энди – с Джоан Арматрэйдинг, Крисом де Бергом, Майком Чэпменом, имеет сольные пластинки. Я тоже играл в «Клаймэкс Блюз Бэнд», а также с Тиной Тернер, Сэнди Шоу, в «Дэкси'с Миднайт Раннерс» – всех и не упомнить...»

«Наше нынешнее турне началось в декабре 1987 года, после гастролей в СССР мы планируем записать новую пластинку, а потом продолжим концерты, – сообщил Рик Парфитт. – В Москву мы привезли программу, состоящую из наиболее успешных хитов, – на сегодня это наша стандартная программа, с ней мы выступаем по всему миру, не только у вас».

Ну что ж, на мой взгляд, концерты удались. Мы услышали и «Кэролайн» («Caroline»), и «Рок по всему миру», и «Вниз, вниз», и «Бумажный самолетик» («Paper Plane»), и несколько классических рок-н-роллов, и, конечно, «Ты теперь в армии». Напор и энергия, с которыми выступают «Статус Кво» на сцене, просто поражают. Публика узнавала любимые композиции по первым же тактам, демонстрируя отменное знакомство с репертуаром гостей, и дружно подпевала (причем делала это весьма слаженно и мелодично – или, может быть, мне просто повезло, и именно на «моих» концертах подобрались зрители с абсолютным слухом и изрядным знанием английского языка?). Нельзя не сказать и о том, что, если не считать прекрасной усилительной аппаратуры и освещения (вполне, впрочем, традиционного), группа не пользуется никакими специальными эффектами (вроде сногсшибательных нарядов, пиротехники, лазеров, дымов и т. п.), достигая блестящего результата исключительно за счет молодого (даже у ветеранов) азарта и высочайшего профессионализма. «Живое» звучание ансамбля на сцене практически неотличимо от студийных записей, а добиться этого невероятно трудно. Достойна восхищения исключительная слаженность – и это несмотря на присутствие в коллективе двух хоть и опытных музыкантов, но все же новобранцев.

«Мы работаем ежедневно и помногу, – говорили они на пресс-конференции, – ведь мы профессионалы и считаем своим долгом дать зрителю за его деньги максимум того, что можем. Советский Союз – очень интересная страна, особенно сейчас, когда у вас происходят реальные перемены. Мы даже привезли с собой жен и детей...»

Уместно отметить, что каждый из концертов имел свое лицо, группа и в ходе гастролей продолжала работать над программой, заменяла одни песни другими, совершенствовала оформление сцены и освещение.

Конечно, музыка «Статус Кво» не самая сложная, утонченная и изысканная. Шлягерные интонации порой заставляют вспомнить прямо-таки деревенские частушки, и тогда ждешь, что артисты вот-вот пустятся вприсядку; простота мелодий и ритма иногда граничит с примитивностью; аранжировки некоторых песен, начинаясь каким-нибудь эффектным ходом, не имеют, как правило, достойного продолжения и потому кажутся несколько монотонными. Но в целом веселая, боевая, задорная, энергичная музыка ансамбля, энтузиазм и профессионализм его участников впечатляют. И, судя по реакции зала, не меня одного...

========

Статья Владимира Фрадкина
«Статус Кво» – статус мастерства
Журнал «Кругозор»
Дата: 01.11.1988
Номер: 11

Проходившие в Москве гастроли британской рок-группы «Статус Кво» – событие незаурядное. Хотя бы уже потому, что ансамбль является в полном смысле слова ветераном жанра – во время гастролей в СССР группа отметила свой четвертьвековой юбилей. И ещё потому, что «Статус Кво» – ансамбль, переживающий сейчас второе рождение, новый взлёт успеха. Этим он отличается от гастролеров прошлых лет, которые к приезду в СССР если и не считались «вышедшими в тираж», то, уж вo всяком случае, находились на спаде своей популярности.

Музыкальная критика всегда была сурова к «Статус Кво». Лично мне не удалось найти ни в прессе, ни в специальных справочниках однозначно положительных отзывов о творчестве группы. Негативных же оценок – хоть отбавляй («Жалкое: убогое зрелище», – писал, например, американский журнал «Роллинг стоун»). Серьёзным критикам претит тот стиль, что стал основой исполнительской манеры, своего рода визитной карточкой группы – сплав ярко выраженных элементов шлягера (незатейливая, предельно упрощенная, легко запоминающаяся мелодия) с буги-вуги и настоящим роком, подчас довольно жёстким. Зато этот стиль (я назвал бы его – да простится мне некоторая языковая неуклюжесть – «облегчённым тяжёлым роком») снискал ансамблю популярность у широкого круга слушателей, не изменяющих своему пристрастию вот уже третье десятилетие.

«Статус Кво» – статус мастерства«Статус Кво» не избежал общей участи долгожителей в мире рока – чехарды с составом. Лишь основатель группы Фрэнсис Росси (в те далекие времена именовавшийся Майком Росси) да примкнувший к ансамблю спустя четыре года Рик Парфитт – оба они поют и играют на гитаре – по-прежнему на сцене. Вначале группа была безымянной и состояла из трёх музыкантов – помимо Росси, в неё входили бас-гитара Алан Ланкастер и ударник Джон Коулэн. Затем состав расширился до четырёх человек (пришел клавишник Рой Лайнс), и ансамбль обрёл название «Спектерс», которое вскоре было изменено на «Трэфик Джэм», а затем – чтобы не путали с группой «Трэфик» Стива Уинвуда – на «Статус Кво».

Обретение собственной неповторимой манеры и связанный с этим рост популярности относятся к началу семидесятых годов. А затем начинается обычная жизнь преуспевающей рок-группы: концерты, гастрольные турне, выступления на фестивалях и, конечно, новые альбомы. К своему двадцатилетнему юбилею группа пришла, имея 15 дисков. Правда, последний из них был записан уже без участия Ланкастера и Коулэна, покинувших ансамбль. Нe найдя им равноценной замены, группа «Статус Кво» дала триумфальный прощальный концерт, который почтили своим присутствием английская королева и наследный принц Чарльз, и объявила о своём роспуске.

Под тем же названием, но в обновленном составе ансамбль снова собрался в 1986 году. Помимо ветеранов Росси и Парфитта в него вошли клавишник Энди Баун, время от времени сотрудничавший с группой и раньше, ударник Джефф Рич и басист Джон Эдвардс. Именно этот состав мы и увидели на гастролях в Москве.

Ансамбль привез программу, состоящую из самых своих популярных хитов. Энергия, с которой выступают музыканты на сцене, просто поражает. Нельзя не сказать и о том. что группа не пользуется никакими специальными эффектами вроде дымов и прочей пиротехники, добиваясь воодушевления публики исключительно молодым (даже у ветеранов) задором и высочайшим профессионализмом. Живое звучание ансамбля на сцене: практически не отличается от студийных записей – достичь этого невероятно трудно.

Конечно, музыка «Статус Кво» – не самая сложная, утонченная и изысканная. Шлягерные интонации порой заставляют вспомнить деревенские частушки, а аранжировки большинства песен, начинаясь каким-либо эффектным ходом, не имеют, как правило, достойного продолжения и потому выглядят несколько монотонно. Но в целом весёлая, задорная музыка ансамбля и профессионализм его участников производят самое благоприятное впечатление.

Владимир ФРАДКИН
Фото А. ЛИДОВА

=================

Status Quo в программе В. Молчанова "До и после полуночи", 1988 год.

https://m.ok.ru/video/224050416227

==================

Репортаж с одного из концертов:

https://youtu.be/GdJsSytzq2E

===============

Пародия Сергея Минаева «Какой тяжелый день»

https://youtu.be/nJ2pTlFlMwE

==========

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=============
























«Известия» 18 августа 1988 года.

А незадолго перед этим, в советском «Крокодиле»:



Программка московских концертов:








Tags: ! - Гастроли звезд эстрады, ! - История Перестройки, ! - Музыка Перестройки, 1988
Subscribe

Posts from This Journal “! - История Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments